Методическая разработка урока в разделе "Технология обработки ткани" . Технология обработки накладного кармана. 5 класс.
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Разработка конспекта урока основной задачей которого является ознакомить с познавательными сведениями об истории карманов, их значении в современной одежде, видами карманов, с технологией обработки накладного кармана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель технологии Севрюгина И.С. Санкт-Петербург 2016
Конспект урока по технологии в разделе «Технология обработки материалов» 5 класс
Технологическая карта урока
Тема: Обработка кармана
Цель: создание условий для овладения обучающимися знаниями о правильном выполнении накладного кармана с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности;
Задачи урока: для формирования УУД обучающихся
образовательные
- познакомить с взаимосвязью размера паруса и скорости плота;
- учить детей делать самостоятельные выводы по теме;
- учить формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы;
развивающие
- расширить знания об окружающем мире
- выполнять технологические инструкции в качестве составной части процесса выполнения технологической операции;
- развивать умения технического обоснования, прогнозирования;
- развивать умения работать в группах;
воспитательные
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать культуру общения;
- воспитывать внимательность и аккуратностьпри выполнении работ
- учить сотрудничать;
- бережное отношение к инструменту
Тип урока: урок открытия нового знания
Основные термины, понятия: карман, обработка, прорезной, накладной, в шве
Планируемые результаты | |
Предметные умения
Речевые умения:
| Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа. | Книгопечатная продукция: Учебник Технология. Технология ведения дома. 5 класс. Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технические средства обучения: компьютер, проектор. Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point |
Технологическая карта урока
|
|
|
|
|
| |
1 | Оргмомент | Самоопределение к деятельности | Приветствие, | Готовность к уроку | Слушать и понимать речь других(Л) | |
2 | Определение темы, цели и задач. | Создание проблемной ситуации. Чёткая постановка темы, цели и задач .Групповая работа | Диалог, подводящий к теме, цели и задачам. Выявление уровня знаний. Организация работы в группах | Мотивация: вхождение в пространство учебных действий. | Формирование познавательной цели (П) | |
3 | Актуализация | Погружение в проблемную | Введение в проблему | Мотивация, вхождение в пространство учебных действий | Учебно-познавательная мотивация (Л) | |
4 | Исследовательская работа 15 минут | Представление работ | Выступления обучающихся, | Учебно-познавательная мотивация (Л) | ||
Физминутка 1 минута | ||||||
5 | Открытие нового знания | Выявления места и причины затруднения. | Приёмы привлечения внимания к новым сведениям. | Построение алгоритма, работа в парах и группах. | Поиск и выделение информации (П) | |
6 | Первичная рефлексия (закрепление) | Работа в парах, использование знаковой системы | Организация работы в парах. | Работа в паре. | Планирование сотрудничества (К) | |
7 | Практическая работа 30 минут | Практическая работа | Организация деятельности по применению новых знаний | Самостоятельная работа, самоанализ, самоконтроль, | Самооценивание (Р) | |
8 | Итог урока - 10 минут | Оценка собственной учебной деятельности | Организация рефлексии | Осознание своей деятельности. | Умение выражать свои мысли (К) | |
9 | Домашнее задание – 2 минуты. | Записывают в дневник |
Учебник: Технология. Технология ведения дома. 5 класс, под редакцией В.Н. Синица, В.Д. Симоненко
Программа Стандарты второго поколения.
Примерные программы по учебным предметам, Технология 5 – 9 классы, 2-е издание, Москва, изд. «Просвещение», 2011 г.
Разработка урока по технологии.
Урок построен, основываясь на требования, предъявляемые к современному уроку, имеет определённую цель и задачи как для учителя, так и для ученика, разбит на чёткие временные этапы, имеет технологическую карту с указанием универсальных учебных действий. В дополнение разработана презентация и все приложения с заданиями для выполнения.
Учебник: Технология. Технология ведения дома. 5 класс, под редакцией В.Н. Синица, В.Д. Симоненко
Тип урока:
Урок открытия нового знания.
