технология 5 класс
методическая разработка по технологии (5 класс)

Ларионова Анна Владимировна

Раздел. Создание изделий из текстильных материалов.

Тема уроков: Приемы работы на швейной машине. Учимся шить на швейной машине. Выполнение стачного шва.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_na_shv_mash.docx31.5 КБ
Файл shv_mash_2.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Учимся шить на швейной машине.  (2 часа)

Цель

- организовать деятельность учащихся по приобретению умений и навыков работы на швейной машине с использованием регулирующих механизмов.

Задачи обучения

1. Закрепить навык заправки верхней и нижней ниток.

2.Ознакомить с терминологией ручных работ.

3. Обучить приемам работы швейной машины, заправленной нитками

4. Ознакомить с назначением и правилами использования регулирующих механизмов: регулятора длины стежка, переключателя вида строчек

5. Ознакомить с неполадками швейной машины, вызванными неправильной заправкой ниток.

Дидактические средства обучения: учебник технологии § 23, тетрадь, компьютерная презентация, проектор, электрические бытовые машины, швейные принадлежности, образцы машинных строчек, схемы упражнений.

Формируемые УУД:

Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности.

Регулятивные - планирование учебной деятельности, определение темы и цели урока.

Коммуникативные – сотрудничество с учителем и сверстниками, способ взаимодействия друг с другом, познавательные – формирование знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе.

Личностные – воспитание у учащихся культуры труда,  возбуждение интереса к работе на швейной машине; убеждение  в значимости приобретенных знаний. Умение провести самооценку.

ХОД УРОКА

Урок 1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ по теме предыдущего урока

Учащимся необходимо назвать и показать основные части швейной машины (Слайд 2,3)

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Классификация швейных машин

Все  швейные  машины можно  разделить на  две  большие  группы. Одни используют на  швейных  фабриках в массовом производстве, в ателье. Другие  -  для  домашнего  использования, в быту. Назовите эти группы.

 (1.Производственные; 2 Бытовые) (слайд 8)

Виды приводов

Каким образом машины приводят в действие? (слайд 7)

Привод – это устройство, приводящее в движение механизмы швейной машины.

Бытовые  швейные  машины  бывают:

С ручным  приводом;

С ножным  приводом;

С электрическим приводом

Устройство швейной машины

Швейная машина – это основной инструмент при работе с тканью, кожей и другими текстильными материалами, который служит для соединения деталей при пошиве различных изделий.

В настоящее время существует большое разнообразие швейных машин – они выполняют различные операции: пришивают пуговицы, обметывают срезы, изготавливают петли и т. д. На машинах можно не только соединять детали, но и выполнять вышивку. (Слайд 9,10,11)

Основное преимущество шитья на швейной машине - большая производительность труда и высокое качество строчки. Швейная машина выполняет работу по соединению тканей примерно в 50 раз быстрей, чем это можно сделать вручную (машина с электрическим приводом делает это еще быстрее).

Операции при машинной обработке изделия

Длина  и вид стежка выбираются в соответствии с тканью и требованиями модели. И устанавливаются с помощью регулятора длины стежка и переключателя вида строчек

В швейном производстве используются различные операции, которые характеризуют способы соединения и обработки деталей.

Обметывание – предохранение срезов от осыпания.

Стачивание – постоянное соединение деталей примерно равных по величине.

Застрачивание – постоянное закрепление подогнутого края детали.

Швейная промышленность одна из ведущих отраслей экономики. В ателье и предприятиях трудятся большое количество людей разных профессий и специальностей.

   -Назовите профессии и специальности швейного производства, которые вы знаете.

Урок 2

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство со швейной машиной, научимся работать на швейной машине. Но вначале давайте повторим санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе на швейной машине.

Проверь себя. Верны ли следующие утверждения

Утверждения

Да

Нет

1. Свет на рабочее место должен падать справа

 

2.Прижимная лапка служит для регулирования длины стежка

 

3. Чтобы выполнить закрепку, нужно использовать рычаг обратного хода

 

4. Чтобы начать работу на швейной машине, нужно поднять прижимную лапку

 

*

5. При повороте под углом следует оставить иглу в ткани, поднять лапку и повернуть изделие.

*

 

 

Устный опрос: (слайд 13,14,15)

1. Как должен стоять стул при работе на швейной машине? (стоять против иглы)

2. С какой стороны должен падать свет на рабочую поверхность? (с левой стороны или спереди)

3. Каким должно быть расстояние между работающим и машиной?(10-15 см)

4. Можно ли класть на машину посторонние предметы? (нет)

5.Что категорически нельзя делать при работе на швейной машине? (не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины)

6. Кто может еще дополнить и рассказать о правилах ТБ при работе на швейной машине?

Выполнение упражнения на швейной машине

Учащиеся выполняют на заправленной швейной машине практическую работу.

Вводный инструктаж.

Объявить тему, цель и задачи работы. Обсудить с учащимися порядок ее выполнения, используя учебник и инструкционные карты. Объяснить учащимся как оценивается эта работа. Напомнить правила безопасного труда при работе на швейной машине.

Текущий инструктаж.

Продемонстрировать приемы выполнения упражнения.

Следить за правильностью выполнения работы и по мере необходимости проводить индивидуальные инструктажи.

