Методическая разработка урока по предмету технология по теме: «Технология изготовления пижамы»
методическая разработка по технологии (7 класс)

формирование трудовых компетенций обучающихся, обобщение унивирсальных учебных действий по технологии изготовления пижамы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_pizhama.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Самара»

Методическая разработка урока  

по предмету технология 7 класс

по теме:

«Технология изготовления пижамы»

Разработано:

Михайлюк И.С.

учителем

                                                       

                                                     

                                                Самара, 2024 г.

Тема урока: «Технология изготовления пижамы»

Цель урока: формирование трудовых компетенций обучающихся, обобщение   универсальных учебных действий по технологии изготовления пижамы.

Задачи:

Образовательная:  

  1. создать условия для формирования трудовых компетенций обучающихся;
  2. закрепить и систематизировать имеющийся теоретический и практический  опыт  обучающихся.

Коррекционно-развивающие:

  1.  корригировать мотивационную сферу и зону ближайшего развития, чрез использование современных образовательных технологий.
  2. способствовать развитию мыслительной деятельности через использование   различных форм проверки знаний (самостоятельная работа в парах, фронтальный опрос, блиц - опрос);
  3. формировать самостоятельность обучающихся через выполнение практической работы с помощью инструкционных карт.
  4. корригировать навык контроля качества при пошиве изделий.

Воспитательная:

  1. воспитывать трудолюбие и настойчивость при выполнении работы.

Тип урока: повторительно - обобщающий.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Дидактический материал: образец готового изделия, рисунки моделей, образцы тканей, выкройки, технологические карты, инструкционные карты.

Инструменты и принадлежности: швейные машины, ножницы, иглы, детали швейных изделий.

Оборудование: компьютер, проектор,

Меди материалы: презентация.

Современные педагогические технологии: ИКТ-технология, элементы проектной деятельности.

Словарь: технология, сутюжить, выметать.

Ход урока

1.Организационный момент:          

           1.  Рапорт дежурного.

  1. Психологический настрой. Эмоциональный настрой на работу. 

 Учитель: Добрый день всем кто пришёл на наш урок

Владеть иглой - большое дело!

Не каждому дано, одежду шить.

Для этого всего лишь нужно

Свою профессию любить.

  1. Ознакомление с темой урока. Постановка цели и задач урока.         

  1. Актуализация знаний и умений. Повторение темы «Технология изготовления пижамы».

Презентация «История пижамы»

1. Виды и фасоны пижамы  

Простота и удобство – вот требования, которые предъявляют к таким изделиям как пижама.

 Пижама относится к нательному белью и является незаменимой вещью в нашем гардеробе.

Ассортимент этих изделий характеризуется разнообразием фасонов

Перед вами различные модели пижам. Внимательно посмотрите на них и скажите,

- в чем их различия?

- Различные конструкции, покрои рукавов, отделки и т. д.

Давайте пофантазируйте и скажите, какие еще фасонные элементы можно было бы использовать в изготовлении пижамы?

- Капюшон, вышивка, без застежки, карманы, различные отделки.

В чем сходство?

- Пижама состоит из двух изделий: блузка, брюки.

К какому виду изделий по способу носки относится блузка?

- К плечевой, так как надевается на плечевой пояс.

К какому виду изделий относятся брюки?

- К поясной, так как надевается на талию.

2. Ткани, их свойства  

Для пошива одежды используют различные ткани.

Назовите ассортиментные группы тканей.

 -  Х/б, льняные, шелковые, шерстяные

Какие ткани используют для пошива пижамы?

- Х/б ткани.

Их чего получают эти ткани?

- Из растения – хлопка.

Назовите виды хлопчатобумажных тканей. Охарактеризуйте их.

- Ситец (тонкая полупрозрачная ткань), бязь (плотная х/б ткань), фланель (ткань имеет ворс с двух сторон), фуле (ворс с одной стороны)

Какими свойствами обладают х/б ткани?

- Они отличаются высокой гигиеничностью, хорошо впитывают влагу, воздухопроницаемы, достаточно прочны и красивы.

Все эти свойства положительно влияют на здоровье человека.

Что служит сырьем для производства синтетических тканей?

- Продукты переработки нефти, газа, каменного угля.

Почему не рекомендуют использовать синтетические ткани?

- Синтетические ткани электризуются при носке, почти не впитывают влагу и плохо пропускают воздух, поэтому из них не рекомендуют шить нательное белье.

3. Детали кроя, контурные срезы  

Швея должна не только уметь подобрать нужную ткань для изделия, но и знать названия деталей и их контурных срезов.

Назовите детали и контурные срезы кроя блузки?

- Полочка, спинка, рукав, воротник

Покажите контурные срезы этих деталей.

Назовите детали и контурные срезы кроя брюк?  Покажите их.

4. Последовательность пошива пижамы  

 Процесс изготовления пижамы состоит из ряда технологических операций. Обычно они выполняются в определенной последовательности.

Сейчас составим последовательность пошива пижамы.

Для этого поделим класс на две команды. Каждой выдается цветная карточка с названием изделия: блузка или брюки и информация об основных этапах технологических операций. Ваша задача – разложить по кармашкам операции в правильной последовательности. Закончив работу, сдать учителю.

(Удалив из конверта цветной картон и перевернув карточку, можно судить о правильности выполнения задания).

Физкультминутка

Теперь пора немножко отдохнуть.

                    Мы устали засиделись,

                   Нам размяться захотелось.

1 упр. Руки согнули в локтях, положили на плечи и начали круговые движения

           вперед, назад (3 раза).

2 упр. Руки на пояс. Повороты туловища направо, налево (3 раза).

3 упр. Гимнастика для глаз выполняется без напряжения, медленно: движение глазами вверх - вниз, вправо -  влево, по часовой стрелке – против   часовой стрелки (3 раза).

5. Технология обработки деталей и узлов изделия  

(фронтальный опрос)

Каждая операция пошива включает обработку деталей и узлов.

Обработка вытачек.

На полочках для придания формы, прилегания изделия  выполняют вытачки.

Как обрабатывают вытачки?

- Сметывают от узкого конца к широкому, стачивают наоборот, концы вытачек закрепляют и сутюживают.

Объясните термин «сутюживание»  (удаление слабины).

Обработка кокеток

Основные детали: спинку, полочку иногда делают с кокетками. Что такое кокетка?

- Кокетка – конструктивная линия, служит как отделка изделия. Может быть прямая, овальная, фигурная.

Какими швами соединяют прямую кокетку с изделием? Покажите на стенде.

- Стачным, настрочным швами.

Обработка рукавов

 Рукава - важная деталь плечевого изделия. От правильной обработки рукавов во многом зависит внешний вид изделия и удобство его носки. Рукава разнообразны по длине и покрою. Нижние срезы рукавов обрабатывают различными способами. Какими?

- Вподгибку, манжетами.

Как обработать низ рукава швом вподгибку?

Обработка воротника

Одна из сложных деталей изделия – воротник. Воротник является отделочным элементом и может иметь разнообразную форму. Воротники бывают в виде стойки, отложные, с отлетом.

Из каких деталей состоит воротник. Как его обработать?

- Верхний и нижний воротники – 2 детали. Обработка сложить верхний и нижний воротники лицевыми сторонами внутрь, сколоть булавками и обтачать по срезу отлета швом шириной – 0,7 см. Затем срезать ткань в уголках, для уменьшения толщины, вывернуть на лицевую сторону и выметать. Затем приутюжить.

Объясните термин «выметать»?

- Закрепить вывернутый край для сохранения формы.

При обработке деталей одежды важно знать технические требования, предъявляемые к выполнению швейных работ.

6. Основные технические требования (игра «блиц опрос»;  работа по развитию мыслительной деятельности: установление логических связей;

самоорганизация - совместно формулируем понятие)

Проведем блиц – опрос

 (вопросы задаются каждой команде по очереди)

Продолжить предложение.

