Программа воспитания младших школьников "Культура поведения"
методическая разработка по внеклассной работе (5 класс) на тему

Цель программы: формирование навыков культурного поведения.

 Задачи:

  1. Создать условия для освоения и присвоения этических норм поведения детьми. 
  2. Организовать  системную работу по применению воспитательных технологий в УВП.
  3. Активизировать работу по формированию навыков культуры поведения у детей через детскую организацию "Республика «Солнышко».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_vospitaniya_Kultura_povedeniya.doc165.5 КБ
Файл Prilozhenie_k_programme.docx901 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                   Приказом МОУ «НОШ №5»

                                                                                                                    от 14.03.2007           №265

                                                                                                                  ПРИНЯТО

                                                                                                                  Решением педагогического

                                                                                                                  Совета МОУ «НОШ №5»

                                                                                                                  Протокол №2 от 14.09.2007

                                               

г. Нефтеюганск

Паспорт программы

«Культура поведения»

Название воспитательной системы

Программа «Культура поведения»

Правовое основание для разработки воспитательной системы

  • Закон автономного округа « Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в редакции от 28.10.05г.;
  • Программа «Дети Югры»;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
  • Закон «Об образовании» РФ;
  • Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р    «О стратегии Государственной молодежной политики в Российской Федерации»
  •  Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних»
  • Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 31 октября 2007 г. N 159-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в  Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" на 2008-2010 годы" (с изменениями от 11 апреля 2008 г.)
  • Другие документы (федеральные, региональные, муниципальные), локальные акты по организации воспитательного процесса в учреждении

Автор и разработчик программы

Педагогический коллектив МОУ «НОШ №5»

Основные цели и задачи

Формирование навыков культурного поведения

 Задачи:

  1. Создать условия для освоения и присвоения этических норм поведения детьми.  
  2. Организовать  системную работу по применению воспитательных технологий в УВП.
  3. Активизировать работу по формированию навыков культуры поведения у детей через детскую организацию республика «Солнышко».
  4.  Повышение функциональной грамотности учителей (методические рекомендации) и информированности родителей (родительский всеобуч) в вопросах формирования навыков культуры поведения детей.

Принципы

1. Принцип ценности личности (любить, понимать, принимать.).

2. Принцип системности (система, в которой все элементы взаимосвязаны, взаимодействие всегда комплексно и оказывает  влияние на всю систему).

3. Принцип диалогичности (сотрудничество, сотворчество педагогов,  обучающихся, выпускников, родителей).

4. Принцип успешности и творчества (благодаря творчеству  ребенок  выявляет свои способности, успех помогает раскрытию потенциала).

5. Принцип  демократизма (учитывает интересы всех обучающихся класса, поощрение и поддержка соуправления).

6. Принцип психологического комфорта (школа – для ребенка, позитивное самочувствие в классе  каждого ребенка).

7. Принцип самоактуальности (пробудить и  поддержать стремление обучающихся к развитию и проявлению  своих способностей).

8. Принцип доверия и поддержки (вера  в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению).

9. Принцип дифференцированного подхода  (возраст, определенный период развития, знание особенностей каждого ученика).  

Главные направления

программы

-формирование культуры поведения;

-формирование культуры речи;

-формирование культуры общения и формирование детского коллектива;

-формирование культуры внешнего вида. 

Основные исполнители

Педагоги , обучающиеся, родители

Сроки и этапы реализации программы;

2007-2010

Ожидаемые конечные результаты реализации программы «Культура поведения»

Ребёнок, у которого сформированы навыки культурного поведения

Родители: сформировано положительное отношение  к школе,  уважительное отношение к педагогическому коллективу

1.  Актуальность.

2.  Цель программы.

3.  Структура и содержание деятельности.

4.  Условия для реализации программы.

5.  Мониторинг уровня воспитанности.

6.  Ожидаемые результаты.

7.  Литература.

     Приложени

                     

  Нравственность –

                               совокупность норм поведения человека в обществе;

духовные качества, проявляющиеся в этом поведении.

1.Актуальность.

     Сегодня новое государство «Российская Федерация переживает период координальной перестройки во всех областях жизни, в том числе в областях жизни, в том числе в области воспитания подрастающих поколений. Изданы законодательные акты, в которых представлена новая воспитательная платформа: Закон «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»,. В этих документах отражены принципиально новые взгляды на воспитание:

- воспитание провозглашается важнейшей составной частью целостного процесса образования;

