Программа воспитания младших школьников "Я - это ты! Ты - это я!"
рабочая программа по теме
Данная программа воспитания содержит материалы по организации воспитательного процесса с младшими школьниками. Воспитание в данной работе рассматривается как педагогический компонент социализации ребенка.
Программа адресована классным руководителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_eto_ty...doc | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция воспитательной работы в начальных классах «Социализация младших школьников»
Настоящая концепция воспитательной системы классного руководителя основана на положениях воспитательной концепции М.И. Рожкова, П.В. Байбородовой «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка».
Программирование воспитательного процесса в классном коллективе опирается на научные труды авторов Петербургской концепции воспитательной системы социальной ориентации Е.Н. Барышникова, И.А. Колесниковой, В.Г. Воронцовой.
Воспитательная работа в классном коллективе реализуется через технологию И.П. Иванова «Педагогика общей заботы», которая направлена на организацию совместной творческой деятельности.
Концепция воспитательной системы разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266 – 1;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Постановление правительства РФ о национальной доктрине образования в РФ;
- Государственная программа «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 г.»;
- Письмо Минобразования РФ «О направлении минимального социального стандарта «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательном учреждении общего образования» от 15 декабря 2002 г. № 30 – 51 – 914/16;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 г.» от 11 июля 2005 г. № 422;
- Региональная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области на 2006 – 2010 г.» от 12 июля 2006 г. № 94 – ОЗ;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22 августа 2004 г. № 124 – ФЗ;
- Устав школы;
- Положение о классном руководстве;
- Должностные и функциональные обязанности классного руководителя.
В нашем понимании воспитание – это педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для разностороннего развития личности человека.
Национальная доктрина образования в РФ призывает обеспечить в образовательном учреждении воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих уважительное отношение к традициям и культуре своего народа.
Сегодня школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и созданы условия для социализации личности каждого ребенка.
Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Современное общество динамично и развивается очень быстрыми темпами. Чтобы найти свое место в жизни нужно быть преуспевающим, социально адаптированным, готовым к резким кардинальным переменам человеком.
Именно поэтому одной из актуальных проблем воспитания является формирование личности, обладающей компетенциями важными при ее социализации:
- коммуникабельность;
- способность работать в коллективе;
- умение находить нестандартные решения;
- навыки самоорганизации;
- гибкость в отношении к изменению требований;
- выносливость и целеустремленность.
Базовым направлением нашего образовательного учреждения является обеспечение статуса успешности и защищенности выпускников сельской школы.
Педагогический коллектив школы в целом наметил перед собой следующую цель – создание психолого-педагогического пространства, способствующего социальной и профессиональной адаптации обучающихся в современном обществе.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизическом развитии, разным уровнем готовности к обучению в школе.
Так из 15 детей, поступивших в первый класс, 25% имели высокий уровень готовности, 40% - средний, 35% - низкий уровень.
Национальный состав класса неоднороден: в классе обучаются русские, немцы, телеуты, армяне.
В классе обучаются дети из трех населенных пунктов: поселок Раздольный, поселок Лесной, деревня Шанда.
Более половины детей не посещали детский сад вообще. Дети, посещающие детский сад, были лишены такой возможности, так как детский сад в поселке был закрыт.
В неполных семьях воспитывается 50%, 20% - в многодетных, 30% детей воспитываются в семьях «группы риска». Образовательный уровень родителей невысокий.
Большинство родителей на первый план в заказе школы ставят подготовку ребенка к жизни.
Изучение классного коллектива позволило выделить следующие проблемы:
- разный уровень готовности детей к обучению;
- низкое развитие навыков коммуникативного общения;
- многонациональный состав классного коллектива;
- неодинаковый социальный опыт детей.
Данные проблемы определили воспитательную цель - создание условий для осознанного восприятия социального опыта взаимодействия с окружающей действительностью.
Для достижения цели необходимо решить ряд воспитательных задач:
1. Способствовать овладению младшими школьниками вербальными видами коммуникации и практическими формами взаимодействия;
2. Расширять представления об окружающем мире, формировать умение соотносить себя с окружающей действительностью;
3. Способствовать формированию потребности выполнения правил и норм, утвержденных обществом;
4. Создавать условия для осознания и присвоения нравственных ценностей.
Концепция воспитательной системы в классном коллективе выстраивается в полном соответствии с общей целью воспитания, которую ставит перед собой школа.