Если большинство учащихся затрудняется в выполнении работы, привлечь общее внимание и провести общий инструктаж для всей группы.

Заключительный инструктаж.

Объявить об окончании практической работы. Предложить учащимся оценить свою работу и сформулировать сделанные ими во время практической работы выводы.

КОНТРОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Проверить правильность и качество выполнения практической работы и объективность самооценки.

1.     ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

2.     Анализ выполненной работы.

3.     Рефлексия.

4.     Выставление отметок.

Проверка знаний

 Цифрами обозначить все механизмы и детали швейной машины.

 – платформа машины.

 – педаль привода.

 – регулятор натяжения верхней нити.

 – регулятор длины стежка.

 – главный выключатель.

 – клавиша шитья назад (для закрепки).

 – маховик.

 – стопорное кольцо.

 – моталка (намотка нитки на шпульку).

 –таблица выбора строчек.

 – нитенаправитель.

 – штыри для катушек.

 –  прорези для ниток.

 – устройство для натяжения нитки.

 – переключатель вида строчек.

 – лапка.

Приложение.

Стачные швы применяют для соединения деталей, одинаковых по размеру.

Технологическая последовательность выполнения стачного шва.

Инструкционная карта №1.

Последовательность выполнения

Схема

1.  Сложить детали лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы и сметать или сколоть булавками поперек меловой линии.

Стачной шов в разутюжку.   Стачной шов в заутюжку.C:\Users\12ESH\Desktop\1шов.png

2.  Стачать срезы прямой строчкой. Обязательно выполняем закрепки   в начале и в конце строчки. Ширина припуска ткани на шов от 1 до 2 см.

3. Припуски на шов заложить на одну сторону и заутюжить (шов будет в заутюжу).

4. Припуски на шов разложить в разные стороны и разутюжить ( шов в разутюжу).

Шов в подгибку с закрытым срезом применяют для обработки среза деталей.

Технологическая последовательность выполнения шва в подгибку с закрытым.

Инструкционная карта №2

Последовательность выполнения

Схема

1 Обрабатываемый срез детали подгибается на изнанку на 0,7 – 1,0 см, заметываем;

C:\Users\12ESH\Desktop\Без названия.jpg

2.  Проутюживаем подогнутый край, не захватывая заметочную строчку;

3. Затем накладываем подогнутый край на деталь, на величину припуска, предусмотренного моделью, и прокладываем машинную строчку;

4. Нитки заметывания удаляем;

5. Проутюживаем.

https://lib.myschool.edu.ru/market/6 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы работы на швейной машине Выполнила учитель технологии МБОУ «Еланцынская СОШ» Ларионова А .

Слайд 2

Основные узлы швейной машины

Слайд 3

Основные узлы швейной машины 1 – платформа машины . 16 – педаль привода. 4 – регулятор натяжения верхней нити . 15 – регулятор длины стежка. 13 – главный выключатель. 14 – клавиша шитья назад (для закрепки). 9 – маховик. 10 – стопорное кольцо. 8 – моталка (намотка нитки на шпульку). 12 – таблица выбора строчек . 5 – нитенаправитель. 7 – штыри для катушек. 3 – прорези для ниток . 6 – устройство для натяжения нитки . 11 – переключатель вида строчек . 2 – лапка.

Слайд 4

Заправка верхней нити

Слайд 5

История возникновения швейной машинки. Первая швейная машинка XV в. Проект машины для пошива одежды предложил Леонардо да Винчи 1834г.американец Уолтер Хант изобрел иглу с ушком и челнок (две нитки, но нет регулировки натяжения) 1845г. американец Элиас Хоу получил патент на швейную машину челночного стежка

Слайд 6

Швейные машины фирмы Исаака Меррита Зингера 1850г.

Слайд 7

Привод – это устройство, приводящее в движение механизмы швейной машины.

Слайд 8

Швейная машина – это основное оборудование при работе с текстилем Виды современных швейных машин . Производственные Бытовые

Слайд 9

Универсальные швейные машины

Слайд 10

Машинка - оверлок Краеобметочные машины.

Слайд 11

Вышивальные машины

Слайд 12

Операции при машинной обработке изделия Обметывание – предохранение срезов от осыпания. Стачивание – постоянное соединение деталей. Застрачивание – постоянное закрепление подогнутого края детали.

Слайд 13

Во время работы на швейной машине Как должен стоять стул при работе на швейной машине? С какой стороны должен падать свет на рабочую поверхность? Каким должно быть расстояние между работающим и машиной ? Можно ли класть на машину посторонние предметы? Что категорически нельзя делать при работе на швейной машине?

Слайд 14

Во время работы на швейной машине Волосы уберите под косынку, застегните манжеты рукавов. Не наклоняйтесь близко к движущимся частям машины. Проверьте, нет ли посторонних предметов на платформе машины. Следите за правильным положением рук, чтобы не проколоть пальцы иглой. Перед стачиванием убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия. Прошивайте утолщенные места на пониженных оборотах.

Слайд 15

Техника безопасности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 5

Рабочая программа по предмету «Технология» разработана  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основной образовательной программой...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 6

6 классПо завершении учебного года обучающийся:называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль реги...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 7

7 классПо завершении учебного года обучающийся:называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль реги...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 8

Рабочая программа по предмету «Технология» разработана  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основной образовательной программой...