-основными ориентациями в воспитании провозглашаются развитие личности, гуманность и демократия, духовность и творчество; создание условий для воспитания этих качеств у растущего человека видится как глобальная задача общества, семьи, школы, самой личности.
     В школьной практике сообщение и разъяснение знаний о нравственных нормах и правилах происходят постоянно: в процессе обучения, в повседневной жизни и деятельности детей. В совокупности все источники:  реальная действительность и свойственные ей противоречия, содержание обучения, средства массовой информации, жизнь школьного и классного коллективов, личный опыт ребенка — дают достаточный материал о морали.
      Наблюдения за поведением младших школьников и даже подростков, изучение их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников эти знания бессистемны, неполны, а иногда ошибочны. Бессистемность знаний проявляется в том, что дети не знают всех основных норм морали и узнают о норме в связи с данным, конкретным случаем. Если бы этого случая не произошло, школьнику не разъяснили бы, как надо следовать нравственному правилу в данной и аналогичной ситуации.
    У детей существуют и ложные представления о нормах морали. Они могут отнести, например, к истинному товариществу круговую поруку, не различают честность и ябедничество, не всегда улавливают разницу между проявлением уважения к другому человеку
 и «подлизыванием», между мужеством и ухарством. Одна из причин этих явлений заключается в том, что у детей нет достаточно целенаправленных наблюдений, знаний, необходимых для доступных им обобщений.
       Разрозненные, подчас противоречивые факты должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования
 нравственных представлений и понятий. Решение этой задачи происходит в процессе систематических, заранее запланированных этических бесед.
    А. С. Макаренко придавал исключительно большое значение этической беседе как средству изложения теории морали. Он писал: «В своей практике я пришел к убеждению, что и для нас необходимо изложение теории морали... Я в своем опыте даже имел уже разработанные конспекты таких бесед теоретического морального типа, имел время несколько совершенствовать свою работу в этом направлении, и я видел очень хорошие, большие результаты такой теории морали... Я помню, как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе»
    В процессе этических бесед происходит обобщение детских наблюдений, личных впечатлений и переживаний, уже имеющихся знаний, т. е. на основе «первичного» материала происходит формирование нравственных представлений и понятий. Этот процесс сложен и для учителя и для самого ребенка. Надо отбросить частное, случайное, несущественное и выделить главное, существенное.
Формирование у школьников нравственных понятий, представлений, оценок, мотивов, установок, ценностных ориентации является процессом формирования нравственного сознания целом. Моральные понятия, которыми овладевают младшие школьники, способствуют формированию у них нравственных мотивов поведения, умения давать нравственные оценки явлениям общественной жизни, оценки и самооценки собственного поведения и своих товарищей, отношений в коллективе.
Очень важно, чтобы беседа происходила не только между учителем и «сильными» учениками, которые хорошо владеют речью, эмоциональны и умеют быстро сформулировать свою мысль или наблюдение, но и со всем коллективом класса. Наблюдения за проведением бесед с учащимися начальных классов показывают, что нередко интересные мысли, собственные суждения высказываются теми детьми, которые не так успешны в учебных делах. Это объясняется тем, что детей не тяготит страх сказать что-то неправильное, страх получения плохой оценки. Они говорят о том, что думают, что   пережили.
    В беседе создаются условия для проявления активности и самостоятельности школьников, для высказывания и отстаивания своих взглядов и суждений, возможны столкновения различных мнений, точек зрения. Важно широко использовать в беседе возможности развивающегося логического мышления учащихся, активизировать его развитие, побуждая школьников к непосредственному участию в обсуждении нравственных проблем. При их обсуждении перед младшим школьником может возникнуть проблема нравственного выбора. Он должен, руководствуясь усвоенными нормами, выбрать поступок из  нескольких возможных. Например: «сказать правду или промолчать», «открыто защищать  товарища от несправедливости или потихоньку посочувствовать ему», «скрыть свой плохой поступок, который никто не видел, или открыто признать свою вину». Такая постановка   проблемных ситуаций обостряет борьбу противоположных мотивов, заставляет   школьника принять решение: совершить поступок, ущемляющий в какой-то мере личные желания во имя нравственно должного.
   
Этическая беседа на каждую тему должна быть построена так, чтобы знания одного ребенка дополняли бы знания другого. Один сам пережил какое-то событие, другой узнал о переживаниях людей из книжек, третий видел, как относятся взрослые и дети к каким-то событиям. Таким образом, суждения, переживания одного являются как бы продолжением знаний, чувств  другого. В этической беседе должна осуществляться познавательная деятельность, поэтому очень важно суметь поставить перед детьми общую цель — узнать и понять, какие нравственные нормы и требования существуют в социалистическом обществе, научиться всегда и везде следовать им, независимо от того, есть ли контроль взрослых или ребят, или его нет. Поэтому содержание и проведение этических бесед предполагает использование методов и приемов, направленных на пробуждение активности каждого ребенка, предоставление ему самостоятельности, развитие умения вычленять из всех жизненных фактов нравственную сторону, умения их оценивать по нравственному критерию. 
   
Первоначальной формой чувственного познания являются ощущения, в которых отражаются отдельные свойства процессов и явлений. Ведущую роль в чувственном познании занимают зрительные ощущения.  По утверждению специалистов, количество информации, которая приобретается с помощью зрения, примерно в тридцать раз превосходит количество информации, воспринимаемой органом слуха. В связи с этим очевидна необходимость в процессе нравственного просвещения учащихся предусмотреть сочетание словесной информации учителя с организацией личных наблюдений    детей за поступками, действиями сверстников, взрослых, ибо огромное значение ощущений в процессе познания состоит в том, что они дают ребенку материал, позволяющий судить о каком-то явлении. На основе ощущений возникают восприятия, в которых явление отражается в целостном образе.
Если же понятие приобретает конкретность, оно переходит в представление. Вооружение учащихся нравственными представлениями и понятиями, умением вычленять из действительности явления нравственной жизни и подвергать их оценке по нравственному критерию является одним из условий формирования    саморегуляции поведения,     начиная    с младшего школьного возраста.

