КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук    в общеобразовательных организациях  Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская литература

5-класс

 №

урока

дата

Кол-во

 час

 Тема урока

Основные понятия

 Теория литературы.

 Планируемый результат

 Развитие речи

Чтение,

заучивание наизусть, творческая работа.

1

1

 Введение. Понятие о словесности. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь.

Система верований древних людей и ее отражение в УНТ. Виды искусства слова.

Начальное  понятие о мифе.

2

1

 Введение. Устное народное творчество. Специфика фольклора. Основные жанры.

Понятие о фольклоре и его жанрах.

 Фольклор.

Знание  начальных сведений  о родах и жанрах  фольклора.

3

1

Пословицы и поговорки. Краткость и выразительность русских пословиц и поговорок. Тематика пословиц и поговорок, их прямой и переносный смысл.

Отличие пословиц от поговорок. Сопоставительный

анализ

русских, казахских  пословиц, поговорок

 Собственно словесный жанр.

 Умение различать пословицы и поговорки.  Знание  собственно словесных  фольклорных жанров.

Сопостави

тельный

анализ

русских, казахских  пословиц, поговорок

3-5 русских и казахских пословиц и поговорок.

4

1

Загадки. Происхождение и функции загадок.

Произведение  для чтения  и изучения. Отражение в загадках наблюдательности, творческой фантазии, ума народа. Использование малых жанров в литературе (С.А. Есенин, П.Н. Васильев, Л.Д. Лезина).

Метафора.

Малые жанры фольклора.

  Знание малых (афористичных ) жанров фольклора

Анализ художественного  своеобразия казахских  загадок. Составление  загадок.

3-5 русских и казахских загадок.

5

1

Обрядовая поэзия. Назначение и функции обрядов. Основные циклы календарных обрядов и их поэзия.

Произведение  для чтения  и изучения. Виды обрядовой  поэзии.

 Основные жанры семейно-обрядовой   поэзии.

6

1

Использование обрядовой поэзии в литературе.

Основные  жанры русской  семейно-обрядовой  поэзии в сравнении с казахской  обрядовой поэзией.

«Колыбель

ная  песня» А. Майков

7

1

Русские народные сказки.

Исторические корни сказки. Сказочные мотивы и образы в русской поэзии ХIХ-ХХ веков (И.З. Суриков, А.А. Блок,  С.А. Есенин и др.).

Виды народных сказок. Поэтика сказок (композиция, герои, стилистика)

 Знание  основных признаков сказки.

Составление кластера- систематизации знаний.

8

1

Волшебная сказка. «Царевна-лягушка».

Тема, композиция, образы, стиль волшебной сказки. Особенности сказочного мира.

Развитие понятия о теме и идее, композиции.

9

1

Герои сказки как воплощение лучших качеств человека: верности, стойкости, мужества, скромности.

Реальное и фантастическое в сказке.

Поэтика волшебной сказки.

«Солдат и чёрт», «Батрак»

10

1

Волшебная сказка. «Иван - Крестьянский сын и Чудо-юдо».

Произв. для чтения и обсуждения.

Тема, идея и поэтика сказки..

11

1

Казахские народные сказки. Волшебная сказка «Ер-тостік».

Произв. для чтения и изучения

Типологические черты и национальные особенности сказки. Темы, сюжеты и образы казахских  сказок.

Закрепление знаний о волшебной сказке.

12

1

Русские бытовые сказки. Цикл казахских сказок об Алдаре Косе в сравнении с русскими бытовыми сказками.

Произведения для чтения и обсуждения.

Худ. особенности соц.-бытовых сказок, их отличие от волшебных сказок.

13

1

Сказки о животных.

 Произведения для чтения и обсуждения. Особенности сказок о животных, их связь с древними поверьями о животных-тотемах

Образы животных в казахских сказках.

Композиция сказок.

Тотем.

Сопоставление и  анализ русских  и казахских бытовых      сказок.

«Буренушка» или «Крошечка-Хаврошечка»

14

1

РР: Обучающее сочинение.

 Создание  своего сказочного  текста на основе усвоения модели жанра.

Сочинение - составление сказки

15

1.

Былины. Мир былины.

Произв. для чтения и изучения. Богатыри как олицетворение народного идеала (бескорыстное служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства).

