Тема. Бумага и ее свойства. Урок труда (технологии) 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Цель
Образовательная: формировать знания об истории, составе и производстве бумаги.
Развивающая: способствовать развитию кругозора, знакомить со свойствами изучаемого материала.
Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к природным материалам.
Задачи:
- выяснить какие свойства имеет бумага;
- развивать исследовательские умения и навыки обучающихся;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: Беседа, объяснение, демонстрация наглядного материала.
Инструменты и материалы: Карандаши, линейки, тетради, ножницы, различные виды бумаги и картона.
Межпредметные связи: история, физика, химия, математика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс .Урок труда (технологии)
Учитель: Белоусова Л.И.
Тема. Бумага и ее свойства.
Цель
Образовательная: формировать знания об истории, составе и производстве бумаги.
Развивающая: способствовать развитию кругозора, знакомить со свойствами изучаемого материала.
Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к природным материалам.
Задачи:
- выяснить какие свойства имеет бумага;
- развивать исследовательские умения и навыки обучающихся;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: Беседа, объяснение, демонстрация наглядного материала.
Инструменты и материалы: Карандаши, линейки, тетради, ножницы, различные виды бумаги и картона.
Межпредметные связи: история, физика, химия, математика
Ход занятия
1.Организационный момент.
Приветствие обучающихся. Проверка готовности рабочего места к занятию. Работа с журналом.
2.Проверка пройденного задания
Что называется чертежом?
Какие виды вы знаете?
Какие линии вы знаете?
Технический рисунок-
Эскиз-
(подведение итогов)
3. Актуализация имеющихся знаний.(притча)
Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.
— Что вы здесь видите? — спросил старец.
— Точку. — ответил один.
— Черную точку. — подтвердил другой.
— Жирную черную точку, — уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
— Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? — удивились ученики.
— Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа…
Итак, вы догадались, что сегодня мы будем говорить о бумаге.
Как вы думаете,какая тема нашего урока,о чем мы будем говорить на уроке?
(ответы детей)
Записать в тетради число и тему урока.
Какие цели нашего урока?
(ответы детей)
- узнать о истории возникновения бумаги
- узнать о производстве и свойствах бумаги
4.Обьяснение нового материала
(Вопросы детям)
- Скажите, какие виды бумаги, выпускаемые у нас в стране, вы знаете?
- Бумага для письма, калька, бумага для копировальной техники, миллиметровая бумага, туалетная, гофрированная, цветная, обойная.
- Верно, еще бывает упаковочная бумага; крафт-бумага - (от нем. Kraft сила), особо прочная оберточная бумага, из которой изготовляют мешки и пакеты для сыпучих материалов; фильтровальная – это непроклеенная бумага из хлопчатобумажного волокна, которая служитдля фильтрования. Выпускается фотографическая (фотобумага), предназначена для получения фотографических изображений, копирования документации. Она состоит из бумажной или полимерной основы (подложки) и нанесенного на нее тонкого слоя фотографической эмульсии.
- Где используют бумагу?
Ответы детей (газеты, салфетки, книги и т.д.)
- Из какого материала производят бумагу?
- Бесконечны ли природные запасы?
- Что должен делать человек, чтобы сохранить природные запасы?
1. Основная часть.
Беседа «История изобретения бумаги». Компьютерная презентация.
Вопросы после видео ролика.
Из чего состоит бумага?(целлюлозы-органическое соединение, клетчатка, углевод и полисахарид. Является основным строительным материалом флоры – образовывает клеточные стенки деревьев и растений.)
Что она образует? (каркас дерева)
На чем писали до того, когда появилась бумага?(на папирусе -бумажный тростник)
Так, когда и кем была изобретена бумага? Бумага была изобретена в 105 году н.э. в КитаеЦай Лунем.
Что стали добавлять в состав бумаги, чтобы улучшить ее свойства? (крахмал)
В России производство бумаги зародилось в конце 16 века - при Иване Грозном. И лишь в конце 18 века были разработаны автоматические бумагоделательные машины, позволяющие получать непрерывный лист бумаги. В России по указу Петра 1 в 1817г. была установлена первая бумагоделательная машина.
Какая бывает бумага?
Для начала давайте рассмотрим бумагу разных фактур. Например: картон, салфетки, офисная бумага, бархатная, цветная, а так же гофрированная и оберточная.
Основные свойства бумаги, опыты.
1. Бумага мнётся.
Предлагаю детям скомкать лист бумаги разной плотности (салфетку, лист тетрадный и картон). Далее предложите этот лист распрямить.
Вывод: Чем тоньше бумага, тем легче она мнётся. Распрямить бумагу до первоначального состояния невозможно.
2.Бумагу можно сгибать.
Предлагаю детям согнуть бумагу по инструкционной карте и хорошо прогладить сгиб. Поставить изделие на торец и убедиться в том, что в таком положении бумага может стоять. Согнуть лист гармошкой, проглаживая каждый сгиб. И убедиться в том, что изделие держит форму.
Вывод: При сгибании бумага принимает заданную форму.
3.Бумага рвётся.
