Истинная вежливость
методическая разработка по внеклассной работе (6 класс) по теме
" Приветливость - это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец",- гласит восточная пословица.От того, как мы говорим, мы можем поднять настроение, можем вызвать улыбку, а можем и наоборот- испортить человеку день и настроение. " Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести". Это выражение мы знаем с детских лет, но сами не замечаем , что мы произносим и каким тоном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Istinnaya_vezhlivost-_kl.chas_.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный руководитель: Анашкина Э.А.
Истинная вежливость
Цель: воспитывать чувство уважения и вежливости.
Оформление: плакаты с вежливыми словами, иллюстрации.
Плакаты: «Скромность всякому к лицу», « Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (Мигель Сервантес).
« Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж.-Ж.Руссо).
Ход мероприятия
Педагог: « Приветливость - это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец», - гласит восточная пословица.
« Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
Это выражение мы знаем с детских лет. Но сами не так часто следим за собой, что мы произносим и каким тоном.
А ведь от того, как мы говорим, мы можем поднять настроение, можем вызвать улыбку, а можем и наоборот - испортить человеку день и настроение. Стихотворение С.Маршака нам ясно показывает, что такое вежливость. Послушайте.
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы-то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы, то вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам, явившимся заранее,
Минуты на собрание, часы на ожидание!
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я, гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое ребенку воспитание.
Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил.
Отняв у младших мячик, он их благодарил: «Спасибо»,- говорил.
Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,
Но мячика у мальчика без спросу не берите!
Так как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого нужно пользоваться теми словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе.
Если человек разговаривает вежливо, то хочется ответить тем же. Найти с кем – то общий язык не так просто. Иногда случаются и споры. Но даже в споре должны царить деликатность и мягкость. А еще есть слова, которые мы обязательно должны знать и применять.
Давайте проведем небольшую игру, где каждый тур будет иметь свое название и будет иметь свои задания.
Класс делится на четыре команды. Каждый тур оценивается в 10 баллов.
Первый тур. «Культура речи»
У вас лежат листы с заданием, в течение пяти минут вы должны найти правильные ответы на вопросы. Начинаем.
Звучит музыка, ребята работают.
Задание:
- Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть свое расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора. Какие слова, по - вашему, наиболее употребимы?
- Доброе утро.
- Здорово.
- Привет.
- Здравствуйте.
- Хелло.
Правильные ответы 1 и 4.
- Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы.
- Позовите Надю.
- Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Надю.
- Здравствуйте, позовите Надю.
- Здравствуйте, извините, Надя дома?
Правильный ответ: 4.
- В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
1.Тот, кому 8 лет.
2. Тот, кому 11 лет.
3. Тот, кто вежливее.
4. Уступать дорогу необязательно.
Правильный ответ: 3.
- Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы при этом?
- Простите меня, я выхожу!
- разрешите пройти.
- Извините, можно пройти?
- Расступитесь, я иду.
Правильный ответ: 3
- Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться еще раз при встрече?
- Да.
- Нет.
- Можно, но не обязательно.
- Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.
Правильный ответ 4.
- Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите время у прохожего?
- Скажите, сколько сейчас часов?
- Вы не подскажите, который час?
- Скажите, пожалуйста, который час.
- Сколько времени?
Правильный ответ 3.
Педагог: Ребята, ваше время истекло. Сдаем ваши ответы жюри. А мы с вами продолжаем.
Второй тур. « Вежливый разговор»
А вот я однажды подслушала такой разговор. Вам нужно внимательно слушать и записать слова, которые мы никак не можем назвать вежливыми. Итак, два ученика.
Выходят заранее подготовленные два ученика.
1-й ученик: Привет, Сань! Ты домашку по алгебре сделал?
2-й ученик: Здравствуй, Дима. Конечно.
1-й ученик: Слушай, я в ауте, поможешь мне пример сделать?
2-й ученик: Помочь ближнему – великое дело. Показывай, где застрял.
Выходит хулиган. Видит тетрадку в руках учеников.
Хулиган: А ну, гони тетрадку.
2-й ученик: Да вы что, это же тетрадь по алгебре.
Хулиган: Засохни, малявка!
1-й ученик: Не надо так.
Хулиган: Не понял, здесь кто-то пропищал?
2-й ученик: Сначала надо научиться разговаривать, а потом в школу приходить.
Все уходят.
- Ребята, вам нужно написать слова, которые мы называем невежливыми.
Звучит музыка, ребята работают.
Слова, которые должны написать дети.
- А ну, гони.
- Засохни.
- Малявка.
- Пропищал.
- Я в ауте.
Педагог: Сдаем ваши слова жюри и продолжаем.
