«НИКОЛАЙ И АЛЕКСАНДРА» Литературно-музыкальная композиция /с элементами театрализации/
методическая разработка по теме
Данный сценарий нацелен на формирование патриотических чувств и сознания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikolay_i_aleksandra.doc | 108 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 258
с углублённым изучением физики и химии
Колпинского района Санкт-Петербурга
НЕКРАСОВА С.Б., зам.директора по ВР
ГОУ СОШ № 258
КО ДНЮ СЕМЬИ
«НИКОЛАЙ И АЛЕКСАНДРА»
Литературно-музыкальная композиция /с элементами театрализации/
МУЗЫКА
- Мне совершенно не по душе холодность и замкнутость предполагаемой невесты нашего сына и искренне рада, в отличие от тебя, дорогой, что сватовство расстроилось, и Алекс возвратилась в родной Дармштадт.
- Однако речь идет не только о судьбе нашего сына, но и о судьбе державы. Ты не можешь не понимать, что это государственное дело!
- Именно сейчас, в разговоре любящих родителей, решалась судьба не просто юноши... Решалась судьба наследника русского престола, великого князя, цесаревича Николая Александровича (в семье его звали Ники).
- А любящими родителями были не кто иной, как царица Мария Федоровна и сам государь-император Александр III.
Театрализация
- Ники сейчас просто необходимо романтическое увлечение... Кем она должна быть? Фрейлина может стать интриганкой. Представить ему какую-нибудь хорошенькую дочку сговорчивого дворянина?
- Но тогда потребуются не только подарки для девицы, но и чины и выплаты папаше…
- Чего доброго, Ники увлечется какой-нибудь простолюдинкой… А не выбрать ли для цесаревича актрису?
- А если это будет не актриса, а балерина? Ведь в Петербурге есть Императорское театральное училище, а в нем – балетный класс. Там обязательно отыщется по-настоящему порядочная девушка…
- Но надо решить, какой национальности будет барышня. Вот если бы удалось найти польку… В них есть настоящий шарм! Балерина-полька! Друг мой! Я знаю, что надо делать!
- 23 марта 1890 год
- выпускной экзамен в Императорском театральном училище
- Неожиданностью для многих стало появление всей царской семьи: Александра III с императрицей и цесаревичем Николаем.
- Главную партию в балете Шопена исполняла выпускница Матильда Кшесинская.
Т А Н Е Ц /М.Кшесинской/
- Зрители сразу отметили, что солистке с особым увлечением аплодирует император, и молоденькую балерину постоянно сопровождали овации.
- Ники глаз не мог отвести от Кшесинской и вдруг строки Пушкина сами собой, невольно возникают в его голове:
- Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена, стоит Истомина…
- Какая Истомина? При чем тут Истомина?!
Стоит Кшесинская: она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола:
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
- Когда выпускной спектакль закончился, Александр с цесаревичем прошли в зал, и государь сразу спросил:
Александр – А где же госпожа Кшесинская?
- Матильда сделала такой изящный реверанс, что почудилось, будто легкокрылая бабочка опустилась на сверкающий паркет парадной залы.
- Блистательна, полувоздушна! Вот уж воистину!..
- Александр пожал балерине руку и сказал:
Александр – Вы теперь не ученица, а солистка Императорского балета. Будьте же его украшением и славою!
- Все, что Матильде показалось чудом, провидением, все это оказалось хорошо спланированной интригой двора.
- Матильда Кшесинская вновь нырнула в глубочайшем реверансе, а потом подняла сияющие карие глаза – и встретилась глазами с Ники
- Он смотрел на нее такими добрыми глазами, что Матильда не смогла противиться тому чувству, которое уже зарождалось в ее сердце
Матильда - Я мгновенно влюбилась в цесаревича. Позднее мы поняли, что созданы друг для друга
- Но так красиво закруживший ее танец первой любви был неизбежно обречен на скорый финал
- Вскоре все стало известно в свете.
- Дамы возмущенно сплетничали… втихомолку страшно завидуя этой особе…
- А у Николая теперь была только одна мечта: не расставаться с возлюбленной.
Матильда - Ники прекрасно понимал, что отец никогда, ни при каких обстоятельствах не позволит ему жениться на Матильде
- А что-же Аликс?