            Целенаправленная систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу.  Начальной школе принадлежит особая роль - избрать наиболее эффективную систему оказания помощи индивидууму в его подготовке к реальной жизни, наиболее эффективную систему научения жить. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице.

     Содержание культурного поведения определяется совокупностью норм и правил, регулирующих общение между людьми, требованиями к речи людей и требованиями к внешнему виду. Культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Ребенок постепенно должен осознавать и оценивать необходимость    выполнения правил с точки зрения нравственности. В младшем школьном возрасте  закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

     Игры – праздники, конкурсы, концерты, игры по станциям прививают навыки самодисциплины, доставляют радость от совместной деятельности.. В ходе решения цели реализуется потребность детей младшего школьного возраста в игровой деятельности, в двигательной активности; во внешних впечатлениях; в познании и овладении новыми умениями.

2.Цель и задачи программы.

 Цель  программы : формирование навыков культурного поведения».

 Задачи:

  1. Создать условия для освоения и присвоения этических норм поведения.  
  2. Организовать  системную работу по применению воспитательных технологий в УВП.
  3. Активизировать работу по формированию навыков культуры поведения через детскую организацию республика «Солнышко».
  4.  Повышение функциональной грамотности учителей (методические рекомендации) и информированности родителей (родительский всеобуч) в вопросах формирования навыков культуры поведения детей .

3.Ожидаемый результат.

Ученик, у которого сформированы навыки культурного поведения.

4. Направления программы.

      -формирование культуры поведения;

-формирование культуры речи;

-формирование культуры общения и формирование детского коллектива;

-формирование культуры внешнего вида.

4.Условия для реализации программы

Основные направления

Формы организации воспитательного процесса

Традиционные дела

Формирование  качеств ребёнка.

Развитие коллективно- творческой деятельности

КТД

Праздник

Устный журнал

Конкурс

Соревнования

«Мой край»;

«Строим город будущего»;

«Фестиваль искусств»;

День театра;

День Победы;

День знаний;

«Мир живой природы»;

«Выпускник года»;

«Зов джунглей»

Дисциплина;

Речь;

Культура внешнего вида;

Общение;

Коллективизм;

Любовь к природе, к краю.

Организация работы детской организации «Республика «Солнышко»

Игры по станциям;

Советы мэров;

Сборы;

Испытания;

Праздники;

Учеба журналистов, шефов и их работа.

В мире театра и кино.

«Мистер республиканец»

«Мисс республиканочка»

акция «Я за чистый город»

Активная позиция;

Любовь к школе;

Ответственность.

Приобщение к ЗОЖ

Дни здоровья;

Праздник с родителями

Уроки

Соревнования

Игра по станциям

Классные часы

День бегуна;

Школа Робинзона;

«Браво мальчики»;

«Мы за ЗОЖ»;

Полезные привычки; ОБЖ;

Перестрелка;

Веселые старты;

Светофор.

Дисциплина;

Стремление к ЗОЖ;

Общение.

Работа с родителями.

Конференция;

Соревнования;

Круглый стол;

Конкурсы;

День открытых дверей

Родительские собрания.

Конференция отцов;

«Папа, мама, я – спортивная семья»;

«Мы за ЗОЖ»;

«Калейдоскоп успехов в воспитании»;

«Папа, мама, я – дружная семья»;

Концерт: «Когда мы вместе»;

«Визитная карточка школы»;

«Наш выпускник».

Активная позиция родителей.

Организация работы по предупреждению и профилактике ассоциального поведения детей.

Советы профилактики;

Беседы;

Уроки психолога;

Классные часы;

Взаимодействие с внешкольными учреждениями.

Дисциплина, культура речи,

Культура общения.

      Программа формирования

культуры поведения.

1-4 классы.

1 – 2 классы. Культура поведения.

  • научить детей употреблять в своей речи вежливые слова (речь)
  • пополнить словарь учащихся с новыми формами знакомства, представления и обращения, закрепить предыдущие знания
  • научить детей употреблять различные формы приветствия и прощания
  • закреплять умение употреблять разные формы словесной вежливости
  • научить детей культурно вести себя в столовой, вне школы
  • учить детей вежливому обращению друг с другом
  • дать учащимся представление о внешнем виде учащегося; о школьной одежде и формировать умение поддерживать деловой внешний вид
  • формировать умение правильно проводить перемены.

3 класс.