Виды былин: социально-бытовые, героические. Поэтика былины.

Близость былины другим жанрам фольклора и ее художественное своеобразие.

16

1

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Произведение для чтения  и  изучения. Основные темы и идеи, художественное своеобразие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»: образы, композиция, стиль (использование гипербол, повторов, постоянных эпитетов в изображении героев и событий).

Понятие о былинном стихе. Гипербола. Постоянный эпитет.

17

1

Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины. Возвеличивание крестьянского труда посредством образа Микулы  и посрамление насилия и порабощения  через образы Вольги и его дружины.

 Произведение для чтения и обсуждения. Произведение для чтения  и  изучения

Былинный стих. Гипербола. Эпитет. Антитеза. Символ.

 Усвоение знаний об идейном своеобразии  былин. Овладение навыками устной речи.  

 Сочинение – миниатюра о богатырях- защитниках  родной земли.

(Васнецов «Богатыри»)

18

1

Казахский героический эпос.

Соединение в эпосе элементов фантастики и исторических событий и реалий. Сюжет эпоса: защита родины от набегов чужеземцев. Образ главного героя, его сходства и отличие от образов русских богатырей.

Героическое как основная эстететическая категория эпоса. Спец. черты каз. героич. эпоса в сравнении с русс.былинами. Сюжет эпоса.

 Умение  различать  черты казахского   героического эпоса  и русских былин.

Эпос «Кобланды-батыр»  (отрывок).

19

1

Исторические песни.

Произв. для чтения и изучения. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен.

Поэзия жырау.

Отличие исторических  песен от былин. Поэтика песни.

 Песни о Иване Грозном , о взятии Казани.

20

1

Лирические бытовые песни. Символика.

Произв. для чтения и изучения. Лирическая  песня как жанр нар.поэзии.

Классификация песен, поэтика. Принцип психологическо

го  параллелизма.

Сопоставительный  анализ казахских лирических песен.  

 Песни о Степане Разине, Ермаке, Пугачёве.

21

1

 Введение. Фольклор и литература 19 века.

Открытие мира фольклора писателями XIX века. Фольклорные образы, сюжеты и жанры в литературе.

Фольклорные образы, сюжеты и жанры.

Анализ лирических произведений

22

1

Обрядовая поэзия в творчестве поэтов XIX века.

Произведение для чтения  и обсуждения. Использование обрядовой поэзии как средства передачи психологического состояния лирического героя. А.А. Фет. «Ночь крещенская морозна...», «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом...» (из цикла «Гадания»); А.Н. Майков. «Колыбельная»; А.С. Пушкин. «Настали святки...» (строфы VII-Х из 5 главы романа «Евгений Онегин»).

Обрядовая поэзия.

Психологический параллелизм

Умение анализировать и сравнивать фольклорный и поэтический тексты.

А.Н. Майков. «Колыбельная».

23

1

РР: Анализ лирических произведений поэтов XIX века

Анализ лирического произведения.

Психологический параллелизм

24

1

В.А. Жуковский. «Светлана».

Произв. для чтения и обсужэдения.Фантастическое в балладе. Роль магических обрядов. Герои баллады.

Литературная баллада.

Основные  жанровые  признаки баллады.

 Знание основных жанровых признаков балллады.

 Баллады Жуковского.

25

1

Басня как эпический жанр литературы. Мораль и аллегория в басне.

 Отличие  басни от сказок о животных. История басни в литературе разных времен и народов. Язык басен, близость к

разговорной речи.

Жанр басни,мораль, аллегория. Общее и различное в баснях, пословицах, сказках.

Домашнее сочинение (басня)

26

1

1.И.А. Крылов. «Волк и ягненок».

Произведение для чтения  и  изучения. Всенародное признание национально и художественно самобытных басен И.А. Крылова, обличение в них несправедливых общественных порядков и недостатков людей.

Мораль и аллегория в басне.

«Квартет», «Волк на псарне», «Свинья под дубом».

27

1

Историческая основа басни

 Чтение и обсуждение. «Волк на псарне» (аллегорическое изображение Кутузова и Наполеона).

 Усвоение  теоретического понятия  «басня», определение её жанровых характеристик.

И.А. Крылов. «Волк и ягненок» или «Квартет».