Предлагаю детямразорвать бумагу разной плотности и попробовать восстановить разрыв. Восстановить разрыв невозможно, но можно склеить разорванные кусочки.
Вывод: Разорвать тонкую бумагу легче, чем толстую. Разорванные кусочки можно склеить. Чем тоньше бумага, тем лучше она клеиться.
4. Свойства горения бумаги.
Давайте посмотрим как бумага горит? Это свойство — горение. Для этого небольшой лист подожжем над металлическим или стеклянным подносом. В процессе наблюдения сделаем свои выводы.
Вывод: Лист быстро сгорел, на подносе остался лишь пепел. Следовательно бумажные изделия легко воспламеняются и не подлежат восстановлению. Надо быть осторожным с огнем и не допускать возгорания.
Бумага мокнет.
Перед детьми стоит посуда с водой и бумага разной толщины. Ребята, давайте поочередно будем опускать в воду кусочки бумаги, начиная с тонкого. И в конце опыта сделаем выводы.
Вывод: Чем тоньше бумага, тем быстрее она размокает. Если бумага соприкасается с водой частично, то она не тонет и размокает дольше.
Небольшая физминутка
V. Практическая работа «Определение свойств бумаги».
1. Возьмите образцы бумаги, сравните их на гладкость и шероховатость, мягкость и твердость, попробуйте разорвать и согнуть, опустите каждый в воду и сравните степень влагостойкости. Результаты запишите в таблице.
№ | Свойства | Виды бумаги | |||
альбомная | газетная | писчая | картон | ||
1 | гладкость | ||||
2 | мягкость | ||||
3 | прочность | ||||
4 | влагостойкость |
Сделайте вывод.
VI. Подведение итогов занятия.
- Наш урок подходит к концу.
Что нового узнали?
Чему научились?
Понравилась вам ваша работа на уроке?
Где пригодятся полученные на уроке знания и умения?
Какие цели мы ставили в начале урока?
Мы достигли этих целей ?
- Оцените свою работу на уроке.
- Если вам понравился урок -поднимите зеленые карточки, если нет – красные.
VII. Домашнее задание.
Подготовьте сообщение «Виды творчества с использованием бумаги»
7. Уборка рабочих мест.
Практическая работа
«Декоративные цветы из бумаги».
Цель: Научить изготавливать декоративные цветы из бумаги..
Задачи:
Учебные:
Познакомить с разными способами изготовления цветов.
Научить технологии холодной обработки бумаги
Развивающие:
Способствовать развитию пространственного воображения, художественного вкуса, коммуникативных качеств.
Воспитательная:
Развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах через атмосферу творчества и ситуацию успеха
Воспитание аккуратности в работе, усидчивости.
Продолжительность урока:40мин.
Форма проведения: индивидуальная
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, инструкционные карты, образцы декоративных готовых цветов,
высказывание:
«Полдела сделано –
И в этом нет сомненья –
Коль ты сумеешь
Запастись терпеньем».
И. Гете
Материалы: бумага, фломастеры , проволока,скотч, клей.
Инструменты: Ножницы.
План занятия.
1. Организационный момент. Знакомство, создание положительной мотивации.
2.Сообщение темы, цели практической работы
3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
• Вступительное слово учителя
• Актуализация знаний и практических умений при работе над новым материалом.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ С НОЖНИЦАМИ, С КЛЕЕМ
• Знакомство с разными способами изготовления цветов.
• Самостоятельная практическая работа (изготовление цветов и листьев). (физминутка)
4. Подведение итогов, результатов.
5. Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/28/picture-1108797-1548664869.jpg)
"Значение уроков труда (технологии) в школе".
Предмет труд «Технология» - особенный. Он не только формирует у детей кругозор, знакомит с, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентиров...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-674693-1443351936.jpg)
Развитие творческих способностей на уроке труда (технологии)
Целью педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках труда (технологии). От способности ученика к творчеству зависит...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/26/picture-1086324-1543217159.jpg)
Образовательные (педагогические) технологии и их применение на уроках труда (технологии) в основной школе
Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании необходимо понимать сущностные ха...
План-конспект урока труда (технологии) для 6-7 класса «Основы графической грамоты. Сборочные чертежи»
План-конспект урока труда (технологии) для 6-7 класса...
Карта урока труд (технология) в 6 классе по теме "Технология сборки изделия из тонколистового металла (фольги). Изготовление паучка"
карта к уроку в 6 классе по требованиям ФГОС (таблица)...
Конспект урока труд (технология) 6 класс "Сверлильный станок: устройство, назначение." (школа VIII вида)
Учебный материал для учащихся 6 Б класса с ОВЗ. Знакомство с устройством и назнаением станка НС-12, безопастные приемы работы на сверлильном станке....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/02/picture-299760-1733147398.jpg)
«Технология гендерного подхода на уроках Труд/Технология» /педагогические условия для формирования духовно-нравственных качеств обучающихся/
Решение проблем духовно-нравственного развития и воспитанияподрастающего поколения с ориентацией на высшие культурныеобщечеловеческие ценности в рамках реализации Федеральны...