  • закрепить умение употреблять разные формы словесной вежливости
  • ввести в словарь учащихся новые этикетные формы обращения с просьбой, познакомить с особенностями построения вежливого приглашения
  • учить детей вежливо и правильно обращаться с телефоном
  • воспитывать доброту, отзывчивость, учить детей вежливо вести себя в общественном  транспорте.
  • формирование доброго отношения к окружающим (дать представление о том каким должно быть отношение одноклассников друг к другу; как создавать учебный коллектив)
  • воспитать у детей культурное поведение в общественных местах
  • добиваться выполнения этих правил
  • сформировать умение правильно говорить
  • совершенствовать и закреплять навыки культуры
  • формировать осознанное отношение к одежде вообще и к школьной.

4 класс

  • формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств и учить находить пути их преодоления
  • способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество
  • сформировать у детей потребность в стремлении уместно одеваться, формировать умение анализировать и оценивать свой внешний вид
  • закрепить привычку употреблять слова вежливости
  • закрепить умение контролировать свое поведение и своих товарищей

3.Содержание деятельности.

     В нашей школе в качестве основных направлений содержания воспитательной работы, влияющих на  формирование культуры поведения, определены это -

  • развитие коллективно – творческой деятельности;
  • организация работы  по предупреждению и профилактике ассоциального поведения детей;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • работа с родителями;
  • организация содержательной внеурочной деятельности  (тематический период.).

         Воспитательная работа определяется как циклическая. Тематические периоды

(по В.А. Караковскому ) представляют собой ряд общешкольных и классных дел (разнообразных  по форме, способу и времени организации), объедененных общей темой-проблемой. Например:

Тема: «Я - воспитанный»

( Тема-проблема – этика поведения.)

  1. «Культура поведения» - сбор старт.
  2. «Рыцарский турнир» - конкурс.
  3. «В гостях у дедушки Этикета» - игра по станциям.
  4. «Самый дружный городок» - игра в республике.
  5. «Мама, папа, я – читающая семья» - конкурс с участием родителей.
  6. Классные часы (по вопросам этикета).

         

 Методы воспитания:

- методы формирования общественного  сознания – убеждение;

- методы организации  общественного поведения- упражнения;

- методы стимулирования – соревнование.

                             

 Технология воспитательной работы с коллективом класса.

    Алгоритм работы с классом

                        1 класс.

(распоряжение, указания дает учитель).

  1. Сбор информации о ребенке (изучение личных дел, анкетирование родителей).
  2. Выявление способностей каждого ученика, его интересов через наблюдение, через классные часы, диагностику.
  3. Знакомство с задачами, целями, стоящими перед коллективом (знакомство с правилами поведения учащихся, и их принятие).
  4. Определить традиции класса. Вносить элементы соревнований.
  5. Контроль выполняет учитель.

                     

                      2 класс.

(требования выдвигаются от имени учителя, администрации и от имени актива).

  1. Проектирование целей; перспектив, образа жизнедеятельности класса.
  2. Выявление лидеров, назначение актива.
  3. Давать чередующиеся творческие поручения.
  4. Выработка общественного мнения.
  5. КТД.

Контроль выполняет актив и учитель. 

Алгоритм работы с классом

                           3 класс.

(учитель действует через актив)

  1. На 1 месте КТД. Каждый ребенок играет определенную роль в КТД.
  2. Организация ситуации «сопереживания», «свободного выбора», «морального творчества».
  3. Отработка общественного мнения.
  4. Контроль ведет актив совместно с учителем.
  5. Сплачивание и развитие классного коллектива (работа над дружбой, организовать самоуправление в классе, каждый участвует осознанно, считая заботу о классе своим близким, сугубо частным делом).

Алгоритм работы с классом                       4 класс

(коллектив предъявляет требования своим членам)

  1. Выбор наиболее целесообразных форм жизни коллектива.
  2. общественное мнение.
  3. Каждый учащийся имеет возможность реализовать в коллективе свои способности.
  4. Поддержка инициативы.
  5. Форма работы – КТД, соревнования.

5.Мониторинг  уровня  воспитанности  обучающихся

                   Мониторинг  уровня  воспитанности  обучающихся  ведётся  с  момента  поступления  их  в  1  класс. Основная цель изучения заключается в выявлении способности нашей школы содействовать развитию личности ребенка, т.к. в зависимости от уровня сформированности определенных качеств личности можно определить и степень эффективности воспитательной системы.

    Так как целевые ориентиры и деятельность воспитательной системы направлены на воспитанность ребенка, то в качестве основных показателей избираются: культура речи, внешнего вида, культура общения и дисциплинированность. Коллективом  школы  были  разработаны  нормы (критерии) воспитанности  для  каждого  года  обучения.

Дисциплинированность.

Дисциплина – это обязательное для всех членов коллектива подчинение установленному порядку, выполнение правил культурного поведения.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Подчиняется разумным, дисциплинарным требованиям работников школы. Выполняет правила поведения в столовой.

Умеет вести себя на перемене в соответствии с правилами. Умеет соблюдать культуру поведения в общественных местах. Выполняет правила ухода из школы и прихода в школу.

Умеет сознательно использовать урочное время для учебных целей. Умеет самостоятельно организовать свой отдых на переменах.

Умеет контролировать свое поведение и своих товарищей.

                                                 

                                                                Культура речи.

