Методика организации командной игры с элементами театрализации для учащихся подростковой школы «Под сенью дружных муз»
методическая разработка (7 класс) по теме

Батюк Ирина Викторовна

Аннотация.

        Современная школа ищет пути внедрения передовых технологий.  Интерактивные технологии коллективной творческой деятельности учащихся и их наставников, по-прежнему,  являются самыми эффективными. Автор методических разработок предлагает модель  командной игры с элементами театрализации, где есть место творчеству, исследованиям, проектам и обыкновенному азарту. На примере опыта МБОУСОШ № 5 г. Муравленко предлагается к рассмотрению модель  театрализованной программы «Под сенью дружных муз»

      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика организации командной игры с элементами театрализации для учащихся подростковой школы  «Под сенью дружных муз»

Батюк Ирина Викторовна учитель театра высшей категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 г. Муравленко Ямало-Ненецкого АО 

Аннотация.

        Современная школа ищет пути внедрения передовых технологий.  Интерактивные технологии коллективной творческой деятельности учащихся и их наставников, по-прежнему,  являются самыми эффективными. Автор методических разработок предлагает модель  командной игры с элементами театрализации, где есть место творчеству, исследованиям, проектам и обыкновенному азарту. На примере опыта МБОУСОШ № 5 г. Муравленко предлагается к рассмотрению модель  театрализованной программы «Под сенью дружных муз»

Закон творчества. Человек может достигнуть                                                                                     процветания посредством энергии своего                                                                                                                              мышления, интуиции и воображения.                                                                                                                               Ренди Гейдж

I.   Предпосылки и история создания командной игры с элементами театрализации для учащихся подростковой школы  «Под сенью дружных муз».

                    В современном мире, где отрасли технического характера перестают быть только  механическим производством, требующие от профессионалов четкого побуквенного исполнения  программ – во всех сферах становится востребованным специалист, способный неординарно мыслить и принимать нестандартные решения, специалист с высоким коэффициентом творческого мышления.  Больше того, если вчера неординарность личности принималась за  исключительный факт, то сегодня нужно быть готовым к резкому росту индивидуализации, что в конечном итоге превратит неординарность в норму. Поскольку современный социум быта и производства способствует индивидуализации человека с первых дней жизнедеятельности, готовя его к новому обществу высоко компьютерных технологий, то ничего сверхъестественного в этом нет. Жизнь часто диктует нам свои требования, заставляя нас меняться. Здесь же идет речь о преобразования мироощущения человека.  Кто он человек  «завтра» - несомненно, обладающий хорошей, устойчивой  базой знаний, творческим потенциалом, высоким уровнем самосознания и самоконтроля. Еще в прошлом веке гений русской науки Н. Пирогов утверждал: «Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве создано умом с помощью фантазии, и многое – фантазиею при помощи ума. Можно смело утверждать, что ни Коперник, ни Ньютон без помощи фантазии не приобрели бы того значения в науке, которым они пользуются». То есть, личность, в которой гармонично соединено логическое, художественно-образное и нравственно-правовое мышление. Современное образование поворачивается лицом к этому эпохальному заказу, понимая всю значимость и актуальность проблемы. Все чаще сегодня школьник поставлен в условия, когда решить проблемы, опираясь на полученные знания сложно, а подчас невыполнимо, так как успех выполняемого задания   лежит в активном творческом подходе, в поиске нестандартных решений. Школа – фундамент будущей жизнедеятельности. Фундамент обязан быть прочной  хорошо просчитанной  конструкцией, рассчитанной на последующее возведение стен и кровель на протяжении всей жизни. Готовя современного ребенка к взрослой жизни, мы обязаны учитывать то, что ему кроме знаний и умений понадобиться способность к активному творческому мышлению, а так же высоко развитая эмоционально - чувствительная сфера, гарантирующая необходимую степень сопереживания для нравственно-этического самоконтроля  личности. Как универсальное средство, как технология XXI века возвращается к нам метод проекта, который способен в комплексе решить подростковые проблемы: снижение мотивации обучения, комплексы и страхи, мучительный поиск своего места в обществе, взаимопонимание со сверстниками и старшими людьми. Проблема в том, что подросток «не ловится» на проект, не заваливает идеями учителей. Ведь у него так много дел, далеких от школы и образования. Исходя из этого цель учителя на первом этапе внедрения проектной деятельности в образовательную среду:

Найти интересные формы деятельности, способные увлечь подростков проектными задачами.

Задача педагога на этом этапе:

- разработать  матрицу проектно-игровой деятельности исходя из возрастных психологических особенностей учащихся;

- найти единомышленников среди коллег, родителей и лидеров классов;

- обозначить актуальную проблему, которая станет ведущей темой проектно-игровой деятельности;

- создать сценарий для творческой группы проекта (в идеале совместно с творческой группой);

- провести рекламную компанию среди учащихся и сформировать команды для игровой части проект, познакомить их с Положением театрализованной игры и т.п.;

- организовать подготовку, привлекая к ней волонтеров для различных творческих дел (изготовление костюмов, декораций, реквизита и т.п.);

- провести театрализованную игру, определить победителя, создать условия для публичного оповещения выдающихся заслуг команды победителя.

  Учащиеся, погруженные в образовательное событие проектно-игровой направленности и со стороны организаторов, и со стороны участников игровой программы смогут:

- изучить на практике основные приемы и методы проектно-исследовательской деятельности;

- расширить и углубить знания той предметной области, которой посвящалось событие;

- развить навыки коллективной деятельности, умение работать на общий результат;

- расширить представление об активном интеллектуальном досуге;

- получить эстетическое наслаждение, соприкасаясь с различными видами творчества;

- повысить личностную самооценку.

