Здоровьесберегающие технологии и их комплексное использование на уроках профильного труда в контексте ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
материал по технологии (6, 7, 8 класс)

Кияткина Галина Александровна

«Здоровье - это одно из естественных прав человека независимое от расы, пола, а также экономической и политической ситуации», - такое определение здоровью даёт всемирная организация здравоохранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiyatkina_g._a._zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии и их комплексное использование на уроках профильного труда в контексте ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

«Здоровье - это одно из естественных прав человека независимое от расы, пола, а также экономической и политической ситуации», - такое определение здоровью даёт всемирная организация здравоохранения.

Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в качестве приоритетных векторов образования выступают: охрана, укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения, формирование у молодежи ценностных ориентаций на сознательное ведение и пропаганду здорового образа жизни, нравственности, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободу личности.

Общество, стремящееся к демократическому устройству, нуждается в том, чтобы такой государственный институт, как система образования и воспитания, своими действиями способствовал развитию здоровой личности с установкой на здоровый образ жизни. Еще вчера все внимание в работе системы образования уделялось исключительно умственному развитию ребенка. Но сегодня перед обществом встала проблема больного детства, а, следовательно, проблема выживания нации. Система здравоохранения оказалась не в состоянии справиться со сложившейся ситуацией. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая работа. Все основные факторы риска имеют поведенческую основу, или связаны с процессом обучения, поэтому медицине необходима помощь педагогики.

Так, Л. Ф. Тихомирова считает, что здоровьесберегающая педагогика - это область знаний, характеризующая процесс реализации образовательными учреждениями функций сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Следую идеям здоровьесберегающей педагогики, для сохранения и укрепления здоровья детей важно использовать возможности самой педагогической науки и деятельность педагогов.

Здоровьесберегающая педагогика связана со школьной гигиеной, педагогической психологией, социальной психологией, возрастной психологией, валеопедагогикой.

Только здоровьесберегающая педагогика, рассматривая проблему сохранения здоровья детей в процессе их обучения и воспитания, в состоянии кардинальным образом повлиять на деятельность педагогов, на содержание и организацию учебно-воспитательного процесса.

Основные методы: педагогические, психологические, социально-психологические, гигиенические.

Основная цель здоровьесберегающей педагогики состоит в том, чтобы сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания, а, следовательно, обеспечить каждому обучающемуся школы такой уровень здоровья, который позволит ему реализовать свои жизненные планы, удовлетворить потребности и запросы.

Характеристика принципов здоровьесберегающей педагогики, сформулированные Н. К. Смирновым:

  • «Не навреди». Выбирайте проверенные методы, которые принесут пользу.
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка
    ответственность за свое здоровье.

У каждого предмета своя специфика. Учебный предмет «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» имеет практическую направленность. С первых уроков обучающиеся приобретают знания, необходимые для выполнения заданий по сельскохозяйственному труду, и впервые знакомятся с некоторыми трудовыми операциями. Но для подготовки обучающихся к производительному труду в цветоводстве и декоративном садоводстве одних знаний недостаточно, необходимы также определённые профессиональные навыки и умение применять свои знания на практике. Этому можно научить только на практических занятиях.

В психолого-педагогической литературе имеется ряд классификаций здоровьесберегающих технологий. Одной из самых популярных является классификация Н. К. Смирнова, в которой выделяется несколько групп здоровьесберегающих технологий: медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические, обеспечения безопасности жизнедеятельности, образовательные технологии. Выделенные группы технологий дифференцируются в зависимости от приемов и методов, принципов и подходов к решению проблем. По характеру действия Н. К. Смирнов выделяет другую классификацию технологий, включающую четыре группы: защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие стимулирующие, информационно-обучающие. Л. Ф. Тихомирова дифференцирует технологии по масштабу внедрения: отдельные методы, направленные на сохранение здоровья; отдельные технологии, направленные на профилактику нарушений, комплексное использование технологий. Базисная классификация технологий здоровьесберегающей педагогики, по мнению Л. Ф. Тихомировой, включает: организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные, социально-адаптирующие, лечебно-оздоровительные.

Необходимо отметить, что использование какой-то одной технологии на уроках, затруднительно. По этому правильный выбор традиционных и нетрадиционных форм организации урока профильного труда, профилактические методики, чередование режимов и видов работы согласно гигиеническим критериям организации урока, демократический стиль педагогического общения, используемые в системе, и являются условиями для сохранения и улучшения здоровья в обучении «Цветоводству и декоративному садоводству».

Так что же оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?  

Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:

- двигательная активность

- психологическое здоровье школьника

- творческий характер процесса обучения

- использование оздоровительной силы природы

- использование технологий, имеющих здоровье сберегающий ресурс

На уроках «Профильного труда. Цветоводство и декоративное садоводство» прежде всего, создаются условия для здорового развития обучающихся:

  1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:
  • комфортное начало урока. Это обеспечивает положительный эмоциональный настрой обучающихся;
  • объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт самого обучающегося;
  • время трудоспособности, утомляемости обучающихся;
  • учебная нагрузка. Учёт индивидуальных способностей и ритма исполнения задания. Например, тем, кто уже хорошо завершил своё задание, можно предложить помочь тому, кто по времени отстает;
  • проведение валеологических пауз. Например, массаж пальцев рук, гимнастика для глаз, упражнения, направленные на улучшение правильной осанки.
  1. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:
  • воздушно-тепловой режим;
  • световой режим;
  • режим и организация учебно-воспитательного процесса.
  1. Формируется здоровый образ жизни.

На уроках «Профильного труда. Цветоводство и декоративное садоводство» проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), разминок для глаз (упражнения сочетают в себе движение глазами, головой и туловищем).

В кабинете «Цветоводства и декоративного садоводства» воздушно-тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно проветривается.

Преподавание учебного предмета «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков, в различные задания на уроках.

В ходе изучения тем «Комнатные растения в интерьере» обучающиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей. На подоконниках выращиваются растения-фитонциды: герань, а так же лечебные растения: алоэ, золотой ус, коланхоэ.

Использование обеспечения оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности обучающихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на детей. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны. Так же работая на пришкольном участке, обучающиеся получают дополнительную физическую разгрузку. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечнососудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость. Однако при этом необходимо организовать занятия, так чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого обучающегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям. 

Неправильно организованный труд обучающихся, вместо ожидаемого оздоровительного эффекта, может явиться причиной отклонений (искривление позвоночника, нарушение осанки и т.д.) в их физическом развитии и здоровье.

Большое значение на уроках профильного труда имеет соблюдение правил технике безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья обучающихся.

Уроки профильного труда дают возможность переключения обучающихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.

Подводя итог, можно сказать, что комплексное использование здоровьесберегающих технологий на уроках «Профильного труда. Цветоводство и декоративное садоводство»  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, позволяет детям успешно адаптироваться в образовательном процессе, реализовывать свои творческие способности, а также способствуют укреплению их физического здоровья, социального и эмоционального благополучия.

Ведь школе как никогда отводится важнейшая роль в формировании у детей принципов и норм здорового образа жизни. Дети - наше будущее, и то, какими они будут - таким будет и будущее. Их здоровье сегодня - это благополучие мира завтра.

Литература: 

  1. Андреева, И. Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И. Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.15-19
  2. Будаева Н. А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе /Н. А. Будаева //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.32-36
  3. Борисова И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
  4. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.
  5. Горюнова Ю.Э. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе: сборник трудов конференции. / Ю.Э. Горюнова, И.Н. Сергеева, С.В. Прудникова // Научное и образовательное пространство в условиях вызовов современности: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 2 нояб. 2022 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2022. – С. 66-68. – ISBN 978-5-6048658-6- https://interactive-plus.ru/e-articles/836/Action836-557972.pdf 
  6. Сиротюк А.Л «Обучение детей с учетом психофизиологии. Практическое руководство для учителей и родителей». Москва, 2003г.
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО, 2002г.
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. 272 с.
  9. Хименко А.Д. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: сборник трудов конференции. / А.Д. Хименко, В.А. Молдован // Педагогика и психология: перспективы развития: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 дек. 2022 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2022. – С. 179-182. – ISBN 978-5-6049227-3-6. https://interactive-plus.ru/e-articles/840/Action840-558718.pdf 
  10. http://mama.darievna.ru/page/dyhatelnaja-gimnastika-dlja-detej
  11. http://fb.ru/article/1145/gimnastika-dlya-glaz-dlya-detey-i-vzroslyih


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест «Что я знаю о ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Интерактивный тест «Что я знаю о ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»...

Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок - это...

«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Образование должно приносить радость познания,радость общения. Любой ребенок-личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес в учению. Воспитание познавател...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Методические рекомендации. "Инструктивная карта занятия с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий «Профильный труд» (швейное, столярное дело) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

В методических рекомендациях приводятся примеры составления инструктивной карты к занятиям по учебному предмету «Профильный труд» (швейное и столярное дело) предметной области «Техно...