Культура речи – это соблюдение норм вежливого обращения,  которое проявляется через употребление специальных (вежливых) слов.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Имеет представление о вежливых словах. Использует в речи слова приветствия и прощания.

Имеет привычку употреблять слова вежливости.

Исключает в речи непристойные выражения.

Культура внешнего вида.

Внешний вид учащегося – это его манера одеваться и обуваться, причесываться, умение поддерживать  чистоту кожи рук, лица, ногтей.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Имеет представление о внешнем виде учащегося. Соблюдает чистоту и опрятность в одежде.

Умеет поддерживать деловой внешний вид.  

Умеет анализировать и оценивать свой внешний вид и других учащихся.

Умеет одеваться  в  соответствии с характером  деятельности.

Культура общения.

Культура общения – это соблюдение норм совместной деятельности (учебной и игровой).

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Имеет представление о правилах общения с одноклассниками в игре и в учебной деятельности.

Имеет представления о совместных видах общения (одобрения и осуждения), стремится использовать их в общении.

Умеет вести беседу. Умеет анализировать и оценивать поступки своих одноклассников .

Проявляет чувство меры и такта в общении; стремится контролировать свои эмоции и управляет ими.

     Для  проведения  мониторинга  уровня  воспитанности  используется  метод  наблюдения. Процедура изучения воспитанности учащихся состоит в том, чтобы обнаружить  изменения, проанализировать наблюдаемые явления.

Процедура  оценивания  наблюдаемых  явлений  проводится  по  разработанным  критериям  оценки  по  4 – балльной  системе.

Показатели

Критерии  оценки

Высокий

(всегда)

Средний

(в  большинстве  случаев)

Низкий

 

Культура  внешнего  вида

Не  раздражающий, не  вызывающий, чистый, аккуратный (в  соответствии  с  Правилами  для  уч-ся)

Чаще  по  типу

Раздражающий, вызывающий, неаккуратный, грязный

Культура  речи

Речь  вежливая, уважительная

Чаще  по  типу

Речь  грубая, крикливая, употребление  ругательств

Культура  общения

Дружелюбное, сопереживающее, с  симпатией

Чаще  по  типу

Заносчивое, барское, издевательское.

Дисциплинированность (выполнение  Правил  поведения  для  обучающихся).

Всегда  выполняет  Правила  поведения.

Чаще  по  типу

В  большинстве  случаев  не  выполняет  Правила, стремится  отговориться  или  солгать.

    На  основании  наблюдения  за  проявлениями  уровня  воспитанности  каждого  ученика    классный  руководитель  составляет  карту №1 «Уровень  воспитанности  учащихся  класса». На  основании  данных  карты, учитель  делает  анализ.

Такой анализ дает возможность конкретизировать   и  корректировать  план воспитательной работы, осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию недостаточно сформированных качеств.

Управление  мониторингом  уровня  воспитанности  осуществляется  по  следующей  схеме:

Организация  мониторинга  уровня  воспитанности на  всех  уровнях

Участники

мониторинга

Алгоритм  действий  

на  каждом  уровне

Сроки

Классный

руководитель

  1. Наблюдение  за  проявлениями  уровня  воспитанности  учащихся  класса.
  2. Составление карты № 1 «Уровень воспитанности класса» по  результатам  наблюдения.
  3. Составление карты № 2 «Уровень воспитанности  класса».
  4. Сбор и передача информации заместителю  директора  по  ВР
  5. Анализ уровня воспитанности класса. Коррекционная работа.

Постоянно

1 раз в  четверть

1 раз  в  полугодие

1 раз в полугодие

В течение года

Заместитель директора по ВР

  1. Разработка  технологических карт.
  2. Составление карты № 3. «Уровень  воспитанности  учащихся  параллели  классов». (Сводная по параллели).
  3. Составление карты № 4. «Уровень  воспитанности  учащихся  школы» (Сводная по школе).

1  раз в  полугодие

В конце  учебного  года

  1. Анализ  результатов  мониторинга:
  • сопоставление  полученных  данных  с  первоначальными;
  • установление  причин  отклонений  от  нормы;
  • разработка  стратегии  коррекционно-развивающей  работы;
  • планирование  дальнейших  управленческих  действий  по  повышению  уровня  воспитанности;
  1. Составление справок по итогам мониторинга. Выстраивание графиков.
  2. Планирование  дальнейшей  работы
  3. Проводит  совещания  по  итогам   мониторинга

1раз в полугодие

1 раз в полугодие

В конце уч. года

1 раз в полугодие

Директор

  1. Общее  руководство  и  контроль.
  2. Разработка  программы  мониторинга.
  3. Издание  приказов  на  проведение  мониторинга.
  4.  Получение информации  об уровне воспитанности  учащихся  школы.
  5. Издание приказов по итогам мониторинга.
  6. Проведение  педсоветов.
  7. Использование  результатов  мониторинга  при  анализе  работы  школы  и  планирование  работы  школы  на  год.

