«В моей душе лежит сокровище…» Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока, предназначена для старших классов. Через знакомство с интересными фактами биографии поэта, с его произведениями происходит воспитание читательской культуры, приобщение к духовным ценностям русской культуры. Данная разработка раскроет некоторые важнейшие особенности поэтического мира великого русского поэта, покажет глубину его переживаний и масштабность раздумий в его стихах. Необычность постановки, элементы театрализации, несомненно, пробудят у ребят интерес к поэзии А. Блока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_moey_dushe_lezhit_sokrovishche.docx | 44.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«В моей душе лежит сокровище…»
Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.
Цель:
воспитание читательской культуры, приобщение к духовным ценностям русской культуры через знакомство с поэзией А. Блока.
Задачи:
- Познакомить зрителей с основными событиями жизни А. Блока, со своеобразием его поэтического мира.
- Показать глубину переживаний и масштабность раздумий поэта, отразившихся в его произведениях.
- Пробудить интерес к поэзии А. Блока.
Действующие лица:
1 ведущий.
2 ведущий.
А. Блок.
А. Ахматова.
М. Цветаева.
З. Гиппиус.
И. Северянин.
В. Маяковский.
К. Бальмонт.
С. Есенин.
1 чтец
2 чтец
3 чтец
5-6 человек в роли красноармейцев
(роли поэтов и поэтесс исполняют юноши и девушки)
Танцевальный коллектив.
Оборудование: экран, видеопроектор, компьютер, микрофоны.
Оформление: На заднике сцены прямоугольники неправильной формы черного, темно-синего, красного цвета с названиями литературных течений и манифестов.
Начало: Под музыку MarcoMargna «Stormy Ocean» девушки в костюмах того же цвета, что и прямоугольники на заднике исполняют танец (движения отрывисты, резки, создается впечатление хаоса. В конце хореографической композиции девушки выносят стулья (обычные, деревянные, безо всяких украшений), расставляют их ассиметрично)Слайд 1
(Звучит тревожная музыка MarcoMargna «Stormy Ocean» )Слайд 2
1 ведущий: Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!..
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственныx умов.
2 ведущий: Двадцатый век ... еще бездомней
Еще страшнее жизни мгла,
Ещечернее и огромней
Тень Люциферова крыла…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне ...
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
1 ведущий: Начало века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история иного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и гражданскую войну – драмы и трагедии мирового масштаба.
2 ведущий: Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба и каждого второго назвать Моцартом стиха.Поэты Серебряного века – это целые созвездия в русской национальной поэтической галактике: Дмитрий Мережковский и его жена Зинаида Гиппиус – основатели одного из самых модных поэтических салонов начала века. Слайд 3
1 ведущий:Анна Ахматова и Николай Гумилев, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников.
2 ведущий:Юные Борис Пастернак и Марина Цветаева, Николай Клюев и Сергей Есенин, Андрей Белый и Саша Черный.
1 ведущий:Константин Бальмонт – этот Паганини стиха и Игорь Северянин – официально признанный королем поэтов.
(Поэты поочередно выходят на сцену, читая отрывки из своих стихов, рассаживаются на стулья).
И. Северянин:
Я выполнил свою задачу.
Литературу покорив,
Бросаю сильным на удачу
Завоевателя порыв.
Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре.
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.
Лишь мне восторг и поклоненье
И славы пряный фимиам.
Моим – любовь и песнопенье
Недосягаемым стихам.
Я так велик и так уверен,
В себе настолько убежден,
Что всех прощу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.
В. Маяковский
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
К. Бальмонт:
Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи.
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я-для всех и ничей ...
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя, и в других,
Я - изысканный стих.
С. Есенин:
Я зажег свой костер,
Пламя вспыхнуло вдруг
И широкой волной
Разлилося вокруг.
И рассыпалась мгла
В беспредельную даль,
С отягченной груди
Отгоняя печаль.