В 1884 году двенадцатилетнюю Аликс привезли в Россию, где и состоялось ее знакомство с наследником цесаревичем, положившее начало детской романтической влюбленности, переросшей затем в сильнейшую любовь…
- И личный дневник Николая теперь открывался фотографией юной Аликс, которую он вклеил уже после ее отъезда.
- Высшему свету немецкая принцесса не понравилась: по-французски говорила с акцентом, безвкусно одевалась и неважно танцевала…
- В следующий приезд немецкой принцессы, через год, Николаю не разрешили с ней увидеться.
- Именно в это время цесаревич и познакомился с балериной Матильдой Кшесинской…
- Его роман с Кшесинской в эти месяцы находился на подъеме
- но заслонить далекий и едва ощутимый образ принцессы балерина все же не могла…
- И вот 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка наследника русского престола Николая Александровича с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.
- Что же теперь? Ники был человеком порядочным: вступив с Алисой в официальные отношения, он запретил себе встречаться с Матильдой.
Возможно, нам в бурный XXI век трудно понять людей, живших в XIX веке, но точно известно, что связь Цесаревича и юной балерины после объявления помолвки Наследника с принцессой Алисой была сразу прервана.
Театрализация
- Николай написал последнее письмо:
Николай - «Что бы со мною в жизни не случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости»
- Кшесинская была в отчаянии.
Матильда - «Что я испытала в день свадьбы Государя, могут понять лишь те, кто способен любить всем своим сердцем и кто искренне верит, что настоящая любовь существует. Я пережила невероятные душевные муки»…
- Пути Матильды и Николая II разошлись.
- Но каждый раз, выходя в балетах Шопена на сцену, Матильда будет видеть перед глазами образ Николая
- После помолвки он просил Матильду назначить ему последнее свидание…
- Они встретились на дороге из Петербурга в Красное Село.
Матильда - Я приехала из города в своей карете, а он верхом из лагеря. Как всегда в таких случаях, трудно сказать что-нибудь - душили рыдания и не найти нужных слов. Я смотрела ему вслед, а он удалялся и удалялся, все время оборачиваясь в седле…
МУЗЫКА (Е.Ваенга «Шопен») – Прощальный танец Матильды
- 14 ноября 1894 года – день долгожданной свадьбы.
- В свадебную ночь Аликс записывает в дневнике Николая странные слова:
Александра Федоровна - «Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно...»
- Позднее и сам Николай запишет в свой дневник:
Николай - «Невообразимо счастлив с Аликс. Жаль, что занятия отнимают столько времени, которое так хотелось бы проводить исключительно с ней…»
- Ники и Аликс писали друг другу письма
- Свыше шестисот писем друг к другу…
- особенность этих писем - в необыкновенной свежести чувства любви
- Александра Федоровна и Николай 2, так застенчиво и холодно проявлявшие свои чувства на людях, раскрывали всю свою романтическую натуру в письмах
(Чтение писем под музыкальный фон)
ОН: сентябрь 1902 года
Моя дорогая! Большое спасибо за твое письмо.
Оно лежало на столе в моем купе. После прекрасной летней погоды, , внезапно стало холодно. Да благословит тебя Бог, моя милая.
Нежно целую тебя и всех детей... Твой вечно любящий и преданный, Ники.
ОНА: август 1904 года
Мой любимый!
Какую глубокую радость сегодня утром доставило мне твое письмо. От всего сердца благодарю тебя за него.
Твои дорогие письма и телеграммы я положила на твою кровать, так что, когда я ночью просыпаюсь, могу говорить с тобой. Ты мой любимый, мое сокровище, радость моего сердца.
Да благословит и хранит тебя Бог.
Крепко целую милый, твоя нежно любящая и преданная, Алике.
ОН: июнь 1909 года
Наша любовь и Наша жизнь — это одно целое, Мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности — ничто не может разъединить Нас или уменьшить Нашу любовь… Жду встречи. Твой Ники…
Она: сентябрь 1912 года:
Мой возлюбленный! Я отдыхаю перед обедом, девочки ушли в церковь...
Любовь моя, как тяжело было прощаться с тобой и видеть это одинокое бледное лицо с большими грустными глазами в окне вагона... Прощай, мой мальчик, мой Солнечный Свет. Ты всегда в моих мыслях и молитвах". Твоя Алике.