     Художественно-эстетическое объединение МБОУСОШ № 5  с 1999 года плодотворно работает над внедрением подобных образовательных событий, с той разницей, что  вначале они выполняли функцию популяризации предметов искусства, а сегодня на первый план выдвинулись задачи активизации всего учебного процесса  с помощью  проектных технологий. Наработанный опыт сыграл положительную роль. Если в начале для организации подобных мероприятий бросались все педагогические ресурсы, то сегодня для  создания подобного достаточно одного, двух кураторов-специалистов.  Яркий пример  - организация и проведение конкурсной театрализованной программы «Под сенью дружных муз»:

№ п\п

Учебный год

Название работы

Предметная область

Кол-во участников

1

1998-1999

«200 лет А.С.Пушкину»

Литература, история, музыка, ИЗО, театр, хореография

     120 чел.

2

1999-2000

2000-2001

«Семь чудес света»

МХК, литература, история, ИЗО, хореография, театр

    250 чел.

3

2001-2002

2002-2003

«Русский сувенир»

МХК, литература, история, ИЗО, хореография, театр, технология

260 чел.

4

2003-2004

2004-2005

«Кто сказал, что нету места песне на войне»  (к юбилею Великой Победы)

МХК, литература, история, ИЗО, хореография, театр

300 чел

5

2005-2006

«Человек эпохи Возрождения»

МХК, литература, история, ИЗО, хореография, театр

120 чел

6

2006-2007

2007-2008

«Расширяя горизонты»                

География, история, ИЗО, хореография, театр

260 чел.

7

2008-2009

«Михайло Ломоносов – русский гений»

Физика, химия, литература, история, ИЗО, хореография, театр

120  чел

8

2010-2011

«Вперед к звездам!»

Физика, астрология, литература, история, ИЗО, хореография, театр

130 чел.

9

2011-2012

«Виват Россия!»

история, литература, МХК, хореография, театр

130 чел.

II.  Методика организации и проведения театрализованной игры «Под сенью дружных муз».

         Театрализованная игра «Под сенью дружных муз»  носит метапредметный характер, интегрируя сразу несколько образовательных областей.  Создание игры дело увлекательное и беспроигрышное, если соблюдать несколько правил:

Правило № 1. Тему выбирают участники творческой группы создателей игровой программы. Учитель к началу первой встречи готовит некий банк идей, связанных с определенными памятными событиями, юбилеями, социальным заказом. Презентуя перед участниками творческой группы, а это в основном учащиеся, создает условия для активизации поиска. И вовсе не обязательно, что приготовленные темы не будут востребованы, они выполнили свою роль активизации. К тому же тему определили сами учащиеся.

Правило № 2. Дети – соавторы сценария.

Это позволит вам мобилизовать их на изучение дополнительного  материала, погружения в тему. Так, не участвуя в конкурсной борьбе, они все равно глубоко изучат материал. Вместе определяем основные события для вопросов, пишем интермедии, создаем реквизит.

Правило № 3. Дети – главные исполнители.

  У вас две группы исполнителей: 1-я – творческий коллектив создателей игровой программы; 2-я – участники самой игры. 1-я группа постигает премудрость работы с залом, разрушая привычную «четвертую стену», работая на грани  импровизации; 2-я группа – погружается в материал, выполняет творческие домашние задания, учится работать слаженно в команде на общий результат.

Правило № 4.  В игре есть победители, в игре  нет проигравших.

Во-первых - все участники проекта  путем погружения в игру усвоили материал, который запомнят надолго;

Во-вторых – все участники проекта будут отмечены специальными дипломами и призами;

В-третьих – в рамках образовательного события выделяются подгруппы исследовательских  и проектных работ, которые автономно участвуют в различных разно уровневых конкурсах.

В-четвертых – отмечено, что после игры у подростков повышается самооценка, коллективы классов становятся более сплоченными, и что самое главное, они начинают предлагать новые проекты, где бы им хотелось поучаствовать.

Итак,  для работы вам необходимо сплотить творческую группу. Это могут быть участники общественной организации, волонтеры, театральный коллектив, или отдельный класс. Группа начинает  работать за долго до старта игровой программы. Всю работу можно разбить на этапы:

1-й этап. Подготовительный.  На него уходит от одного месяца до двух. На этом этапе определяется тема,  согласовываются условия проведения с администрацией, утверждаются  параллели  игроков, проводиться рекламная компания, создается сценарный план с черновыми  вопросами и заданиями.

2-й этап. Творческий. От двух недель до одного месяца. На этом этапе создается сценарий и правила  игры, положение об игре. По традиции  ведущими программы являются древнегреческие музы – покровительницы искусств, обитающие на горе Парнас.

3-й этап. Реализации. На него уходит месяц – не менее. Начало этапа – это включение всех звеньев программы. Это время, когда творческая группа репетирует, а команды готовятся к соревнованию. Начинается работа этапа с общего установочного сбора представителей команд. На сборе им вручаются положения об игре, разъясняют основные правила и задачи. Команды получают консультацию по тематике подготовки и по выполнению домашних творческих заданий.

4-й этап. Презентации. День проведения мероприятия.

5-й этап. Послесловие. Рефлексия в виде круглого стола. Размещение на сайте школы материалов программы, кураторство исследовательских и проектных работ учащихся.

Для того, что бы легче было представить ход событий в приложениях можно познакомиться  и с Положением об игре, и последним сценарием «Виват, Россия!»

III Игровая театрализованная программа « Виват, Россия! »

     Программа посвящена году истории в России.  Были выбраны в качестве игроков учащиеся 7-ых классов. Это связано с тем, что по итогам 6-го класса было замечено снижение учебной мотивации в предметной области «история». Игровая ситуация  поможет и повторить пройденный материал и активизировать интерес к предмету истории. Творческая группа восьмых классов обеспечила подготовку мероприятия. Накануне игры встретились представители 7а,7б,7г классов. В ходе жеребьевки определились цвета и исторические покровители команд: 7а -  белый цвет, покровитель Александр Невский; 7б – синий цвет, покровитель Ермак Тимофеевич; 7г – красный цвет, покровитель Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Приказом назначены судьи из  представителей администрации, учителей и учащихся 9-ых классов. Команды приглашают зрителей-болельщиков. По правилу болельщики могут трижды помочь командам. Именно это условие обеспечивает  приглашение родителей, старших братьев и сестер, знакомых учителей.  Вся работа – единый слаженный механизм, включиться в который сможет каждый желающий. Создание условий для вовлечения в совместную проектную деятельность разновозрастных детей, их родителей, друзей, учителей с целью реализации творческого продукта, обладающего учебно-познавательной мотивацией – главная  цель уже ставшей традиционной в стенах 5-ой школы программы «Под сенью дружных муз».

Р.S. К  статье прилагаются:

1. Сценарий игры «Виват Россия!»

2. Ответы на вопросы.

3.Карточки с заданиями.

4. Наглядный материал.

5. Положение о конкурсе



Предварительный просмотр:

Методика организации командной игры с элементами театрализации для учащихся подростковой школы  «Под сенью дружных муз»

Батюк Ирина Викторовна учитель театра высшей категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 г. Муравленко Ямало-Ненецкого АО 

Приложение № 5

Положение

о  театрализованной  конкурсной программе посвященной году истории                                        для учащихся 7-ых классов  «Виват Россия!» 2012-2013 уч.г.

1. Общие положения.

1.1 Настоящее Положение регламентирует статус и порядок проведения, школьной театрализованной игры для учащихся 7-ых классов  «Виват Россия!»   направленной на гуманитарное развитие и патриотическое воспитание школьников второй ступени обучения.

1.2 Метапредметная  школьная  театрализованная игра для учащихся 7-ых классов  «Виват Россия!»    (в дальнейшем Конкурс)    направленная  на гуманитарное развитие и патриотическое воспитание школьников второй ступени обучения,  посвящается году истории и проводится с целью привлечь внимание к истории Отечества, через проектно- исследовательскую игровую деятельность

1.3  Конкурс рассматривается как механизм повышения мотивации исследовательской и проектной деятельности учащихся среднего звена, формирования таких ключевых компетенций, как проектно-исследовательские и  коммуникативные.

1.4. Организатором конкурса выступает школа творческого проектирования «Креатив», ХЭО,  учителя и учащиеся МБОУСОШ № 5.

1.5. Настоящее Положение определяет требования к участникам  Конкурса, порядок их предоставления  заданий на  Конкурс, сроки проведения Конкурса, действует до завершения конкурсных мероприятий, предусмотренных организационным комитетом.

 1.6. Исторические материалы для Конкурса определены временными  рамками программы курса истории  6-7   классов, демонстрационные материалы взяты из истории и культуры Российской Федерации с IX по XIX век.

2.  Условия участия в  Конкурсе.

                    2.1. Участниками Конкурса  могут быть классные коллективы 7-ых классов  МБОУСОШ № 5 г. Муравленко.
                   2.2. В конкурсе принимают участие команды-представительницы классных коллективов 7-х классов (не более 5 человек). Представляет команду – капитан команды ( выбирается внутри коллектива).

                   2.3 .   В подготовке и  презентации домашних заданий могут участвовать учащиеся всего класса, родители и учителя.

                  2.4.  Команды  приглашают зрителей ( сверстников, родителей, учителей), которые имеют право помочь команде  выбрать правильный ответ ( не более трех подсказок за игру)

                 2.5. Команды  обязательно готовят три домашних задания:

                  - презентация команды;

                 - театрализованный вопрос соперникам;

                -  четверостишие посвященное году истории в России.

               2.6. Команды – не позднее 10 дней до начала Конкурса проводят жеребьевку с целью определения  цвета  команды (выбраны цвета триколора: белый, красный и синий) и исторического покровителя команды, дающего название команде (определены личности русской истории: Александр Невский; Ермак Тимофеевич; Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский)

3. Порядок организации и проведения Конкурса.

3.1. Конкурс проводится  24 ноября 2012 г. В актовом зале МБОУСОШ № 5 в 14.00.              (время проведения может быть изменено  организаторами конкурса);

3.2. Организация проведения Конкурса возложена на  руководителя школы творческого проектирования «Креатив», проведение конкурсной программы возложено на учащихся изучающих предмет «театр » 8-г класса;

3.3. Судейская коллегия в количестве 5 человек, приглашается организаторами Конкурса. Жюри   оценивает  ответы команд и демонстрацию домашних заданий

3.4. Команды, заслушав вопрос, представляют свои ответы. Порядок представления на результат не влияет. Правильный ответ награждается лавровым листом, который приклеивается на щит команды. В особых случаях жюри имеет право присудить два лавровых листа (за отличный от других ответ);

3.5. Команды имеют право на подсказку зала в количестве трех раз;

3.6. Победителем объявляется команда, на щите которой будет больше всего листьев;

3.7. В случае одинакового количества  - организаторы вправе провести дополнительный блиц-опрос по курсу истории России IX – XVIII  веков среди капитанов команд, оспаривающих право стать победителем.