В основе педагогической деятельности лежат пять принципов воспитания:
1. Принцип гуманистической ориентации воспитания;
2. Принцип социальной адекватности воспитания;
3. Принцип индивидуализации воспитания школьников;
4. Принцип социального закаливания детей;
5. Принцип создания воспитывающей среды.
На основе анализа научных исследований процесса социализации младших школьников, представляем его содержание в виде следующих взаимосвязанных компонентов:
- Коммуникативно-деятельный компонент;
- Когнитивный компонент;
- Социально-поведенческий компонент;
- Ценностный компонент.
С учетом компонентов процесса социализации программа воспитательной системы в начальных классах состоит из 4 этапов:
1 этап – 1 класс «Я и мой класс»
Цель: создание условий для формирования благоприятного микроклимата и развития межличностных отношений в классном коллективе, успешной адаптации в новых социальных условиях.
Задачи:
1. Формировать потребность в общении, способствовать сплочению классного коллектива;
2. Формировать умение ориентироваться в новой социальной среде, освоение новых социальных ролей: ученик, одноклассник;
3. Способствовать формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
4. Способствовать развитию нравственных качеств личности: дружба, взаимопомощь, забота, сострадание.
2 этап – 2 класс «Я и школа»
Цель: создание условий для развития творческой индивидуальности каждого воспитанника
Задачи:
1. Способствовать развитию коммуникативных навыков, творческих способностей и индивидуальности;
2. Активизировать интеллектуальную деятельность;
3. Способствовать усвоению правил безопасности жизнедеятельности;
4. Прививать эстетический вкус, развивать умение видеть прекрасное и безобразное в жизни людей.
3 этап – 3 класс «Я и мой край»
Цель: воспитание гражданина своей малой Родины, знающего и уважающего культуру и традиции своего села.
Задачи:
1. Способствовать развитию навыков сотрудничества, творческих и организаторских способностей;
2. Усиливать роль осознанного приобретения знаний, развивать самостоятельность;
3. Способствовать осознанному выполнению правил общественной жизни, учить культуре поведения;
4. Прививать любовь к родному краю, приобщать к культуре и традициям своего народа.
4 этап – 4 класс «Я и окружающий мир»
Цель: включение в различные виды социального взаимодействия, подготовка к благоприятной адаптации воспитанников при переходе из начального звена в среднее.
Задачи:
1. Воспитывать культуру поведения и межличностных отношений с окружающими людьми в разнообразных социальных ситуациях;
2. Способствовать повышению потребности к расширению культурного кругозора, вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность;
3. Формировать нравственные нормы, принятые обществом, учить действовать сообразно с ними;
4. Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за свои слова и поступки.
Программа воспитательной системы реализуется через совместное управление классного руководителя и воспитанников жизнедеятельностью класса – соуправление. При организации соуправления действует система чередования творческих поручений, что дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы и возможности в различных социальных ролях и видах деятельности.
Основными формами работы являются: сбор - дружба, коллективные творческие дела, сюжетно-ролевые, деловые игры, акции добрых дел, экскурсии, турниры, игровые и конкурсно-развлекательные программы, соревнования.
Традиционным является участие классного коллектива в школьных мероприятиях:
- День знаний,
- Праздник осени,
- Акция «Подарок для мамы»,
- Смотр дружбы,
- Новогодний праздник,
- Турнир эрудитов «Всезнайка»,
- Праздник защитников Отечества,
- Праздник мам,
- Акция «Рука помощи»,
- Игра «Зарничка»,
- Сбор-переход «Все выше и выше»;
В классных мероприятиях:
- Дружный сбор «Встреча Почемучек»,
- Урок-практикум «Встреча с доктором Неболитом»,
- Операция «Птичкин дом»,
- Выставка поделок «Умелые ручки»,
- Операция «Книжкина больница»,
- Акция «Подарок ветерану»,
- Игровая программа «Ура, каникулы!»
В работе с классным коллективом используются следующие средства воспитания:
- Просвещение и проблемное развитие – воспитательное воздействие на разум ребенка;
- Создание эмоционально привлекательной воспитывающей среды – воспитательное воздействие на душу ребенка;
- Средство коллективного воспитания – воспитательное воздействие на ребенка через его отношения с окружающими людьми;
- Рефлексивное средство – создание условий для самоанализа ребенка.