Тема:
Обработка накладного кармана
Цель: изучение истории я кармана, области его применения и правила его обработки.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать самостоятельному добыванию необходимых знаний
- Способствовать формированию умений применения новых знаний в жизненных ситуациях
Развивающие:
- Способствовать формированию познавательной активности, построению правильной логической цепочки для постановки целей и задач урока
- Способствовать выбору эффективных форм решения проблемы, построения алгоритма действий.
- Способствовать умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и организовывать сотрудничество в парах или группах.
Воспитательные:
- Способствовать формированию навыков ведения домашнего хозяйства
- Способствовать формированию эстетического вкуса, жизненного и профессионального самоопределения
Методы: словесный, репродуктивный, частично -поисковый, проблемный, исследовательский, кластер.
Формы: , фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Технологии: ИКТ, исследовательская (частично-поисковая), работа с информацией, здоровьесберегающая.
Наглядность: презентация, наглядно-демонстрационный материал:, иллюстрации и изделия с накладными карманами, образцы карманов, изготовленных различными способами.
Оборудование: обработка кармана по этапам - технологические карты, швейные принадлежности, раскроенные карманы.
Интеграция: история (исторические сведения), технология (основная работа по обработке кармана), русский язык (правильное написание трудных или новых слов; назначение приставок в терминах ручных, машинных и утюжильных работ), литература (значение пословиц и поговорок).
Ход урока
- Оргмомент - 3 минуты.
Проверка отсутствующих и готовность к уроку.
- Определение темы, цели и задач урока - 10 минут.
Девочки, вы любите сказки? С какой сказки на слайде изображение?
(Белоснежка и семь гномов) Слайд 2.
Однажды, зимним деньком, в то время как снег падал большими хлопьями, в домике гномиков приключилась неприятная история. Белоснежка проводив гномов на работу, занималась домашним хозяйством— приводила в порядок дом, носила воду, готовила ужин. С работы гномики вернулись расстроенные и уставшие. Белоснежка спросила, что случилось. За ужином Гномики рассказали ей, что во время работы они все время теряли свои инструменты, потому что им их некуда было класть, и им приходилось их постоянно искать.
Белоснежка задумалась, как помочь гномам.
Поможем Белоснежке, что же можно придумать? - (карман)
Ребята, на столах у вас лежат пословицы и поговорки, в которых пропущено одно слово. Давайте все вместе прочитаем и найдём это загадочное слово. Слайд 3.
«Считай деньги в своем …»
«Запас … не тянет»
«Не надейся Роман на чужой …»
«Из чужого … платить легко»
«У Варвары всё в …»
«За словом в … не лезет»
Что это за слово? (Это слово-карман). Как оно связано с темой нашего урока?
Вывод: Правильно, сегодня тема нашего урока «Карман» Слайд 4.
Много лет тому назад в мужском костюме не малую роль играли пояса, которыми подвязывали рубахи, кафтаны, а к ним прикрепляли небольшую сумку – кошелек.
Уже тогда возник вопрос – куда девать мелкие вещицы, деньги, носовые платки и т.д.
А мы знаем, откуда появился карман? Где? Для чего?
Вывод: нет, значит, какая у нас цель? (узнать!)
Цель: познакомиться с историей возникновения кармана.
- А как обработать карман?
- Какими нитками?
- Какими способами?
- Кто-нибудь сам пытался обработать карман?
- А хватает ли вам знаний для этого?
- А что же делать?
- А с чего начать?
А представьте, что вас попросили помочь обработать карман и вдруг оказывается вы этого не умеете!!! (Проблемная ситуация)
Что вы будете делать?
Работа в группе (записываются на доске все предложенные варианты ответов обучающихся) (технология применения приёма «кластер»)
(Проблемная ситуация) Научусь
Попытаюсь выполнить
Откажусь
Скажу, что не умею
Попрошу другого
Вывод: И так, какая перед нами цель? (научиться)
Цель: научиться обрабатывать карман.
А теперь объединяем вместе и проговариваем:
Цель нашего урока: познакомиться с историей возникновения кармана и научиться его обрабатывать. Слайд 5.
А каким способом мы будем достигать цель, с помощью чего, как?
