Главные вкладки
РП ВД «Юный цветовод» предметной области «Технология» АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям (Вариант 2). 2024/2025 уч. год Учитель: И.В. Дубовая
рабочая программа по технологии (5 класс)
Программа внеурочной деятельности «Юный цветовод» содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Содержание и структура направлена на формирование представлений о растениях, как об одном из самых важных направлениях изучения природы в области цветоводства, условий их содержания, элементов ухода за ними. Курс ВД «Юный цветовод», построен с учетом преемственности тематического планирования, что позволяет повторять и закреплять знания в течение ряда лет, дополнять их новыми сведениями.
Место учебного предмета в учебном плане ВД «Юный цветовод».
Учебный предмет внеурочной деятельности «Юный цветовод» включен в образовательную область ВД «Юный цветовод», обязательной части учебного плана ГБУ КО «Школа – интернат №8». Реализация учебного предмета рассчитана на 68 часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП ВД «Юный цветовод» предметной области «Технология» АООП образования обучающихся с ТМНР | 59.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Калининградской области
общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Нестеровская школа-интернат № 8»
РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО На заседании Педагогического совета Организации Протокол №___ от "__" ____ 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _________(Т.А. Шарапова) Приказ № _____ от "___" _____ 2024 г. |
Рабочая программа
учебного предмета по внеурочной деятельности
«Юный цветовод» предметной области «Технология»
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями
(Вариант 2).
5 б класс
2024/2025 учебный год
Учитель: И.В. Дубовая
г. Нестеров
2024 г.
Пояснительная записка
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений о цветоводстве. Подобранный программный материал по предмету внеурочной деятельности «Юный цветовод» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе цветов, их многообразии, пользе и создании благоприятной среды для человека, умению осуществлять уход за растениями.
Программа внеурочной деятельности «Юный цветовод» содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Содержание и структура направлена на формирование представлений о растениях, как об одном из самых важных направлениях изучения природы в области цветоводства, условий их содержания, элементов ухода за ними.Курс ВД «Юный цветовод», построен с учетом преемственности тематического планирования, что позволяет повторять и закреплять знания в течение ряда лет, дополнять их новыми сведениями.
Место учебного предмета в учебном плане ВД «Юный цветовод».
Учебный предмет внеурочной деятельности «Юный цветовод» включен в образовательную область ВД «Юный цветовод», обязательной части учебного плана ГБУ КО «Школа – интернат №8». Реализация учебного предмета рассчитана на 68 часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю).
Воспитательный потенциал учебного предмета ВД «Юный цветовод» формируется с учётом программы воспитания через:
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
- подбор соответствующих материалов для обсуждения и практической деятельности.
- установление уважительных, доверительных, отношений между учителем и учениками;
- учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся;
- дифференцированный подход в обучении, неоднократное повторение, закрепление;
- использование воспитательных возможностей содержания урока через подбор соответствующих заданий;
- применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командному взаимодействию с одноклассниками
Цель обучения – формировать элементарные специфические знания, в области цветоводства.
Задачи:
Образовательные:
формироватьэлементарные практические умения и навыки по уходу за комнатными растениями (полив, опрыскивание).
формировать элементарные представления о садоводстве;
формировать элементарные понятия, комнатные и садовые цветы
формировать элементарные знания о строении цветка и пользе растений
освоить правила и умения использовать инвентарь для комнатных растений (лейка, пульверизатор);
овладеть элементарными умениями выращивать комнатные растения, и ухаживать за ними;
иметь представления о материалах, требующих при перевалке и посадке цветов, понятия почва и т.д.
формировать элементарные представления о значении слова посадочный ящик
формировать элементарные представления по посадке семян в посадочный ящик
Коррекционно-развивающие:
пробудить познавательный интерес к творческой трудовой деятельности;
развивать наблюдательность и любознательность;
стремление создавать прекрасное;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
развивать этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем.