Телефон уже прочно вошел в нашу жизнь. А вы знаете, что существует культура разговора по телефону? А вот знаете вы это или нет, мы сейчас и узнаем.
Третий тур. « Разговор по телефону»
По очереди каждая команда отвечает на мой вопрос. Если ответ неверный, то право предоставляется другой команде.
- Если в вашей квартире раздался звонок, не спрашивайте: « Кто это?» Почему?
Ответ: Ибо воспитанный человек, поздоровавшись, сам представится.
- Если челове , которого попросили к телефону, отсутствует, а вы взяли трубку, что нужно спросить?
Ответ: « Не хотите что- то передать?»
- Когда вас оторвали от дел ошибочным звонком, что нужно делать?
Ответ: Не надо кричать в трубку, выслушайте извинения и пожелайте удачи.
- Если вы ошиблись номером, стоит ли спрашивать: « Какой у вас номер?»
Ответ: Нет. Извинитесь и назовите номер, по которому вы звонили.
- В начале разговора, поле приветствия, какой вопрос нужно задать собеседнику?
Ответ: Удобно ли ему говорить сейчас, если нет, то договориться о другом времени.
- Кто должен закончить разговор?
Ответ: Тот, кто звонит.
- Если разговор прервался по техническим причинам, кто должен перезвонить?
Ответ: Кто позвонил первым.
- Когда можно звонить домой товарищу?
Ответ: Только до 22.00 вечера и после 9 утра.
- Сколько можно разговаривать по таксофону на улице?
Ответ: Не больше 3 минут.
- Если вы забыли позвонить по важному делу, что нужно сделать?
Ответ: Позвонить утром и объяснить ситуацию.
Педагог: Так. С телефоном мы разобрались. У нас остался последний конкурс. Это правила культуры. Я начинаю строку, а команда заканчивает.
Последний тур. « Правила культуры»
- Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь…
Ответ: Сделать сам.
- Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других…
Ответ: Людей.
- Не сиди, когда перед тобой стоят женщины или более старшие по возрасту…
Ответ: Лица.
- Приветствие не должно быть…
Ответ: Шумным.
- Не старайся казаться не тем, кто ты есть…
Ответ: На самом деле.
- Тот, кто заходит в помещение, в котором уже находятся люди, должен поздороваться со …
Ответ: Всеми одновременно.
- Уважай и цени свое и чужое…
Ответ: Время.
- Не навязывай свои правила в чужом…
Ответ: Коллективе.
- Воспитанный человек говорит о себе в …
Ответ: Последнюю очередь.
- Старайся не давать обещаний, если не уверен, что…
Ответ: Сможешь их выполнить.
Педагог: Вот и закончилось наше мероприятие. Сейчас жюри подведет итоги.
Ребята, а вежливые слова можно назвать волшебными?
Ученица: Конечно. Они хорошее настроение приносят, а это уже чудо.
Педагог: А мне хочется пожелать вам, чтобы вы помнили правила культуры и вежливости, чтобы волшебные слова были с вами повсюду.
Уважайте друг друга и окружающих, будьте вежливы и помните, что все будут относиться и разговаривать с вами так же, как вы с ними.
А я вам желаю: счастливого пути, доброго дня, доброй дороги, веселого настроения и удачи!
Будьте добры иль будьте любезны-
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома.
Будет приятно их слышать любому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовная культура. В поисках истины и красоты
Разработка урока....
Сценарий урока "Таблицы истинности."
Сценарий урока с использованием бюджетного варианта многопользовательской интерактивной доски – система «Умный мел» при изучении темы "Построение таблиц истинности" в курсе информатики 10 класс....
Интегрированный урок (русский язык и литература) "Истинный петербуржец... Кто он?"
Урок мжно использовать для подготовки к ЕГЭ и ГИА (написание сочинения)...
Технологическая карта урока обществознания с использованием ЭОР "Истина и ее критерии. Относительность истины"
Технологическая карта урока обществознания с использованием ЭОР «Истина и ее критерии. Относительность истины» (Познание и знание) (10 класс)...
Урок – игра: «Истинная веселость и «истинная поэзия». «Вечеров…».
Команды за разными столами. Отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. За каждый верный ответ – очко, словарик – по очку за каждое верно определенное слово, «черный ящик» - по т...
Беседа о правилах вежливого поведения "Ежели вы вежливы"
Классный час о правилах вежливого поведения "Ежели вы вежливы". Материал направлен на то, чтобы помочь учащимся уяснить правила поведения в конкретных жизненных ситуациях....
Кадетское образование.Эссе «ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА…» (странички из дневника человека, жаждущего истины).
Работа представлена на конкурс литературного творчества обучающихся довузовских образовательных организаций Минобороны России "Проба пера",посвящённого 205 -летию со дня рождения М.Ю.Л...