Доклад на тему "Функциональная грамотность"
материал
Доклад на педагогическом совете
«Работа руководителя курсов внеурочной деятельности по формированию у учащихся системы ценностей гражданина России.»
Из опыта работы учителя обществознания Фоминой В.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_pedsoveta_0t_20.02.24.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа руководителя курсов внеурочной деятельности по формированию у учащихся системы ценностей гражданина России. Сл1
Проблеме формирования ценностей и ценностных ориентаций школьников достаточно актуальна. Внеурочная деятельность, являясь достаточно широким понятием, имеет значительный потенциал в развитии этих ценностных ориентаций обучающихся, являясь мощным ресурсом трансформации ценностных ориентаций.
В этом году (также как в прошлом году) я веду курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность».
Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению).
Поскольку, тема моего доклада предполагает отразить в моей работе формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности, я более подробно остановлюсь на тех блоках и темах, которые предполагают развитие системы ценности гражданина России.
1. Модуль Читательская грамотность
Тема Путешествуем и познаем мир (Путе шествие по России). Выполнение заданий по сборнику (Предлагается посетить кругобайкальскую железную дорогу)
Тема Работаем над проектом Содержание занятия: Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (Фото, сл. 3)
Тема Смысл жизни (Я и моя жизнь. Семейное благополучие) (Авторский замысел и читательские установки (художественный текст). Интегрировать и интерпретировать информацию – дискуссия
Тема Будущее (человек и технический прогресс) – дискуссия
Тема Планета людей (взаимоотношения) Интегрированные занятия: Читательская грамотность+ Глобальные компетенции - «Тихая дискотека» Открытый банк заданий – выполнение заданий дискуссия
2. Модуль : Креативное мышление «Учимся мыслить креативно»
Тема Креативное мышление: Модели и ситуации. Основной вид деятельности - Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью выделения главного. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности: - самовыражение с помощью текстов, рисунков, мимики и пластики и др.. – решение проблем социального и научного характера. Например, создание модели школы будущего. (какая она будет через 100 лет, что останется неизменным даже через 100 лет)
3. Модуль: математическая грамотность
Тема: Домашнее хозяйство Основное содержание (Размеры реального объекта, единицы длины. Площадь, сравнение площадей данных фигур. Перевод единиц длины и площади. Зависимости между величинами. Деление с остатком, округление результата по смыслу ситуации. Доля числа. (решение заданий сборника и участие в деловой игре «Футбольное поле»,
Тема Здоровый образ жизни («Калорийность питания», Подсчет килокалорий. Составление меню)
4. Модуль : Финансовая грамотность
Тема Собираемся за покупками: что важно знать Финансы. (основное содержание занятие - Значение финансовой грамотности. Деньги. Виды денег. Наличные и безналичные деньги. Запланированная покупка. Незапланированная покупка. Финансовая выгода. Финансовый риск. Финансовое планиро вание. Семейный бюджет: доход и расход ).
Тема Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя (Финансовое планирование. Экономия денег. Акции на товары и услуги. Скидка на покупку. Правила поведения грамотного покупателя). (решение заданий сборника, участие в игре, решение кроссвордов, решение тестов, создание бизнеса- старпат- фото, видеоуроки, мультфильмы - фото)
5. Модуль : Глобальные компетенции
Тема Мы умеем дружить (межкультурное взаимодействие: * успешное и уважительное взаимодействие между людьми. традиции и обычаи: многообразие культур и идентификация с определенной культурой. ** виды социальных взаимодействий. дружба в жизни человека, мое увлечение и хобби – фото )
тема Можем ли мы решать глобальные проблемы? начинаем действовать. (Глобальные проблемы: изучение глобальных и локальных проблем. Глобальные проблемы в нашей жизни. Например решение экологической проблемы уже сейчас. Решение заданий сборника)
Тема- Россия в мире - дискуссия
6. Модуль естественно-научная грамотность
Тема Вторая жизнь (фото) (деловая игра)
Тема Наука и технологии (Деловая игра «Вред и польза)
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности
материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Конспект урока на тему: "Докладная записка. Виды и способы оформления"
В рамках данного урока раскрывается смысл понятий "Докладная записка", "Внутренняя и внешняя докладная записка" приводятся способы оформления...
Докладна тему: «Развитие познавательного интереса и творчества на уроках технологии».
Докладна тему: «Развитие познавательного интереса и творчества на уроках технологии»....
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...