Работа в группе (записываются на доске все предложенные варианты ответов обучающихся) (технология применения приёма «кластер») (Проблемная ситуация)
- Найти в интернете
- Составить план, начать работать
- Спросить у учителя
- Попробовать самому
- Я знаю сам
Вывод: И так, какие перед нами задачи? (называют, вместе корректируем)
Задачи: Слайд 6.
- найти, изучить материал из истории кармана;
- научиться правильно обрабатывать карман
- Актуализация знаний - 10 минут.
С появлением кармана возникли различные пословицы и поговорки. Слово карман имеет в них как прямой, так и переносный смысл. Слайд 7.
«Пустой карман» - нет денег.
«Не по карману» - очень дорого.
«Держи карман шире» Что означает эта поговорка? (отказ в просьбе)
«Набить карман» О чем говорит эта поговорка? (разбогатеть)
«За словом в карман не лезет». Какой смысл у этой поговорки? (умный общительный человек, который всегда знает, что ответить собеседнику)
А знаем ли мы что такое карман? Для чего нужен карман? Какие виды карманов вы знаете?
(Побуждение к мотивации: идёт дискуссия)
КАРМАН - деталь одежды, предназначена для переноски и хранения мелких предметов. Слайд 8.
А заете ли вы как появился карман?
- Исследовательская работа обучающихся - 10 минут.
Заранее выполненная домашняя работа. Этапы развития истории кармана
А знаете ли вы, кто изобрел карман?
1. Есть много версий по этому поводу, но наиболее интересна версия израильских ученых. Они утверждают - карманы изобрел еврейский портной Беня Карман, проживавший в городе Кирьят-Шмона.
Слово «карман» происходит от неустановленной формы «Кодман» «мешкообразная одежда». Слайд 9.
2. В XIV вв. эти «кармашки» носили и мужчины, и женщины. Для доступа к карманам в швах верхней одежды оставлялись специальные разрезы. Слайд 10.
3. В XV-XVI веках карманы были самостоятельным аксессуаром женского костюма. Слайд 11.
4. XVII век. Дамы на поясах имеют украшенный карман для мелочей. Слайд 12.
5. XVIII-XIV век. В женской и мужской одежде только к концу века появились карманы, изготовленные вместе с одеждой. Слайд 13.
6. В начале XX-XXI века главной любительницей карманов считалась Коко Шанель. И привнесла их не только в одежду, но и в аксессуары.
Сегодня карманы являются настолько повседневным предметов гардероба, что кажется – они были всегда. Слайд 14.
Физминутка - 1 минута. Слайд 15.
Быстро встали, улыбнулись, Рук коленями коснитесь.
Выше-выше подтянулись. Рука об руку потрите
Ну-ка плечи распрямите, Друг на друга посмотрите
Поднимите, опустите. А теперь тихонько сели
Вправо, влево повернитесь, Мы работать захотели.
5. Открытие нового знания - 3 минуты
(Самостоятельное построение алгоритма на основе предложенного материала.)
(А сейчас давайте рассмотрим иллюстрацию с видами карманов. Какие виды вы нашли? (Накладные, прорезные, в шве)
А какой карман будет на нашем фартуке? (накладной)
Терминологию каких работ мы будем использовать? (заметать, застрочить, заутюжить)
6. Первичная рефлексия (закрепление) 3 минуты
Какие карманы изображены на слайде? Слайд 16
(Накладной, прорезной, в шве, внутренний)
Вводный инструктаж. Слайд 17.
Итак, прежде, чем начать работу, мы ещё должны вспомнить о профессиях.
Профессия - смётчица.
Смётчицы выполняют ручные работы.
Требования к намёточным швам: точный припуск, стежки не более 0,8 мм.
А машинную обработку делают специалисты профессии швея.
На швейной фабрике качество работы проверяет контролёр.
Требования качества: ровная строчка, соблюдение величины припуска, умение выполнять закрепку.
Техника безопасности. Слайд 20.
При работе с иглами и ножницами необходимо соблюдать правила безопасной работы, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности получить травму.
- Нельзя пользоваться ржавыми иглами, они могут оставить следы на ткани.