Безнадежная грусть
В тихом треске углей
У костра моего
Стала песней моей.
И я весело так
На костер свой смотрел,
Вспоминаючи грусть,
Тихо песню запел.
(девушки в ролях А. Ахматовой, З. Гиппиус, М. Цветаевой выходят молча)
(Музыка меняется на нежную и таинственную. А. Ермолов. «Девушка пела в церковном хоре» Минус).Слайд 4.
1 Ведущий:Бесспорно, звездой первой величины в этом созвездии был Александр Блок. Преклонение пред ним и его творчеством было всеобщим. По воспоминаниям Корнея Ивановича Чуковского, ни от кого так явственно, так ощутимо не исходил магнетизм. Трудно было представить себе женщину, которая бы не влюбилась в него.
(Выходит на сцену юноша в образе Блока, читая стихи «Девушка пела в церковном хоре». Садится в центр. К нему подходят девушки, изображающие Ахматову, Цветаеву, Гиппиус, по одной, читая стихи о Блоке).
Цветаева:
Имя твое - птица в руке
Имя твое - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету.
Серебряный леденец во рту.
Имя твое - ах, нельзя!
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных глаз.
Имя твое - по целуй в снег.
Ключевой, ледяной, глубокий глоток.
С именем твоим - сон глубок.
Предстало нам - всей площади широкой!
Святое сердце Александра Блока.
Ахматова:
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз
И малиновое солнце
Над мохнатым сизым дымом,
Как хозяин молчаливый,
Ясно смотрит на меня.
Унего глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
( в это время остальные медленно срывают прямоугольники с задника, за ними открываются изображения – иллюстрации к стихам Блока)
1 ведущий: Имя Блока тесно связано с символизмом.
Философской основой символизма была идея о двойственности мира. Философы-идеалисты считали, что реальный мир вещей вторичен и является всего лишь искаженным отражением Божественного духовного начала. Эти миры, познаваемые человеком лишь интуитивно, и призван был объединить символ. Александр Блок был не только талантливым символистом, но и сам являлся символом. В его судьбе и творчестве отразилась судьба России и русской интеллигенции. Трагическое мироощущение и отождествление личной судьбы с судьбой родины – вот две главные черты его поэтического облика. Именно они и определили характер лирического героя блоковской поэзии.
(Исполняется сольный танец под мелодию «Дева Мария» Мария Каллас. Танцует девушка, вся в белом. В конце она застывает в окружении свечей в позе девы Марии, затем медленно скрывается за занавесом).
2 ведущий:
В 1898 году Блок знакомится с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью знаменитого учёного Д.И. Менделеева. Она производит на него огромное впечатление. Слайд 5.
(На сцену выходит девушка в образе Менделеевой, одетой в костюм Офелии: венок из цветов, распущенные волосы. За нею выходит Блок в костюме Гамлета: черный берет, плащ, шпага. Менделеева садится на стул, Блок на скамейку у ее ног)
Менделеева:
Первый и единственный за все эти годы мой более смелый шаг навстречу Блоку был в вечер представления «Гамлета». В костюме и гриме я чувствовала себя смелее. Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а главное, жуткое: я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Да, был и этот разговор, и возвращение после него домой.
(Герои встают, держась за руки, медленно двигаются к авансцене)
Как-то вышло, что после спектакля мы ушли с Блоком в костюмах (переодевались дома) и очутились вдвоем Офелией и Гамлетом в этой звездной ночи. Мы были еще в мире того разговора, и было не страшно, когда перед нами в широком небосводе медленно прочертил путь сияющий голубизной метеор. Перед природой, перед ее жизнью и ее участием в судьбах мы с Блоком, как оказалось потом, Дышали одним дыханием... Даже руки наши не встретились, и смотрели мы прямо перед собой. И было нам шестнадцать и семнадцать лет.
