Урок – игра: «Истинная веселость и «истинная поэзия». «Вечеров…».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Зверева Ольга Алексеевна

Команды за разными столами. Отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. За каждый верный ответ – очко, словарик – по очку за каждое верно определенное слово, «черный ящик» - по три очка за правильный ответ, супер – блиц – пять очков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura5.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок литературы в  5 классе

Урок – игра: «Истинная веселость и «истинная поэзия».   «Вечеров…».

«Они изумили меня.

 Вот настоящая веселость,

 искренняя, непринужденная,

 без жеманства, без чопорности.

 А все это так необыкновенно

 в нашей нынешней литературе,

 что я доселе не образумился».

А.С.Пушкин

Цели: -познакомить учащихся первым произведением         Н.В.Гоголя, принесшем ему большую славу;

                   - показать мастерство Гоголя – художника;

                   - показать роль юмора, «забавность «Вечеров»;

                   - воспитывать любовь к предмету.

Описание игры: (в форме брейн-ринга). Команды за разными столами. Отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. За каждый верный ответ – очко, словарик – по очку за каждое верно определенное слово, «черный ящик» - по три очка за правильный ответ, супер – блиц – пять очков.

Оборудование:

  1. 2 сигнальные карточки разного цвета;
  2. на столах таблички с названием команд: «Полтавская губерния» и «Парубки и дивчины»;
  3. предметы для «черного ящика»: ложка, зеркало, карты, «свитка», «черевички»;
  4. две одинаковые карточки для супер – блиц;
  5. две одинаковые карточки со словариком;
  6. выставка книг Н.В.Гоголя и о нем;
  7. чистые листы бумаги, карандаши, ручки, фломастеры.

Ход игры.

  1. Вступительное слово учителя (ведущего)

Столь высоко оцененные Пушкиным повести под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в 1831 г., а их автор обитал в ту пору в Павловске, неподалеку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе. Было молодому и враз ставшему известным Н.В.Гоголю 22 года.

Родился же автор «Вечеров…» то ли в самих Сорочинцах, то ли близ их. Доктор Трохимовский заверил мать новорожденного Марию Ивановну: «Славный будет сын». Так оно и вышло.

Детство Н.В.Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал. Еще в гимназии завел он большую конторскую «Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию», куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища, предания, бытовые сценки. Уже в Петербурге, стремись быть «полезным человечеству», учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учеными и талантливыми, Николай Васильевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, ее обычаях, нравах и верованиях, ведь «здесь так занимает все малороссийское». А что касается поэзии, так Пушкин прав, Николенька и в детстве, и в юности стихами весьма увлекался и даже поэтому опубликовывал. Только славы она ему не принесла, да и критику заругали. Вот тут-то чувствительность автора и сказалась: Гоголь скупил и уничтожил почти весь тираж изданной поэмы «Ганс Кюхельгартен» и навсегда с поэзией покончил. Зато с прозой все вышло как нельзя удачнее: «Вечера…» принесли Гоголю настоящую славу.

Свободный, живой разговор, великолепно драматически построенные диалоги, богатство народных преданий – все это сделало книгу замечательной и одухотворенной. Добрый юмор, оригинальные для российской словесности герои, смешение лирики, сказки и жутковатой мистики, колдовства. Это книга романтика, художника, поэта в прозе.

  1. Вопросы командам
  1. Кем изданы повести, собранные в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки»?
  2. В каком году это произошло? Возраст автора?

«Ночь перед Рождеством»