(наизусть)

28

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

Произведение для чтения  и  изучения. Смысл сопоставления Олега и волхва-кудесника. Причины смерти и бессмертия человека. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси в «Песне...».

Особенности жанра, композиции, стиля песни

 Умение сопоставлять героев и их поступки.

Анализ лирического  произведения.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (отрывок).

29

РР: Анализ «Песни о вещем Олеге»  А.С. Пушкина.

Особенности жанра, стиля, композиции

Анализ лирического произведения.

30

А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...»

Произведение для чтения  и  изучения. (Пролог к поэме «Руслан и Людмила»). Сказочная основа вступления к поэме «Руслан и Людмила» (Лукоморье – собирательный образ мира русских сказок).  

 Пролог. Формы авторского присутствия в сказке: юмор, лиризм, человечность.

Поэма «Руслан и Людмила»

31

1

«Сказка о попе и работнике его Балде».

Произведение для чтения  и  изучения. Народные источники в сказке. Поэтическое мастерство Пушкина.

Литературная сказка Трансформация сказ.канонов: жизненная повседневность и динамика сказ. мира; персонажи сказки, их номинации, псих. мотивировка  поступков.

 Формирование представлений о стихотворной  форме литературной сказки, о соединении нескольких фольклорных жанров: сказки, песни, пословицы.

32

1

Вн. чт.: Э. Гофман. «Щелкунчик, или Мышиный король»

Внеклассное чтение

Литературная сказка

 В. Гауф. Сказки.

33

1

Г.-Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»,

Произведение для чтения  и  обсуждения. Возвышенность и благородство чувств главного героя сказки «Стойкий оловянный солдатик», его мужество и способность к самопожертвованию. Тема и идея сказки «Новое платье короля».

Тема и идея. Сатира.

Сочинение- миниатюра «Моя любимая игрушка»

 «Новое платье короля».

34

1

О. Уайльд. «Роза и соловей».

Произведение для чтения  и   обсуждения. Герои сказки. Идея сказки и поэтичность ее стиля.

Тема и идея. Мораль, нравственная проблема.

35

1

Вн. чт.: Немецкая народная сказка  «Шесть лебедей».

Внеклассное  чтение.

Волшебная сказка. Литературная  сказка

Г.-Х. Андерсен. «Дикие лебеди»

36

1

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

Произведение для чтения  и  изучения Анализ произведения. 25-летие сражения под Бородино: поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года. Моральная основа  победы: народное единство в стремлении спасти Отчизну, героизм и одушевление сражающихся.

Монолог и диалог.

Звукопись (аллитерация). Жанр произведения.

Композиция произведения, ритм.

 Умение расставлять  основные акценты в ходе анализа текста.

Анализ Бородинского сражения.

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

37

1

И.С. Тургенев. «Муму».

Произведение для чтения  и  изучения. Пробуждение человека как основа сюжета повести.Конфликт человеческого достоинства и смирения в душе героя. Переезд в город и примирение с новой жизнью.  

Понятие о повести как эпическом жанре.

Конфликт.

38

1

Нравственное превосходство Герасима над челядью и барыней.

Непримиримое отношение писателя к деспотизму в любой форме. Любовь и привязанность Герасима к Муму. Цена освобождения Герасима. Возвращение в деревню как нравственная победа героя.

 Образ- символ.

 Развитие умения чувствовать психологическое состояние героя.

39

1

Контраст пейзажа и финала повести.

Сравнение как способ авторской оценки  и прием изображения героев и событий.

Пейзаж.

Сравнение.

Анализ художествен

ной детали(трагический поступок ,  совершаемый Герасимом.)

 Н. Верёвочкин «Лёшка»

40

1

РР: Подготовка к сочинению.

Обучающее сочинение.

41

1

РР. Сочинение по повести И.С. Тургенева «Муму».

Написание сочинения на литературную тему.

42

1

Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов XIX века.

Произв. для чт. и изучения. Н.А. Некрасов. «Зажгло грозою дерево», «Не ветер бушует над бором...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»); И.С. Никитин. «Утро»; А.Н. Майков. «Ласточки». Одушевление природы в стихотворных пейзажах.

Олицетворение.

Пейзаж.

Анализ лирического произведения.

Н.А. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»); И.С. Никитин. «Утро».

43

1

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник».

Произведение для чтения  и   обсуждения. Тема и идея повести Толстого.