Блок:
Помните Вы-то эти сумерки? Вдруг в тусклом свете появлялась ваша фигура. Когда я догонял Вас, Вы оборачивались, смотрели всегда сначала недружелюбно, скрытно, умеренно. Рука еле дотрагивалась (и вообще-то Ваша рука всегда торопится вырваться)... Я путался, говорил ужасные глупости, падал духом; вдруг душа заливалась какой-то душной волной. И вдруг, страшно редко, - но ведь было же и это! - тонкое слово, лёгкий шепот, крошечное движение... После этого опять еще глуше, еще неподвижнее.
Менделеева:
(звучит музыка Л. Бетховена, соната №14, «Лунная») Раз, идя по Садовой мимо часовни у Спаса на Сенной, я заглянула в открытые двери. Образа, трепет бесчисленных огоньков восковых свечей, припавшие, молящиеся фигуры. Сердце защемило от того, что я вне этого мира, вне этой древней правды... Я пошла дальше и почти машинально зашла в Казанский собор. Я не подошла к богатой, в бриллиантах, чудотворной иконе, а дальше - за колоннами - остановилась у другой Казанской. Я опустилась на колени, еще плохо умея молиться... Потом это стала наша Казанская, к ней же при ходила за помощью и после смерти Саши... Я стала приходить в собор к моей Казанской и ставить ей свечу. В сумерки октябрьского дня я шла к собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой.
Блок:
Вошли внутрь. В соборе почти никого не было. Вас поразила высота, громада, торжество, сумрак. Голос понизили даже.
Менделеева:
Так начались соборы - сначала Казанский, потом и Исаакиевский. Встречи наши на улице продолжались. Мы все еще делали вид, что они случайны. Но часто... мы шли вместе далекий путь и много говорили. Все о том же. Много о стихах. Раз Блок спросил, что я думаю о его стихах. Я ответила, что думаю, что он поэт не меньше Фета. Это было для нас громадно! Мы были взволнованы оба, когда я это сказала, потому что в ту пору мы ничего не болтали зря.
(Расходятся в разные стороны)
1 ведущий: История любви двух молодых людей не была безмятежной. Было и недопонимание, и временный разрыв отношений. А. Блок болезненно переживал разлуку с любимой девушкой, которая стала его поэтической Музой. (слайд 11) 29 января 1902 года Блок пишет ей: «...Моя жизнь... немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще смутно ощущаемого мной Духа». В дневниках Блока даже появляется тема самоубийства. (Звучит мелодия «Любовь – волшебная страна», то затихая, то усиливаясь)
2 ведущий:17 ноября Блок пишет предсмертную записку и, с револьвером в кармане, отправляется в зал Дворянского собрания, на вечер Высших женских курсов. После вечера происходит решительное объяснение. Л. Д. Менделеева соглашается стать женой поэта.Слайд 6.
1 Ведущий: В конце 1904 года выходит первая книга Александра Блока - «Стихи о прекрасной Даме». Надо сказать, что образ Прекрасной Дамы – это олицетворённый образ Вечной Женственности, которой поклонялся романтически настроенный поэт. Свою любовь к Любови Дмитриевне (прототипу Прекрасной Дамы) Блок воспринимает как «возвышенный мистический роман». Слайд 7.
1 чтец:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
2ведущий: Испокон веков женская тайна, женское очарование, загадочность и прелесть ее были предметом восхищения и величайшего преклонения поэтов. Художники тоже всегда воспевали женскую красоту, женственность, таинственность и нежное очарование ее. Молодая красивая женщина изображена на картине Крамского «Неизвестная».Слайд 8.
