Коррекционно-развивающее занятие по столярному делу для детей с ОВЗ «Долбление гнезд и запиливание проушин»
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Коррекционно-развивающее занятие по столярному делу для детей с ОВЗ

«Долбление гнезд и запиливание проушин»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_shipovoe_soedinenie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными

 возможностями «ПРЕОДОЛЕНИЕ»

Коррекционно-развивающее занятие по столярному делу для детей с ОВЗ

«Долбление гнезд и запиливание проушин»

                         

                  Подготовил инструктор по труду: Федотов С.Н.

2024 год

ТЕМА: Долбление гнезд и запиливание проушин.

ЦЕЛЬ: Актуализировать знания учащихся о разметке шипов и проушин. Способствовать восприятию и осмыслению знаний учащихся о долблении гнезд и запиливании проушин. Обеспечить применение полученных знаний и формирование умений и навыков по выбору заготовок с учетом свойств древесины различных пород, разметки выбранного изделия, правилам и методам долбления гнезд и запиливания проушин.

ОБЪЕКТ: Ящик для инструмента.

ОБОРУДОВАНИЕ: Столярный верстак, долото, стамеска, киянка, пила с мелким зубом, подкладная доска.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ: образец готового изделия, стенд о правилах и методах долбления проушин и гнезд, плакат ''Инструменты долбления'', плакат ''Инструменты разметки''.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

1. Организация начала занятия (1-2 мин.);

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (3-4 мин.);

3. Усвоение новых знаний. (8-12 мин.);

4. Формирование первоначальных умений и навыков, первичная проверка усвоения знаний (3-4 мин.);

5. Закрепление знаний и формирование умений и навыков (68-70 мин.);

6. Подведение итогов занятия (3-5 мин.).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Приветствие и проверка наличия учащихся, готовности их к занятию. Установление дисциплины и порядка в группе.

2. Беседа.

Вопрос.

Предполагаемый ответ.

Как размечают шипы и проушины?

Размечают шипы и проушины с обеих сторон заготовки в продольном и поперечном направлениях.

Как производится запиливание шипов (проушин)?

Проушины и шипы запиливают, используя пилу с мелкими зубьями. Заготовку закрепляют в зажиме верстака с наклоном 50...60 градусов и делают запил. Затем ее выравнивают и продолжают пиление.

На какой части заготовки ставится знак "X"?

На той части заготовки, которую надо удалить, карандашом делают пометку (X).

3. Объяснение, рассказ.

Долбление является обработкой древесины резанием при возвратно-поступательном движении резца в вертикальном направлении.

Проушины и гнезда получают с помощью долот и стамесок. Каждый из этих инструментов представляет собой стальной стержень с насаженной на него деревянной или пластмассовой ручкой.

Долото предназначено для долбления гнезд и проушин. По его ручке наносят удары киянкой. Поэтому для предохранения ручки от раскалывания на нее насаживают металлическое кольцо. Рабочая часть долота имеет форму клина с углом 35 градусов.

Стамеска применяется для зачистки шипов, гнезд и проушин, срезания фасок, подрезки подгоняемых деталей. Кроме того, стамеской можно выдавливать гнезда в тонких деталях. Рабочую часть стамески затачивают под углом 20...25 градусов.

Долбят деталь на подкладной доске. Лезвие долота ставят параллельно линии поперечной разметки на расстоянии примерно 1 см от торца и фаской в сторону дна проушины. Удерживая долото строго вертикально, по нему наносят удары киянкой. Затем отступают от торца на 5...7 мм, ударяют по долоту и, наклонив его, подрезают и откалывают слой древесины. Устанавливают долото у линии поперечной разметки и повторяют действия. Гнездо долбят поочередно с обеих линий поперечной разметки.

4. Беседа.

Вопрос.

Ответ.

Какими инструментами получают проушины и гнезда?

Проушины и гнезда получают с помощью долот и стамесок.

Каков угол заточки лезвия долота и стамески?

Рабочая часть долота имеет форму клина с углом 35 градусов, а рабочая часть стамески имеет форму клина с углом 20...25 градусов.

Назовите правила безопасной работы при долблении.

Надежно закреплять заготовку на верстаке, работать только исправным и хорошо заточенным инструментом, ударять киянкой точно вдоль оси долота, переносить долото (стамеску) только лезвием вниз, по окончании работы класть долото (стамеску) лезвием от себя, следить, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака.

5.Беседа.

На занятии мы будем долбить проушины и гнезда на деталях для ящика.

Вопрос.

Предполагаемый ответ.

В какой последовательности можно изготовить это изделие?

Долбят деталь на подкладной доске, а потом зачищают стамеской.

Какие инструменты необходимы для изготовления?

Долото, киянка, стамеска.

Учащиеся получают инструменты и заготовки и начинают изготовление изделий.

6. В конце занятия инструктор оценивает выполненные работы по следующим критериям:

  1. Соблюдение ТБ.
  2. Качество поверхности деталей.
  3. Соответствие заданным размерам.
  4. Качество выполненных операций.

Инструктор анализирует работу практической части занятия, выявляет наилучшие работы детей, указывает на наиболее часто встречающиеся ошибки в работе и способы их предупреждения. Учащиеся сдают инструменты, убирают свои рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ.

Перед собой поставил категорическое требование: ничего не давать в готовом виде. Это заинтересовало ребят. Они стали понимать, что требуется не только черновая работа в выполнении определ...

Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью

Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а  овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.Основной задачей про...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Использование разнообразных форм наглядности как одно из направлений коррекционно – развивающей работы на уроках швейного дела.

Кабинет швейного дела оснащен необходимым оборудованием, наглядными пособиями и инструментами.За это время мною накоплен определенный опыт работы с учащимися, изучена и собрана специальная литер...

Современный урок по столярному делу для детей с нарушениями интеллекта.

В статье освещается опыт работы с детьми с нарушениями интеллекта с использованием интерактивных тренажеров....