3.8. Команды подают  заявки  организаторам Конкурса (206 кабинет) не позднее 20 ноября 2012 г.  По образцу ( Приложение № 1)

4.Награждение.

4.1. Команда победительница награждается титулом «Друг Парнаса 2012 года»,  знаками отличия, памятными призами.

                                           

  Приложение № 1

Заявка

На участие в   театрализованной  конкурсной программе посвященной году истории                                        для учащихся 7-ых классов  «Виват Россия!» 2012-2013 уч.г.

№ п\п

Класс

Фамилия Имя Отчество участника команды

Название команды

Цвет команды

1

Капитан команды:

2

3

4

5



Предварительный просмотр:

Методика организации командной игры с элементами театрализации для учащихся подростковой школы  «Под сенью дружных муз»

Батюк Ирина Викторовна учитель театра высшей категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 г. Муравленко Ямало-Ненецкого АО 

Приложение 1.

Действующие лица:

Музы и ведущие проекта:

Клио – муза истории;

Терпсихора – муза танца;

Каллиопа – муза эпической поэзии и знаний;

Мельпомена – муза трагедии

Талия – муза комедии

Полигимния – муза гимнической поэзии и математики;

Урания – муза астрономии;

Эрато – муза лирической поэзии

Евтерпа – муза лирической песни

Действующие лица исторических интермедий:

1-я интермедия «Киевская Русь»:

1-й подмастерье.

2-й подмастерье.  

Любава.

2-я интермедия  «Стояние на Угре»:

1-я девочка

2-я девочка

Мальчик

3-я интермедия «Церковный раскол»:

1-й мальчик

2-й мальчик

Девочка.

4-я интермедия « Город Петра»:

1-я кухарка

2-я кухарка

I Пролог

Звучит полонез. На сцене появляются пары в танце. За танцующими парами торжественно шествуют 9 Муз  в белых хитонах.

    Слайды: - «Уроки истории»

Хор:

 О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...
[1]

Слайд  «Москва. Красная площадь»

Терпсихора. Твоей, истории, Россия, хватило бы на десять стран:

                       Все было и  сиянье славы, и  плач смертельных рваных ран…

Каллиопа.     Какою мерою отмерить добро и зло твоих страниц

                        Когда твои любовь и вера давно не ведают границ…

Мельпомена. Судить тебя не раз пытались, не раз слеталось воронье…

                        И где они? Что с ними сталось? А ты стоишь  смертям на зло!                                                      Талия.             Россия, Родина, Отчизна! Моя великая страна!

                         Пусть никогда не оскудеют поля, леса и города!

Полигимния.  Все триста лет кричат  с восторгом потомки славного Петра:

                          Виват, Россия! Славься Родина! На все грядущие века![2]

Клио. Театрализованную игру: «Виват,Россия!» посвященную году истории  объявляю открытой!

Урания. Сегодня команды синих и красных будут бороться за звание «Друг Парнаса» и внесение их имен в Большую книгу школы.

Евтерпа. Прошу соискателей звания «Друг Парнаса»  встать.

Звучит музыка марша. Команды поднимаются с мест.

Эрато. Команду красных представляют учащиеся 7 «г» класса, команду синих представляют учащиеся 7 «б» класса, Команду белых представляют учащиеся 7 «а» класса,

Мельпомена. Настал торжественный момент оглашения высоких судей Олимпа!

Талия. Сегодня с Олимпа ради состязания спустились грозные боги:

Евтерпа. Ника - богиня победы и председатель судейской коллегии _________________________

Терпсихора. Фемида - богиня правосудия ____________________________________

Полигимния. Афина - мудрость_____________________________

Каллиопа. Наш повелитель Мусагет Аполлон - покровитель искусств.

_____________________________

Урания. И громовержец Зевс._______________________________

Эрато. Слово приветствия предоставляется высокому судейству.

Выступление судей.

Клио. Командам прошу приготовиться к первому состязанию «Представление команды» В свою очередь пока команды готовятся, мы напомним правила игры.

Полигимния. Команды отвечают на заданный вопрос. За правильный ответ команда получает лавровый лист, который торжественно наклеивается в форме лаврового венка на щит команды. Чей лавровый венок в результате окажется гуще, та команда и будет удостоена громкого звания «Друг Парнаса».

Каллиопа. Уважаемое жюри в праве за правильный ответ награждать  каждую команду-участницу игры.

Мельпомена. В случае, если команда не может дать правильный ответ, она может обратиться за советом к болельщикам и их правильный ответ засчитывается команде.

Талия. Также по ходу состязаний команды продемонстрируют домашнее задание.

Клио. Итак, к вашему вниманию первое домашнее задание: «Представление команды».

1-е домашнее задание «Представление команды».

Клио. «Представление команды»: В этой игре заранее определены названия команд: 1. Команда Александра Невского; 2. Команда Атамана Ермака Тимофеевича; 3. Команда  Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского; Заранее  в жеребьевке команды  разыграли  имя,  под которым им предстоит сражаться.  А сейчас они представят презентацию своей команды и своего исторического покровителя.                             Судьи объявляют результат.