Постоянно

На подготовительном  этапе

В течение года

1 раз в полугодие

В  течение года

В течение года

В конце  учебного года

6.Ожидаемые результаты:

  • результаты для ребенка: позитивное изменение отношения ценностных ориентаций, степень удовлетворенности своих потребностей и интересов, активность каждого ребенка, сформированность навыков культуры поведения;
  • результаты для детского коллектива: умение принимать совместные решения, коллективно планировать свою работу, распределять обязанности;
  • выполнять порученное  дело и отвечать за свое слово, совместно подводить итоги и анализировать результаты собственной деятельности.

Результаты для педагога:

  • знание форм и методов работы;
  • умение планировать и структурировать воспитательную работу;
  • навыки проведенных мероприятий.
  • Оценка эффективности осуществляется  через:
  • наблюдение;
  • анкетирование, опрос детей, педагогов;
  • анализ стабильности и качества участия детских коллективов в данной программе;
  • результаты эмоциональных оценок участников.

 В 2004-2005 учебном году была разработана  модель воспитательной системы класса,  за основу взята технология воспитательной работы с коллективом класса  ( по Е.Н.Степанову). Построение воспитательной системы класса сложный процесс. Результаты в этом направлении: воспитательные системы классов  

 Модель воспитательной системы класса.

  1. Анализ работы  (за прошедший год).
  2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.
  3. Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества.
  4. Цель и задачи воспитательной системы класса.
  5. Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса (основной вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление в классе , работа с лидерами, этапы становления и развития детского коллектива)
  6. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы

Литература:

1. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972, с. 93.
2. Паустовский К. Г. Собр. соч. М., 1968, т. 4, с. 468.
3.  См.: Общая психология. М., 1973, с. 223.

4..О.С.Богданова, О.Д.Калинина. "Содержание и методика этических бесед с   младшими школьниками", М., 1985.

5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

6. Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Г. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопр. психол. 1976. № 4. С. 55 – 68.

7. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М., 1976.

8. Выготский Л. С. Овладение собственным поведением // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.

9.. Захарова А. В.. Андрушенко Т. Ю. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте // Нов. исслед. в психологии. 1981. № I. С. 43 – 47.  № 2. С. 72 – 77.

10. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

11. Ривина И. В. Зависимость развития учебно-познавательных действий от типа коллективной деятельности // Вопр. психол. 1987. № 5.

12. Сапожникова Л. С. Воспитание нравственного поведения подростков // Вопр. психол. 1985. № 1. С. 50 – 56.

13. Сапожникова Л. С. Как формируется нравственная зрелость (на укр. яз.). Киев, 1988.

14. Семенова М. А. Формирование общего способа решения класса задач в условиях коллективной деятельности // Вопр. психол. 1987. № 3. С. 64 – 69.

15. Трунова Н. М. Влияние учебной деятельности на развитие самосознания младших школьников // Нов. исслед. в психологии. 1981. № I. С. 48 – 53.

                                                                         

                                                                                                                                   



Предварительный просмотр:

                                                                         

                                                                                                                                Приложение1

Игра
« Фестиваль приключений.
Путешествие в страну Вежливость»

  Игра проходит в 3 этапа:

  1. Восстановление карты страны.
  2. Восстановление замка страны.
  3. На балу у королевы страны Вежливость.

Методы воспитания:

- методы формирования общественного  сознания – убеждение;

- методы организации  общественного поведения- упражнения;

- методы стимулирования – соревнование.

Механизм планирования
и организации игры
«Фестиваль приключений. Путешествие в страну Вежливость»

Этапы

Содержание работы

Формы

Участники

результат

учитель

дети

родитель

Предварительная

работа

цель

задачи

линейка

легенда

увлекает

принимают

планирование

распределение

заданий

по плану

направляет

выбирают

задания

знакомятся

умение планировать, умение задавать вопросы

реализация

плана действий

воплощение замысла

игра по станциям, выполнение заданий

наблюдает, управляет процессом

выполняют

принимает участие

(поиск пословиц,

оформление лучей солнца)

навыки общения,

навыки культуры поведения;

-культура речи

подведение итогов, результаты

анализ

Линейка

управляет процессом

анализа

отчитываются,

анализируют

помогает анализировать

самоанализ, взаимооценка

подготовка к следующему этапу

организует

использование накопленного опыта

использует опыт

-способность к рефлексии

Положение

об игре по станциям

«Путешествие в страну Вежливости»

I тур игры (октябрь)

1.Цель:

  1. Расширение знаний  детей о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных событиях.
  2. Формирование чувства коллективизма, ответственности за общее дело.

2.Предварительная подготовка:

2.1.       Изготовление карты  «Страна добра и вежливости».

2.2.       Песня «Если добрый ты» (из мультфильма «День рождения кота Леопольда).

2.3.       Детям дается домашнее задание – подготовить пословицы и поговорки о доброте и        вежливости (принести на игру по станциям).

3.Участники и действующие лица:

      Ведущий , республиканцы, участники – 3 команды из 3-х школ, учителя (с заданиями).

4.Оборудование: станции – кабинеты ИЗО, труда, корригирующей гимнастики, спортив  ный зал, фойе 1 этажа.