Нами разработаны критерии и показатели эффективности воспитательного процесса в рамках настоящей концепции воспитательной системы:
Критерии | Показатели |
Отношение воспитанников к внеклассной работе | Достижения воспитанников в различных социальных сферах |
Состояние уровня нравственной воспитанности обучающихся | Высокий уровень нравственной воспитанности |
Взаимодействие воспитанников внутри классного коллектива | Высокий уровень сплоченности классного коллектива, наличие самоуправления |
Отношение родителей к жизни класса | Наличие родительского самоуправления, активное участие родителей в жизни класса |
Вовлеченность воспитанников в систему дополнительного образования | Рост числа воспитанников, занимающихся в различных творческих объединениях, спортивных секциях, кружках. |
Уровень удовлетворенности родителей и детей жизнью класса, школы | Положительные отзывы учащихся и родителей о школе, классе, классном руководителе |
Компонентами диагностики воспитательного процесса являются:
1. Изучение воспитанности младших школьников, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка.
- Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося» (Приложение 1)
- Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся» (Приложение 2)
- Методика Н.П. Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся» (Приложение 3)
- Методика Л.В. Байбородовой «Изучение мотивов участия младших школьников в деятельности» (Приложение 4)
- Методика Е.Н. Степанова «Определение общественной активности учащихся» (Приложение 5)
- Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся» (Приложение 6)
2. Диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений.
- Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
- Социометрия
- Методика М.Г. Казаркиной «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы коллектив!»
- Методика Е.Н. Степанова «Ты и твой класс»
3. Исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий, на выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия, и путей, способствующих развитию процесса воспитания.
- Методика А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью» (Приложение 7)
- Методика Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» (Приложение 8)
- Методика Л.М. Фридмана «Наши отношения»
- Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении» (Приложение 9)
Программа воспитания младших школьников
«Я – это мы, мы – это я»
Программа воспитания «Я – это мы, мы – это я» разработана на основе концепции воспитательной системы «Социализация младших школьников».
Цель программы: создание условий для осознанного восприятия социального опыта взаимодействия с окружающей действительностью.
Воспитательные задачи, направленные на реализацию программы:
1. Способствовать овладению вербальными видами коммуникации и практическими формами взаимодействия;
2. Расширять представления об окружающем мире, формировать умение соотносить себя с окружающей действительностью;
3. Способствовать формированию потребности выполнения правил и норм, утвержденных обществом;
4. Создавать условия для осознания и присвоения нравственных ценностей.
Участниками настоящей программы воспитания являются:
- обучающиеся начальных классов;
- родители обучающихся;
- классный руководитель;
- учителя – предметники: музыка, изобразительное искусство, физическая культура;
- школьный психолог;
- социальный педагог;
- школьный библиотекарь;
- педагоги дополнительного образования СДК, РДДТ, ДЮКФП.
Для успешного прохождения воспитательной программы объединены усилия различных социальных слоев (Приложение 10):
- родительский комитет класса;
- администрация школы;
- педагоги школы;
- школьная библиотека;
- сельский дом культуры п. Раздольный;
- сельская библиотека п. Раздольный;
- районный дом детского творчества;
- музыкальная школа;
- спортивная школа;
- совет ветеранов;
- женсовет.
Срок реализации программы – 4 года.
Программа делится на 4 этапа:
1 этап. 1 класс – 2004 – 2005 учебный год
2 этап. 2 класс – 2005 – 2006 учебный год
3 этап. 3 класс – 2006 – 2007 учебный год
4 этап. 4 класс – 2007 – 2008 учебный год
Содержание деятельности по реализации программы:
1 этап – «Я и мой класс»
Цель: создание условий для формирования благоприятного микроклимата и развития межличностных отношений в классном коллективе, успешной адаптации в новых социальных условиях.
