«Технология гендерного подхода на уроках Труд/Технология» /педагогические условия для формирования духовно-нравственных качеств обучающихся/
статья
Решение проблем духовно-нравственного развития и воспитания
подрастающего поколения с ориентацией на высшие культурные
общечеловеческие ценности в рамках реализации Федеральных
государственных образовательных стандартов возможно лишь при
создании условий для удовлетворения потребностей личности каждого
обучающегося (мальчика и девочки, юноши и девушки).
Перспективой создания устойчивых условий для саморазвития интеллекта мужчин и женщин, наиболее полной реализации потенциальных возможностей их личности, свободного творчества и равного вклада обоих полов в созидание всех сфер трудовой, общественной и личной жизни является Гендерная стратегия Российской Федерации. Официально принятый документ регламентирует введение гендерной составляющей в Федеральные государственные образовательные стандарты, разработку и реализацию специализированных курсов и гендерных образовательных программ, а также распространение имеющегося опыта на всех уровнях образовательной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._doklad_tehnologiya_gendernogo_podhoda_na_urokah_tehnologii.docx | 34.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Секция №2:
Использование современных подходов и практик в духовно-нравственном воспитании как форма профессионального самосовершенствования педагога в сфере духовно-нравственного воспитания.
Доклад
«Технология гендерного подхода на уроках Труд/Технология»
/педагогические условия для формирования духовно-нравственных качеств обучающихся/
О.В. Прохватилова, учитель технологии
МКОУ СШ № 10 г. Михайловка Волгоградской области
Решение проблем духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения с ориентацией на высшие культурные общечеловеческие ценности в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов возможно лишь при создании условий для удовлетворения потребностей личности каждого обучающегося (мальчика и девочки, юноши и девушки).
Перспективой создания устойчивых условий для саморазвития интеллекта мужчин и женщин, наиболее полной реализации потенциальных возможностей их личности, свободного творчества и равного вклада обоих полов в созидание всех сфер трудовой, общественной и личной жизни является Гендерная стратегия Российской Федерации. Официально принятый документ регламентирует введение гендерной составляющей в Федеральные государственные образовательные стандарты, разработку и реализацию специализированных курсов и гендерных образовательных программ, а также распространение имеющегося опыта на всех уровнях образовательной системы.
Развитие гендерного образования необходимо для поддержания национальной безопасности государства: страна не может продолжать игнорировать или недоиспользовать потенциал любого пола во всех сферах жизни в России. Эгалитарная политика государства опирается на гендерную модель симметричного и равновесного включения мужчин и женщин во все сферы общественной жизни. Поэтому жизненно необходимым и важным становится развитие и внедрение гендерного подхода в образовании, который основывается на всестороннем учете интересов обоих социально-половых групп общества.
Развитие гендерного подхода в образовании развитие позволяет сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации в какой-либо сфере жизни и дает возможность выпускникам школ осуществить свободный выбор путей и форм своей самореализации.
Всё многообразие живого мира построено на единстве мужского и женского начал. Но, чтобы достигнуть этого единства, надо сформировать каждое из них, обеспечить его развитие, полноту, зрелость и природную самобытность. Биологическая предназначенность пути мужчины и женщины, их полоролевая и социальная значимость в условиях общественного развития особо самоценны. Обществу нужны здоровые мужчины и женщины со зрелыми полоролевыми качествами. Множество фактов свидетельствуют, что данный от природы пол ещё не является абсолютным фактором формирования этих качеств.
Современная система образования безразлична к полоролевым особенностям детей. Обучаем мы их в смешанных классах. Не учитываем индивидуальные, возрастные и половые особенности познавательных процессов как мальчиков, так и девочек. От того, насколько требования школы будут адекватны возможностям детей обоих полов, во многом зависят не только их школьные успехи, но и становление личности в целом. В последнее время гендерные аспекты актуальны и привлекают внимание специалистов разных областей – нейропсихологов, педагогов, врачей и др., которые констатируют различия между мальчиками и девочками в темпах и в качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности и в поведении.
Согласно традиционному представлению о гендерных ролях, мужчину необходимо готовить к активной деятельности за пределами семейного круга, карьерным достижениям и агрессивному самоутверждению. Женщина предназначена главным образом для заботы о семье и муже, а в определенных случаях – для самопожертвования во имя семьи. Именно эти стереотипы закрепляет «скрытая учебная программа». Образование, таким образом, не является гендерно нейтральным. Феминистки оценили школьные структуры как ориентированные на мальчиков и враждебные девочкам. Обстановка в современной школе может быть одинаково «недружественна» как к мальчикам, так и к девочкам. Поэтому необходимо применять специальные подходы, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Совокупность этих подходов можно назвать гендерной педагогикой. Основной ее целью является если не преодоление, то смягчение гендерных стереотипов, чтобы поведение ребенка больше зависело от его личных склонностей.
Целью гендерного подхода в школе должно быть преодоление гендерных стереотипов, которые мешают успешному развитию личности ребенка, мальчика и девочки. Так Л.Н. Надолинская подчеркивает, что внедрение гендерных подходов в школе благоприятствует развитию партнерских отношений между полами, воспитывает их в духе толерантности.
Гендерное равенство – это равное социальное положение, независимость, ответственность и участие обоих полов во всех сферах общественной и частной жизни. Данное понятие не включает в себя равенство физических сил мужчин и женщин, не ставит своей целью идентифицировать мужчину с женщиной; из него исключаются объективные физические различия, связанные с принадлежностью к разным полам. Центральной идеей гендерного равенства является идея равного всеобъемлющего участия женщин и мужчин в жизни общества. По-другому этот же факт можно назвать полноправием: и мужчина, и женщина имеют одинаковый набор прав. Школа должна давать ученикам возможность развивать индивидуальные способности и интересы независимо от принадлежности к тому или иному полу, противостоять традиционным стандартам в отношении полов.
Обозначим основные тенденции этого направления, касающиеся предмета Технологии. Во-первых, это перераспределение социальных ролей мужчин и женщин в обществе. Женщины стали более самостоятельными, они успешны в карьере, их образование не уступает уровню образования мужчин и т.д. Во-вторых, выявлены заметные изменения в брачно-семейных отношениях: Глава семьи находится в прямой зависимости от того, кто принимает основные решения.
В настоящее время создаются максимально благоприятные условия для всех видов совместной деятельности учащихся. Мозг девочки и мозг мальчика работают по-разному. Девочки опережают своим интеллектуальным развитием, а мальчиков более развиты зрительно- пространственное мышление. Мальчики быстрее применяют решения в действие, а девочки любят слушать зачастую по несколько раз одно и тоже. Отсюда мы видим, что мальчики не участвуют в обсуждении темы урока, им необходимо быстрее выполнять задания. В классе, где мальчиков больше чем девочек и наоборот, значимым становиться принципиально новый подход к обучению. В процессе формируется более адекватная жизненная позиция учащихся, в том числе личностное самоопределение, профессиональный выбор.
Приведем пример: многие девушки осознают, что жизненно необходимо уметь управлять автомобилем. Мальчики, осознают, что необходимо уметь себя обслуживать- приготовить пищу, погладить одежду и т.д.. Учащиеся это воспринимают как самообслуживание. Совместные уроки технологии ни в коем случае не ущемляют правовые ценности равноправия личности, но и способствуют наилучшей реализации личностных склонностей.
В реальной жизни супругам часто приходиться меняться ролями: именно таким образом достигается рационализация домашней деятельности в условиях становления семьи. На мой взгляд, именно предмет «Технология» помогает детям найти свое полноправное место в социуме и понять значимость. Перед учителем стоит задача воспитать в мальчике ответственность за своих близких, научить владеть определенными знаниями и умениями, дать старт в выборе профессии и воспитать патриота своей страны. Девочек научить правилам «Домостроя», объяснить значимость женщины в семье и в обществе, развивать эстетический вкус. Неоднократно приходится слушать от детей высказывания о нежелании изучать тот или иной раздел. Приходится приводить примеры из жизни, конкретные доводы отсутствия близких или их болезнь.
Совместное обучение является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Предмет технология фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно- преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что несомненно соответствует потребностям развития общества. В рамках совместного обучения мальчиков и девочек на уроках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Некоторые навыки становятся определяющими при формировании карьерных устремлений. Например, многие девушки осознают насущную необходимость научиться обращаться с автомобилем. Мальчики, осознавая необходимость приобрести навыки самостоятельного приготовления еды, нередко обращаются с просьбой пройти курс кулинарии. Причем, все реже самими учениками этот навык воспринимается как женский, скорее, он становится универсальным.
Совместные уроки технологии ни в коем случае не ущемляют правовые ценности равноправия личности, но и способствует наилучшей реализации личностных склонностей. Для создания условий максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, их совместного пребывания на уроках нужны разработки новых способов научения - компьютеризации и других форм с акцентом на технические знания, отличных по качеству, способу организации учебного процесса и темпам. Приемы и методы работы на уроках: высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации, разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения, развитие поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений.
Опыт практического проектирования и реализации
образовательной программы по «Технологии» школы МКОУ СШ №10
С 2015 года по стране прокатилась волна изменений в предметной
области «Технология». На смену традиционной схеме обучения мальчиков и
девочек «Технологии» пришла новая, учитывающая личностные особенности
каждого ребенка, «гендерно» – ориентированная система совместного
обучения. Множество школ страны перешли с раздельного обучения
мальчиков и девочек на уроках «Технологии» на совместное, не стала исключением и наша школа. Когда в моих группах на уроках технологии стали заниматься мальчики вместе с девочками, я стала понимать об особом подходе ведения предмета.
Суть данной системы заключалась в том, что содержание школьного
курса «Технологии» должно стать единым для девочек и мальчиков,
способствующим формированию жизненного пути каждого обучающегося, в
соответствии с требованиями современного общества.
Первым камнем преткновения стало отсутствие образовательной
программы для совместного обучения мальчиков и девочек. Поэтому
учителю – предметнику приходилось перерабатывать рабочие программы
для раздельного обучения на рабочие программы для совместного обучения.
Только спустя год начали появляться авторские образовательный программы
по «Технологии», основанные на принципе совместного обучения мальчиков
и девочек.
Немало важным фактором стало и то, что с введением ФГОСов
существенно изменилось содержание предметной области «Технология», а
соответственно изменились и требования к оснащению кабинета
«Технологии» и к материально – технической базе школы в целом.
На данный момент материально – техническая база нашей школы соответствует требованиям ФГОС не в полной мере.
Исходя из вышесказанного в образовательном процессе появляется
следующая проблема: каким образом организовать образовательный процесс,
в рамках которого учащиеся должны быть ознакомлены с современными
технологиями в целом, если нет для этого соответствующей материально –
технической базы и мастерские не предусмотрены для работы даже одного
небольшого большого класса численностью 15 человек, поскольку ранее на
урок приходила лишь часть класса и количество учащихся не превышало 10
– 12 человек , нет соответствующего ФГОСу учебно – методического
комплекса и в это же время меняется модель обучения «Технологии» в целом
(на урок приходят не только мальчики или девочки, а и те, и другие вместе).
Для учителя – предметника, который до недавнего времени в силу своей
профессионально – педагогической подготовки владеет формами и методами
работы либо только с мальчиками, либо только с девочками, соединение
мальчиков и девочек на уроках «Технологии» является огромной проблемой.
Содержание программного материала напрямую зависит от того, кто
преподает предмет – мужчина или женщина. Это прослеживается не только на базе нашей школы, но и в других школах.
Содержание наполняется в большей степени темами, которые проходились в рамках программы «Обслуживающий труд», если же учитель – мужчина, то и содержание программы переносилось из «Технического труда». Данный факт вызывает волну недовольств как среди учащихся, так и среди их родителей.
Недовольство родителей еще подкрепляется тем, что большинство
родителей обучалось и воспитывалось в традиционной манере, и этого же
они и желают своим детям, все это сводится к стереотипам, сформированным
в обществе ранее.
Уроки технологии в нашей школе проводятся для мальчиков и девочек раздельно, причем мальчиков обучают основам работы с техникой, инструментами, информационными технологиями, а девочки, как правило, получают безусловно полезные, но рутинные навыки обслуживающего труда (шитье, вязание, кулинария). Таким образом, детей готовят выполнять в обществе традиционные профессиональные и семейные роли. Однако надо заметить, что обучение детей обоего пола тому, как пришить пуговицу и как забить гвоздь, несомненно, способствовало бы их лучшей адаптации в современной жизни.
Мой предмет «Технология» помогает детям найти свое полноправное место в социуме, понять значимость своего биологического статуса. Перед учителем ставится задача, девочек научить правилам «Домостроя», объяснить значимость женщины в семье и в обществе, общению с младшими, развивать эстетический вкус. На протяжении своего 30-летнего опыта, мне неоднократно приходится слушать высказывания детей о нежелании изучать тот или иной раздел предмета. В этот момент я привожу примеры из жизни: мальчику необходимо быстро пришить пуговицу, девочке сделать косметический ремонт в квартире, и уж всегда срабатывает довод долгого отсутствия близких или их болезнь.
Особый интерес у учащихся проявляется к «Робототехнике», которая включает в себя работу с технологиями совершенно нового уровня, направленная на развитие технического творческого мышления.
Раздел «Робототехника» подразумевает собой работу со своего рода
конструкторским набором, который включает в себя микрокомпьютер и
множество различных датчиков, позволяющих достигнуть различные цели,
например, измерить уровень освещения в кабинете. Сам процесс сбора различных механизмов и их программирования затягивает учащихся, не нужно применять различные педагогические подходы для повышения мотивации. Связано это с тем, что «Робототехника» – это современная, инновационная деятельность, шагающая в ногу с научно – техническим прогрессом, которая на данный момент является неотъемлемой частью современной молодежи.
К сожалению, в нашей в школе этот раздел изучается только в
теоретическом плане, поскольку в материально – техническом обеспечении
нет ни одного базового набора «Робототехники». Но даже в теории этот
раздел вызывает огромной интерес у учащихся.
Лично я - сторонник раздельного обучения в рамках обучения предмета «Технология».
При совместной модели обучения и воспитания в обществе стал исчезать истинно мужской характер с присущим ему волей, мужеством, готовностью брать на себя ответственность. Исчезла мужская героика, былинный эпос, мужская символика.
Мальчики практически погружены в сугубо женскую духовно-сигнальную среду с ее смыслами и ценностями. Более того, духовно более зрелые девочки прививают менее зрелым мальчикам свои сугубо женские пристрастия, мечты, фантазии, привычки, мотивы, смыслы жизни, страхи. В этих условиях мужское начало фактически изъято из школы в качестве цели и смыслов мужского поведения. А в итоге на протяжении нескольких поколений из учебных заведений, где проходит большая часть жизни детей, исчезла поло-личностная самоидентификация молодых людей и особенно мальчиков.
Необходимо подчеркнуть, что и женская конституция при таком воспитании оказалась деформированной. Девочки, взявшие на себя роль лидера (а это ответственность, воля, сила духа, вечная борьба за удержание лидерства), стали все больше развиваться по мужскому типу. У них появляются ранее присущие мужскому полу привычки, в том числе и вредные. Это все большее проявление у девушек и женщин мужских, часто патологических эмоций (агрессия, злоба, грубая сила и т. д.).
Известно, что при воспитании детей народы всегда исходили из разной пололичностной природы мальчиков и девочек. Стратегия воспитания детей была связана с полом ребёнка. У мальчиков родители стремились рано сформировать комплекс мужских характеристик и мужского характера. Это смелость, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать более слабых и особенно девочек, женщин, готовность стать главой семьи, готовность встать на защиту Отечества, трудолюбие. Особенно большое внимание мужеству и мужской героике уделялось в народном эпосе (сказках, мифах, легендах).
У девочек родители стремились воспитать иные качества: нежность, целомудрие, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью. И всё это соответствовало природным (генетическим) задаткам тех и других. Мальчики и девочки играли отдельно друг от друга в свои игры – в «мужские» и в «женские». И всё это поощрялось, поддерживалось взрослыми из поколения в поколение.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: введение «гендерного» подхода в обучении в рамках организации образовательного процесса на принципах совместного обучения мальчиков и
девочек в предметной области «Технология», имеет на данный момент множество отрицательных эффектов:
- школа не готова обеспечить эффективное введение «гендерного» подхода в обучении в силу отсутствия квалифицированных специалистов в области современных «гендерных» исследований;
- материально – техническая база не в полной мере соответствует требованиям нового ФГОСа, что в свою очередь несет трудности в организации практической деятельности на уроках «Технологии», которые проявляются в неустойчивой психологической атмосфере в классе и непроизвольное противопоставление полов;
- устойчивые традиционные стереотипы о «мужских» и «женских» профессиях препятствуют формированию новых социальных ролей мальчиков и девочек в современном обществе;
- отсутствие научно–обоснованной концепции введения «гендерности» в систему образования вызывает волну негативных проявлений как в педагогическом сообществе, которое проявляется нежеланием внедрения в собственную педагогическую деятельность новых практик, так и сообществе родителей, которые категорически препятствуют обучению своих детей на принципах совместного обучения мальчиков и девочек в предметной области «Технология».
Опыт многих школ показал, что при раздельном обучении предметной области «Технология» мальчики развиваются интенсивнее, чем в смешанных
классах, так как их никто не оттесняет на вторые роли, и они раскрывают то, на что были способны и что могли бы раскрыть, если бы девочки им не мешали. При этом и учитель вольно или невольно начинает корректировать методы преподавания под тот тип аудитории, с которым он работает – под тип восприятия, тип мышления, темп работы, под динамику работоспособности, под коммуникативные особенности.
Да, есть «+», например, методы гендерного подхода дают инструмент для решения равноправных задач и мальчиков и девочек в плане получения опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь, в отношении профессиональной ориентации.
Вы спросите, а как же использование современных подходов и практик в духовно-нравственном воспитании как форма профессионального самосовершенствования педагога в сфере духовно-нравственного воспитания? Ни один урок не сравнится с использованием различных форм и методов по воспитанию духовно – нравственных качеств как «Труд /Технология».
Список литературы:
1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. — 2003. — № 5. — С. 103-120.
2. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. — 1987. — № 2. — С. 152-157.
3. Бреслав Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. — 1990. — № 2. — С. 64-69.
4. Бужигеева М. Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. — 2002. — № 8. — С. 29-35.
5. Евланова В. Обучение: совместное или раздельное // Медицинская газета. -12 апреля 2006 год. — № 26. [Электронный ресурс ].
6. Еремеева В. Д. Вместе трудно. А врозь? (Раздельное обучение мальчиков и девочек «за» и «против») // На путях к новой школе. На стороне подростка. — 2003. — № 1. [Электронный ресурс ].
7. Женщина и мужчина — по-разному устроенные организмы: Интервью с профессором Галиной Козловской // Интернет-журнал Сретенского монастыря. — 11.12.2001.
8. Заглада Л. «М» и «Ж». Раздельное образование: плюсы и минусы // Мир семьи. — 2006. — Ноябрь. [Электронный ресурс ].
9. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире / И.С. Кон. // Alma -mater / Вестник высшей школы. — 2001. -№11.-с. 35-41.
10. Ю.Куинджи Н. Н. Кого воспитывает и обучает школа: мальчиков, девочек или...? // Биология в школе. — 1998. — № 2. — С. 17-20.
11. П.Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании/А. Мудрик.//Воспитательная работа в школе. — 2003.- №5. -с. 15-19.
12. Надолинская Л. Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. — 2004. — № 5. — С. 30-35.
13.Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. — СПб.: Питер, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ
В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нрав...
« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»
В данном материале расссматривается работа воспитателя по формированию нравственных качеств личности у воспитанников....
Сообщение на тему: Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...
Сообщение :Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...
Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...
Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения...
Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...