Развитие сопереживания
Воспитательные:
воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе,
воспитывать бережное отношения к комнатным растениям;
воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда,
воспитывать культуру общения
Возможные (примерные) планируемые результатыосвоения учебного предметаВД «Юный цветовод»
Планируемые результаты освоения учебного предмета обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) связаны с развитием личностных качеств обучающихся в контексте доступных способов взаимодействия со сверстниками; интерес к овладению доступными вспомогательными видами трудовой деятельности с учетом особенностей региона.
Предметные результаты
- выполняет правила личной гигиены при работе с растениями;
- показывает и различает виды садового инвентаря (лопата, лейка, грабли)
- различает и называет части растения;
- узнает и называет надземные части растения
- узнает и называет подземные части растения
- выполняет элементарные правила ухода за комнатными растениями (полив, опрыскивание);
- различает и показывает комнатные растения
- выполняет элементарные осенние уборочные работы на пришкольном участке (удаление засохших однолетников)
- узнает, называет /показывает до 2 видов комнатных растений
- выполняет посев семян бархатцев в подготовленный посевной ящик
- выполняет отдельные элементы трудовых операций, несложные виды работ
- использует в трудовой деятельности садовый инвентарь (грабли, лейку)
- соблюдает необходимые правила техники безопасности при работе с граблями
- старается выполнять работу в установленный промежуток времени
- понимает значение слова семена
- понимает значение профессии садовод
- показывает садовые цветы (бархатцы).
- умеет выделять из окружающих цветочно – декоративных растений 2 комнатныхрастения
- выполняет элементарные осенние уборочные работы в саду (сбор опавших яблок);
- выполняет отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ.
Личностные результаты.
- проявляет готовность к ведению совместной деятельности с одноклассниками
- положительное отношение к окружающей действительности.
- заботливое и бережное отношение к растениям;
- готовность самостоятельно выполнять простые поручения
- выполнение правил жизнедеятельности, охраны здоровья;
- умение соблюдать правила безопасного поведения при практическом выполнении задания.
- способность проявлять навыки учебного поведения,идентифицировать урочное и неурочное время с помощью жестов, звонков на урок и перемену.
- самостоятельно узнает свое место в кабинете технологии, знает свое рабочее место для практической деятельности.
Система оценки достижений
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Предметные результаты | ||||
I | II | III | IV | |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
понимает значение профессии садовод | ||||
понимает значение профессии цветовод | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
Условные обозначения
«выполняет действие самостоятельно» | с |
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) | и |
«выполняет действие по образцу» | о |
«выполняет действие с помощью» | п |
«действие не выполняет» | н |
На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося и составляется СИПР на следующий учебный год.
Учебный план
№ п\п | Название раздела | Количество часов | |
Всего | Контрольные работы, тесты | ||
Раздел 1. Сведения о садоводстве | 16 ч | ||
Раздел 2. Инвентарь для работы в цветнике | 12 ч | ||
Раздел 3. Комнатные цветы | 19 ч | ||
Раздел 4. Очистка дорожек, площадок, сада, цветника от мусора | 8 ч | ||
5. | Раздел 5. Практическое повторение | 13 ч | |
Итого: | 68 ч | 6 ч |
Содержание программы учебного предметаВД «Юный цветовод»
Сведения о садоводстве. Урок безопасности Вводное занятие Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Правила личной гигиены. Город профессийПрофессия Садовод. Город профессий Профессия цветоводРубрика«Это интересно» Цветок. Строение цветка.Экскурсия по школьной территории Мир клумбовых растений.Входной мониторинг Работа над ошибками Практикум Сбор опавших яблокМир растений. Роль клумбовых растений в жизни человека.
Практическое повторение. Школа юного садовода. Правила поведения в мастерской, в цветнике, инструментами.
Школа юного садовода Правила личной гигиены. Рабочая форма. Рубрика «Это интересно» Профессия Садовод, Цветовод.
Инвентарь для работы в цветнике. Школа юного садовода Садовый инструмент
Экскурсия в магазин Стоимость садового инвентаря. Аппликация познавательная Лопата штыковая Аппликация познавательная Грабли веерные, Назначени, Рабочая поза.
Аппликация познавательная Грабли цветочные Назначени, Копилка знаний Рабочая форма Урок – игра «Мой помощник в саду - садовый инструмент»
Комнатные цветы. Экскурсия по школе Комнатные цветы
Копилка знаний Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека.