План реализации:
Компо ненты социализации | Воспитательные задачи | Мероприятия | Ответствен ный | Сроки |
Коммуникативно-деятельностный | Формировать потребность в общении, способствовать сплочению классного коллектива | Дружный сбор «Встреча Почемучек» | Классный руководитель | Сентябрь |
Встреча с педагогами дополнительного образования РДДТ, СДК, ДЮКФП | Классный руководитель | Октябрь | ||
Смотр дружбы | Старшая вожатая | Ноябрь | ||
Новогодний праздник | Родительский комитет | Декабрь | ||
Дружный сбор «Традиции Почемучек» | Классный руководитель | Январь | ||
Праздник защитников Отечества | Классный руководитель | Февраль | ||
Праздник мам | Классный руководитель | Март | ||
Сюжетно-ролевая игра «Королевство» | Психолог | Апрель | ||
Игровая программа «Ура, каникулы!» | Родительский комитет | Май | ||
Когнитивный | Формировать умение ориентироваться в новой социальной среде, освоение новых социальных ролей: ученик, одноклассник | День знаний | Классный руководитель | Сентябрь |
Родительское собрание «Роль семьи в развитии эмоционально-положительного отношения к обучению» | Классный руководитель | Октябрь | ||
Час общения «Права и обязанности школьника» | Классный руководитель | Ноябрь | ||
Сюжетно-ролевая игра «Собираем портфель» | Классный руководитель | Декабрь | ||
Турнир эрудитов «Всезнайка» | Старшая вожатая | Январь | ||
Тренинг «Я и мы» | Психолог | Февраль | ||
Операция «Книжкина больница» | Библиотекарь | Март | ||
КТД «Крестики – нолики» | Классный руководитель | Апрель | ||
Конкурс рисунков «Я – ученик» | Учитель изобразительного искусства | Май | ||
Социально-поведенческий | Способствовать формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания | Час общения «Мой режим дня» | Классный руководитель | Сентябрь |
КТД «Волшебные слова» | Классный руководитель | Октябрь | ||
Урок-практикум «Встреча с доктором Неболитом» | Медицинский работник | Ноябрь | ||
Родительское собрание «Режим дня первоклассника» | Классный руководитель | Декабрь | ||
Беседа «Гигиена мальчиков и девочек» | Медицинский работник | Январь | ||
Час общения «Как выполнять поручения на пять» | Классный руководитель | Февраль | ||
Эстафета «Веселые старты» | Учитель физкультуры | Март | ||
Операция «Птичкин дом» | Классный руководитель | Апрель | ||
Сбор-переход «Все выше и выше» | Старшая вожатая | Май | ||
Ценностный | Способствовать развитию нравственных качеств личности: дружба, взаимопомощь, забота, сострадание | Конкурс чтецов «Что такое хорошо…» | Библиотекарь | Сентябрь |
Праздник осени | Классный руководитель | Октябрь | ||
Акция «Подарок для мамы» | Педагоги дополнительного образования | Ноябрь | ||
Этическая беседа «О невежах и вежливости» | Классный руководитель | Декабрь | ||
Консультация для родителей «Нравственное воспитание в семье» | Классный руководитель | Январь | ||
Час общения «Если добрым быть…» | Классный руководитель | Февраль | ||
Выставка поделок «Умелые ручки» | Педагоги дополнительного образования | Март | ||
Игра «Зарничка» | Учитель физической культуры | Апрель | ||
Акция «Рука помощи» | Классный руководитель | Май |
В результате прохождения первого этапа программы у ребенка сформированы:
- потребность в общении,
- навыки самообслуживания,
- культурно-гигиенические навыки,
- чувство сострадания, взаимопомощи, заботы о ближних;
- потребность в обучении.
Воспитанник имеет представления о понятиях:
- учебный труд,
- дружба,
- взаимопомощь,
- забота,
- сострадание,
- опрятность,
- режим дня.
2 этап – 2 класс «Я и школа»
Цель: создание условий для развития творческой индивидуальности каждого воспитанника
План реализации:
Компоненты социализации | Воспитательные задачи | Мероприятия | Ответственный | Сроки |
Коммуникативно-деятельностный | Способствовать развитию коммуникативных навыков, творческих способностей и индивидуальности | Дружный сбор «Встреча Почемучек» | Классный руководитель | Сентябрь |
Час общения с родителями «Мы тоже были школьниками» | Классный руководитель | Октябрь | ||
Смотр дружбы | Старшая вожатая | Ноябрь | ||
Новогодний праздник | Родительский комитет | Декабрь | ||
Деловая игра «Я сам» | Психолог | Январь | ||
Праздник защитников Отечества | Классный руководитель | Февраль | ||
Праздник мам | Классный руководитель | Март | ||
КТД «Концерт – ромашка» | Учитель музыки | Апрель | ||
Игровая программа «Ура, каникулы!» | Родительский комитет | Май | ||
Когнитивный | Активизировать интеллектуальную деятельность, развивать любознательное отношение к обучению | День знаний | Классный руководитель | Сентябрь |
Викторина «Копилка народных мудростей» | Классный руководитель | Октябрь | ||
Этическая беседа «Книга – наш лучший друг» | Библиотекарь | Ноябрь | ||
Конкурс сочинений «Зимняя сказка» | Классный руководитель | Декабрь | ||
Турнир эрудитов «Всезнайка» | Старшая вожатая | Январь | ||