- Иглы хранят в игольнице или вкалывают в мягкую подушечку. Не подносите иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывайте её в свою одежду.
- Ножницы во время работы должны лежать на столе или в рабочей коробке с сомкнутыми лезвиями.
- При работе по плотной ткани на средний палец рабочей руки нужно надевать напёрсток. Он предохранит палец от уколов иглой.
- Чтобы рабочая нитка во время работы не путалась. Длина её должна быть не более 50 см.
- Нельзя перекусывать нитки зубами. Для этого есть ножницы.
7. Практическая работа: «Обработка накладного кармана» - 30 минут Слайд 19.
Оборудование: ткань, нитки, игла, ножницы, швейная машина, утюг.
Ход работы.
1. Текущий инструктаж.Слайд 20.
Обучающиеся выполняют работу, опираясь на технологическую карту, где описывается подробно весь порядок выполнения обработки кармана.
В процессе работы учитель обязательно обращает внимание на выполнение правил по ТБ, указывает на ошибки в работе, следит за правильным выполнением работы.
2. Заключительный инструктаж.
Двое – трое учениц, которые справляются раньше других (а такие всегда найдутся!), качественно выполнившие работу и получившие отличную или хорошую оценку, могут стать контролёрами (то есть стать реальными помощниками учителя!).
Задача контролёра: проверить качество выполненных работ в соответствии с техническими условиями и выставить оценку за практическую работу:
качественные ровные строчки, равномерно обработанный верхний срез кармана, одинаковые припуски по боковым и нижнему срезам, хорошая ВТО.
- Итоговый инструктаж.
Самоконтроль и взаимоконтроль. Выставление оценок в индивидуальный оценочный лист за работу, уборка рабочих мест.
8. Итог урока. Рефлексия 7 минут. Слайд 21
- С каким видом карманов мы познакомились?
- Какие профессии вы освоили?
- Какую цель мы ставили? Достигли? Какие трудности встретили?
- Каждый ли справился со своей задачей? Кому ещё нужно поработать?
9. Домашнее задание - 3 минуты. Слайд 22.
Приготовить небольшие сообщения «Для чего мне и моим родным карман?»
Литература.
Для учителя:
- Нелюбов С. Древности и старина, 2007, №2,стр.20-27
- Ривкин Е.Ю. «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС ООО», теория и технологии, Волгоград, изд. «Учитель», 2013г.
- Рязанцев А., Магические пуговицы // Русская Традиция: Альманах. – М.: ООО Издательство «Ладога-100», 2001. – Вып. 1.
Для обучающихся:
- Симоненко В.Д. «Технология», 5 класс, М.: «Вента – Граф», 2010;
- Симоненко В.Д., Синица Н.В. «Технология», технология ведения дома, 5 класс, Москва, изд. Центр «Вентана-Граф», 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/27/picture-63011.jpg)
Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»
Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...
Урок технологии в 5 классе. Технология обработки накладного кармана.
Цель урока:- Ознакомление учащихся с историческими сведениями о кармане и его роли в одежде; - Формирование навыков по подготовке деталей кроя к сметыванию и способов обработки накладных карманов, сре...
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/15/picture-13696.jpg)
Методическая разработка урока "Кровь - самая удивительная ткань нашего организма"
Урок входит в состав раздела «Внутренняя среда организма». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных станда...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/27/picture-697216-1445958637.jpg)
Конспект урока по швейному делу на тему "Обработка накладного кармана"
Конспект урока по швейному делу на тему "Обработка накладного кармана"...
Методическая разработка урока технологии в 6 классе "Технология обработки древесины на токарном станке"
Методическая разработка по теме "Технология обработки древесины на токарном станке" может быть использована учителями при организации образовательного процесса в 6 классах....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/08/picture-1287274-1604838738.jpg)
Методическая разработка по профессиональному модулю ПМ. 03. "Технология обработки изделий и выполнение их в материале." Тема: " Обработка карманов с отрезным бочком".
Методическая разработка для студентов 2 курса....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/29/picture-1374877-1640766223.jpg)
Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс
Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...