II Игра.

Задание 1-е.

Полигимния. От куда пошла земля русская? ( слайды карты Руси)

Каллиопа.  Официально принято считать  882 год – годом образования государства Русь. ( Слайды Киева, Олега)

Полигимния. Олег, утвердившись в Киеве заявил: «Да будет Киев матерью городов русских». (Слайды: Игоря, Ольги, Святослава)

Каллиопа – это были суровые и прекрасные времена языческой Руси. (слайд языческих праздников и капищ)

Полигимния.  Пока князь Владимир, прозванный святым  в 988 году не крестил Киевскую Русь (слайд – Крещение Владимира).  Дорогие соискатели, сейчас мои сестры  подадут вам карточки с изображением славянских богов. Вопрос от музы гимнов и точных наук Полигимнии: отберите изображения тех богов, идолы которых  Киевский Князь Владимир  установил в Киевском капище, как главных богов страны.(слайды  богов, предоставленных командам,  капище в Киеве)

Судьи дают оценку ответам команд. ( слайды богов Владимирского пантеона)

Полигимния (озвучивая слайды)

1. Перун - Верховный бог Киевской Руси. Грозный, повелевающий небесными явлениями; бог войны. В правой руке – лук, в левой – колчан со стрелами. Самый сильный в природе – борется со злыми силами. Его день – 2 августа. Птица Перуна – петух, его день – четверг.

2. Хорс - Бог солнечного диска, око неба. Ласковый и добрый, всем отдает свое тепло. Победить его никто не может, потому что подступиться к нему нельзя; поднимается выше всех на небе. Его день – вторник.

3.Дажьбог - Бог солнца, жатвы, сын Сварога, муж богини Луны. Один из первых царей и законодателей, положил начало летоисчислению и солнечному календарю, попечитель пахарей и сеятелей. Место обитания – высокая гора. Наделяет человека физической силой, здоровьем и мудростью, мастерством. В летописях называют предком русичей, хранителем ключей земных. Его день – среда.

4.Стрибог - Бог воздушных стихий, древнее божество неба и вселенной. Дышит ровно и шумно. Гуляет по морским просторам. Может топить корабли, устраивать бури. Представляется в образе гусляра, с луком за спиной, за поясом – сагайдак со стрелами. Ветры – его внуки. День его – воскресенье.

5. Семаргл - Бог семян, ростков, корней растений, изображался в облике крылатого пса. Он еще посланец небес, посредник между богами неба и духами земли. Может исцелять, ибо принес с неба на землю побег древа жизни. Его день суббота.

6. Макоша (Макошь) - Богиня женских работ, прядения и ткачества. Мать урожая, богиня изобилия. Имя произошло от Мака. Девушки вышивали маки на свадебных рушниках. Это божество женской жизненной силы. Ее день – пятница.

7. Велес – единственный бог, чей идол находился за пределами капища. Бог скотоводства и богатства, покровитель животного мира. Он породнил человека и животное, учил людей не убивать животных, а использовать их в хозяйстве. Он опекун Волхвов, творцов, пастухов, торговцев. Он – отец великанов. Его день – понедельник.

Интермедия 1-я «Киевская Русь»  (Слайд Софии Киевской)  На сцене  появляются  подмастерья.

1-й подмастерье. Микула, ты давай  камень  растирай, а я пока приготовлю инструменты – мастер  придет, а у нас все уже и готово.

2-й подмастерье.  Святой человек наш мастер – одним словом монах, он самого Алипия видел…

Появляется Любава. 

Любава. Ляпота. (хватает смальту). 

2-й. подмастерье. А тебя кто сюда звал… Увязалась …

1-й подмастерье. Здесь тебе Любава не место – тут храм возводиться как в Царьграде.

Любава. Какие красивые стеклышки, переливаются – прямо как каменья самоцветные.

1-й подмастерье. Эх ты темнота – это смальта – из нее мозаика складывается. Поглянь на купол.

Любава (смотрит вверх) Неужто, и ты Вакула такую красоту делать сможешь?

1-й подмастерье. А то… Мне мастер  разрешил  золото выложить возле Христа…Значит там и моя рука есть…

2-й подмастерье. Ой, три камешка положил, а уж  гонору! Любава – ты нас от дел не отвлекай – чего пришла?

Любава. Так, вы за порог, а домой батюшка с похода вернулся  - мы печенегов на голову разбили…

1-й подмастерье. Это значит князь сегодня придет на работу нашу смотреть… Ты Вакула спровадь Любаву, а я за мастером сбегаю... Князь  в Киев вернулся! (уходят)

2-й вопрос.  

Каллиопа. Вопрос от музы эпической поэзии и знаний Каллиопы.  О строительстве, какого храма шла речь. В каком году, и при каком князе – храм был торжественно освящен? Какие еще значимые события правления этого князя вы можете назвать?

Команды отвечают. Судьи выносят вердикт.

Каллиопа.  (слайд собора Софии Киевской, портрет Ярослава Мудрого) Храм Софии Киевской – освящен в 1037 году при правлении Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый вошел в историю как просвещенный правитель, основал первую на Руси библиотеку, ввел в действие первый письменный свод законов «Русскую правду», построил Ярославль и Юрьев, открывал школы, библиотеки, поддерживал книжное дело, наладил дипломатические связи с европейскими странами.

Мельпомена. Мне, театральной музе трагедии, предоставлена честь пригласить команды  для показа домашнего задания. Командам было предложено придумать театрализованный вопрос для соперников.