Родительское собрание «Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания» | Классный руководитель | Февраль | ||
Операция «Книжкина больница» | Библиотекарь | Март | ||
Тренинг «Хочу все знать» | Психолог | Апрель | ||
Час общения «Умей учиться и отдыхать» | Классный руководитель | Май | ||
Социально-поведенческий | Способствовать усвоению правил безопасности жизнедеятельности | Беседа «Правила дорожного движения достойны уважения» | Инспектор ГИБДД | Сентябрь |
Родительское собрание «Права ребенка. Защита прав детства» | Социальный педагог | Октябрь | ||
Урок-практикум «Встреча с доктором Неболитом» | Медицинский работник | Ноябрь | ||
Сюжетно-ролевая игра «Опасности вокруг нас» | Классный руководитель | Декабрь | ||
Час общения «Как провести каникулы весело и безопасно» | Классный руководитель | Январь | ||
Тренинг «Незнакомый человек» | Психолог | Февраль | ||
Беседа «Террористы – это кто?» | Классный руководитель | Март | ||
Операция «Птичкин дом» | Классный руководитель | Апрель | ||
Сбор-переход «Все выше и выше» | Старшая вожатая | Май | ||
Ценностный | Прививать эстетический вкус, развивать умение видеть прекрасное и безобразное в жизни людей | Посещение галереи «Вернисаж» г.Белово | Родительский комитет | Сентябрь |
Праздник осени | Классный руководитель | Октябрь | ||
Акция «Подарок для мамы» | Классный руководитель | Ноябрь | ||
КТД «Алло, мы ищем таланты» | Классный руководитель | Декабрь | ||
Посещение выставки «Уральские самоцветы» г.Гурьевск | Родительский комитет | Январь | ||
Конкурс чтецов «Красавица природа» | Библиотекарь | Февраль | ||
Выставка поделок «Умелые ручки» | Педагоги дополнительного образования | Март | ||
Игра «Зарничка» | Учитель физической культуры | Апрель | ||
Акция «Рука помощи» | Классный руководитель | Май |
В результате прохождения второго этапа программы у ребенка сформированы:
- коммуникативные навыки,
- потребность участия в коллективной и индивидуальной творческой деятельности,
- любознательность,
- навыки безопасности жизнедеятельности.
Воспитанник имеет представления о понятиях:
- творчество,
- индивидуальность,
- интеллект,
- безопасность жизнедеятельности,
- эстетический вкус.
3 этап – 3 класс «Я и мой край»
Цель: воспитание гражданина своей малой Родины, знающего и уважающего культуру и традиции своего села.
План реализации:
Компоненты социализации | Воспитательные задачи | Мероприятия | Ответственный | Сроки |
Коммуникативно-деятельностный | Способствовать развитию навыков сотрудничества, творческих и организаторских способностей | Дружный сбор «Встреча Почемучек» | Классный руководитель | Сентябрь |
Конкурс сочинений «Я – директор школы» | Классный руководитель | Октябрь | ||
Смотр дружбы | Старшая вожатая | Ноябрь | ||
Новогодний праздник | Родительский комитет | Декабрь | ||
Деловая игра «Общежитие» | Психолог | Январь | ||
Праздник защитников Отечества | Классный руководитель | Февраль | ||
Праздник мам | Классный руководитель | Март | ||
КТД «Заочная экскурсия по родному краю» | Классный руководитель | Апрель | ||
Игровая программа «Ура, каникулы!» | Родительский комитет | Май | ||
Когнитивный | Усиливать роль осознанного приобретения знаний, развивать самостоятельность | День знаний | Классный руководитель | Сентябрь |
Викторина «Люби и знай родной край» | Библиотекарь | Октябрь | ||
Конкурсная программа «Шоу рекордов класса» | Классный руководитель | Ноябрь | ||
Час общения «Сколько лет нашему поселку?» | Классный руководитель | Декабрь | ||
Турнир эрудитов «Всезнайка» | Старшая вожатая | Январь | ||
Конкурсная программа «Папа может все что угодно!» | Родительский комитет | Февраль | ||
Операция «Книжкина больница» | Библиотекарь | Март | ||
Родительское собрание «Как развить в ребенке самостоятельность» | Классный руководитель | Апрель | ||
Конкурс рисунков «Моя малая Родина» | Учитель изобразительного искусства | Май | ||
Социально-поведенческий | Способствовать осознанному выполнению правил общественной жизни, учить культуре поведения | Сюжетно-ролевая игра «Идем в гости» | Классный руководитель | Сентябрь |
Родительское собрание «Поощрение и наказание в семье» | Классный руководитель | Октябрь | ||
Урок-практикум «Встреча с доктором Неболитом» | Медицинский работник | Ноябрь | ||
Час общения «Изучаем Декларацию прав ребенка» | Классный руководитель | Декабрь | ||
Час общения «Как я помогаю маме» | Январь | |||
Деловая игра «Начальник – подчиненный» | Классный руководитель | Февраль | ||
Этическая беседа «Культурный человек – это…» | Классный руководитель | Март | ||
Операция «Птичкин дом» | Классный руководитель | Апрель | ||
Сбор-переход «Все выше и выше» | Старшая вожатая | Май | ||
Ценностный | Прививать любовь к родному краю, приобщать к культуре и традициям своего народа | Экскурсия в краеведческий музей г.Гурьевск | Родительский комитет | Сентябрь |