Рассказ.  Тема и идея. Антитеза и ее роль в тексте.

Определение темы и идеи произведения.

Обсуждение эпизода о первом, втором  побеге  пленников.

44

1

Жилин и Костылин.

Изображение горцев в произведении.

 Умение составлять связный рассказ  в режиме ограниченного времени.

Устное сочинение  «Что мне понравилось в рассказе Л.Н.Толстого « Кавказский пленник?»

45

1

Возвращение литературы к народным истокам.

Введение. Фольклорный мир как гармоническое начало жизни.

 Развитие умения подбирать  живописные, архитектурные, музыкальные  иллюстрации.

Колыбельные песни В.Брюсова, Л.Лезиной, К.Д. Бальмонта, О.Н. Бондаренко.

46

1

Введение. Фольклор и литература XX века

 Традиции и новаторство в использовании обрядовой поэзии поэтами XX века.

Произведение для чтения  и   обсуждения.

С.А. Есенин. «Зашумели над затоном тростники...»; В.Я. Брюсов. «Колыбельная»; Л.Д. Лезина. «Колыбельная для Елены».

47

1

К.Д. Бальмонт. Книга «Фейные сказки».

Произведение для чтения  и  изучения.«Фея», «Чары Феи», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Светлый мир». Герои сказок в стихах поэта. Фольклорные истоки стихотворений. Бальмонт о поэтическом творчестве.

Понятие о лирическом произведении. Аллитерация. Сравнение. Олицетворение.

Анализ лирического произведения.

К.Д. Бальмонт. «Фейные сказки» (одно стихотворение на выбор).

48

1

РР: Анализ стихотворений К.Д. Бальмонта

Анализ лирического произведения.

Понятие о ритме, рифме, строфе.

  Закрепление  и углубление  стиховедческих понятий «рифма» и «аллитерация», прояснение их функциональной роли в поэтическом тексте.

49

1

А.И. Куприн. «Синяя звезда».

Произведение для чтения  и  изучения. Различное представление об идеале красоты в сюжете произведения. Смысл названия. Способы создания особого мира Эрнотерры.

Литературная сказка

 Закрепление и углубление знаний о литературной сказке, интертестуальных перекличках. Умение сопоставлять  литературный и фольклорный  сюжет.

 Устное сочинение «Что понравилось в сказке А. И. Куприна?»

Н. Верёвочкин «Нарисуй мне золотое сердце»

50

1

Поэтическая картина природы в стихах поэтов XX века.

Произведение для чтения  и  изучения Анализ лирического  произведения. Д.С. Мережковский. «Мать», «Природа»; И.В. Северянин. «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк», «Январь», «Выйди в сад»; С.А. Есенин. «Поет зима – аукает...». Персонификация природы. Роль пейзажа в лирическом произведении, утверждение силы и красоты материнского чувства у всех живых существ.

Аллитерация. Сравнение. Олицетворение Пейзаж.

Ритм, рифма, строфа.

И.В. Северянин. «В парке плакала девочка» или «Что шепчет парк»;

Д.С. Мережковский. «Мать».

51

1

1.А.П. Платонов. «Волшебное кольцо».

Произведение для чтения  и  изучения. Близость сказки Платонова к народным сказкам.

Литературная сказка

 Умение находить признаки народной сказки.

А.П.Платонов.Книга сказок «Волшебное кольцо»

52

1

Воспевание доброты как лучшего человеческого качества.

Герои сказки.

Беседа по содержанию сказки.  Анализ средств создания юмора в сказке, подбор  пословиц, поговорок.

Иллюстрация  понравившегося эпизода сказки

53

1

П.Н. Васильев. «Песня о Серке», «Всадники» (из цикла «Песни киргиз-казахов»).

Произв. для чтения и изучения. Художественное своеобразие произведений Васильева.

Лирическое произведение.

Знание традиций русской и казахской народной поэзии в произведениях.

54

1

1.К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб».

Произведение для чтения  и обсуждения. Сказка о труде и взаимной выручке. Народная мудрость и народная мораль в сказке. Дедушка, внук Филька и раненый конь.

 Победа добра над злом.

Литературная сказка.

Выразительное чтение  и анализ прочитанных эпизодов.

 Портрет понравившегося героя (рисунки)

55

1

 РР. Сочинение- эссе «Добро и зло»

 Эпитет в сказке как средство выявления идеи произведения.