Домашнее задание № 2. Показ работ – вопросы и ответы соперников. Судьи выносят вердикт.                     3-й вопрос        

Евтерпа. (слайд картины В.Васнецова «Богатыри») Я муза лирического пения Евтерпа  предлагаю  к вашему вниманию  одно из самых известных и любимых полотен Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» У вас карточки с кратким описанием подвигов каждого из них. Вам необходимо написать  соответствующее имя богатыря на  карточке.

Капитаны отдают карточки судьям.

Евтерпа.  Итак, на картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» изображены:

Карточка № 1 – Согласно легенде этот богатырь  до 33-х лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев.  После исцеления, он  прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному» и сдвинув его   находит  коня богатырского, оружие и доспехи. По дороге в стольный град побеждает Соловья-разбойника. Это был его первый подвиг.

Карточка № 2 –  Этот богатырь служит князю Владимиру Красно солнышко, выполнял особые его поручения:  собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; Жена Настасья, дочь Микулы Селяниновича.  Он умён, образован  и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях 

Карточка № 3 –  Этот богатырь - сын ростовского попа Ле(в)онтия. Его отличает не сила, а  удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Наиболее известным сюжетом считается его бой со Змеем Тугарином.

Судьи выносят вердикт.

Интермедия 2. «Стояние на Угре»

Слайд «Обрыв над рекой» На сцене появляются  девочки. Они смотрят  вдаль.

1-я девочка.  Страшно мне, боязно… никогда столько ратников не видела… Неужто опять ордынцы Русь разорят …

2-я девочка.  Молись сестрица, Богородица не допустит беды. Слышала, в Москву  икону Владимирской Божьей Матери привезли, а она  заступница наша, Русь   от хана  Тамерлана   уберегла.

1-я девочка. Откуда тебе знать…

2-я девочка. Бабушка сказывала, а ей ее батюшка поведал. Вот тебе крест. Тогда помогла  и сейчас на нее надежда…

Девочки становятся на колени и молятся. Вбегает мальчик.

Мальчик. Уходят!  Ордынцы  уходят!

Девочки поднимаются с колен.

2-я девочка. Богородице слава! Заступнице нашей!

1-я. девочка. Значит, сечи не будет!

Мальчик. То-то и оно что не будет… Не было такого никогда – постояли – поглядели друг на дружку… Нет ну наши конечно из пушек попалили для порядку – и разошлись.

2-я девочка. Пойдемте на холм – от туда виднее…

1-я девочка. Чудны дела твои Господи. (уходят)

4-й вопрос.  

Талия. Я муза комедии Талия прошу ответить на мой вопрос. О каком курьезном событии идет речь. Это событие сыграло решающую роль в истории России. Где, когда и  при  каком правителе оно произошло

Ответы участников.  Резолюция судей.

Урания.  А  муза астрономии Урания  объявляю конкурс капитанов. Для вас мы подготовили художественный конкурс. Перед вами  будут продемонстрированы - картины русских живописцев, работающих в историческом жанре. К каждой картине будет дано 3 вопроса.  У вас в руках таблички с буквами. Ваша задача  показать табличкой правильный вариант ответа.

(Слайд картины  В.Сурикова  Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем)

1.Первая картина – полотно русского живописца 19 века Василия Сурикова. Какое историческое событие запечатлено на ней Внимание варианты ответов:

А) Стояние на реке Угре 1480 года.

Б)  Битка на Калке в 1223 году.

В) Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. Бой с ханом Кучумом.

(Слайд картины В. Васнецова «Крещение князя Владимира»)

2.Вторая картина принадлежит кисти Василия Васнецова. О каком событии она рассказывает:

А)  Крещение Руси в 988 г.  Крещение князя Владимира;

Б) Реформа Никона в 1653 году;

В) Покаяние Ивана IV Грозного 1584 года.

(слайд картины И.Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»)

3. Третье полотно художника Ильи Репина. Трагические моменты изображенные на картине рассказывают о:

А) Гибели Федора Годунова  в 1605 году;

Б) Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года (убийство сына);

В) Смерть в плену у Хана Гирея  опричника Василия Грязнова в 1574 г.

(слайд картины К.Маковского «воззвание Кузьмы Минина к Нижегородцам о создании ополчения»)

4. Четвертое полотно художника Константина Маковского отражает исторические события:

А) 1611 года – воззвание Кузьмы Минина к Нижегородцам о создании ополчения;

Б) 1613 год – избрание Михаила Романова на царство;

В) 1707 г. Восстание  под предводительством К.Булавина.

(слайд картины М.Ломоносова «Полтавская битва»)

5. И наконец 5 картина – мозаическое полотно Михайла Ломоносова рассказывает о знаменательном сражении русской армии:

А) 1632 г. – Смоленская война Михаила Федоровича Романова;

Б) 1654г. Русско-польская война Алексея Михайловича Романова;

В) 1709 г. Полтавская битва Петра I Романова.

Жюри подводит итоги.

Слайд картины В.Сурикова «Боярыня Морозова»

Интермедия 3. «Церковный раскол»

Появляются мальчишки.

1-й мальчик. Слыш Данила, куда это ее везут, на санях..

2-й мальчик. Так знамо – в монастырь.

Девочка.  Злодейка!

1-й мальчик. Боярыня…

Девочка. А то среди бояр злодеев не бывает.

