№ урока | дата | Кол-во час | Тема урока | Основные понятия | Теория литературы. | Планируемый результат | Развитие речи | Чтение, заучивание наизусть, творческая работа. |
1 |
| 1 | Введение. Понятие о словесности. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь. | Система верований древних людей и ее отражение в УНТ. Виды искусства слова. | Начальное понятие о мифе. |
|
|
|
2 |
| 1 | Введение. Устное народное творчество. Специфика фольклора. Основные жанры.
| Понятие о фольклоре и его жанрах. | Фольклор. | Знание начальных сведений о родах и жанрах фольклора. |
|
|
3 |
| 1 | Пословицы и поговорки. Краткость и выразительность русских пословиц и поговорок. Тематика пословиц и поговорок, их прямой и переносный смысл. | Отличие пословиц от поговорок. Сопоставительный анализ русских, казахских пословиц, поговорок | Собственно словесный жанр. | Умение различать пословицы и поговорки. Знание собственно словесных фольклорных жанров. | Сопостави тельный анализ русских, казахских пословиц, поговорок | 3-5 русских и казахских пословиц и поговорок.
|
4 |
| 1 | Загадки. Происхождение и функции загадок. | Произведение для чтения и изучения. Отражение в загадках наблюдательности, творческой фантазии, ума народа. Использование малых жанров в литературе (С.А. Есенин, П.Н. Васильев, Л.Д. Лезина). | Метафора. Малые жанры фольклора. | Знание малых (афористичных ) жанров фольклора | Анализ художественного своеобразия казахских загадок. Составление загадок.
| 3-5 русских и казахских загадок.
|
5 |
| 1 | Обрядовая поэзия. Назначение и функции обрядов. Основные циклы календарных обрядов и их поэзия. | Произведение для чтения и изучения. Виды обрядовой поэзии. | Основные жанры семейно-обрядовой поэзии. |
|
|
|
6 |
| 1 | Использование обрядовой поэзии в литературе.
|
|
| Основные жанры русской семейно-обрядовой поэзии в сравнении с казахской обрядовой поэзией. | «Колыбель ная песня» А. Майков |
|
7 |
| 1 | Русские народные сказки.
| Исторические корни сказки. Сказочные мотивы и образы в русской поэзии ХIХ-ХХ веков (И.З. Суриков, А.А. Блок, С.А. Есенин и др.). | Виды народных сказок. Поэтика сказок (композиция, герои, стилистика) | Знание основных признаков сказки. | Составление кластера- систематизации знаний. |
|
8 |
| 1 | Волшебная сказка. «Царевна-лягушка». | Тема, композиция, образы, стиль волшебной сказки. Особенности сказочного мира. | Развитие понятия о теме и идее, композиции.
|
|
|
|
9 |
| 1 | Герои сказки как воплощение лучших качеств человека: верности, стойкости, мужества, скромности. | Реальное и фантастическое в сказке.
| Поэтика волшебной сказки. |
|
| «Солдат и чёрт», «Батрак» |
10 |
| 1 | Волшебная сказка. «Иван - Крестьянский сын и Чудо-юдо». | Произв. для чтения и обсуждения. | Тема, идея и поэтика сказки.. |
|
|
|
11 |
| 1 | Казахские народные сказки. Волшебная сказка «Ер-тостік». | Произв. для чтения и изучения | Типологические черты и национальные особенности сказки. Темы, сюжеты и образы казахских сказок. | Закрепление знаний о волшебной сказке. |
|
|
12 |
| 1 | Русские бытовые сказки. Цикл казахских сказок об Алдаре Косе в сравнении с русскими бытовыми сказками.
| Произведения для чтения и обсуждения. | Худ. особенности соц.-бытовых сказок, их отличие от волшебных сказок. |
|
|
|
13 |
| 1 | Сказки о животных.
| Произведения для чтения и обсуждения. Особенности сказок о животных, их связь с древними поверьями о животных-тотемах Образы животных в казахских сказках. | Композиция сказок. Тотем. |
| Сопоставление и анализ русских и казахских бытовых сказок. | «Буренушка» или «Крошечка-Хаврошечка» |
14 |
| 1 | РР: Обучающее сочинение. | Создание своего сказочного текста на основе усвоения модели жанра. |
|
| Сочинение - составление сказки |
|
15 |
| 1. | Былины. Мир былины.