Праздник осени | Классный руководитель | Октябрь | ||
Акция «Подарок для мамы» | Классный руководитель | Ноябрь | ||
Экскурсия в национальный телеутский музей п.Беково | Классный руководитель | Декабрь | ||
Посещение церкви Петра и Павла г.Салаир | Классный руководитель | Январь | ||
Поездка родителями по знаменательным местам Гурьевского района | Родительский комитет | Февраль | ||
Выставка поделок «Умелые ручки» | Педагоги дополнительного образования | Март | ||
Игра «Зарничка» | Учитель физической культуры | Апрель | ||
Акция «Рука помощи» | Классный руководитель | Май |
В результате прохождения данного этапа программы у ребенка сформированы:
- навыки сотрудничества,
- потребность выполнения правил общественной жизни,
- навыки самоорганизации,
- культура поведения в общественных местах,
- чувство любви к родному краю, его традициям и культуре.
Воспитанник имеет представления о понятиях:
- сотрудничество,
- организация совместной деятельности,
-самостоятельность,
- правила общественной жизни,
- культура,
- традиции,
- малая Родина.
4 этап – 4 класс «Я и окружающий мир»
Цель: включение в различные виды социального взаимодействия, подготовка к благоприятной адаптации воспитанников при переходе из начального звена в среднее.
План реализации:
Компоненты социализации | Воспитательные задачи | Мероприятия | Ответственный | Сроки |
Коммуникативно-деятельностный | Воспитывать культуру поведения и межличностных отношений с окружающими людьми в разнообразных социальных ситуациях | Дружный сбор «Встреча Почемучек» | Классный руководитель | Сентябрь |
Сюжетно-ролевая игра «Помоги ближнему» | Социальный педагог | Октябрь | ||
Смотр дружбы | Старшая вожатая | Ноябрь | ||
Новогодний праздник | Родительский комитет | Декабрь | ||
Деловая игра «Государство» | Классный руководитель | Январь | ||
Праздник защитников Отечества | Классный руководитель | Февраль | ||
Праздник мам | Классный руководитель | Март | ||
Родительское собрание «Решение проблем адаптационного периода при переходе на следующую ступень обучения» | Психолог | Апрель | ||
Игровая программа «Ура, каникулы!» | Родительский комитет | Май | ||
Когнитивный | Способствовать повышению потребности к расширению культурного кругозора, вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность | День знаний | Классный руководитель | Сентябрь |
КТД с родителями «Все работы хороши» | Классный руководитель | Октябрь | ||
Конкурсная программа «Мамин рецепт» | Родительский комитет | Ноябрь | ||
Час общения «Спешите творить добро» | Классный руководитель | Декабрь | ||
Турнир эрудитов «Всезнайка» | Старшая вожатая | Январь | ||
Исследовательская работа «Дети войны» | Классный руководитель | Февраль | ||
Операция «Книжкина больница» | Библиотекарь | Март | ||
Социальный проект «Школьный двор» | Классный руководитель | Апрель | ||
Поездка в планетарий г.Новокузнецк | Родительский комитет | Май | ||
Социально-поведенческий | Развивать желание знать нравственные нормы, принятые обществом, и действовать сообразно с ними | Час общения «Что такое нравственность» | Классный руководитель | Сентябрь |
Родительское собрание «Что нужно знать о взрослеющем ребенке» | Классный руководитель | Октябрь | ||
Урок-практикум «Встреча с доктором Неболитом» | Медицинский работник | Ноябрь | ||
Тренинг «Я хороший, я плохой» | Психолог | Декабрь | ||
Час общения «Труд – человека кормит» | Классный руководитель | Январь | ||
Конкурс сочинений «Я – Президент» | Классный руководитель | Февраль | ||
КТД «Как прекрасен этот мир!» | Учитель музыки | Март | ||
Операция «Птичкин дом» | Классный руководитель | Апрель | ||
Сбор-переход «Все выше и выше» | Старшая вожатая | Май | ||
Ценностный | Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за свои слова и поступки | КТД «Разведка полезных дел» | Классный руководитель | Сентябрь |
Праздник осени | Классный руководитель | Октябрь | ||
Акция «Подарок для мамы» | Классный руководитель | Ноябрь | ||
Выставка поделок «Умелые ручки» | Педагоги дополнительного образования | Декабрь | ||
Социальный проект «Кукольный театр для дошкольников» | Классный руководитель | Январь | ||
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны | Совет ветеранов | Февраль | ||
Экскурсия в Томскую писанницу г.Кемерово | Родительский комитет | Март | ||
Игра «Зарничка» | Учитель физической культуры | Апрель | ||
Акция «Рука помощи» | Классный руководитель | Май |
В результате прохождения последнего этапа программы у ребенка сформированы:
- навыки социального взаимодействия,
- потребность в расширении и пополнении имеющихся знаний,
- культура поведения с окружающими людьми,
- потребность в выполнении нравственных норм и правил жизни общества,
- чувство гражданственности, патриотизма,
- самостоятельность, ответственность за свои поступки.