Он: ноябрь 1913 г.
Мое возлюбленное солнышко. Я прочел твое письмо и чуть не расплакался... На этот раз мне удалось взять себя в руки в момент расставания... Любовь моя, страшно тебя недостает, так недостает, что невозможно и выразить!
Она: март 1914 г.
Мой родной, любимый. Надеюсь, что получаешь аккуратно мои письма. Я нумерую их ежедневно, а также записываю в моей любимой книжечке… Благословляю и целую тебя, нежно, с любовью смотрю в твои глубокие глаза, которые меня так давно и совершенно покорили. Я всего лишь женщина и Бог поможет мне быть твоим ангелом-хранителем. Верная, до смерти.
- Из письма Александры Фёдоровны Николаю Александровичу в 1914 году:
…Я плачу, как большой ребёнок. Я вижу перед собой твои грустные глаза. Шлю тебе мои самые горячие пожелания к завтрашнему дню. В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как я живо всё помню! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы…
- Ответ Николая на письмо был не менее трогателен:
- Моё возлюбленное солнышко!! Любовь моя!
Самое горячее спасибо за всю твою любовь. Право, не знаю, как бы я выдержал всё это, если Богу не было бы угодно дать мне в жёны и друзья тебя. Я всерьёз это говорю, иногда мне трудно выговорить эту правду, мне легче излагать всё это на бумаге – по глупой застенчивости…
- А ведь эти строки написаны людьми, которые прожили 21 год в браке!..
- И не будь они царственной четой, они всё равно были бы богатейшими людьми на свете: ведь любовь – высшее богатство и счастье.
- И никогда Ее чувства к Нему, как и Его к Ней, не переживали никакого «кризиса», никогда не было размолвок и неудовольствий, притом, что каждый сохранял свое индивидуальное начало.
- Их семейная жизнь — удивительная поэма любви и гармонии.
- Александра Федоровна любила Мужа по-русски — беззаветно и безрассудно.
Достоинство спины…
Достоинство плеча…
Достоинство – любить…
Достоинство – сиять…
Достоинство – иметь…
Достоинство – терять…
Теряя все и вся, Но, не теряя лиц…
Умела уходя - Молиться за убийц…
- Дети царственной семьи Романовых – Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, и наследник цесаревич Алексей – были необыкновенны своей обыкновенностью.
- Несмотря на то, что они были рождены в одном из самых высоких положений в мире и имели доступ ко всем земным благам, они росли как обычные дети.
- отец заботился о том, чтобы их воспитание было похожим на его собственное: чтобы к ним не относились как к тепличным растениям или хрупкому фарфору
- они росли нормальными, здоровыми детьми, в атмосфере дисциплины, порядка и простоты.
- От отца они унаследовали доброту, скромность, простоту, непоколебимое сознание долга и всеобъемлющую любовь к родине.
- От матери они унаследовали глубокую веру, прямоту, дисциплину и крепость духа.
- по зову сердца Александра Федоровна занялась деятельностью, просто немыслимой для человека ее звания и положения…
- Она не только патронировала санитарные отряды, учреждала и опекала лазареты, в том числе и в царскосельских дворцах, но вместе со своими старшими дочерьми окончила фельдшерские курсы и стала работать медсестрой…
Когда склонялась над больными -
Сама в болезни, чуть дыша -
В увечьях страшных, над слепыми,
Молилась, плакала душа.
Несчастных в горе утешала,
Лечила раны, свет несла.
И умирающих ласкала -
Касаясь, точно два крыла!..
И девочек - Княжон Великих -
Звала всем страждущим служить.
Не лица, Их святые Лики…
И руки помогали жить!
- императрица обмывала раны (в том числе и такие, от которых молодые санитарки, бывало, падали в обморок)
- делала перевязки и ассистировала при операциях.
- Занималась она этим не для рекламы собственной персоны (чем отличались многие представительницы высшего общества), а по зову сердца.
- важно отметить - «Лазаретная служба» не вызывала понимания в аристократических салонах, где считали, что это «умаляет престиж высшей власти».
Из личных денег – много помогала!
Бюджета не хватало на весь год!
Приюты, лазареты содержала,
И с нуждами к Ней шел и шел народ.