| Произв. для чтения и изучения. Богатыри как олицетворение народного идеала (бескорыстное служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства). | Виды былин: социально-бытовые, героические. Поэтика былины. | Близость былины другим жанрам фольклора и ее художественное своеобразие. |
|
|
16 |
| 1 | «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | Произведение для чтения и изучения. Основные темы и идеи, художественное своеобразие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»: образы, композиция, стиль (использование гипербол, повторов, постоянных эпитетов в изображении героев и событий). | Понятие о былинном стихе. Гипербола. Постоянный эпитет.
|
|
|
|
17 |
| 1 | Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины. Возвеличивание крестьянского труда посредством образа Микулы и посрамление насилия и порабощения через образы Вольги и его дружины. | Произведение для чтения и обсуждения. Произведение для чтения и изучения | Былинный стих. Гипербола. Эпитет. Антитеза. Символ. | Усвоение знаний об идейном своеобразии былин. Овладение навыками устной речи. | Сочинение – миниатюра о богатырях- защитниках родной земли. (Васнецов «Богатыри») |
|
18 |
| 1 | Казахский героический эпос. | Соединение в эпосе элементов фантастики и исторических событий и реалий. Сюжет эпоса: защита родины от набегов чужеземцев. Образ главного героя, его сходства и отличие от образов русских богатырей. | Героическое как основная эстететическая категория эпоса. Спец. черты каз. героич. эпоса в сравнении с русс.былинами. Сюжет эпоса. | Умение различать черты казахского героического эпоса и русских былин. |
| Эпос «Кобланды-батыр» (отрывок). |
19 |
| 1 | Исторические песни. | Произв. для чтения и изучения. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен. | Поэзия жырау.
| Отличие исторических песен от былин. Поэтика песни. |
| Песни о Иване Грозном , о взятии Казани. |
20 |
| 1 | Лирические бытовые песни. Символика.
| Произв. для чтения и изучения. Лирическая песня как жанр нар.поэзии.
| Классификация песен, поэтика. Принцип психологическо го параллелизма. |
| Сопоставительный анализ казахских лирических песен. | Песни о Степане Разине, Ермаке, Пугачёве. |
21 |
| 1 | Введение. Фольклор и литература 19 века. | Открытие мира фольклора писателями XIX века. Фольклорные образы, сюжеты и жанры в литературе. | Фольклорные образы, сюжеты и жанры. |
| Анализ лирических произведений |
|
22 |
| 1 | Обрядовая поэзия в творчестве поэтов XIX века.
| Произведение для чтения и обсуждения. Использование обрядовой поэзии как средства передачи психологического состояния лирического героя. А.А. Фет. «Ночь крещенская морозна...», «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом...» (из цикла «Гадания»); А.Н. Майков. «Колыбельная»; А.С. Пушкин. «Настали святки...» (строфы VII-Х из 5 главы романа «Евгений Онегин»). | Обрядовая поэзия. Психологический параллелизм | Умение анализировать и сравнивать фольклорный и поэтический тексты. |
| А.Н. Майков. «Колыбельная».
|
23 |
| 1 | РР: Анализ лирических произведений поэтов XIX века | Анализ лирического произведения. | Психологический параллелизм |
|
|
|
24 |
| 1 | В.А. Жуковский. «Светлана». | Произв. для чтения и обсужэдения.Фантастическое в балладе. Роль магических обрядов. Герои баллады. | Литературная баллада. Основные жанровые признаки баллады. | Знание основных жанровых признаков балллады. |
| Баллады Жуковского. |
25 |
| 1 | Басня как эпический жанр литературы. Мораль и аллегория в басне.
| Отличие басни от сказок о животных. История басни в литературе разных времен и народов. Язык басен, близость к разговорной речи. | Жанр басни,мораль, аллегория. Общее и различное в баснях, пословицах, сказках. |
| Домашнее сочинение (басня) |
|
26 |
| 1 | 1.И.А. Крылов. «Волк и ягненок». | Произведение для чтения и изучения. Всенародное признание национально и художественно самобытных басен И.А. Крылова, обличение в них несправедливых общественных порядков и недостатков людей. | Мораль и аллегория в басне. |
|
| «Квартет», «Волк на псарне», «Свинья под дубом». |
27 |
| 1 | Историческая основа басни | Чтение и обсуждение. «Волк на псарне» (аллегорическое изображение Кутузова и Наполеона). |
| Усвоение теоретического понятия «басня», определение её жанровых характеристик. |
| И.А. Крылов. «Волк и ягненок» или «Квартет». (наизусть) |
28 |
|
| А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». | Произведение для чтения и изучения. Смысл сопоставления Олега и волхва-кудесника. Причины смерти и бессмертия человека. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси в «Песне...». | Особенности жанра, композиции, стиля песни | Умение сопоставлять героев и их поступки. | Анализ лирического произведения. | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (отрывок).
