Программа по коррекции агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста.
методическая разработка по психологии на тему
Проблема, связанная с воспитанием детей с проявлениями агрессии в их поведении – одна из основных психолого-педагогических проблем, проявления которой встречаются все чаще. Каждый год повышается количество детей с агрессивными проявлениями, работать с ними сложно, а окружающие с трудом справляются с их поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекция агрессивного поведения ребенка. | 8.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по коррекции агрессивного поведения ребенка
младшего школьного возраста.
Цель программы – психологическая коррекция агрессивного поведения ребенка.
Задачи программы:
- Развить способность осознания и принятия ребенком собственного чувства гнева.
- Обучение способам отреагирования гнева в приемлемой форме.
- Обучение приемам саморегулирования эмоционального состояния.
- Формирование произвольного поведения.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Формирование у ребенка гуманных чувств по отношению к сверстникам.
- Формирование способности использовать агрессивные действия в социально желательных целях.
- Снижение тревожности, формирование доверия к миру.
- Формирование положительных эмоций, положительной самооценки, формирование уверенности в себе.
- Этапы и формы психокоррекционной работы с конкретным ребёнком.
Таблица 1
Этап программы | Задачи | Формы работы |
1 этап - Диагностический | Диагностика уровня агрессивности ребенка и особенностей проявлений агрессии, диагностика эмоциональной сферы ребенка, выявление личностных особенностей ребенка. | Проведение индивидуального психологического тестирования |
Индивидуальная работа с ребенком | ||
Этап, подготавливающий к групповой работе |
|
|
Групповая работа с ребенком | ||
1 этап - Ориентировочный | 1. Установление эмоционально-позитивного контакта с детьми. 2. Знакомство детей с нормами, правилами поведения на занятии. 3. Формирование чувства близости с другими детьми. | 1. Игры на знакомство. 2. Средства и приемы, направленные на формирование чувства принадлежности к группе. |
2 этап -Объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций | 1. Актуализация конфликтных ситуаций, ситуаций вызывающих проявление агрессивности в различных сферах. 2. Диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях и трудностей личностного развития. 3. Эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия. 4. Создание условий и предоставление ребенку возможности осознать неконструктивность собственного агрессивного поведения. | 1. Эмпатическое слушание. 2. Направленные ролевые игры, подвижные игры с правилами. 3. Арт-терапия. |
3 этап - Конструктивно-формирующий | 1. Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии. 2. Обучение ребенка отреагированию собственного гнева приемлемыми способами, отреагирование ситуации в целом. 3. Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении. 4. Формирование способности к произвольной регуляции деятельности (обучение навыкам контроля и управления собственным гневом). | 1. Направленные ролевые игры, подвижные игры с правилами, игры – драматизации. 2. Арт-терапевтические методы. 3. Различные варианты работы с гневом. 4. Упражнения, направленные на развитие эмпатии, осознание себя. 5. Релаксационные техники. |
4 этап – Обобщающе-закрепляющий | 1. Обобщение сформированных на конструктивно – формирующем этапе адекватных форм и способов поведения, коммуникации. 2. Перенос приобретенного позитивного опыта в практику реальной жизни. | 1. Игровые упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание себя. 2. Проигрывание реальных жизненных ситуаций. 3. Получение обратной связи от родителей, учителей о приобретенном опыте ребенка, эффективности его практического применения. |
- Описание психологических проблем конкретного ребёнка.
При описании проблем ребенка использована информация, полученная от учителя. Для сбора информации был использован метод длительного наблюдения за ребенком, полученные данные фиксировались при помощи карты наблюдений Л.Стотта.
- враждебность по отношению ко взрослым и детям;
- привлечение внимания социально неодобряемыми способами (порча чужого имущества, драки);
- несоблюдение дисциплины и невыполнение требований учителя;
- недостаток социальной нормативности (вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки);
- вербальная и физическая агрессия;
- склонность к рискованному поведению;
- нетерпеливость и несдержанность;
- негативное отношение к критике в свой адрес;
- неорганизованность, разболтанность, несобранность, невозможность сосредоточится при выполнении учебного задания.
- Соответствие психологических проблем и методов коррекционной работы
Таблица 2
Психологическая проблема ребенка | Метод коррекционной работы |
Сильная потребность в отреагировании негативных эмоций | Техники танцевально-экспрессивного тренинга |
Несдержанность | Обучение навыкам саморегуляции и релаксации |
Физическая и вербальная агрессия | Групповая тренинговая работа |
Неумение выражать агрессию социально приемлемыми способами | |
Неумение взаимодействовать со сверстниками | |
Потребность в привлечении внимания |
- Анализ механизмов и условий эффективной коррекционной работы с ребёнком.
Для достижения максимального эффекта коррекционной программы необходимо придерживаться следующих принципов работы:
- Принцип безусловного принятия ребенка.
- Принцип безоценочной обратной связи.
- Принцип системности коррекционных и профилактических задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Деятельностный принцип коррекции.
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип комплексности методов психологического воздействия.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.
Дальнейшая перспектива деятельности педагога-психолога в данном направлении может быть связана с сотрудничеством с родителями и педагогами:
1. Знакомство родителей и педагогов с индивидуальными особенностями агрессивного ребенка (мини-лекция на родительском собрании, создание информационных материалов).
2. Консультирование родителей и педагогов по проблемам агрессивного поведения детей.
3. Проведение семинаров для родителей и педагогов на тему: “Взаимодействие с агрессивными детьми”.
Список использованных источников:
- Дубровина И. В. Практическая психология образования. Учеб. пособие. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2010. – 592 с.
- Дубровина И.В., Андреева А.Д. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 98 с.
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
- Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 192 с.
- Кашаева Л. Ф. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 186–190. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95081.htm. (дата обращения: 01.05.2016).
- Демко Е. В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет. Дисс. канд. пед. наук. – Армавир. – 2005. – 172 с. http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-pedagogicheskaya-deyatelnost-po-profilaktike-i-korrektsii-agressivnosti-dete (дата обращения: 02.05.2016).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий с детьми дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения
Программа занятий с детьми дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения...
Программа занятий по коррекции агрессивного поведения у детей школьного возраста
Программа занятий по коррекции агрессивного поведения у детей школьного возраста...
Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста...
Методическая разработка занятий по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
Методическая разработка занятий по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Занятия содержат подробное описание: план, вводная часть, основная, заключение, используе...
Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения ребенка. Старший школьный возраст.
Программа занятий на год...
Доклад на тему: « Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с ОВЗ»
Причиной агрессии может явиться отсутствие внимания со стороны родителей, их занятость: «пусть лучше отчитают, отругают, чем не заметят».Если мы не обращаем вним...
Коррекция агрессивного поведения в подростковом возрасте
В настоящее время серьезное внимание родителей, педагогов и психологов вызывает подростковая агрессивность.Рост агрессивных тенденций в подростковой возрасте отражает одну из социальных проблем нашего...