Беседа о правилах вежливого поведения "Ежели вы вежливы"
классный час (5, 6 класс) на тему
Классный час о правилах вежливого поведения "Ежели вы вежливы". Материал направлен на то, чтобы помочь учащимся уяснить правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ezheli_vy_vezhlivy.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа на тему «Ежели вы вежливы»
Цель: помочь учащимся осознать необходимость вежливого поведения в повседневной жизни.
Задачи: показать на примерах истории, что вежливое поведение во все времена считалось ценным качеством;
раскрыть понятие «этикет» и показать его значимость для общения;
выяснить совместно с учащимися правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.
Метод: беседа.
Оформление и оборудование: эпиграф, «Толковый словарь» С.И. Ожегова, распечатка стихотворения С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы», распечатки высказываний Г. Гегеля, Ф. Честерфилда.
Эпиграф:
Жизнь коротка не настолько, чтобы
людям не хватало времени на вежливость.
Р. Эмерсон
Учитель: До VI века в русском языке широко употреблялось слово «веже» – знаток. «Веже» – от «ведать», «знать». «Веже» – это человек, который знает, как себя вести в той или иной ситуации. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». «Вежество» – качество ценное и обязательное, поэтому ему раньше учили в школах наряду с грамотой и молитвами.
Ребята, а как вы думаете, что в наше время обозначает слово «вежливость»? Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к этому слову. Давайте посмотрим, как слово «вежливый» определяется в «Толковом словаре» С. И. Ожегова: «Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый»
А вот Г. Гегель считал, что «Вежливость – это знак благосклонности и готовности к услугам».
Давайте прочитаем стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы»
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи:
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
Ежели вы вежливы;
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
Ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете…..
« Ежели вы вежливы…». Ребята, продолжите перечень вежливых поступков.
А вы знаете, как возникли правила вежливости? Что такое этикет?
Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, просили друг друга о чем – либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действия в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения.
Очень близко к «вежливости» стародавнее русское слово «этикет», которое означает установленный порядок поведения. Правил этикета существует бесконечное множество. В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тыс. церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – все было определено и строго расписано.
Ребята, а теперь вы расскажите о тех нормах этикета, которые вам приходится соблюдать в повседневной жизни. Считаете ли вы соблюдение этикета важным? Аргументируйте свою точку зрения.
Правила этикета очень разумны. Они как бы указывают на самые удобные и экономичные способы действия. Например, вы идете обедать – вымойте руки, иначе с пищей в организм попадет инфекция, или вы позвонили кому – то по телефону – первым делом поздоровайтесь и назовите себя. Разумно? Очень: вашему собеседнику не придется ломать голову над тем, с кем он разговаривает.
Руководствуясь разумными соображениями, продолжите предложения:
- Котлету не рекомендуется резать ножом, потому что……..
- Тарелку с супом не следует наклонять ни от себя, ни к себе, потому что………
- Кашляя и чихая, нужно прикрывать рот (нос) платком, потому что……
- Размахивать руками, рассказывая о чем-либо, не стоит, потому что…..
А вы знаете, что такое манеры? Как ведет себя человек, обладающий хорошими манерами?
Манеры – внешние формы поведения человека. Одни из них относятся к светским, например, целовать ручку даме, говорить ей изысканные комплименты, здороваться и пр.; другие – к повседневным, например, ходить опрятно одетым, не чавкать за едой, не читать газету во время обеда.
Хорошие манеры – лучшая защита от дурных манер другого.
Ф. Честерфилд
Манеры основаны на привычках. Привычки – установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Дурные манеры основаны на вредных привычках, таких, например, о которых рассказывается в стихотворении Г. Остера.
Вредные советы
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя,
Что ты болтун.
Теперь я предлагаю вам познакомиться с советами испанского мыслителя, может быть, они помогут вам открыть что-то новое в ваших взаимоотношениях с окружающими.
«Вежливые» советы
Дабы в беседе быть приятным, приноравливайся к характеру и уму собеседника. Благоразумие в беседе важней, чем красноречие.
Не восторгайся сверх меры. Захваливать, расточать восторги – признак ограниченности понимания и вкуса.
Не будь придирой, чтобы себя не позорить и других не сердить.
С глупцами ни к чему быть мудрым. С каждым говори на его языке.
Грасиан
А какие советы вежливости вы бы дали своим близким?
А вы знаете, что в обществе существуют этические табу, запрещающие в общении с другими поступать тем или иным образом? Давайте познакомимся с ними.
Этические табу
- Нельзя задавать вопросов о возрасте.
- Нельзя спрашивать собеседника о заработке.
- Нельзя делать комплименты относительно тех качеств, от которых человек хочет избавиться.
- Нельзя расспрашивать о болезни знакомого человека и выражать сочувствие по поводу того, что он похудел или неважно выглядит.
А теперь подумайте и ответьте, как бы вы поступили в данных ситуациях?
- Каждый день по дороге в школу вам встречается пожилой мужчина, который живет в соседнем доме, но вы не знакомы. Полагается ли в таких случаях здороваться? (приветствовать соседей по дому – хороший тон, даже если вы лично не знакомы.)
- Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто должен уступить дорогу, если одному 11, а другому 15 лет? (тот, кто вежливее.)
- Вас пригласили на день рождения. За сколько минут до начала праздника нужно приходить? (допускается приходить за 10 минут, но лучше являться вовремя.)
- Вы дарите имениннику подарок. В каком виде вы его преподнесете? (все подарки, за исключением цветов, дарят в упаковке.)
- Вы получили в подарок коробку конфет на день рождения. Что вы будете с ней делать? (хорошим тоном считается угостить гостей конфетами.)
- Вас приглашают к столу. Кто должен сесть первым – вы или хозяева? (хозяйка садится первая.)
- Кто должен подавать руку первым – старший или младший, женщина или мужчина? (старший – младшему, женщина – мужчине.)
В конце нашей беседы мне хотелось бы сказать, что вежливость проявляется не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь окружающим.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя комфортно. Не надо запоминать сотни правил, запомните лишь одно – необходимость уважительного отношения к другим. Ведь, как сказал Р. Эмерсон, жизнь коротка не настолько, чтобы людям не хватило времени на вежливость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по правилам дорожного движения для 5- 6 классов «Будь внимателен на дороге»
Данная беседа предназначена для учащихся 5- 6 классов. Цель беседы - закрепление правил дорожного движения. Задачами беседы является повторить и закрепить правила поведения на дороге для пешеход...
Игра-беседа по правилам дорожного движения
Игра-беседа по правилам дорожного движения...
«Беседа по правилам пожарной безопасности»
Воспитательное мероприятие...
Конспект беседы по правилам поведения на водоемах в осенне-зимний период «Тонкий лед»
Цели:- формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на водоемах в осенне – зимний период;- в целях предупреждения несчастных случаев на водоёмах в осенне-зимний период пров...
Конспект беседы по правилам пожарной безопасности «Спички детям не игрушки!»
Цели: познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности; учить умению правильно действовать в случае обнаружения пожара.Задачи:Образовательные – формирование...
Конспект беседы по правилам поведения на улице в весенний период «Осторожно! Падение снега с крыш. Гололед».
Цели:Познакомить обучающихся с правилами безопасного поведения при гололеде, дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека; учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подч...
Познавательная беседа с элементами тренинга " Основные правила вежливости"
Беседа проводится в рамках программы "Нравственные основы". Основная цель занятия: воспитание культурного вежливого чеовека....
Комментарии
Беседа о правилах поведения
Спасибо за интересный материал, который можно использовать в своей работе