Тема. Бумага и ее свойства. Урок труда (технологии) 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Белоусова Людмила Ивановна

Цель

Образовательная: формировать знания об истории, составе и производстве бумаги.

Развивающая: способствовать развитию кругозора, знакомить со свойствами изучаемого материала.

 Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к природным материалам.

 

Задачи:

- выяснить какие свойства имеет бумага;

- развивать исследовательские умения и навыки обучающихся;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: Беседа, объяснение, демонстрация наглядного материала.

Инструменты и материалы: Карандаши, линейки, тетради, ножницы, различные виды бумаги и картона.

Межпредметные связи: история, физика, химия, математика

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tehnologii.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс .Урок труда (технологии)

Учитель: Белоусова Л.И.

Тема.  Бумага и ее свойства.

Цель

Образовательная: формировать знания об истории, составе и производстве бумаги.

Развивающая: способствовать развитию кругозора, знакомить со свойствами изучаемого материала.

 Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к природным материалам.

Задачи:

- выяснить какие свойства имеет бумага;

- развивать исследовательские умения и навыки обучающихся;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: Беседа, объяснение, демонстрация наглядного материала.

Инструменты и материалы: Карандаши, линейки, тетради, ножницы, различные виды бумаги и картона.

Межпредметные связи: история, физика, химия, математика

                                            Ход занятия

1.Организационный момент.

Приветствие обучающихся. Проверка готовности рабочего места к занятию. Работа с журналом.

2.Проверка пройденного задания

Что называется чертежом?

Какие виды вы знаете?

Какие линии вы знаете?

Технический рисунок-

Эскиз-
(подведение итогов)

3. Актуализация имеющихся знаний.(притча)

Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.

— Что вы здесь видите? — спросил старец.

— Точку. — ответил один.

— Черную точку. — подтвердил другой.

— Жирную черную точку, — уточнил третий.

И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.

— Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? — удивились ученики.

— Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа…

Итак, вы догадались, что сегодня мы будем говорить о бумаге.

Как вы думаете,какая тема нашего урока,о чем мы будем говорить на уроке?

(ответы детей)

Записать в тетради число и тему урока.

Какие цели нашего урока?

(ответы детей)

- узнать о истории возникновения бумаги

- узнать о производстве и свойствах бумаги

4.Обьяснение нового материала

(Вопросы детям)

- Скажите, какие виды бумаги, выпускаемые у нас в стране, вы знаете?

  • Бумага для письма, калька, бумага для копировальной техники, миллиметровая бумага, туалетная, гофрированная, цветная, обойная.
  • Верно, еще бывает упаковочная бумага; крафт-бумага - (от нем. Kraft сила), особо прочная оберточная бумага, из которой изготовляют мешки и пакеты для сыпучих материалов; фильтровальная – это непроклеенная бумага из хлопчатобумажного волокна, которая служитдля фильтрования. Выпускается фотографическая (фотобумага), предназначена для получения фотографических изображений, копирования документации.  Она состоит из бумажной или полимерной основы (подложки) и нанесенного на нее тонкого слоя фотографической эмульсии.

- Где используют бумагу?

Ответы детей (газеты, салфетки, книги и т.д.)

- Из какого материала производят бумагу?

- Бесконечны ли природные запасы?

- Что должен делать человек, чтобы сохранить природные запасы?

1. Основная часть.

Беседа «История изобретения бумаги». Компьютерная презентация.

Вопросы после видео ролика.

Из чего состоит бумага?(целлюлозы-органическое соединение, клетчатка, углевод и полисахарид. Является основным строительным материалом флоры – образовывает клеточные стенки деревьев и растений.)

Что она образует? (каркас дерева)

На чем писали до того, когда появилась бумага?(на  папирусе -бумажный тростник)

Так, когда и кем была изобретена бумага? Бумага была изобретена в 105 году н.э. в КитаеЦай Лунем.

Что стали добавлять в состав бумаги, чтобы улучшить ее свойства? (крахмал)

В России производство бумаги зародилось в конце 16 века - при Иване Грозном. И лишь в конце 18 века были разработаны автоматические бумагоделательные машины, позволяющие получать непрерывный лист бумаги. В России по указу Петра 1 в 1817г. была установлена первая бумагоделательная машина.

Какая бывает бумага?

Для начала давайте рассмотрим бумагу разных фактур. Например: картон, салфетки, офисная бумага, бархатная, цветная, а так же гофрированная и оберточная.

Основные свойства бумаги, опыты.

1. Бумага мнётся.

Предлагаю  детям скомкать лист бумаги разной плотности (салфетку, лист тетрадный и картон). Далее предложите этот лист распрямить.

Вывод: Чем тоньше бумага, тем легче она мнётся. Распрямить бумагу до первоначального состояния невозможно.

2.Бумагу можно сгибать.