  1. Что ведьма собирала в рукав перед Рождеством? (Звезды.)
  2. Как ведьма и черт попали в хату? (Через трубу.)
  3. Кто и зачем украл месяц? (Черт, чтобы устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по темноте Чуб – отец Оксаны никуда не уйдет из дому, и свидание не состоится.)
  4. За что черт мстил кузнецу? (Кузнец намалевал в церкви картину Страшного суда, где бедного черта били чем ни попадя.)
  5. Сколько лет было Оксане? (16-17.)
  6. Какой подарок готовил кузнец Оксане? (Сундук с железной оковкой и росписью.)
  7. Как звали ведьму, и кем она приходилась кузнецу? (Солоха, мать кузнеца.)
  8. Почему из всех своих ухажеров Солоха предпочитала Чуба? ( Чуб был богат, хозяйство содержал в порядке, хоть и не молод, но еще в добром здравии, а самое главное – был вдовец.)
  9. Как случилось, что кузнец поколотил Чуба, отца Оксаны, и выгнал его из собственного дома? ( Кузнец был раздражен тем,что кто-то помешал его беседе с Оксаной, Чуба он не узнал (метель, темно), а тот, смущенный резкостью тона Вакулы, решил, что попал в чужую хату.)
  10. Какое условие кузнецу поставила Оксана, согласившись выйти за него замуж? ( Кузнец должен был ей «черевички, которые сама царица носит».)
  11. Что такое колядование? (Праздничный обряд под Рождество: игры, хороводы, пение песен величальных и хождение по дворам, за что хозяева одаривали чем-нибудь вкусным: салом, пирогами, медом, колбасами и т.д.)
  12. Кто угодил в мешки в избе Солохи? (Черт, голова, дьяк, Чуб.)
  13. Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакула пошел за помощью? (Пузатый Пацюк был когда-то запорожцем, а еще знался, по всеобщему мнению, с нечистой силой.)
  14. За что Пузатого Пацюка ценили и уважали в селе? (За знахарство.)
  15. Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле? (Тому не нужно далеко ходить, у кого за плечами.)
  16. Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой? (Галушки, вареники со сметаной.)
  17. Как можно укротить черта? (Крестным знамением.)
  18. Куда отправился Вакула, попав в Санкт-Петербург? (К знакомым запорожцам.)
  19. О чем думал кузнец, попав в царский дворец? («Важная работа!.. Чистая выделка!», поражаясь красоте картин, паркета, даже ручек на дверях, как мастер, которого интересует сама работа.)
  20. Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце? (Екатерина II и князь Потемкин).
  21. Почему царица благосклонно отнеслась к просьбе Вакулы? (Ей понравилось простодушие и откровенность кузнеца, да и собой он был статен и пригож.)
  22. Как запорожцы называли царицу? («Мамо»)
  23. Какой слух прошел после исчезновения кузнеца? (Пошли слухи о его смерти.)
  24. Что стало с Оксаной, когда кузнец пропал? (Оксана смутилась, задумалась, вспомнола, как хорош собой Вакула, как преданно ее любит, какой он мастер и т.д., кончилось тем, что «к утру влюбилась в кузнеца по уши».)
  25. Как кузнец сватался? (Принес Чубу новехонькую шапку и красивый пояс, повалился в ноги и сказал: «Помилуй, батько! Не гневись! Вот тебе и нагайка, бей, сколько душа пожелает… Отдай, батько, за меня Оксану».)
  26. Как кузнец «отблагодарил» черта? (Отвесил черту три удара хворостиной).

Задание – словарик. Объяснить значения слова:

Гопак (украинский танец)

Домовина (гроб)

Кораблик (женский головной убор)

Лысый дидько (домовой)

Оселедец (чуб)

Парубок (парень)

Свитка (верхняя одежда)

Цибуля (лук)

Кавун (арбуз)

Галушки (вареники)

Очипок (женский головной убор)

Тесная баба (детская игра)

Задание – «черный ящик».

1.В «черном ящике» - вещь, от которой желательно побыстрее избавиться.

(Красная свитка.)

2.Это любимая вещь Оксаны, благодаря ей она знала, что очень красива.

(Зеркало.)

3.Эта вещь не нужна была Пузатому Пацюку, но мы без нее обойтись не можем.

(Ложка.)

4.Эта вещь изменила судьбу человека.

(Черевички.)

5.Благодаря этой вещи, Дед вернул себе шапку.

(Карты.)

«Заколдованное место».

  1. Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)
  2. Что случилось однажды, как он пошел плясать? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались.)
  3. Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад.)
  4. Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось.)
  5. Какой клад ему достался? (Котел с мусором.)
  6. Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)

«Пропавшая грамота»

1.Куда прятал дед грамоту? (Зашил в шапку.)