Воспитанник имеет представления о понятиях:
- взаимодействие,
- общество,
- межличностные отношения,
- исследовательская и проектная деятельность,
- нравственность,
- гражданственность,
- патриотизм.
Реализация данной программы позволяет воспитать младшего школьника обладающего следующими характеристиками:
- владение коммуникативными навыками,
- умение сотрудничать, взаимодействовать с окружающими людьми,
- владение достаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире,
- знание и стремление выполнять правила и нормы жизни в обществе,
- осознание и принятие нравственных ценностей общества.
Успешное освоение данной программы является предпосылками для успешного становления личности младшего подростка, закладывает фундамент успешного обучения и психологического развития ребенка в процессе всего дальнейшего обучения.
Реализация данной программы позволит пятиклассникам безболезненно принять и освоить новые социальные роли в среднем звене, успешно функционировать в иной системе школьных отношений.
Список использованной литературы
- Барышников, Е. Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения [Текст] : Учебно-методическое пособие/ Е.Н. Барышников. - СПб.: СПбАППО, 2005. - 242с.
- Барышников, Е.Н. Актуальные задачи воспитания в социально-культурном пространстве Санкт-Петербурга [Текст]/ Е.Н. Барышников //Социальная педагогика. Журнал для социальных работников и педагогов. - 2006. - №2. – С.36 – 38.
- Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя 1 – 4 классы [Текст]/ Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2005. – 272с.
- Дик, Н.Ф. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе [Текст]/ Н.Ф. Дик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 320с.
- Козлова, Г.В. Диагностика воспитательного процесса [Текст]/ Г.В. Козлова //Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4. – С.73 – 106.
- Козлова, Г.В. Программа воспитательной работы [Текст]/ Г.В. Козлова //Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4. – С.19 – 31.
- Нечаев, М.П. Управление воспитательным процессом в классе. [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов / М.П. Нечаев. – М.: «% за знания», 2006. – 176 с.
- Олиференко, Л.Я. Работа классного руководителя в системе воспитания школьника [Текст]/ Л.Я. Олиференко, М.И. Мухин //Справочник классного руководителя. – 2007. - №1. – С.74 – 79.
- Репина, С.Н. Программа воспитательной деятельности классного руководителя «Одиссея разума» [Текст]/ С.Н. Репина, Г.П. Дряхлова //Завуч начальной школы. – 2007. - №8. – С.78 – 94.
- Сибирцова, Г.И. Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе [Текст]/ Г.И. Сибирцова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 384с.
- Степанов, Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе [Текст]: Методическое пособие/ Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
- Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст]/ Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
- Стрекозова, З.М. Создание и развитие воспитательной среды [Текст]/З.М. Стрекозова, О.С. Казаева //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №3. – С.24 – 37.
- Тыртышная, М.А. Социальное становление школьника в начальной школе [Текст]/М.А. Тыртышная //Завуч начальной школы. – 2007. - №7. – С.3 – 21.
- Хиврич, Е.В. План воспитательной работы класса [Текст]/Е.В. Хиврич //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №1. – С.19 – 24.
- Хиврич, Е.В. Программа воспитательной работы [Текст]/Е.В. Хиврич //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №1. – С.49 – 60.
- Шишов, А.Н. Совершенствование планирования воспитательной работы в школе [Текст] / А.Н. Шишов//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №3. – С.122 – 139.
