Доклад на тему "Функциональная грамотность"
материал

Фомина Венера Айдаровна

Доклад на педагогическом совете

«Работа руководителя курсов внеурочной деятельности по формированию у учащихся системы ценностей гражданина России.»

Из опыта работы учителя обществознания Фоминой В.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_pedsoveta_0t_20.02.24.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Работа руководителя курсов внеурочной деятельности по формированию у учащихся системы ценностей гражданина России. Сл1

  Проблеме формирования ценностей и ценностных ориентаций школьников достаточно актуальна. Внеурочная деятельность, являясь достаточно широким понятием, имеет значительный потенциал в развитии этих ценностных ориентаций обучающихся, являясь мощным ресурсом трансформации ценностных ориентаций.

   В этом году (также как в прошлом году) я веду курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность».

     Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.

Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.

Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению).

Поскольку, тема моего доклада предполагает отразить в моей работе формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности, я более подробно остановлюсь  на тех блоках и темах, которые предполагают развитие системы ценности гражданина России.

1. Модуль Читательская грамотность

Тема Путешествуем и познаем мир (Путе шествие по России). Выполнение заданий по сборнику (Предлагается посетить кругобайкальскую железную дорогу)

Тема Работаем над проектом  Содержание занятия: Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (Фото, сл. 3)

Тема Смысл  жизни (Я и моя жизнь. Семейное благополучие) (Авторский   замысел и читательские установки (художественный текст). Интегрировать и интерпретировать информацию – дискуссия

Тема Будущее  (человек и технический прогресс) – дискуссия

Тема Планета             людей  (взаимоотношения) Интегрированные занятия: Читательская грамотность+ Глобальные компетенции - «Тихая дискотека» Открытый банк заданий – выполнение заданий дискуссия

2. Модуль : Креативное мышление «Учимся мыслить креативно»

Тема Креативное мышление: Модели и ситуации. Основной вид деятельности - Совместное чтение текста заданий.

Маркировка текста с целью выделения главного. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности: - самовыражение с помощью текстов, рисунков, мимики и пластики и др.. – решение проблем социального и научного характера. Например, создание модели школы будущего. (какая она будет через 100 лет, что останется неизменным даже через 100 лет)

3. Модуль: математическая грамотность

Тема: Домашнее   хозяйство  Основное содержание (Размеры реального объекта, единицы длины. Площадь, сравнение площадей данных фигур. Перевод единиц длины и площади. Зависимости между величинами. Деление с остатком, округление результата по смыслу ситуации. Доля числа. (решение заданий сборника и участие в деловой игре «Футбольное поле»,

Тема Здоровый образ жизни  («Калорийность питания», Подсчет килокалорий. Составление меню)

4. Модуль : Финансовая грамотность

Тема Собираемся за покупками: что важно знать Финансы. (основное содержание занятие - Значение финансовой грамотности. Деньги. Виды денег. Наличные и безналичные деньги. Запланированная покупка. Незапланированная покупка. Финансовая выгода. Финансовый риск. Финансовое планиро вание. Семейный   бюджет: доход и расход ).

Тема Самое главное о правилах поведении   грамотного покупателя  (Финансовое планирование. Экономия денег. Акции на товары и услуги. Скидка на покупку. Правила поведения грамотного покупателя). (решение заданий сборника, участие в игре, решение кроссвордов, решение тестов, создание бизнеса- старпат- фото, видеоуроки, мультфильмы - фото)

5. Модуль : Глобальные компетенции

Тема Мы умеем дружить (межкультурное взаимодействие: * успешное и уважительное взаимодействие между людьми. традиции и обычаи: многообразие культур и  идентификация с определенной культурой. ** виды социальных взаимодействий. дружба в жизни человека, мое увлечение и хобби – фото )

 тема Можем ли мы решать глобальные проблемы? начинаем  действовать. (Глобальные проблемы: изучение глобальных и локальных проблем. Глобальные проблемы в нашей жизни. Например решение экологической проблемы уже сейчас. Решение заданий сборника)

Тема- Россия в мире - дискуссия

 6. Модуль естественно-научная грамотность

Тема Вторая жизнь (фото) (деловая игра)

Тема Наука и технологии (Деловая игра «Вред и польза)

Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности

материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Конспект урока на тему: "Докладная записка. Виды и способы оформления"

В рамках данного урока раскрывается смысл понятий "Докладная записка", "Внутренняя и внешняя докладная записка" приводятся способы оформления...

Докладна тему: «Развитие познавательного интереса и творчества на уроках технологии».

Докладна тему: «Развитие познавательного интереса и творчества на уроках технологии»....

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...