|
29 |
|
| РР: Анализ «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. |
| Особенности жанра, стиля, композиции |
| Анализ лирического произведения. |
|
30 |
|
| А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» | Произведение для чтения и изучения. (Пролог к поэме «Руслан и Людмила»). Сказочная основа вступления к поэме «Руслан и Людмила» (Лукоморье – собирательный образ мира русских сказок). | Пролог. Формы авторского присутствия в сказке: юмор, лиризм, человечность. |
|
| Поэма «Руслан и Людмила» |
31 |
| 1 | «Сказка о попе и работнике его Балде». | Произведение для чтения и изучения. Народные источники в сказке. Поэтическое мастерство Пушкина. | Литературная сказка Трансформация сказ.канонов: жизненная повседневность и динамика сказ. мира; персонажи сказки, их номинации, псих. мотивировка поступков. | Формирование представлений о стихотворной форме литературной сказки, о соединении нескольких фольклорных жанров: сказки, песни, пословицы. |
|
|
32 |
| 1 | Вн. чт.: Э. Гофман. «Щелкунчик, или Мышиный король» | Внеклассное чтение | Литературная сказка |
|
| В. Гауф. Сказки. |
33 |
| 1 | Г.-Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик», | Произведение для чтения и обсуждения. Возвышенность и благородство чувств главного героя сказки «Стойкий оловянный солдатик», его мужество и способность к самопожертвованию. Тема и идея сказки «Новое платье короля».
| Тема и идея. Сатира. |
| Сочинение- миниатюра «Моя любимая игрушка» | «Новое платье короля». |
34 |
| 1 | О. Уайльд. «Роза и соловей». | Произведение для чтения и обсуждения. Герои сказки. Идея сказки и поэтичность ее стиля.
| Тема и идея. Мораль, нравственная проблема. |
|
|
|
35 |
| 1 | Вн. чт.: Немецкая народная сказка «Шесть лебедей».
| Внеклассное чтение. | Волшебная сказка. Литературная сказка |
|
| Г.-Х. Андерсен. «Дикие лебеди»
|
36 |
| 1 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино». | Произведение для чтения и изучения Анализ произведения. 25-летие сражения под Бородино: поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года. Моральная основа победы: народное единство в стремлении спасти Отчизну, героизм и одушевление сражающихся. | Монолог и диалог. Звукопись (аллитерация). Жанр произведения. Композиция произведения, ритм. | Умение расставлять основные акценты в ходе анализа текста. | Анализ Бородинского сражения. | М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
|
37 |
| 1 | И.С. Тургенев. «Муму». | Произведение для чтения и изучения. Пробуждение человека как основа сюжета повести.Конфликт человеческого достоинства и смирения в душе героя. Переезд в город и примирение с новой жизнью. | Понятие о повести как эпическом жанре. Конфликт.
|
|
|
|
38 |
| 1 | Нравственное превосходство Герасима над челядью и барыней.
| Непримиримое отношение писателя к деспотизму в любой форме. Любовь и привязанность Герасима к Муму. Цена освобождения Герасима. Возвращение в деревню как нравственная победа героя. | Образ- символ. | Развитие умения чувствовать психологическое состояние героя. |
|
|
39 |
| 1 | Контраст пейзажа и финала повести. | Сравнение как способ авторской оценки и прием изображения героев и событий.
| Пейзаж. Сравнение. |
| Анализ художествен ной детали(трагический поступок , совершаемый Герасимом.) | Н. Верёвочкин «Лёшка» |
40 |
| 1 | РР: Подготовка к сочинению.