Ручные работы:

- Толщина меловых линий ...

- для сметывания применяют …

- перед сметыванием детали…

- концы сметочных строчек…

-для удаления сметочных ниток их …

- пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками  …..

- пуговицы на стойке пришивают нитками…..

Машинные работы:

- припуски на швы располагают……, а изделие….

- все внутренние строчки выполняют нитками….

- концы строчек …

- машинные строчки должны быть…

- в 1 см.  должно быть…. …. стежков.

Влажно – тепловые работы:

- в качестве проутюжильника применяют…

- ВТО производят до…

- швы разутюживают до…

- утюжат при определенной….

Что такое «технология»?

Cделаем вывод, «что такое «технология».

Технологией принято называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технические требования.

Технология  в узком смысле — способ преобразования ткани в изделие. Большую роль в этом преобразовании играет швея. От качества работы, которой зависит внешний вид готового изделия

  1. Практическая работа

   Объясните значение пословиц:

 “Делано наспех – и сделано на смех”.

  «Взялся за дело, выполняй его умело».

Мы с вами выполняли проекты «Шью пижаму». Сегодня мы рассмотрим им. Защита лучших проектов.

Выполнение практической работы: Обработки деталей пижамы

Задание: обработать:

- вытачки

- рукава

- кокетку

- воротник

1. Вводный инструктаж

- сообщение названия практической работы

- разъяснение задач практической работы

- ознакомление с образцами

- ознакомление с инструкционными картами

- предупреждение о затруднениях в работе

- инструктаж по ТБ

- показ трудовых приемов работы учителем.

2. Текущий инструктаж

- самоконтроль в выполнении работы (последовательность выполнения), ровность строчки, качество утюжки).

3. Заключительный инструктаж.

- Анализ выполненных работ обучающихся.

- Разбор типичных ошибок, причины.

- Объяснение способов устранения ошибок.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Сообщение о достижении целей урока, оценка работы, демонстрация лучших работ.

Литература и интернет - ресурсы

1. Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина Учебник 7-9 класс «Швейное дело» Москва, Просвещение 2021 год.

2. В.Д. Симоненко, Технология. Обслуживающий труд: 7-9 класс Москва, «Вента-Граф», 2005 год.

3. Л.В.Мартопляс, Г.В. Скачкова «Курсы кройки и шитья на дому» Минск, «Полымя» 1992 год.

4. Журналы «Школа и производство» 1992 - 2000г. 

5. http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/tvorcheskaya-rabota-uchenic-po-teme-pizhama


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).

В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные р...

Методическая разработка урока в разделе "Технология обработки ткани" . Технология обработки накладного кармана. 5 класс.

Разработка конспекта урока основной задачей которого является ознакомить с познавательными сведениями об истории карманов, их значении в современной одежде, видами карманов, с технологией обработки на...

Методическая разработка урока по предмету «Технология» с использованием образовательных онлайн-ресурсов учебного портала «Российская электронная школа»

Раздел: Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихсяТема урока: «Творческий проект»Тип урока: Урок открытия новых знаний с точки зрения системно- ...

Методическая разработка урока по предмету «Технология» с использованием образовательных онлайн-ресурсов учебного портала «Российская электронная школа» 7 класс 1 блок. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их р

Предмет: ТехнологияКласс: 7Раздел:1 блок. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.Тема урока: «Альтернативные источники энергии. Ветер, вода,...

Методическая разработка урока по технологии. 6 класс. Тема: «Изготовление текстильно-расписной броши Кораблик»

Мы живем в удивительном городе - Санкт-Петербурге. Данный урок поможет ученикам приобщиться к культуре нашего города и создать сувенир....

Конспект урока по предмету технология на тему «Изготовление игрушки йо-йо»

Комбинированный урок по технологии в 5 классе на тему "Изготовление игрушки йо-йо"....

Методическая разработка урока по предмету МДК 01.01. Технология штукатурных работ.

План-конспект урока-практикума по МДК 01.01 Выполнение декоративной штукатурки....