Познавательная Азбука труда Уход за комнатными растениями
Копилка знаний Распылитель для комнатных растений, лейка. Познавательная Азбука труда Подготовка воды для полива. Познавательная Азбука труда Определение почвы
Познавательная Азбука труда Правило полива Практикум Полив комнатных цветов, опрыскивание Практикум Цветочные горшки, уход. Проектная задача Мой любимый цветок Промежуточный мониторинг Работа над ошибками
Практическое повторение Познавательная Азбука трудаПодготовка воды для полива.
Практикум Определение почвы для полива Практикум Полив комнатных цветов, опрыскивание Чемодан профессий Профессия Садовод, Цветовод
Итоговый мониторинг Работа над ошибками Практикум Грабли веерные, Рабочая поза.
Очистка дорожек, площадок, сада, цветника от мусора.
Трудовой десант «Чистый сад» Трудовой десант «Чистота вокруг нас»
Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела, темы | Часы | Основные виды деятельности обучающихся | Электронный (цифровой) образовательный ресурс | |
Раздел 1. Сведения о садоводстве – 16 ч. | |||||
1-2 | Урок безопасности Правила безопасной работы в мастерской. Правила личной гигиены. | 2 | Инструктаж. Назначение помещения. Распределение обязанностей. Правила поведения в мастерской на уроке и перемене. Закрепления правил безопасной работы в мастерской Правила личной гигиены. | ||
3 | Город профессий Профессия Садовод. | 1 | Медиапрезентация «Профессия Садовод» (рассаживает рассаду, ухаживает за цветами), Картинки с профессиями. Раскраска по теме. | ||
4 | Город профессий Профессия цветовод | 1 | Беседа «Профессия Садовод» Медиапрезентация Цветовод (выращивает рассаду). Дать понятия, в чём различия профессий. Картинки с профессиями. Раскраска по теме. | ||
5 | Экскурсия по школьной территории Мир клумбовых растений. | 1 | Техника безопасности и правила поведения на участке, в саду Игра: «Назови растение». Дерево, цветок, трава. | ||
6 -7 | Рубрика «Это интересно» Отличие профессии Садовода от Цветовода | 2 | Игра: «Назови растение». Дерево, цветок, трава. Видео «Детям о цветах». Беседа. Раскраска растения (стебель, листья, цветок, корень), обвести (индивидуально по шаблону). Развивать интерес познания живой природы. | ||
8 | Входной мониторинг | 1 | Индивидуальные карточки | ||
9 | Работа над ошибками | 1 | Индивидуальные карточки | ||
10- 14 | Практикум Сбор опавших яблок | 6 | Т. Б. Работа на пришкольном участке. Ёмкость для сбора. Пошаговая инструкция, метод рука в руке. Выполнять действия по образцу и по подражанию | ||
15-16 | Мир растений. Роль клумбовых растений в жизни человека. | 2 | Игра: «Назови растение». Четвёртый лишний». Видео Детям о цветах. Беседа. Зарисовка растения в тетрадь (индивидуально по шаблону). Развивать интерес познания живой природы. | ||
Раздел 5. Практическое повторение - 4 часа | |||||
17 | Школа юного садовода Правила поведения в мастерской, в цветнике, инструментами. | 1 | Назначение помещения. Обязанности. Правила поведения в мастерской на уроке и перемене. Повторение правил поведения учащегося в школе. Закрепления правил безопасной работы в мастерской в цветнике, инструментами. | ||
18 | Школа юного садовода Правила личной гигиены. Рабочая форма. | 1 | Повторение личной гигиены. Показ рабочей формы. Уход (чистка, складывание). | ||
19-20 | Рубрика «Это интересно» Профессия Садовод, Цветовод. | 2 | Словарная работа. Пополнение активного словаря. Работа с сюжетными картинками, пиктограммами. Беседа. Видео. Профессия Садовод, Цветовод. Картинки с профессиями. | ||
Раздел 2. Инвентарь для работы в цветнике – 12 ч. | |||||
