Доклад на тему: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК «ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ» УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
материал по технологии

   Функциональная грамотность – один из актуальных навыков, которые нужны современным школьникам. 
Сам термин «функциональная грамотность» возник более полувека назад: в 1957 году речь шла о базовых навыках чтения, счета и письма, которые позволяли человеку решать простейшие задачи, связанные с функционированием в социуме. Сегодня же мы говорим о способности человека использовать знания и приобретенные навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.chteniya_nikiforov.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Коноваловская средняя общеобразовательная школа

Педагогические чтения

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК «ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ» УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Никифоров Руслан Васильевич

Учитель технологии, ИЗО, черчения

МБОУ Коноваловская СОШ

с. Коновалово 2023 год

Функциональная грамотность как «пятый элемент» учебного процесса на уроках технологии

   Функциональная грамотность – один из актуальных навыков, которые нужны современным школьникам. 
Сам термин «функциональная грамотность» возник более полувека назад: в 1957 году речь шла о базовых навыках чтения, счета и письма, которые позволяли человеку решать простейшие задачи, связанные с функционированием в социуме. Сегодня же мы говорим о способности человека использовать знания и приобретенные навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. 
   Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. 
Как показывают исследования, большинство школьников возводят искусственные границы между предметами: к примеру, думают, что формулы изучают только на математике, слова – на уроках русского языка и литературы, а строение клетки – исключительно на биологии. Поэтому им очень сложно совместить знания, полученные на уроках математики, русского языка и литературы, предметов естественно-научного цикла, в единую систему.
 
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

 Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук
 «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

   Почему так важны навыки функциональной грамотности? Мир не стоит на месте, происходят глобальные изменения. Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения. Рассмотрим более подробно причины для необходимых изменений.

  Мир не стоит на месте: неопределенность, нестабильность, неординарность, сложность.   Нельзя однозначно сказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются современным школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Вчерашние школьники порой не знают, как применять предметные знания в жизни. Школа не учила их решать непростые жизненные задачи и мыслить творчески. Как помочь ребятам обрести грамотность другого уровня?

Развитие функциональной грамотности – вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. И неважно, какой предмет вы преподаете – задачи по развитию функциональной грамотности можно решать практически на любом уроке!

   Многие люди думают, что уроки технологии, не столь важны, как другие предметы и науки, но это не так. Основная цель таких занятий не в овладении конкретными знаниями, а формирование умений нестандартно смотреть на ситуацию, развивать творческое видение и самостоятельность мышления, умение решать проблему творчески и видеть её с разных сторон. 

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

1. Профессиональная компетентность учителя

2. Системно-деятельностный подход

3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке

4. Межпредметная интеграция

5. Образовательные технологии

6. Исследовательские и проблемные стратегии

7. Работа с технической документацией

8. Учебно-практические задания

  Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося ориентироваться в ситуации и находить выход из нее самостоятельно, приобретать новые знания, правильно ставить цель и разрабатывать план действии, умения планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.

  Задание. Выполнение творческого проекта.

В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект, он должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.

     Требования к творческой деятельности.

  • Деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей.
  • Деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий);
  • Деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей;
  •  Деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности.

Функциональная грамотность обучающихся как итоговый образовательный результат:

Примеры:

  1. В 8 классе (мальчики). Рассматривая тему «Бюджет семьи» дается задание: рассчитать сколько тратит ваша семья электроэнергии в месяц в квт*ч и в рублях. Каким образом можно сэкономить затраты на электроэнергию. Практикум «Ведение семейного бюджета». На практикуме школьники учатся вести месячный и годовой учет семейного бюджета, проводя расчёты доходов и расходов семьи. Они обсуждают, что нужно сделать, чтобы избежать проблем из-за дефицита бюджета или что делать с излишком средств.  Индивидуальная работа «простой механизм из подручных материалов». Разработать несколько эскизов возможных вариантов выполнения работы. По лучшему из эскизов, построить чертёж изделия и изготовить простой механизм из подручных материалов. Работа в группах. Разработка нескольких вариантов эскизов архитектуры – выбор лучшего, изготовление макета архитектурного объекта по выбранному эскизу (парк развлечений, аквапарк, детская игровая площадка и пр.).
  2. В 5 классе (мальчики) Индивидуально разработать насколько вариантов эскиза интерьера своей комнаты, сделать макет комнаты из подручных материалов-защита проекта. В группе разработать макет изделия из фанеры, рассчитать примерную стоимость изделия, выполнить изделие из материала, презентовать готовую работу. Существует много примеров заданий по формированию функциональной грамотности.

   Организовывая работу в группах и в парах, создаются условия для развития коммуникативной компетенции, а значит формированию учеников взаимодействовать с другими, планировать и осуществлять совместную деятельность, анализировать результаты совместной деятельности, оценивать вклад каждого члена группы. 

   Организуя уроки в групповой форме, и наблюдая за учениками, хочется отметить, во-первых, происходит сплочение ребят, во-вторых, у детей развивается критическое мышление, и, в-третьих, создается чувство здоровой конкуренции. Подобная система работы помогает формировать на уроках и внеурочной деятельности функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.

  Вывод: Формирование функциональной грамотности – это сложный процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.

Уроки технологии помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность.

Источники:

1.  Развитие функциональной грамотности на уроках технологии. Ссылка на ресурс: multiurok.ru/files/razvitie-funktsionalnoi-gramotnosti-na-urokakh-tek.html?login=ok

2. Сборник заданий "Комплексные задания для развития функциональной грамотности на уроках технологии ". Ссылка на ресурс: https://infourok.ru/sbornik-zadanij-kompleksnye-zadaniya-dlya-razvitiya-funkcionalnoj-gramotnosti-na-urokah-tehnologii-5603128.html

3. Задания по формированию функциональной грамотности технологического содержания.

Ссылка на ресурс: https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2021/12/04/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-tehnologii

4. Функциональная грамотность на уроках технологии: https://ppt-online.org/1034437

5.  http://www.instrao.ru – сайт Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективы использования 3D- моделирования в учебном процессе на уроках технологии

Перспективы использования программы 3D-моделирования в учебном процессе. Модернизация российского образования, проводимая в рамках ФГОС определяет приоритетные задачи, реализация которых пр...

Необходимость изучения 3D моделирования в учебном процессе на уроках технологии

3D все глубже проникает в нашу жизнь и такими фильмами уже никого не удивишь. Таким образом 3D-технологии должны появляться и в школах....

Игровые технологии как средство активизации учебного процесса на уроках технологии

Игровые технологии как средство активизации учебного процесса на уроках технологии...

Доклад по теме «Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по географии»

Доклад по теме «Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по географии»...

Районные педагогические чтения «Функциональная грамотность как «пятый элемент» учебного про-цесса» 2023 год

Формирование функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения...

Доклад на тему "Функциональная грамотность"

Доклад на педагогическом совете «Работа руководителя курсов внеурочной деятельности по формированию у учащихся системы ценностей гражданина России.»Из опыта работы учителя обществознания Ф...

Педагогические чтения. Доклад на тему: "Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы"

Функциональная грамотность важна для каждого предмета и области науки....