2-й мальчик. Не правильное горите, она за правду страдает.(осеняет ее крестом двуперстным) Храни тебя Господь, матушка…

1-й мальчик. Ты как крест кладешь еретик – крест нужно щепью – Отец, сын и Дух святой (показывает)..

2-й мальчик. Двумя перстами  праотцы наши и святые крестились и я с ними, а твоя щепь от лукавого.

Девочка.  А вот мы тебя сейчас изловим да куда надо доставим… раскольник!

2- мальчик. А вы сначала изловите – богохульники!(мальчишки убегают)

 5-й вопрос

Терпсихора.  Вопрос от музы танца Терпсихоры.  Какое историческое событие изображено на картине?  Кто автор этой картины? И о чем спорили мальчики в интермедии?

Команды отвечают. Судьи подводят итоги.

Эрато. А сейчас  я муза лирической поэзии «Эрато»  оглашаю поэтическое – 3-е домашнее задание.  Команды сейчас прочитают авторские четверостишия, посвященные году истории в  России.

3-е домашнее задание.  Команды читают четверостишия. Судьи оглашают результат.

6-й вопрос.

Клио. Я муза истории Клио,  приглашаю  заслушать 6-й  вопрос наших состязаний. (слайд «орден пьяниц».) Этот орден отливали из чугуна, и весил он 7 килограмм. Кто из правителей России  учредил этот орден, за что и кому его давали, и как  его подобало носить.  

Ответы команд. Решение судей.

Интермедия  4. « Город Петра»

Слайд  графическое изображение карты Санкт-Петербурга XVIII века.   Появляются две кухарки с кошелками.

1-я Кухарка. Здорово быть, Матрена Васильевна!

2-я Кухарка. Бог в помощь Акулина Никитична!

1-я Кухарка. Что-то ты поздненько на рынок собралась!

2-я Кухарка. Что ты! Я в трактир за кофием – хозяйка послала…

1-я Кухарка. Вот уж не думала что твои господа эту гадость горькую пьют?

2-я. Кухарка. Куды там! По секрету скажу – царя батюшку ждем… В доме сплошной кавардак. Оно и хорошо, что за кофием послали… одно плохо – рек понарыли, а мостов нет… одни лодии…

1-я Кухарка.  Твоя правда – строют-строют – народу понагнали… Мне давеча сказывали, что каждому рабочему в месяц по рублю дают. Во как!

2-я Кухарка.  А я слыхивала, что когда город закладывали – царь наш первый камень положил – и в это время в небесах орел появился и прямо на царскую десницу сел – знак божий!

Слышится выстрел пушки.

2-я. Кухарка. Пушки палят. Полдень. Побегу я Никитична – мне еще лодочника сыскать надо..(уходит)

1-я Кухарка. А чего их искать – развелось дармоедов… пользуются тем, что мостов нет… И от куда здесь орлам взяться… (уходит) 

Вопрос 7.

Клио.  Когда и в каком городе могла произойти похожая встреча? О каком  царе идет речь, и какие дополнительные факты из его биографии вы можете рассказать?

Ответы команд. Решение судей.

III  Эпилог.                                                                                                                                                                    Урания. Подошло время подбить итоги нашего состязания. Уважаемые судьи - кто же сегодня победил в честном бою, и кто будет объявлен другом Парнаса 2012-2013 учебного года.

Судьи оглашают  результат состязания.

Песня: Глинка «Славься, славься»

Команда победительница  приглашается для регистрации в почетной книге «Друзей Парнаса школы М 5 г.Муравленко».

Евтерпа. Капитану команды ___________________ предоставляется почетное право обратиться к собранию с речью победителя.

Выступление капитана команды. Вручение дипломов и специальных призов.

Клио. Театрализованную игру: «Виват,Россия!» посвященную году истории  объявляю закрытой!

Дополнительные сведения по оформлению сценического пространства.

Оформление должно быть универсальным и отражать идейно-тематический смысл игры, а именно государство Россия с IX  по  XVIII вв. В удобном месте для обозрения, как зрителями, так и командами находятся щиты команд (белый, красный, синий).  Для работы со щитами нужно 3 клея- карандаша, 68 золотых лавровых листа. Для обслуживания мероприятия нужно  не менее  4  микрофонов, максимально – 9; мультимедийное обеспечение для демонстрации слайдов и музыкальных фрагментов.

Костюмы и реквизит:

Пролог:

Хитоны для Муз.

Игра:

1-й вопрос:

3 комплекта карточек с изображением языческих богов Руси (7 с пантеона Князя Владимира и еще 4  на усмотрение режиссера)

1-я интермедия:

Мальчики – русский народный костюм летний вариант;

Любава – сарафан.

Реквизит: кошелка, кусочки смальты или цветных стеклышек, ступка с пестиком.

3-й вопрос: три комплекта карточек ( по три) с описанием подвигов богатырей.

2-я интермедия:

2 женских народных костюма -  осенний вариант;
1 мужской народный костюм – осенний вариант.

3-я интермедия:

1 женский народный костюм -  зимний  вариант;
2 мужских  народных костюма – зимний  вариант.

4-я интермедия:

Два женских народных костюма, летний вариант.

Музыкальное  сопровождение:

«Полонез» П.И. Чайковского;

Отрывок из  оперы Глинки « Иван Сусанин» «Слався…»



[1] Ю.Друнина

[2] Авторские стихи.



Предварительный просмотр:

Методика организации командной игры с элементами театрализации для учащихся подростковой школы  «Под сенью дружных муз»

Батюк Ирина Викторовна учитель театра высшей категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 г. Муравленко Ямало-Ненецкого АО 

Приложение 2.