4.1.Станция «Вежливость в школе и дома» - кабинет ИЗО;

4.2.Станция «Наш маленький театр» - кабинет корригирующей гимнастики;

4.3.Станция «Народная мудрость» - кабинет труда;

4.4.Станция «Волшебное слово» - спортивный зал;

4.5.Станция «Улыбка» -  кабинет музыки.

5.Продолжительность игры :

        Игра проводится в течение дня

               1-й этап  – игра по станциям (40-минут)

               2-й этап -зарабатывание «успешек» условных ключей ( в теч.игры по станциям).

               3-й этап - сбор карты . (у педагога организатора)

   

  1. Ход игры: Игра  начинается с линейки, где дети прослушивают легенду.

 «Легенда» игры.

«В стране Вежливость произошло несчастье. Стране угрожает темная сила: плохие слова и выражения, некрасивые обращения друг к другу – все это проникает в страну. А вы, ребята, должны помочь установить порядок».  

1. Восстановить карту Страны вежливости, части которой разлетелись по республике и они находятся в разных уголках нашей школы. Чтобы получить хотя бы часть карты, вы должны пройти испытания. В процессе прохождения испытаний, ваши результаты  будут оцениваться «успешками».


Испытания (попутные) следующие:

  • расшифровать имя человека, у которого находится часть карты;
  • пройти по станциям;
  • выполнить задания:

а) благодарность за обед; хором

б) правильно попросить нужную книгу у библиотекаря;

в) поздороваться с тем, у кого «успешки» и заработать их;

г) разработать банк добрых дел.
Количество «успешек», заработанных в процессе игры, приклеить на «зеленый» лист.

  1. Место и время проведения:

Игра проводится в здании МОУ «НОШ №5».28 ноября в 11.30.

     

       8. Условные «ключи» к карте:

       республиканские «успешки». К концу игры группа участников (городок) должны иметь 9 «успешек»

       9. Ответственные: Хабибуллина З.Р. – зам. директора  по ВР;

– педагог- организатор

        10.     Итог игры:      восстановленная карта страны «Вежливость».

( в 1-2-х классах)

1 этап игры:    Конкурс «Теплые слова».

Изготовление солнышка с лучами.

На лучах 1-е кл.  – пишут вежливые слова.

                 2-е кл. пишут пословицы о вежливости.

2 этап игры: Конкурс «Самый, самый вежливый класс».

Здороваться со всеми в школе.

3 этап игры:  Игра по станциям: « В гостях у дядюшки Этикета»

После линейки проводится игра по станциям в течение недели.

Станция «Театр вежливых манер».

Дети на переменах разыгрывают ситуации, требующие определённые правила этикета.

Станция «Народная мудрость». В течение дня  на переменах дети вспоминают пословицы и записывают их на плакаты в кабинете детской организации.

Станция «Вежливость дома и в школе»

Станция «Улыбка». В кабинете музыки на переменах дети должны исполнить песни о дружбе, о детстве, о доброте.

 Станция «Волшебное слово». Поблагодарить поваров. На следующий день поздороваться с тем, у кого «успешки».

                                                   

Изображение 325

Положение

об игре «Путешествие в страну Вежливость»

II тур

«Восстановление замка» (январь)

1. Цель:

1.1. Расширить знания обучающихся о происхождении слов «этикет»,  знакомство с нравственными понятиями.

1.2. Формирование чувства коллективизма, ответственности за общее дело.

1.3. Формирование ведущих нравственных качеств детей.

  1.  Формирование культуры поведения.

2. Предварительная подготовка.

2.1. Изготовление замка «Страны вежливости».

2.2. Разучивание песен о добре, о вежливости, о дружбе.

2.3  Домашнее задание для детей:

  • подготовить загадки о вежливости, о добре;
  • подготовить пословицы.

3. Участники и действующие лица.

  • ведущие;
  • республиканцы, учащиеся 1,2 классов;
  • учителя-предметники.

4. Выполнение заданий.

4.1. «Успешка» от учителей  ИЗО, труда, физкультуры, музыки (учитывается поведение на уроках).

4.2. «Успешка» от поваров (учитываются поведение в столовой) – контролирует педагог-организатор.

4.3. «Успешка» за внешний вид (прическа, гигиена, одежда) – контролирует министерство культуры.

4.4. «Успешка» за правильное общение друг с другом.

Ответственные за выдачу «успешек» мэр городка и классный руководитель.

5. Продолжительность игры.

Игра проводится в течение недели.

1-й день – «Легенда» игры.

2-4-й дни – зарабатывание «успешек».

5-й день – восстановление замка.

6. Ход игры:

«Легенда» игры.

    В стране «Вежливость» вновь произошло несчастье. Стране угрожает темная сила. В страну проникают плохие слова, невежливое обращение друг к другу. Только вы, ребята, сможете установить порядок.

Вам нужно:

а)  Восстановить разрушенный замок страны «Вежливость», части которого разлетелись по всей школе.

