Программа воспитания глухих младших школьников
рабочая программа на тему
До сих пор нет единой утверждёной и рекомендованной программы воспитания глухих младших школьников. Но есть требования ФГОС. Данная статья расскажет об опыте создания программы и её составляющих. в соответствии требованиям ФГОС и образовательным потребностям глухих детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konkursa.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью к России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Однако, в последнее время стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Это привело к необходимости акцентирования внимания на нравственно – духовном воспитании подрастающего поколения. Исходя из проблемы, ФГОС продиктовали требования воспитания современного национального идеала, как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную. Осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Учитывая требования ФГОС и нормативно-правовую основу воспитательной деятельности в школах 1 вида, мною была предпринята попытка составления апробируемой программы воспитания нравственных качеств глухих младших школьников.
Разработанная программа " Я – Личность, я - гражданин" направлена на всестороннее развитие ребенка и отвечает требованиям национального идеала. Она служит основой построения воспитательной работы в ГПД, учитывает возрастные и психофизиологические особенности и потребности детей с нарушением слуха. Программа построена с учетом программных требований развития разговорной речи глухих детей и реализуется по пяти направлениям:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно- нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- бщекультурное.
Каждое направление имеет свою отдельную программу, цель, задачи и формируемые ценности и в то же время они объединены между собой.
Являются взаимодополнением друг – друга и преследуют общую цель и задачи.
Программа является:
- социально - педагогической;
- организационно-воспитательной;
- межотраслевой.
Программа рассчитана на весь курс начальной школы с 1 по 4 класс.
Цель, задачи и формируемые ценности направлений программы
«Я – личность, я - гражданин»
Направление воспитательной деятельности | Цель | Задачи | Формируемые ценности |
Спортивно-оздоровительное «Подвижные игры» | Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей. | 1Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 2.Обучение младшего школьника соблюдать правила гигиены, ЗОЖ. 3. Физическое и психическое развитие детей. | Активный, здоровый и безопасный образ жизни. |
Духовно-нравственное « Нравственно – патриотическое воспитание детей | Формирование патриотизма, уважения к, культуре, истории, традициям Родины. | 1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 2. Воспитание любви к Родине. | Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству. |
Социальное « Социальная адаптация. Социальная компетенция.» | Обучение детей овладению социально - бытовыми умениями используемыми в повседневной жизни. | 1.Социально- правовое просвещение учащихся. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 3. Развитие социальной компетентности. | Социально- бытовая и правовая компетентность. Трудолюбие. Нравственность. |
Общеинтеллектуальное « Оч.умелые детки» | Развитие творческих, коммуникативных, познавательных интересов детей | 1.Развитие таланта, интеллектуальных и творческих способностей личности, расширение кругозора. 2. Развитие речевой активности | Творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей. |
Общекультурное «Я и мои друзья» | Формирование духовности, утверждение принципов обще человеческой морали; | 1.Воспитание моральных качеств, норм поведения, общения. 2. Воспитание уважительного отношения к родителям, страшим, заботливое отношение к младшим. | Милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; |
Реализация данной программы предполагает:
- формирование ведущих интегративных качеств личности;
- непрерывную педагогическую диагностику, переходящую в самодиагностику, самопознание;
- практическую деятельность;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
- педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами микрорайона.
Целью программы является всестороннее развитие личности ребенка.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
- формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
- активное вовлечение детей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
- создание системы мониторинга развития воспитательной системы.
Основные виды деятельности и формы реализации программы
Направление воспитательной деятельности | Основные виды деятельности и формы реализации программы |
Спортивно-оздоровительное «Подвижные игры» | ЛФК, подвижные игры, на улице и спортзале, бадминтон. Походы на природу, спортивные соревнования, рисунки и выпуск стенгазет, участие в создании и реализации здоровьесберегающих проектов, ток-шоу "За здоровый образ жизни". Просмотр специально созданных фильмов. |
Духовно-нравственное « Нравственно – патриотическое воспитание детей» | Проведение национальных культурных праздников. Различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Деловые игры. |
Социальное « Социальная адаптация.Социальная компетенция.» | Сюжетно – ролевые игры в комнате социальной ориентировки. Занятия в комнате ПДД. Посещение социально значимых и культурных заведений детской индустрии. Беседы, ролевые игры по профилактике правонарушений и преступлений. |
Общеинтеллектуальное | Разгадывание ребусов, загадок, головоломок. Игры на развитие памяти, внимания, мышления. Творческая мастерская. Классные часы. |
Общекультурное «Я и мои друзья» | Семейные праздники. Помощь малышам. Участие в творческой деятельности (театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, танцы). Участие в различных видах творческой деятельности, выставках, конкурсах. Просмотры детских спектаклей. Посещение выставок, экскурсий. |
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Я – личность, я - гражданин».
Личностными результатами программы внеурочной деятельности «Я – личность, я - гражданин» является:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
- социальная адаптация. Социальная компетентность;
- способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
- система краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
- умение управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- знать и соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма;
- формирование ведущих интегративных качеств личности;
- воспитанность, знание этикета и культуры
- активная жизненная позиция, патриотизм, любовь к Родине.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Я личность, я - гражданин» является формирование следующих универсальных учебных действий:
- Регулятивные УУД:
- умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
- планирование общей цели и пути её достижения;
- распределение функций и ролей в совместной деятельности;
- конструктивное разрешение конфликтов;
- оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
2. Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры;
- устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
- взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Литература
1.Постановление правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Просвещение, 2011 г.
3. ФГОС начального общего образования. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение, 2010 г.
4. Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2011-2015 годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: «Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подхода в обучении и воспитании глухих младших школьников»
«Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подходав обучении и воспитанииглухих младших школьников»...
Роль семьи в воспитании глухого ребёнка.
Роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося. Родители должны в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребёнка, но и в обуч...
Герасимчик Л.В. Роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося.
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } «Чтобы правильно подойти к воспитанию и обучению, родителям необходимо понять принципы вос...
Роль семьи в воспитании глухого ребёнка
Роль семьи в воспитании глухого ребёнка очень важна. Родители должны в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребёнка, но и в обучении, т.е. помогать учителю и воспит...
РЕФЕРАТ "Проблемы воспитания глухого ребёнка в семье"
Актуальность этой темы очевидна. Семьям, имеющим детей с нарушением слуха необходимо помочь выработать общую стратегию сурдопедагогической деятельности, вселить в них веру, что при ...
Список литературы рекомендованный родителям по воспитанию глухих детей
Материал содержит список рекомендуемой литературы родителям по воспитанию глухих детей....
Тьюторская помощь в обучении и воспитании глухих детей со сложным дефектом.
Тьюторская помощь в обучении и воспитании глухих детей со сложным дефектом....