| Обучающее сочинение. |
|
|
|
|
41 |
| 1 | РР. Сочинение по повести И.С. Тургенева «Муму». |
|
| Написание сочинения на литературную тему. |
|
|
42 |
| 1 | Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов XIX века. | Произв. для чт. и изучения. Н.А. Некрасов. «Зажгло грозою дерево», «Не ветер бушует над бором...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»); И.С. Никитин. «Утро»; А.Н. Майков. «Ласточки». Одушевление природы в стихотворных пейзажах. | Олицетворение. Пейзаж. |
| Анализ лирического произведения. | Н.А. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»); И.С. Никитин. «Утро». |
43 |
| 1 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». | Произведение для чтения и обсуждения. Тема и идея повести Толстого. | Рассказ. Тема и идея. Антитеза и ее роль в тексте. | Определение темы и идеи произведения. | Обсуждение эпизода о первом, втором побеге пленников. |
|
44 |
| 1 | Жилин и Костылин. | Изображение горцев в произведении. |
| Умение составлять связный рассказ в режиме ограниченного времени. | Устное сочинение «Что мне понравилось в рассказе Л.Н.Толстого « Кавказский пленник?» |
|
45 |
| 1 | Возвращение литературы к народным истокам.
| Введение. Фольклорный мир как гармоническое начало жизни. |
| Развитие умения подбирать живописные, архитектурные, музыкальные иллюстрации. |
| Колыбельные песни В.Брюсова, Л.Лезиной, К.Д. Бальмонта, О.Н. Бондаренко. |
46 |
| 1 | Введение. Фольклор и литература XX века Традиции и новаторство в использовании обрядовой поэзии поэтами XX века. | Произведение для чтения и обсуждения. |
|
|
| С.А. Есенин. «Зашумели над затоном тростники...»; В.Я. Брюсов. «Колыбельная»; Л.Д. Лезина. «Колыбельная для Елены».
|
47 |
| 1 | К.Д. Бальмонт. Книга «Фейные сказки». | Произведение для чтения и изучения.«Фея», «Чары Феи», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Светлый мир». Герои сказок в стихах поэта. Фольклорные истоки стихотворений. Бальмонт о поэтическом творчестве. | Понятие о лирическом произведении. Аллитерация. Сравнение. Олицетворение.
|
| Анализ лирического произведения. | К.Д. Бальмонт. «Фейные сказки» (одно стихотворение на выбор).
|
48 |
| 1 | РР: Анализ стихотворений К.Д. Бальмонта | Анализ лирического произведения. | Понятие о ритме, рифме, строфе. | Закрепление и углубление стиховедческих понятий «рифма» и «аллитерация», прояснение их функциональной роли в поэтическом тексте. |
|
|
49 |
| 1 | А.И. Куприн. «Синяя звезда». | Произведение для чтения и изучения. Различное представление об идеале красоты в сюжете произведения. Смысл названия. Способы создания особого мира Эрнотерры.
| Литературная сказка | Закрепление и углубление знаний о литературной сказке, интертестуальных перекличках. Умение сопоставлять литературный и фольклорный сюжет. | Устное сочинение «Что понравилось в сказке А. И. Куприна?» | Н. Верёвочкин «Нарисуй мне золотое сердце» |
50 |
| 1 | Поэтическая картина природы в стихах поэтов XX века. | Произведение для чтения и изучения Анализ лирического произведения. Д.С. Мережковский. «Мать», «Природа»; И.В. Северянин. «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк», «Январь», «Выйди в сад»; С.А. Есенин. «Поет зима – аукает...». Персонификация природы. Роль пейзажа в лирическом произведении, утверждение силы и красоты материнского чувства у всех живых существ. | Аллитерация. Сравнение. Олицетворение Пейзаж. Ритм, рифма, строфа. |
|
| И.В. Северянин. «В парке плакала девочка» или «Что шепчет парк»; Д.С. Мережковский. «Мать».
|
51 |
| 1 | 1.А.П. Платонов. «Волшебное кольцо». | Произведение для чтения и изучения. Близость сказки Платонова к народным сказкам. | Литературная сказка | Умение находить признаки народной сказки. |
| А.П.Платонов.Книга сказок «Волшебное кольцо» |
52 |
| 1 | Воспевание доброты как лучшего человеческого качества.
| Герои сказки. |
|
| Беседа по содержанию сказки. Анализ средств создания юмора в сказке, подбор пословиц, поговорок. | Иллюстрация понравившегося эпизода сказки |
53 |
| 1 | П.Н. Васильев. «Песня о Серке», «Всадники» (из цикла «Песни киргиз-казахов»). | Произв. для чтения и изучения. Художественное своеобразие произведений Васильева. | Лирическое произведение. | Знание традиций русской и казахской народной поэзии в произведениях.