Ответы на вопросы.

Задание 1-е.

Вопрос от музы гимнов и точных наук Полигимнии: отберите изображения тех богов, идолы которых  Киевский Князь Владимир  установил в Киевском капище, как главных богов страны.(слайды  богов, предоставленных командам,  капище в Киеве)

Ответы:

1. Перун - Верховный бог Киевской Руси. Грозный, повелевающий небесными явлениями; бог войны. В правой руке – лук, в левой – колчан со стрелами. Самый сильный в природе – борется со злыми силами. Его день – 2 августа. Птица Перуна – петух, его день – четверг.

2. Хорс - Бог солнечного диска, око неба. Ласковый и добрый, всем отдает свое тепло. Победить его никто не может, потому что подступиться к нему нельзя; поднимается выше всех на небе. Его день – вторник.

3.Дажьбог - Бог солнца, жатвы, сын Сварога, муж богини Луны. Один из первых царей и законодателей, положил начало летоисчислению и солнечному календарю, попечитель пахарей и сеятелей. Место обитания – высокая гора. Наделяет человека физической силой, здоровьем и мудростью, мастерством. В летописях называют предком русичей, хранителем ключей земных. Его день – среда.

4.Стрибог - Бог воздушных стихий, древнее божество неба и вселенной. Дышит ровно и шумно. Гуляет по морским просторам. Может топить корабли, устраивать бури. Представляется в образе гусляра, с луком за спиной, за поясом – сагайдак со стрелами. Ветры – его внуки. День его – воскресенье.

5. Семаргл - Бог семян, ростков, корней растений, изображался в облике крылатого пса. Он еще посланец небес, посредник между богами неба и духами земли. Может исцелять, ибо принес с неба на землю побег древа жизни. Его день суббота.

6. Макоша (Макошь) - Богиня женских работ, прядения и ткачества. Мать урожая, богиня изобилия. Имя произошло от Мака. Девушки вышивали маки на свадебных рушниках. Это божество женской жизненной силы. Ее день – пятница.

7. Велес – единственный бог, чей идол находился за пределами капища. Бог скотоводства и богатства, покровитель животного мира. Он породнил человека и животное, учил людей не убивать животных, а использовать их в хозяйстве. Он опекун Волхвов, творцов, пастухов, торговцев. Он – отец великанов. Его день – понедельник.

2-й вопрос.  

Вопрос от музы эпической поэзии и знаний Каллиопы.  О строительстве, какого храма шла речь. В каком году, и при каком князе – храм был торжественно освящен? Какие еще значимые события правления этого князя вы можете назвать?  (слайд собора Софии Киевской, портрет Ярослава Мудрого) 

Ответ:

Храм Софии Киевской – освящен в 1037 году при правлении Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый вошел в историю как просвещенный правитель, основал первую на Руси библиотеку, ввел в действие первый письменный свод законов «Русскую правду», построил Ярославль и Юрьев, открывал школы, библиотеки, поддерживал книжное дело, наладил дипломатические связи с европейскими странами.

3-й вопрос        

на картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» изображены:

Карточка № 1  - Илья Муромец

Карточка № 2 –  Добрыня Никитич

Карточка № 3 – Алеша Попович

4-й вопрос.  

О каком курьезном событии идет речь. Это событие сыграло решающую роль в истории России. Где, когда и  при  каком правителе оно произошло

Ответ: Стоя́ние на реке́ Угре́ — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы (1476) платить Орде ежегодную дань. Положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым.

Конкурс капитанов.

1В;  2 А;  3 Б; 4 А;  5В.

5-й вопрос

Какое историческое событие изображено на картине?  Кто автор этой картины? И о чем спорили мальчики в интермедии?

Церковный раскол 1653 года вследствие реформ патриарха Никона в основе которого была произведена реформа церковных книг, переход от двуперстия к трехперстному крестному знамению. На картине В.Сурикова «Боярыня Морозова»  - раскрывает сюжет исторических событий – ссылки боярыни Морозовой, сторонницы Аввакума  в монастырь.

6-й вопрос.

Вопрос.  (слайд «орден пьяниц».) Этот орден отливали из чугуна, и весил он 7 килограмм. Кто из правителей России  учредил этот орден, за что и кому его давали, и как  его подобало носить.  

Ответ:

Орден пьяницы утвержден в наказание за пьянство. Его предполагалось носить 7 дней.

7-й вопрос.

  Когда и в каком городе могла произойти похожая встреча? О каком  царе идет речь, и какие дополнительные факты из его биографии вы можете рассказать?

Ответ: Санкт-Петербург, заложенный Петром I в устье Невы в 1703 г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.

Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...

Методика проведения работы над ошибками по русскому языку учащимися начальной школы.

Подборка всех орфограммм, которые изучаются в начальной школе....

Методика организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе

Методика организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе...

Литературная театрализованная игра «Под сенью дружных муз».

Игра и представление по творчеству А. С. Пушкина....

математическая игра "Решай, смекай, отгадывай" для учащихся коррекционной школы VIII вида

В данной разработке представлена обучаюшая игра, для учеников 9 классов коррекционной школы VIII типа...

План-конспект урока по физической культуре (раздел подвижные игры с элементами баскетбола) для учащихся 3 класса

Тема урока: Ведение мяча с изменением направления. Задачи урока:Развивать «чувство мяча», координацию движений, укреплять основные группы мышц.Совершенствовать технику передач и ловли...