Для того чтобы получить часть замка, следует  заработать «успешки»

  • на уроке ИЗО – в конце недели;
  • на уроке труда – в конце недели;
  • на уроке физкультуры– в конце недели;
  • на уроке музыки – в конце недели;
  • - красная «успешка» - «5»;
  • - желтая «успешка» - «4»;
  • - зеленая «успешка» - «3»;

б) «Успешка» за поведение в столовой:

  • Мытье рук;
  • Благодарность поварам;
  • Поведение за столом.

в) «Успешка» за внешний вид:

  • Аккуратность прически;
  • Чистота рук;
  • Одежда.

г)  «Успешка» за культуру общения друг с другом на перемене, на уроке и т.д.

7. Условные ключи.

      В каждом классе должно быть набрано 7 «успешек» и только тогда вы получите часть замка страны «Вежливость».

8. Ответственные:

  • Хабибуллина З.Р. – заместитель директора по воспитательной работе
  • Комиссарова Л.П. – педагог-организатор
  • Классные руководители
  • Учителя-предметники

9. Итог игры: восстановленный замок страны «Вежливость».

1. Примерное поведение на уроках ИЗО, труда,  физкультуры, музыки.

 «Успешка» от учителей  ИЗО, труда, физкультуры, музыки (учитывается поведение на уроках ).

2. Примерное поведение в столовой.

 «Успешка» от поваров (учитываются поведение в столовой) – контролирует педагог-организатор.

3. Внешний вид.

 «Успешка» за внешний вид (прическа, гигиена, одежда) – контролирует министерство культуры.

4. Общение  друг с другом.

 «Успешка» за правильное общение друг с другом.

Ответственные за выдачу «успешек» мэр городка и классный руководитель.

j0149407   

                                                           

                                                                 Положение об игре

«Путешествие в страну Вежливость»

III тур

« Бал королевы страны Вежливость» (март)

1. Цель:

1.1. Расширить знания обучающихся о происхождении слов «этикет»,  знакомство с нравственными понятиями.

1.2.  Формирование ведущих нравственных качеств детей.

  1.    Формирование культуры поведения.

2. Участники и действующие лица.

  • ведущие;
  • республиканцы, учащиеся 1и 2 классов;
  • учителя-предметники.

3. Выполнение заданий.

3.1. «Успешка» от учителей  ИЗО, труда, физкультуры, музыки (учитывается поведение на уроках).

3.2. «Успешка» от поваров (учитываются поведение в столовой) – контролирует педагог-организатор,повара.

3.3. «Успешка» за внешний вид (прическа, гигиена, одежда) – контролирует министерство культуры.

3.4. «Успешка» за правильное общение друг с другом.

3.5. «Успешка» за хорошее поведение на переменах.- Контролирует классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе.

Ответственные за выдачу «успешек» мэр городка и классный руководитель.

4. Продолжительность игры.

Игра проводится в 10 дней.

1-й день – сбор старт по игре.

10-й день- бал королевы страны Вежливость.

5. Ход игры:

«Легенда» игры.

    В стране «Вежливость» вновь произошло несчастье. Стране угрожает темная сила. В страну проникают плохие слова, невежливое обращение друг к другу. Только вы, ребята, сможете установить порядок.

Вам нужно соблюдать правила:

  • Поведение на перемене;
  • Поведение за столом в столовой;
  • Поведение на уроках;
  • Приветствие.

Вам предстоит набрать большее количество «успешек».

 И тогда самые вежливые, набравшие наибольшее количество, попадают на бал королевы страны Вежливость.

6. Условные ключи.

   «Успешки» должны быть наклеены в тетрадь успешности. Результаты подчитываются классным руководителем и мэром и сдаются в кабинет заместителя директора по воспитательной работе или педагога-организатора.

     7. Ответственные:

  • Заместитель директора по воспитательной работе
  • Педагог-организатор
  • Классные руководители
  • Учителя-предметники
  • Мэры и командиры 1и 2 классах .

   

8. Итог игры:   Бал королевы  страны  Вежливость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания младших школьников "Я - это ты! Ты - это я!"

Данная программа воспитания  содержит материалы  по организации воспитательного процесса с младшими школьниками. Воспитание в данной работе рассматривается как педагогический компонент...

«Программа по воспитанию безопасной культуры поведения учащихся коррекционной школы»

Оглавление 1.     Пояснительная записка………………………………………………….стр22.     Целепологания………………………………………………………….стр33....

Программа духовно-нравственого воспитания младших школьников"Православная мозаика".

Программа "Православная мозаика" направлена на формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на положительном примере православных сказок, поучительных литературных рассказов и притч. ...

Программа воспитания глухих младших школьников

До сих пор нет  единой  утверждёной и  рекомендованной программы  воспитания глухих младших  школьников. Но есть требования ФГОС. Данная статья расскажет об опыте создания про...

Реализации программы внеурочной деятельности «Эстетика» как средства духовно-нравственное воспитание младших подростков

Важно повысить уровень обобщенности представлений ребенка о самом себе и об искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных характерологических свойств личности растущего человека. ...

Программа по коррекции агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста.

   Проблема, связанная с воспитанием детей с проявлениями агрессии в их поведении – одна из основных психолого-педагогических проблем, проявления которой встречаются все чаще. К...