|
|
|
54 |
| 1 | 1.К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб». | Произведение для чтения и обсуждения. Сказка о труде и взаимной выручке. Народная мудрость и народная мораль в сказке. Дедушка, внук Филька и раненый конь. Победа добра над злом.
| Литературная сказка.
|
| Выразительное чтение и анализ прочитанных эпизодов. | Портрет понравившегося героя (рисунки) |
55 |
| 1 | РР. Сочинение- эссе «Добро и зло» | Эпитет в сказке как средство выявления идеи произведения.
| Эпитет. | Умение определять смысл названия рассказа. | Анализ взаимосвязи персонажей. | Составление цветовой палитры и звуковой гаммы. |
56 |
| 1 | П.П. Бажов. «Каменный цветок». | Произведение для чтения и изучения. Тема искусства, труда и любви в сказе. Герои произведения. Язык сказа. | Особенности жанра сказа
| Развитие умения составлять связный текст на заданную тему в режиме ограниченного времени. | Устный рассказ «Судьба ДанилушкиНедокормыша», «Мастер Прокопьич», «Встреча с Хозяйкой Медной горы» |
|
57 |
| 57 | Вн. чт.: П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка».
| Внеклассное чтение. | Сказ |
|
| Сообщение о богатствах родного края. |
58 |
| 1 | 1.М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».
| Произведение для чтения и изучения. Вера автора в человека, доброго и умного хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Правда Антипыча. | Сказка-быль: сказочный характер и реальная основа. Эпитеты , метафоры, сравнения. | Умение находить эпитеты , метафоры, сравнения. | Анализ эпизодов. (Поиск палестинки, спасение Митраши Травкой.) |
|
59 |
| 1 | Одухотворение природы в «Кладовой солнца». | Участие природы в судьбе детей. Сказка и быль в произведении. Смысл названия повести. Жанровые особенности «Кладовой солнца». | Реальное и чудесное. |
|
| М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» (отрывок «Ель и сосна» или «История Травки»). |
60 |
| 1 | РР: Сочинение по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | Обучающее сочинение. |
| Написание сочинения на литературную тему. |
|
|
61 |
| 1 | С.Я. Маршак. «Умные вещи» (в сокращении). | Произведение для чтения и изучения. Волшебные вещи в пьесе-сказке. Герои пьесы. Нравственные уроки произведения. Особенности жанра. | Пьеса-сказка. Авторская ремарка. |
| Наблюдение за поступками героев, постижение их характеров. | Викторина или выступления по произведениям Маршака. |
62 |
| 1 | Вн. чт.: К. Булычев. «Заповедник сказок» | Внеклассное чтение.
|
|
|
| Иллюстрации к литературным сказкам. |
63 |
| 1 | С.В. Михалков. Басни. | Произведение для чтения и обсуждения. «Завидное упорство», «Муха и пчела», «Лев и муха». Нравственный идеал басен С.В. Михалкова. | Басня. Крыловские традиции в баснях Михалкова. |
|
| Инсценировка басен Крылова и Михалкова. |
64 |
| 1 | Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зернышке». | Произведение для чтения и обсуждения. Сказка в рассказе: реальное и фантастическое.
| Рассказ. Сказка. |
| Пословицы и поговорки, связанные с моралью этой сказки. | «Чудо-каравай», «Как солнышко на братьев рассердилось». |
65 |
| 1
| 1.М.Д.Зверев. «Тайна двухэтажного города».
| Произведение для чтения и обсуждения. Тема повести. Герои произведения и их приключения. Изображение мира природы. | Научно-приключенческая повесть | Умение находить связь различных жанров. | Сопоставление повести сначалом волшебной сказки. |
|
66 |
| 1 | Фольклорно-мифическое и научное объяснение мира в произведении.
|
| Табу. | Закрепление умения анализировать эпизод. | Пересказ эпизода о наскальных рисунках. |
|
67 |
| 1 | Развитие поэтических традиций.
| Произв. для чтения и обсуждения. Мотив единения человека и природы. Д.Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето...»; Т.М. Мадзигон. «Эту осень отпраздновать надо»; Л.Д. Лезина. «Солнечный луч», «Черный лебедь». | Лирическое произведение. Антропоморфизм. |
| Анализ стихотворений. Создание цветообразов. | Создание иллюстраций. |
68 |
| 1 | Заключение. Итоги изучения темы «Фольклор и литература» |
|
|
|
|
|