Эпитет.

 Умение определять смысл названия рассказа.

Анализ взаимосвязи персонажей.

 Составление цветовой  палитры и звуковой гаммы.

56

1

П.П. Бажов. «Каменный цветок».

Произведение для чтения  и изучения. Тема искусства, труда и любви в сказе. Герои произведения. Язык сказа.

Особенности жанра сказа

Развитие умения  составлять связный текст  на заданную тему в режиме ограниченного времени.

Устный рассказ «Судьба ДанилушкиНедокормыша», «Мастер Прокопьич», «Встреча с Хозяйкой Медной горы»

57

57

Вн. чт.: П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка».

Внеклассное  чтение.

Сказ

 Сообщение о богатствах родного края.

58

1

1.М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».

Произведение для чтения и изучения. Вера автора в человека, доброго и умного хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Правда Антипыча.

Сказка-быль: сказочный характер и реальная основа. Эпитеты , метафоры, сравнения.

 Умение находить эпитеты , метафоры, сравнения.

Анализ эпизодов. (Поиск палестинки, спасение  Митраши Травкой.)

59

1

Одухотворение природы в «Кладовой солнца».

 Участие природы в судьбе детей. Сказка и быль в произведении. Смысл названия повести. Жанровые особенности «Кладовой солнца».

 Реальное и чудесное.

М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» (отрывок «Ель и сосна» или «История Травки»).

60

1

РР: Сочинение по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Обучающее сочинение.

Написание сочинения на литературную тему.

61

1

С.Я. Маршак. «Умные вещи» (в сокращении).

Произведение для чтения и изучения. Волшебные вещи в пьесе-сказке. Герои пьесы. Нравственные уроки произведения. Особенности жанра.

Пьеса-сказка.

Авторская ремарка.

Наблюдение за поступками героев, постижение их характеров.

 Викторина или выступления  по произведениям Маршака.

62

1

Вн. чт.: К. Булычев. «Заповедник сказок»

Внеклассное чтение.

Иллюстрации к  литературным сказкам.

63

1

С.В. Михалков. Басни.

Произведение для чтения и обсуждения. «Завидное упорство», «Муха и пчела», «Лев и муха». Нравственный идеал басен

С.В. Михалкова.

Басня. Крыловские традиции в баснях Михалкова.

 Инсценировка басен Крылова и Михалкова.

64

1

Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зернышке».

Произведение  для чтения и обсуждения. Сказка в рассказе: реальное и фантастическое.

Рассказ.

Сказка.

 Пословицы и поговорки, связанные с моралью  этой сказки.

«Чудо-каравай», «Как солнышко на братьев рассердилось».

65

1

1.М.Д.Зверев. «Тайна двухэтажного города».

Произведение для чтения и обсуждения. Тема повести. Герои произведения и их приключения. Изображение мира природы.

Научно-приключенческая повесть

 Умение находить  связь различных жанров.

Сопоставление повести сначалом волшебной сказки.

66

1

Фольклорно-мифическое и научное объяснение мира в произведении.

Табу.

Закрепление умения анализировать  эпизод.

 Пересказ эпизода о наскальных рисунках.

67

1

Развитие поэтических традиций.

Произв. для чтения и обсуждения. Мотив единения человека и природы. Д.Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето...»; Т.М. Мадзигон. «Эту осень отпраздновать надо»; Л.Д. Лезина. «Солнечный луч», «Черный лебедь».

Лирическое произведение. Антропоморфизм.

 Анализ стихотворений. Создание  цветообразов.

 Создание иллюстраций.

68

1

 Заключение. Итоги изучения темы «Фольклор и литература»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.).

Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н.Г. к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.). Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы»...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс по учебнику «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко/

Рабочая программа включает  пояснительную записку и календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по русской словесности 5 класс к учебнику Р.И.Альбетковой

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по русской словесности 6 класс к учебнику Р.И.Альбетковой

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словеснорсть. От слова к словесности"...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебнику "Русский язык" под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской 2011 год

Рабочая программа создана с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта....

Рабочая программа по русскому языку 7 класс по учебнику «Русский язык. 7 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Просвещение» 2018 г. 4 часа в неделю (136 часов)

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе  составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Главным компонентом учебно-ме...