Предлагаю  детям согнуть бумагу по инструкционной карте  и хорошо прогладить сгиб. Поставить изделие на торец и убедиться в том, что в таком положении бумага может стоять. Согнуть лист гармошкой, проглаживая каждый сгиб. И убедиться в том, что изделие держит форму.

Вывод: При сгибании бумага принимает заданную форму.

3.Бумага рвётся.

Предлагаю  детямразорвать бумагу разной плотности и попробовать восстановить разрыв. Восстановить разрыв невозможно, но можно  склеить разорванные кусочки.

Вывод: Разорвать тонкую бумагу легче, чем толстую. Разорванные кусочки можно склеить. Чем тоньше бумага, тем лучше она клеиться.

4. Свойства горения бумаги.

Давайте посмотрим как бумага горит? Это  свойство — горение. Для этого небольшой лист подожжем над металлическим или стеклянным   подносом. В процессе наблюдения  сделаем  свои выводы.

Вывод: Лист быстро сгорел, на подносе остался лишь пепел. Следовательно бумажные изделия легко воспламеняются и не подлежат восстановлению. Надо быть осторожным с огнем и не допускать возгорания.

  1. Бумага мокнет.

Перед детьми стоит посуда  с водой и бумага разной толщины. Ребята, давайте  поочередно будем опускать в воду кусочки бумаги, начиная с тонкого. И в конце опыта  сделаем выводы.

Вывод: Чем тоньше бумага, тем быстрее она размокает. Если бумага соприкасается с водой частично, то она не тонет и размокает дольше.

Небольшая физминутка

V. Практическая работа «Определение свойств бумаги».

1. Возьмите образцы бумаги, сравните их на гладкость и шероховатость, мягкость и твердость, попробуйте разорвать и  согнуть, опустите каждый в воду и сравните степень влагостойкости. Результаты запишите в таблице.

Свойства

Виды бумаги

альбомная

газетная

писчая

картон

1

гладкость

2

мягкость

3

прочность

4

влагостойкость

Сделайте вывод.

VI. Подведение итогов занятия.

-  Наш урок подходит к концу.

Что нового узнали?

Чему научились?

Понравилась вам ваша работа на уроке?

 Где пригодятся полученные на уроке знания и умения?

Какие цели мы ставили в начале урока?

Мы достигли этих целей ?

- Оцените свою работу на уроке.

- Если вам понравился урок -поднимите зеленые карточки, если нет – красные.

VII. Домашнее задание.

Подготовьте сообщение «Виды творчества с использованием бумаги»

7. Уборка рабочих мест.

Практическая работа

«Декоративные цветы из бумаги».

Цель: Научить изготавливать декоративные цветы из бумаги..

Задачи:

Учебные:

Познакомить с разными способами изготовления цветов.

Научить технологии холодной обработки бумаги

Развивающие:

Способствовать развитию пространственного воображения, художественного вкуса, коммуникативных качеств.

Воспитательная:

Развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах через атмосферу творчества и ситуацию успеха

Воспитание аккуратности в работе, усидчивости.

Продолжительность урока:40мин.

Форма проведения: индивидуальная

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, инструкционные карты, образцы декоративных готовых цветов,

высказывание:

«Полдела сделано –

И в этом нет сомненья –

Коль ты сумеешь

Запастись терпеньем».

И. Гете

Материалы: бумага, фломастеры , проволока,скотч, клей.

Инструменты: Ножницы.

План занятия.

1. Организационный момент. Знакомство, создание положительной мотивации.

2.Сообщение темы, цели практической работы

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

•        Вступительное слово учителя

•        Актуализация знаний и практических умений при работе над новым материалом.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ  С НОЖНИЦАМИ, С КЛЕЕМ

•        Знакомство с разными способами изготовления цветов.

•        Самостоятельная практическая работа (изготовление цветов и листьев). (физминутка)

4. Подведение итогов, результатов.

5. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение уроков труда (технологии) в школе".

      Предмет труд «Технология» - особенный. Он не только формирует у детей кругозор, знакомит с, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентиров...

Развитие творческих способностей на уроке труда (технологии)

      Целью педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках труда (технологии). От способности  ученика к творчеству зависит...

Образовательные (педагогические) технологии и их применение на уроках труда (технологии) в основной школе

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании необходимо понимать сущностные ха...

Конспект урока труд (технология) 6 класс "Сверлильный станок: устройство, назначение." (школа VIII вида)

Учебный материал для учащихся 6 Б класса с ОВЗ. Знакомство с устройством и назнаением станка НС-12, безопастные приемы работы на сверлильном станке....

«Технология гендерного подхода на уроках Труд/Технология» /педагогические условия для формирования духовно-нравственных качеств обучающихся/

     Решение проблем духовно-нравственного развития и воспитанияподрастающего поколения с ориентацией на высшие культурныеобщечеловеческие ценности в рамках реализации Федеральны...