(СЛАЙД КАРТИНЫ. Музыка)
1 ведущий:Случайно ли она перекликается и образом и названием с блоковской героиней из стихотворения «Незнакомка»? Кажется, что это одна и та же молодая женщина-загадка, роковая обольстительница. Она появилась из сумрака и готова исчезнуть в нем. Завораживают нежные женственные линии изгиба тонкого стана, овала прекрасного лица, взгляд свысока на тех, кто недостоин ее красоты. Но самое замечательное в Незнакомке Блока и Неизвестной Крамского – необыкновенной красоты глаза. Они живут и властвуют, они чаруют и околдовывают омутом бездонности и синевы. На полотне Крамского живет мир красоты и поэзии, совсем как в стихотворении Блока «Незнакомка».Слайд 9.
(Звучит стихотворение «Незнакомка». Блок сидит за столиком. Чуть позже выходит незнакомка, садится на стуле поодаль)
2 чтец:
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«Invinoveritas!” кричат
И каждый вечер, в час назначенный…
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне»!
Ты право: пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине!
2 ведущий:«Действительность, реальность вошла в поэзию Блока, подчинила ее себе. Мистические предчувствия сменились чувствами земными...(Незнакомка скрывается за кулисами). Может быть, иные читатели пожалеют о прежнем Блоке, поэте ожиданий, видений, таинственного сумрака. Но вряд ли. Блок мог идти вперед по пути своей ранней поэзии.
(Блок встает из-за стола, выходит в центр)
Блок:
Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь...Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель».
2Ведущий: Что же так важно было для поэта?
Блок:
(Звучит стихотворение о родине)Слайд 10.
(Звучит революционная мелодия «Смело товарищи в ногу» Минус. Блок садится за стол, начинает энергично писать)Слайд 11.
1 Ведущий: Октябрь 1917 года – Революция. Блок принимает её с надеждой и оптимизмом, он ждёт от большевиков исполнения всех их обещаний. Но действия новой власти не оправдывают ожиданий поэта. Постепенно приходит разочарование новым режимом, которое усиливается год от года и на фоне голодной жизни в Петрограде приводит поэта к депрессии и болезни.
(Блок мнет написанное, рвет, опять пишет)
В 1918 году Блок пишет статью «Интеллигенция и Революция». Призывы «…слушайте Революцию!» соседствуют в ней с попытками оправдать уже возникшие у новой власти проблемы и словами «Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были… она жестоко обманывает многих…».
В Этом же году Блок пишет поэму «Двенадцать». Спустя два года, в «Записке о “Двенадцати”», он укажет, что в этом произведении «…в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907…».
Слайд 12
(Блок отбрасывает перо и бумагу, встает)
Блок:
"Россия гибнет", "России больше нет", "вечная память России" - слышу я вокруг себя.
Но передо мной - Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели; тот Петербург, который видел Достоевский; та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой. Россия - буря.
России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой.
Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию. (уходит)
(Под звуки марша выходит отряд красноармейцев. Инсценировка отрывка из поэмы «Двенадцать»)
– Что, товарищ, ты не весел?
– Что, дружок, оторопел?
– Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?
– Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил…
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил…
– Из-за удали бедовой
В огневых ее очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча… ах!
– Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба что ль?
– Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
– Поддержи свою осанку!
– Над собой держи контроль!
– Не такое нынче время,
Чтобы няньчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
И Петруха замедляет
Торопливые шаги…
Он головку вскидава́ет,
Он опять повеселел…
Эх, эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!
2 ведущий:Октябрьская революция полоснула по судьбе Блока. Имение Шахматово было разорено, сожжена его богатейшая библиотека, их дом на набережной заселили чужие люди. Но Блок с великодушным сердцем воспринял революцию, надеясь, что народу будет легче. В голодной и больной неволе он пишет: «Народ – венец всего земного цвета, Краса и радость всем цветам». Он ни за что не хотел уезжать из России, как бы тяжело не было. Покинуть Россию – ему казалось изменить ей. «Убежать от русской революции – позор», - писал он. Влюбленный в Россию, Блок говорил о ней в стихах: «О, Русь – жена моя!» и сравнивал ее судьбу с судьбой юной красавицы-крестьянки, чья погубленная честь и печальная доля не может не вызывать грусти.Слайд 13.
