Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
консультация

Соловьева Надежда Александровна

Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_nachalnyh_klassov.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Приволжская школа - интернат»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

        

Подготовила

педагог - психолог

Соловьева

 Надежда Александровна

2017-2018 учебный год

«Педагогика слепа без психологии, а психология мертва без педагогики» 

Евгений Александрович Ямбург

Согласно «Словарю русского языка» сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

Каковы же особенности психологического сопровождения обучающихся по АООП с умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН).

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их личностного потенциала.

Цель психологического сопровождения обучающихся в коррекционной школе - в комплексном психолого-педагогическом сопровождении обучающихся и ученических коллективов в образовательном процессе, способствующем развитию личности школьника, подержанию и укреплению психологического здоровья детей, их нравственного, умственного и эмоционального развития, формированию способности к успешной социализации в обществе, к профессиональному и личностному самоопределению в условиях введения ФГОС О УО (ИН).

Психокоррекционная работа включает в себя основные направления, которые отражают её основное содержание:

1. Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для усвоения ими содержанием адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью; проведение комплексного обследования детей с умственной отсталостью, подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения участников образовательных отношений, по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

4.Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания, обучающихся с умственной отсталостью, взаимодействия с педагогами, специалистами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и д.р.

Согласно ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в коррекционно-развивающую область включён курс «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.

Основные задачи психокоррекционной области:

  • Формирование учебной мотивации;
  • Стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
  • Гармонизация психоэмоционального процесса;
  • Формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;
  • Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
  • Формирование продуктивных видов взаимоотношений в семье, классе. Повышение социального статуса ребёнка в коллективе;
  • Формирование и развитие навыков социального поведения.

Выбор направленности психокоррекционного курса я определяю исходя из психофизических особенностей обучающихся с легкой умственной отсталостью на основании ТПМПК, школьного ПМПк, ИПРА инвалида.

Учитывая данные критерии обучающихся первого класса по ФГОС О УО (ИН), их психологическое сопровождение реализуется с учётом следующих целей и задач:

  • программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

- формирование пространственно-временных ориентировок;

- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

- стимуляция сенсорно-перцептивной деятельности;

- стимуляция развития мнемических и интеллектуальных процессов;

- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

-совершенствование мелкой моторики.

Из цели и задач курса «Психокоррекционные занятия» можно увидеть, что он соответствует задачам коррекционно-развивающую области ФГОС О УО (ИН).

Психологическое сопровождение первоклассников осуществляется по программе «Я - ученик», которая составлена с учетом требований ФГОС О УО (ИН) и психолого-возрастных особенностей обучающихся с целью обеспечение психологической адаптации первоклассников к школьному обучению в условиях введения ФГОС О УО (ИН) и профилактика школьной дезадаптации, возникающей в ходе учебно-воспитательного процесса.

Задачи программы:

1. Выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;

2.Формировать у первоклассников адекватное представление о школьной жизни и развивать у детей позицию школьника, положительное отношение к школе; помочь детям принять правила и нормы поведения в школе;

3. Обучать детей навыкам сотрудничества и расширять социальный опыт и социальные контакты обучающихся;

4. Обучать детей переносу полученных навыков в учебную деятельность;

5. Формировать навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;

6. Формировать у учащихся нравственные представления и понятия, адекватные способы поведения в обществе.

Основные задачи психокоррекции, представленные в коррекционно-развивающей области ФГОС О УО (ИН) -это работа над гармонизацией психоэмоционального состояния, развитие способности к эмпатии, сопереживанию, совершенствование навыков конструктивного общения, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, социально адекватного поведения. При необходимости работа на повышение уверенности себе, повышение социального статуса ребёнка и на решение других психологических проблем, при их возникновении.

С введение ФГОС О УО (ИН) актуальной задачей становится обеспечение развития базовых учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.

Личностные учебные действия:

• осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

• овладение начальными навыками адаптации, расширение кругозора, знаний об окружающем мире;

• осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;

• проявлять любознательность, наблюдательность, способность замечать новое;

• наличие мотивации на развитие, совершенствование, к творческому труду, работы на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

• проявлять самостоятельность в выполнении развивающих заданий, поручений, договорённостей.

• применять гигиенические правила письма при выполнении заданий в тетради.

• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к взаимодействию с ней;

• гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

• адекватные представления о собственных возможностях, адекватно эмоционально реагировать на успех, неудачу;

• ценить и принимать базовую ценность «здоровье», «добро», «семья», стремиться к соблюдению режима дня школьника.

Коммуникативные учебные действия:

• вступать в контакт и работать в коллективе (психолог - ученик, ученик - ученик, ученик - класс);

• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и психологом;

• проявлять толерантное отношение к другим, уважительно относится к иному мнению;

• обращаться за помощью и принимать помощь;

• проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание во взаимодействии, стремление оказать помощь более слабым;

• слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту.

Регулятивные учебные действия:

• входить и выходить из учебного помещения со звонком;

• проявлять дисциплинированность в школе, адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из - за парты и т.д.);

  • ориентироваться в пространстве кабинета (зала, учебного помещения);

• пользоваться учебной мебелью;

• работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;

• слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту;

• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

• активно участвовать в деятельности, иметь адекватные представления о собственных возможностях, адекватно оценивать результаты выполнения задания;

• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

• активно включаться в групповые игры, принимать и соблюдать правила игры; эмоционально раскрепощаться.

Познавательные учебные действия:

• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

• устанавливать видо - родовые отношения предметов;

• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

• наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);

• применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием коррекционного курса и для решения познавательных и практических задач;

• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами;

• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (завязывание узелков, шнуровка, письменные навыки, обогащение словарного запаса и т.д.).

Таким образом, роль психолога в условиях введения ФГОС О УО (ИН) следующая:

  • индивидуализация образования;
  • учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями и возможностями;
  • формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;
  • интеграция в социум детей с интеллектуальными нарушениями (публичное участие в мероприятия школьного, районного и т.д. уровней);
  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности.

Приоритетные направления работы школьного психолога в условиях введения ФГОС О УО позволят повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения обучения, в частности, улучшить качество образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательных отношений, но и позволяют корректировать содержания образования.

В условиях внедрения ФГОС О УО (ИН) в деятельности педагога-психолога в коррекционной школе появляются следующие проблемы:

1. Недостаточная просвещенность в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН).

2. Отсутствие рекомендуемых специализированных надёжных и валидных диагностических методик.

3. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности БУД у обучающихся.

Используемая литература:

  1. Бурмистрова.Е.В. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь/ Вестник практической психологии образования №4(17), октябрь-декабрь 2008.
  2. Назарова Н.М. Специальная педагогика. в 3т. т.2. Общие основы  специальной педагогики/ Н.М.Назарова  (и др.) – М.: Академия, 2008.
  3. Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: методическое пособие /М.М.Семаго Н.Я. Семаго – М.: АРКТИ, 2007
  4. Специальное образование http://pedlib.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест «Что я знаю о ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Интерактивный тест «Что я знаю о ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»...

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

Основное содержание курса напрвлено на узучение состава слова, частей речи, построение предложений4 на формирование умения применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ...