Образовательные (педагогические) технологии и их применение на уроках труда (технологии) в основной школе
статья по технологии

Наталья Игоревна Гордеева

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «педагогическая технология». Педагогическая технология отвечает на вопрос «Как учить результативно?» Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии: определение целей обучения (почему и для чего); отбор и структура содержания (что); оптимальная организация учебного процесса (как); методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); а так же учет необходимого реального уровня квалификации педагога (кто); и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это). Таким образом, «педагогическая технология» – это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательные (педагогические) технологии и их применение на уроках труда (технологии) в основной школе

Традиционная технология обучения. Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию учебного процесса, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским. Учебный год, расписание уроков, учебные каникулы, перемены – все это атрибуты классно- урочной системы, которая является основной в современной школе.

Отличительные признаки классно-урочной технологии:

• учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;

• основной единицей занятий является урок, который, как правило, посвящен одному учебному предмету, таким образом, учащиеся класса работают над одним и тем же содержанием;

• работой учащихся на уроке руководит учитель, который оценивает результаты учебы и уровень обученности каждого ученика в отдельности по своему предмету.

Любая педагогическая технология имеет свои достоинства и недостатки при внедрении ее в педагогическую систему. Основными достоинствами классно-урочной системы являются: систематический характер обучения; упорядоченная, логически правильная последовательность изучения учебного материала; организационная четкость; оптимальность затрат ресурсов при массовом обучении. Недостатки классно-урочной системы особенно проявились в свете внедрения новых стандартов – шаблонное построение, однообразие; на уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентация в материале, а достижение более высоких уровней усвоения предполагается при домашней работе; отсутствие самостоятельности учеников, пассивность познавательной деятельности; усредненный подход к организации всех видов деятельности, отсутствие индивидуального подхода.

Технология проблемного обучения получила распространение в 1920–1930-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859–1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой обучение осуществлялось в игровой и трудовой деятельности.

Отличительные признаки проблемной технологии обучения:

• построение учебной деятельности школьника на основе решения учебных задач, методы решения которых ему еще не известны;

• организация учебных занятий предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Сущностной характеристикой проблемного обучения, определяющей его цели и результаты, является смещение образовательного акцента с выслушивания учащимися учебного материала на их учебную деятельность и развитие мышления. Таким образом, целью проблемного обучения является творческое интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала (усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей), а результатом – самостоятельный поиск решения учебных задач.

Основой поиска решения учебной задачи является постановка проблемной ситуации. Проблемная ситуация – совокупность обстоятельств, обеспечивающих возникновение и разрешение проблемных вопросов, задач или заданий. Проблемный вопрос – краткая форма обращения к учащимся в целях получения ответа, нахождение которого побуждает их к познавательным действиям. Проблемная задача – форма организации учебного материала, которая требует новых условий своего выполнения. Проблемное задание – форма организации учебного материала, предназначенная для самостоятельного выполнения, при котором требуется сложная познавательная деятельность (самостоятельный эксперимент, проект, изобретательство).

Этапы организации учебного процесса при проблемном обучении: поиск и постановка проблемы; осознание проблемы и противоречия учащимися; анализ противоречия и выявление знания и незнания; выдвижение гипотезы как предположительного решения; поэтапное решение как проверка гипотезы; проверка правильности полученного результата.

Проблемное обучение – один из самых эффективных среди творческих, продуктивных методов обучения, основным достоинствам которого является высокий познавательный интерес учащихся. В свою очередь, технология проблемного обучения имеет ряд недостатков: не всегда возможно создание проблемной ситуации и не всякую проблемную ситуацию удается использовать для создания проблемы.

Игровые педагогические технологии. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игра – это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Большинству игр присущи следующие главные черты (по С. А. Шмакову):

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);

• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (создание «поля творчества»);

• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности входит: целеполагание; планирование; реализация цели; анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игры как процесса входят: сюжет (содержание); роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации ролей; реальные отношения между играющими.

Игры необходимы для эмоциональной разрядки учащихся и позволяют мотивировать их к выполнению на уроках технологии различных упражнений, носящих тренинговый характер. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства учебной деятельности, в нее вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

На уроках труда (технологии) могут быть использованы следующие функции игр:

• развлекательная – для воодушевления и пробуждения интереса;

• коммуникативная – для освоения диалектики общения;

• игротерапевтическая – для преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности;

• социализации – для включения в систему общественных отношений, усвоения норм поведения и взаимодействия.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игра как метод обучения используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); в качестве технологии внеклассной работы.

Достоинствами игровых педагогических технологий являются активизация деятельности учащихся; развитие коммуникативных способностей учеников и укрепление социальных связей в классном коллективе.

Проектная технология. Метод проектов возник в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джон Дьюи, а также его учеником Уильямом Хердом Килпатриком.

Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом в знании. Для этого необходима формулировка проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ученика.

В результате ученик должен самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат.

Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает характеристики проектной деятельности.

Со временем идея метода проектов претерпела эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Однако суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам через проектную деятельность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов – совокупность педагогических приемов и действий, осуществляемых преподавателем и учащимися в процессе личностно значимой деятельности с целью активизации познавательных интересов учащихся, направленных на получение и закрепление новых знаний, умений, навыков, развитие творческих способностей и приобретение опыта практического решения самостоятельно поставленных задач.

В основу метода проектов положены идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Проектная деятельность – способ преобразования реальности в соответствии с выявленной целью. В основе проектной деятельности учащегося лежит деятельность по изменению реальности, включающая этапы разработки, реализации и оценки результатов реализации проекта, а также деятельность педагога по его сопровождению. Сферой интересов и ответственности ученика является достижение цели проекта, а педагога – формирование образовательных результатов.

Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, когда результат носит практический характер и прикладное значение, а также интересен и значим для самих учащихся.

Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. В ходе выполнения учебного проекта формируются умения – проблематизации, целеполагания и планирования содержательной деятельности; самоанализа и рефлексии; представления результатов своей деятельности и хода работы; выбора, освоения и использования подходящей технологии изготовления продукта проектирования; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, чертежей, моделей).

Дидактические цели выполнения учебного проекта: формирование устойчивой мотивации учебной деятельности в процессе проектирования; развитие структуры учебной деятельности, обобщенных способов учебной деятельности и учебных действий; развитие эрудиции и кругозора; формирование эмоционально-ценностного отношения к объектам познания и преобразовательной деятельности.

Особое место на уроках труда (технологии) в основной школе занимают творческие и телекоммуникационные проекты.

Творческий проект – это комплексная работа, структурными элементами которой являются: пояснительная записка; творческая работа (изделие); защита творческого проекта. Отличительная особенность творческих проектов – тема отражает не только название работы, но и технику ее выполнения.

Содержание творческого проекта может меняться в зависимости от темы и содержать следующие разделы: обоснование возникшей проблемы и потребности; схема обдумывания; выявление основных параметров и ограничений; теоретические сведения; история и современность; банк идей; эскизная проработка базового варианта; требования к изделию; дизайн – спецификация; инструменты и оборудование; материалы; правила безопасности во время работы; технология изготовления; контроль качества; экологическое обоснование; экономическое обоснование; реклама; самооценка; словарь терминов; литература.

Телекоммуникационные проекты, реализуемые в настоящее время в школах с разной степенью успешности, обеспечивают возможность:

• вовлечения в активный познавательный процесс каждого учащегося, применения им не только полученных знаний на практике, но и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

• работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя определенные коммуникативные умения;

• свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах с целью формирования собственного независимого, аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность ее всестороннего исследования.

Еще недавно решить проблему внедрения в школьный учебный процесс телекоммуникационных проектов не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий.

В настоящее время, когда в школах имеются компьютерные классы и доступ к ресурсам Интернета, учителю необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы максимально использовать преимущества проектного метода обучения.

Одной из форм организации игрового пространства на базе телекоммуникационных проектов является квест-проект. Цель реализации квест-проекта – объединение опыта участников для постановки творческой задачи, выбора методов ее реализации и преодоления трудностей, возникающих в процессе ее решения. Эмоциональная отзывчивость делает подростков наиболее активными участниками квест-проектов.

Важнейшей особенностью квест-проекта является его игровая направленность. Внешне развлекательный, квест-проект на самом деле выполняет серьезнейшие функции. Во-первых, коммуникативную, помогая подросткам приобщаться к нормам и ценностям общества, адаптироваться к условиям окружающей среды посредством освоения диалектики общения, приобретая навыки межличностного сотрудничества. Во-вторых, самореализация в интеллектуально-психологической игре развивает внимание, память, мышление, умение сравнивать, сопоставлять, работать с информацией.

Особенно эффективны квест-проекты в такой сфере, как профессиональное самоопределение подростков. Подростки, ощущающие обостренную потребность в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, переживая бурное развитие воображения, легко реализуют себя и свои устремления, участвуя в квест-проекте. Школьники, участвуя в квест-проекте, имеют возможность «примерить себя» к любой профессии, оценив свои знания и возможности в той или иной сфере, познать себя, оценить практическую востребованность различных специальностей и свою конкурентоспособность на современном рынке труда.

Совместное использование квест-проектирования как формы организации учебного процесса помогает учителю с учеником стать равноправными участниками игрового пространства, неся равную ответственность за принятое решение.

Важным этапом внедрения метода проектов в учебный процесс является оценка успешности обучающегося. Учителю важно понимать, что в проекте самой значимой оценкой для учащегося является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

В ходе выполнения проекта можно оценивать: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; практическое использование предметных и метапредметных знаний; количество новой информации использованной для выполнения проекта; оригинальность идеи, способа решения проблемы; уровень организации и проведения презентации; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие педагогических технологий и их применение на уроках английского языка. автор работы :Степанова Алина Александровна

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели: • развитие иноязычной коммуникативной компетенции, кот...

Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка

Рассказ об используемых педагогических технологиях на уроках английского языка...

Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка

Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка...

Статья "Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка"

Статья "Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка"...

ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ и их применение на уроках английского языка

Приведённые технологии принадлежат к обучающей группе. Они описывают процесс обучения с позиции комплексных воздействий учителя на процессы мышления учащихся. Главная цель – придание ...

Статья "Педагогические технологии и их применение на уроках английского языка"

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к проц...