3 чтец:
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.
Три ярких глаза набегающих -
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон...
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом...
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул - и поезд в даль умчало.
Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая...
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая...
Да что - давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов...
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей - довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена - все больно.
(Выходит Блок, читая стихи) Слайд 14.
Блок:
«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века,
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала.
Аптека. Улица. Фонарь.
(Блок садится на стул в глубине сцены)
(На сцену выходят поэты Серебряного века. Произнося слова, постепенно собираются в группу в центре сцены, загораживая собой Блока)
Есенин:
Последним заметным выступлением поэта стала речь «О назначении поэта», произнесенная на вечере памяти Пушкина в феврале 1921. Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого «убило отсутствие воздуха».
З. Гиппиус:
И пока он говорил, чувствовалось, как постепенно рушится стена между ним и залом. В овациях, которыми его провожали, была та просветлённая радость, которая всегда сопутствует примирению с любимым человеком»
А. Ахматова:
Перед своей кончиной Александр Блок несколько дней бредил. Почти в бессознательном состоянии он лишь вспоминал об одном: не осталось ли ненароком экземпляров его поэмы «Двенадцать». Поэт хотел полностью ее уничтожить.
(Выходят девушки в белом раздают свечи поэтам, исполняют танец под мелодию А. Вивальди. «Tosco Fantasy» )
Слайд 15(портрет блока в лучах солнца)
М. Цветаева:(выходит в центр)
Думали — человек!
И умереть заставили.
Умер теперь. Навек.
— Плачьте о мёртвом ангеле!
Он на закате дня
Пел красоту вечернюю.
Три восковых огня
Треплются, суеверные.
Шли от него лучи —
Жаркие струны по снегу!
Три восковых свечи —
Солнцу-то! Светоносному!
О, поглядите — как
Веки ввалились тёмные!
О, поглядите — как
Крылья его поломаны!
Чёрный читает чтец,
Топчутся люди праздные...
— Мёртвый лежит певец
И воскресенье празднует.
(Звучит музыка А. Вивальди. Занавес закрывается)
Использованные ресурсы:
- Александр Блок в воспоминаниях современников, тт. 1-2. М., 1980
- Бекетова М. Александр Блок. Пг., 1922, 2-е изд. Л., 1930.
- Бекетова М. Воспоминания об Александре Блоке. М., «Правда», 1990, 672 с., 300 000 экз. ISBN 5-253-00015-1
- Белый А. Воспоминания о Блоке. М., 1995
- Чуковский К. Александр Блок // Чуковский К. Из воспоминаний, М., 1959.
- Гиппиус З. Мой лунный друг. // «Стихотворения; Живые лица». Серия «Забытая книга». М. 1991
- Александр Блок Стихотворения, биография, поэмы, переводы, музеи, театр, неизданное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«НИКОЛАЙ И АЛЕКСАНДРА» Литературно-музыкальная композиция /с элементами театрализации/
Данный сценарий нацелен на формирование патриотических чувств и сознания учащихся. ...
Урок по литературе "В моей душе лежит сокровище..." По творчеству А.Блока.
Урок и презентация содержат материал по творчеству А.Блока....
Жизнь и творчество Александра Блока
Данная презентация может быть использована при изучении жизненного и творческого пути Александра Блока...
Презентация "Жизнь и творчество Александра Блока"
Презентация "Жизнь и творчество Александра Блока"...
«ЕСЛИ ДУША РОДИЛАСЬ КРЫЛАТОЙ…» (Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М. Цветаевой (1892-1941).)
«ЕСЛИ ДУША РОДИЛАСЬ КРЫЛАТОЙ…» (Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М. Цветаевой (1892-1941).)...
Жизнь и творчество Александра Блока
Презентацияк уроку литературыв 11 классе....
Жизнь и творчество Александра Блока
Основные этапы жизни и творчества поэта начала 20 века Александра Блока...