Технологическая карта урока обществознания с использованием ЭОР "Истина и ее критерии. Относительность истины"
план-конспект урока (обществознание , 10 класс) на тему
Технологическая карта урока обществознания с использованием ЭОР «Истина и ее критерии. Относительность истины» (Познание и знание) (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_nikitinoy_i.v.docx | 106.55 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока
«Истина и ее критерии. Относительность истины» (Познание и знание)
ФИО (полностью): Никитина Ирина Владимировна
Место работы: МБОУ СОШ № 11 (г.Струнино; Владимирская область)
Должность: учитель истории и обществознания
Предмет: обществознание
Класс: 10 общеобразовательный класс
Тема и № урока в теме: «Истина и ее критерии. Относительность истины» (Познание и знание) урок № 9
Базовый учебник: Обществознание 10 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова (издательство «Просвещение»)
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: дать представление об истине, как одном из ключевых элементов познания.
Задачи:
- обучающие – познакомить с особенностями результата познания; выявить критерии истины; подчеркнуть относительность истины; объяснить понятия и термины «ложь», «заблуждение», «абсолютная и относительная истина», «критерий истины», «практика»;
-развивающие – развивать у учащихся умения: сравнивать, анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные задания; формирование умения извлекать из источников знания по изучаемой проблеме
-воспитательные - воспитание у учащихся необходимости поиска истины в жизненном пространстве
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя; мультимедийный проектор; колонки; выход в интернет; программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word; учебник «Обществознание» 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова
Структура и ход урока:
Таблица № 1
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | |||
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся, настраивает на работу. | Включаются в работу. Записывают дату урока в тетрадь. | 1 минута | ||||
2 | Проверка знаний по теме «Познаваем ли мир» |
Тренинг в применении усвоенного материала )
Тренинг в применении усвоенного материала) | Какие значения слова «знания» вам известны? В чем близость этих значений? Кто такие агностики, в чем суть их взглядов на познание? Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание? В чем особенности рационального познания? В чем суть разногласий сенсуалистов и рационалистов? | Индивидуальные развернутые ответы на поставленные вопросы учителя. Выполнение тренингов: «Мир непознаваем?»; «Какие высказывания принадлежат рационалистам, а какие эмпирикам?» | 5 минут | |||
3 | Актуализация знаний | ЭОР № 3 («Аристотель и его высказывание» слайд-портрет с цитатой) | Сегодня мы продолжаем разговор о познании. Однажды Мастер сказал своим ученикам: - В мире нет абсолютной истины. Один из учеников спросил: - А эта истина абсолютна? - Конечно же нет, - улыбнулся Мастер. О каком явлении пойдет речь? Важен ли для человека поиск истины в жизненном пространстве? | Мозговой штурм В тетрадь записывают тему урока. | 1 минута | |||
4 | Изучение нового матери-ала |
Тренинг в применении усвоенного материала )
Тренинг в применении усвоенного материала ) ЭОР № 6 («Абсолютная и
Тренинг в применении усвоенного материала) ЭОР № 7 («Истина и ее критерии». Карикатура) | Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом. Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Знакомство с источниками заблуждения. Ложь — это сознательное искажение образа объекта. Под истиной же понимается адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта. Рассмотрим характерные черты философского понятия «истина». Итак, истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Свойства истины: Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий ее получения Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Одним из важнейших является вопрос о критериях истины. Критерий истины — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Практика (от гр. «активный, деятельный») — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. | Выполнение тренинга: «Истинное и ложное знание» Выполнение тренинга: «Знание, соответствующее предмету познания Запись в тетради определения понятия «истина», «абсолютная истина», «относительная истина» Выполнение тренинга: «Абсолютная и относительная истина» Перенос в тетрадь схемы: «Возможные критерии истины» Запись определения понятия «практика» | 20 минут | |||
5 | Группо-вая работа с источ-ником | ЭОР № 8 («Человечество в поисках истины»
формирование умения извлекать из источников знания по изучаемой проблеме) | А теперь мы разделимся на группы и став на время философами, извлечем истину из оригинального текста Л. Шестова «Человечество в поисках истины» | Групповая работа с интерактивным источником | 6 минут | |||
6 | Контроль знаний | Учитель слушает выступления представителей каждой группы, вносит необходимые коррективы | Выступление представителей каждой группы | 5 минут | ||||
7 | Итог урока | Подводит итог урока. Формулирует выводы, акцентируя внимания на знаниях и умениях, которые должны были сформироваться за урок. Оценивает работу учащихся. Выставляет отметки. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Фиксируют выводы. | 1 минута | ||||
8 | Домашнее задание | ЭОР № 9 («Проблема истины в познании» Тест для проверки знаний) | Задает домашнее задание (параграф 6 пересказ, выполнение интерактивного текста для проверки знаний) | Записывают домашнее задание | 1 минута |
Приложение к плану-конспекту урока
«Истина и ее критерии. Относительность истины» (Познание и знание)
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...
Технологическая карта урока, проводимого с использованием ЭОР. Урок геометрии в 7 классе по теме: «Параллельные прямые»
Предлагаю коллегам-математикам разработанную мной технологическую карту урока геометрии с использованием ЭОР. Это проводимый мной в 7 классе урок геометрии по теме: "Параллельные прямые"....
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...
Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...
Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...
Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"
Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"...
Технологическая карта урока обществознания _ тема урока: «Общение»_6 класс
Урок обществознания по теме «Общение» позволяет сформировать универсальные учебные действия: 1.Личностные: понимание значения общения; осмысление отношения к искусству общения.2...