Приложения
Приложение 1
Сравнительный анализ результатов диагностики М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»
Приложение 2
Сравнительный анализ результатов диагностики М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»
Приложение 3
Сравнительный анализ результатов диагностики Н.П.Капустина «Изучение уровня нравственной воспитанности младших школьников»
Приложение 4
Сравнительный анализ результатов диагностики Л.В. Байбородовой «Изучения мотивов участия школьников в деятельности»
Приложение 5
Сравнительный анализ результатов диагностики
Е.Н.Степанова «Определение общественной активности учащихся»
Приложение 6
Сравнительный анализ результатов диагностики
Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»
Приложение 7
Сравнительный анализ результатов диагностики
А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»
Приложение 8
Сравнительный анализ результатов диагностики
Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
Приложение 9
Сравнительный анализ результатов диагностики
Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»
Приложение 10
Социальные связи
Классный коллектив
Общественные организации
Школа
Администрация
Педагогический коллектив
Родительский комитет
Библиотека
Дополнительное образование
СДК п. Раздольный
Районный ДДТ
ДЮКФП
Музыкальная школа
Женсовет
Совет ветеранов
Перечень ключевых слов
- Адаптация
- Взаимодействие
- Воспитание
- Деятельность
- Диагностика
- Индивидуальность
- Коллектив
- Коммуникабельность
- Коммуникативные навыки
- Компонент
- Концепция воспитательной системы
- Личность
- Межличностные отношения
- Методика
- Нравственные нормы
- Педагогика
- Принцип
- Соуправление
- Социализация
- Социальный опыт
- Средство воспитания
- Технология
Словарь терминов
Адаптация – приспособление к окружающим условиям.
Воспитание – специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении.
Воспитательная система – упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса.
Диагностика педагогическая – деятельность, направленная на изучение и распознавание объектов (субъектов) воспитания с целью сотрудничества и управления этим процессом.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.
Коллектив – высокоразвитая группа, характеризующаяся сплоченностью, целеустремленностью, ценностно-ориентационным единством.
Коммуникабельность – сформированные деловые и межличностные связи людей в процессе совместной деятельности.
Компонент – составная часть, элемент чего-либо.
Концепция воспитания – система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
Личность – интегральное социально-психическое новообразование, обретаемое индивидом в процессе социализации и определяющее его включенность в общественные отношения.
Методика – совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо.
Нравственные нормы – нравственные требования, сформировавшиеся в опыте поколений, и выступающие в формах нравственного сознания, нравственных отношений, установленных в обществе.
Педагогическая поддержка – превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем.
Принцип – основное, исходное теоретическое положение, которое служит руководством к познанию и практической деятельности человека.
Программа – нормативно-управленческий документ, в котором находят свое отражение основные направления развития воспитательной системы и пути реализации этих направлений на практике.
Самооценка – компонент самосознания, заключающийся в способности индивида оценивать себя и свои отношения.
Самореализация – помощь личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и возможности.
Социализация – социальное созревание (становление) индивида в процессе усвоения им культурного наследия человечества (знаний, норм, ценностей).
Социум – комплекс человеческих общностей, сложившихся на той или иной территории.
Технология воспитательная – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные воспитательные цели.
Эффективность воспитательного процесса – соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания младших школьников "Культура поведения"
Цель программы: формирование навыков культурного поведения. Задачи: Создать условия для освоения и присвоения этических норм поведения детьми. Организовать системную работу по п...
Программа духовно-нравственого воспитания младших школьников"Православная мозаика".
Программа "Православная мозаика" направлена на формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на положительном примере православных сказок, поучительных литературных рассказов и притч. ...
Программа воспитания глухих младших школьников
До сих пор нет единой утверждёной и рекомендованной программы воспитания глухих младших школьников. Но есть требования ФГОС. Данная статья расскажет об опыте создания про...
Формирование духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников через реализацию программы «Разговор о правильном питании».
Отчет о работе кружка "Разговор о правильном питании"...
Реализации программы внеурочной деятельности «Эстетика» как средства духовно-нравственное воспитание младших подростков
Важно повысить уровень обобщенности представлений ребенка о самом себе и об искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных характерологических свойств личности растущего человека. ...
Программа по экологическому воспитанию младших школьников
Цели программы:● углубление экологических знаний детей-инвалидов по зрению;● развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;● воспитание гуманного отношения к природе;● чувства отве...
Социализация и воспитание младших школьников по программе "Путь к Успеху"
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также само...