2.Что наутро подумал дед, когда исчезли и запорожец, и оба коня? («Положим, запорожца взяла нечистая сила; кто же коней? – сообразив все, дед заключил, что, верно, черт пришел пешком, а как до пекла не близко, то и стянул его коня.»)

3.Кто подсказал деду, где искать грамоту? (Шинкарь.)

4.Каким способом дед ее добыл? (Ведьмы посадили деда играть в «дурака» с условием: хоть раз из трех выиграет – отдадут шапку, а проиграет все три раза – не только шапки, может, и света не увидит; оставшись дважды в дураках, дед заподозрил неладное, перекрестил карты под столом и выиграл.)

Супер – блиц.

  1. кому дед вез грамоту? (Царице.)
  2. какие два праздника – языческий и христианский – упоминаются в повестях? (Иван Купало и Рождество.)

Общие вопросы и задания

1.В типографии по выходе в свет «Вечеров…» Гоголю сказали, что присланные им «штучки до чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву». А.С.Пушкин отметил, что в «Вечерах…» «настоящая веселость». Каково ваше мнение? Какие повести вам показались более веселыми, какие менее?

2.За счет чего автору удается достичь «искренней, непринужденной веселости»?

- Забавны ли ситуации? (Привести примеры.)

- Забавные персонажи? (Привести примеры.)

                       - Забавна ли речь, используемая автором?

 (Привести примеры забавных описаний, диалогов.)

3.В.Г.Белинский называл «Вечера…» «поэтическими грезами» г-на Гоголя. Как вы понимаете это выражение? (Греза – мечта, призрачное видение, сон и т.п.)

4.Попробуйте привести примеры из текста, превращающие прозу Гоголя в «поэзию роскошную, упоительную…» (Лучше всего использовать здесь пейзажи:

- «Покойный дед был человек не то чтобы

 из трусливого десятка; бывало, встретит волка,

 так и хватает прямо за хвост…» («Пропавшая грамота»);

- «Далеко от Украинского края,

 проехавши Польшу, минуя и многолюдный

 город Лемберг, идут рядами

 высоковерхие горы» («Страшная месть») и т.д.)

5.можно ли подобные описания считать стихотворениями в прозе? Приведите примеры использования поэтических средств: метафор, сравнений, эпитетов, повторов и т.д.

6.Знаете ли вы, какие повести легли в основу опер Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова? («Ночь под Рождество», «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь». Если есть возможность, можно дать ребятам прослушать какой-нибудь характерный музыкальный отрывок и попросить их догадаться, какой сцене в повести соответствует этот отрывок.)

7.Можно ли сказать, что проза Гоголя не только поэтична, но и музыкальна? Что в повестях говорится о народной музыке, какие инструменты упоминаются, какие обряды и песни в них можно найти? Найдите примеры в тексте.

III. Подведение итогов.

Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами учащиеся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра в 5-6 классе "Час веселой математики"

Урок- игра в 5-6 классе "Час веселой математики"обычно проводится в конце четверти или во время декады математики. Содержит ряд занимательных задач, шутливые вопросы. Такие уроки помогают привить учащ...

Технологическая карта урока обществознания с использованием ЭОР "Истина и ее критерии. Относительность истины"

Технологическая карта урока обществознания с использованием ЭОР «Истина и ее критерии. Относительность истины» (Познание и знание) (10 класс)...

Урок-игра, 5 класс "Веселое путешествие"

Цель: повторить и систематизировать базовые знания, полученные в начальной школе. Задачи:- развивать внимание, мышление, самостоятельность, формировать способность к обучению.- научить рассуждать...

Урок-игра по товароведению продовольственных товаров "Истина в вине"

Разработано в формате телевизионной игры "Своя игра".Тема: «ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ». Тема урока: зачёт по разделу «Алкогольные напитки». Цели:...

Методическая разработка урока-игры по обществознанию "Веселая Гражданиада" , 6 класс

Методическая разработка урока-игры по  обществознанию в 6 классе "Веселая Гражданиада" может использоваться на уроках обществознания при изучении темы "Гражданин - Отечества достойный сын!"....

Веселый час разноцветной поэзии "Сто фантазий Юнны Мориц"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы, проведенное восьмиклассниками в рамках школьного проекта "Литературная среда"...