21-22 | Школа юного садовода Садовый инструмент | 2 | Презентация «Садовый инструмент». Назначение инструмента. Рабочая поза Лепка, зарисовка на выбор садового инструмента «Лопата штыковая, грабли» Показать инструмент, рассказать о применении. (2-3 предложения). | ||
23-24 | Экскурсия в магазин Стоимость садового инвентаря. | 2 | Правила поведения в общественных местах (магазин, улица). Знакомство с отделом садового инвентаря в магазине. Стоимость садового инвентаря. | ||
25-26 | Аппликация познавательная Лопата штыковая | 2 | Узнавание/называние инструмента. Определение частей лопаты. Выбор частей (шаблон) лопаты. Значение лопаты. Мультфильм «Весёлый огород». Правила работы с клеем и ножницами. Выполнение аппликации. Итог. | ||
27-28 | Аппликация познавательная Грабли веерные, Назначени, Рабочая поза. | 2 | Узнавание/называние инструмента. Видео. Определение частей граблей. Выбор частей (шаблон) граблей. Значение лопаты. Видео. Правила работы с клеем и ножницами. Выполнение аппликации. Итог | ||
29 | Аппликация познавательная Грабли цветочные Назначени, | 1 | Узнавание/называние инструмента. Игра «Четвертый лишний» Видео. Определение частей граблей. Выбор частей (шаблон) граблей. Выполнение аппликации. | ||
30 | Копилка знаний Рабочая форма.значение | 1 | Виды рабочей формы. Значение. Применение. Требования. | https://yandex.ru/search/?text=виды+рабочей+формы&lr=20142&clid=1882628 | |
31-32 | Урок – игра «Мой помощник в саду - садовый инструмент» | 2 | Узнавание/называние инструмента. Игра «Четвертый лишний» Мультфильм «Весёлый огород» Беседа. Для чего нужен инструмент? Работа с аппликациями (выбрать свою работу, назвать и показать инструмент). Назвать и показать для чего применяется. Значение лопаты. Зарисовка по памяти одного из инструментов (раскраска). | ||
Раздел 3. Комнатные цветы - 19 ч | |||||
33-34 | Экскурсия по школе Комнатные цветы | 2 | Правила поведения в школе. Правило безопасности по спуску и подъёму на лестнице. Наблюдение, рассматривание цветов. Сравнение по высоте (низкие – высокие). По цветению (есть цветы – листья). Определить в чём произрастают, назвать (горшок, ящик). Презентация – игра «Цветы в нашей школе». Развитие памяти и наблюдательности. Зарисовка.. | ||
35-36 | Копилка знаний Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. | 2 | Повторение. Презентация – игра «Цветы в нашей школе». Развитие памяти и наблюдательности. Игра «четвёртый лишний» Цветы нашего класса. Сосчитай, сравни. Просмотр видео (картинки). Зарисовка. | ||
37-38 | Познавательная Азбука труда Уход за комнатными растениями | 2 | Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. Просмотр видео (картинки). Зарисовка. | ||
39-40 | Копилка знаний Распылитель для комнатных растений, лейка. | 2 | Презентация – игра «Цветы в нашей школе». Развитие памяти и наблюдательности. Картинки, видеофильм. Значение, применение. Обвести по контуру и разукрасить лейку | ||
41 | Познавательная Азбука труда Подготовка воды для полива. | 1 | Правила работы. Инструктаж. Подготовка посуды, правило содержание воды. | ||
42 | Познавательная Азбука труда Определение почвы | 1 | Инструктаж. Правило содержание воды для полива цветов. Умение определять почву для полива. Рука в руке. Ответы после определения.. | ||
43 | Познавательная Азбука труда Правило полива | 1 | Умение определять почву для полива. Рука в руке. Ответы после определения. Правило полива. Демонстрация | ||
44-45 | Практикум Полив комнатных цветов, опрыскивание | 2 | Умение определять почву для полива. Рука в руке. Ответы после определения. Правило полива. Инвентарь для полива. Видео. Демонстрация полива. Самостоятельный полив и опрыскивание.. | ||