Устраивала бедным мастерские,
И строила больницы для детей,
И слезы отирала в скорбь людские,
И утешала вдов и матерей.
Всех красотой душевной поражала,
Чем силы зла невольно раздражала…
- Чем силы зла невольно раздражала…
- Чем силы зла невольно раздражала…
Театрализация
- 16 июля 1918 года
- В тот последний свой день, 16 июля 1918 года, вся семья встала в 9 утра.
- Как всегда, собрались в комнате отца и матери и вместе молились.
- Раньше они часто пели хором духовные песни. А вот сегодня – почему-то нет.
- В 10 - они пили чай,
- комендант обходил комнаты - "проверял наличие арестованных".
- В это же время принесли молоко. Всем. Раньше такого не было.
- На прогулку в этот день им отвели час, как обычно. И, как всегда, они гуляли - по полчаса утром и до обеда.
- 7 вечера…
- Минутная стрелка предательски бежит вперед. Минута…Вторая…Третья…
- Семья Романовых пьет чай. Последний чай.
- Около 8-ми Александра Федоровна закончила запись в дневнике - отметила температуру воздуха: "15 градусов" и написала: «Я верую в тебя Россия». Это и стало последними ее словами.
- Вместе с любимым мужем помолились перед сном.
МУЗЫКА «Гори, гори моя звезда»
Театрализация
- 10 вечера…
- Девочки уже спят
- В 11 часов свет в комнате царя погас…
- А в это самое время, Юровский нервно ходит взад и вперед по длинному коридору и все никак не может решить, как расставить Семью… для расстрела…
- И тогда придумал. Он им скажет, что надо спуститься в подвал, потому что есть опасность обстрела дома. А пока - их должны сфотографировать.
- Как все, оказывается, просто!
- ФОТОГРАФИРУМСЯ!!!
- Княжны собирались около 40 минут…
- И вот они спустились вниз и встали, для фотографии… вдоль стены.
- "Станьте налево... а вы направо".
- Государыня села у той стены, где окно…. За ней встали три дочери.
- Государь сел в центре с наследником
- За ним встала одна из дочерей.
- И все ожидали, что внесут фотоаппарат...
МУЗЫКА «Реквием»
Какие прекрасные лица!
Чисты, благородны, нежны.
Помазанник Божий, Царица,
Четыре Великих Княжны.
Какие целебные лица!
Вы нам для спасенья даны.
Царевны, Наследник, Царица
И Царь покоренной страны.
- И тут в комнату вошли одиннадцать человек…
"Вы не ведаете, что творите"
- ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА ПОСЛЕДНЕГО ЦАРЯ
- Спустя годы историки напишут. Оказывается, царская семья могла уехать за рубеж, спастись, как спаслись многие из высокопоставленных подданных России. Так почему же все-таки?..
- На этот вопрос из далекого восемнадцатого года отвечает русская царица Александра Федоровна
- «В такое тяжелое время ни один русский не должен покидать Россию…»
- А они остались вместе. Остались вместе навечно, как и обещали друг другу когда-то в юности.
- «Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно...»
ВИДЕОКЛИП
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"
Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...
План конспект урока английского языка в 6 классе с применением элементов театрализации.
План конспект урока английского языка в 6 классе с применением элементов театрализации.УМК: «Enjoy English-6» авторы: Биболетова М.З.; Добрынина Н.В. и другие,издательство «Титул», 2009 год...
Элементы театрализации на уроках литературы
Опыт использования элементов театрализации в преподавании литературы....
Методика организации командной игры с элементами театрализации для учащихся подростковой школы «Под сенью дружных муз»
Аннотация. Современная школа ищет пути внедрения передовых технологий. Интерактивные технологии коллективной творческой деятельности учащихся и их наста...
разработка урока с элементами театрализации "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Объяснение нового материала используя театрализованное представление....
«В моей душе лежит сокровище…» Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.
Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока, предназначена для старших классов. Через знакомство с интересными фактами биографи...
Литературно - музыкальная композиция "Отчизны верные сыны" с элементами театрализации разработана к празднику Великой Победы.
Литературно - музыкальная композиция "Отчизны верные сыны" с элементами театрализации разработана к празднику Великой Победы. Сюжетная линия композиции построена от начала горестных дней Великой Отече...