46-47 | Практикум Цветочные горшки, уход. | 2 | Правило полива. Инвентарь для полива. Игра «Четвёртый лишний» Горшки и ящик. Рука в руке. Подготовка для мытья горшка (тазик, вода, губка, мыло). Протирание влажной салфеткой. | ||
48-49 | Проектная задача Мой любимый цветок | 2 | Видеоматериал о цветах. Узнавание/называние любимого или поправившего цветка. Выбрать раскраску. Подписать название. Выпуск стенгазеты на тему Мой любимый цветок! Пополнение активного словаря (название и узнавание своего цветка в стенгазете).. Подготовка поливочного материала | ||
50 | Промежуточный мониторинг | 1 | Индивидуальное задание | ||
51 | Работа над ошибками | 1 | Индивидуальное задание | ||
Раздел 5.Практическое повторение - 9 ч | |||||
52 | Познавательная Азбука труда Подготовка воды для полива. | 1 | Правила работы. Инструктаж. Подготовка посуды, правило содержание воды. | ||
53 | Практикум Определение почвы для полива | 1 | Инструктаж. Правило содержание воды для полива цветов. Умение определять почву для полива. Рука в руке. Ответы после определения.. | ||
54-55 | Практикум Полив комнатных цветов, опрыскивание | 2 | Умение определять почву для полива. Рука в руке. Ответы после определения. Правило полива. Инвентарь для полива. Видео. Демонстрация полива. Самостоятельный полив и опрыскивание. | ||
56-57 | Чемодан профессий Профессия Садовод, Цветовод | 2 | Беседа. МедиапрезентацияПрофессия Садовод (рассаживает рассаду, ухаживает), Цветовод (выращивает рассаду). Дать понятия, в чём различия профессий. Картинки с профессиями. | ||
58 | Итоговый мониторинг | 1 | Индивидуальные задания | ||
59 | Работа над ошибками | 1 | Индивидуальная работа | ||
60 | Практикум Грабли веерные, Рабочая поза. | 1 | Узнавание/называние инструмента. Определение частей граблей. Работа с граблями на площадке. | ||
Раздел 4. Очистка дорожек, площадок, сада, цветника от мусора- 8 ч. | |||||
61- 64 | Трудовой десант «Чистый сад» | 4 | Правила поведения в общественных местах. Закрепления правил безопасной работы с инвентарём. Рабочая форма. Повторение - рабочая поза при работе с веерными граблями. Вёдра. | ||
65-68 | Трудовой десант «Чистота вокруг нас» | 4 | Очистка дорожек, площадок цветника. Правила поведения в общественных местах. Закрепления правил безопасной работы с инвентарём. Рабочая форма. Повторение - рабочая поза при работе с метлой, цветочными граблями. Вёдра. | ||
Итог | 68ч |
Организационно – педагогические условия
Учебно- методическое обеспечениеучебного предмета «Растениеводство и цветоводство»
дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, наборы инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты);расходные материалы для труда: клей, бумага, карандаши (простые, цветные), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь), бумага разных размеров, плотности, формата, фактуры; ножницы.
Инвентарь: лопаты, грабли, тяпки, ящики, кашпо, горшки (разных размеров), секатор, вёдра, лейки и др.
Электронный (цифровой) образовательный ресурс:
http://plantlife.ru - Растения
http://flowers.nm.ru/ - Мир домашних растений – Справочник для любителей комнатных растений. Статьи, советы и рекомендации по разведению и уходу, а также использованию растений в интерьере.
https://yandex.ru/video/preview/17659853433613131804
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_instrumenty_i_inventar_sadovoda-85683?ysclid=m204kt2nm0881299786https://yandex.ru/search/?text=Польза+комнатных+рас
https://yandex.ru/search?text=ингвентарь+для+полив
https://yandex.ru/video/preview/15205684658571464518https://yandex.ru/search/?text=чемодан+профессии&lr=20142&clid=1882628https://yandex.ru/search/?text=виды+рабочей+формы&lr=20142&clid=1882628
Материально-техническое обеспечениеобразовательной области
- Монитор
- Компьютер
- Принтер
- телевизор