Программа курса внеурочной деятельности "Рукоделие"
рабочая программа по технологии (7 класс)
Практическая значимость программы направлена на развитие творческих способностей обучающихся, художественного и пространственного мышления; формирование у обучающихся основ эстетической культуры, познавательного интереса к различным видам декоративно- прикладного искусства и художественно творческой деятельности.
Содержание программы предусматривает осознание значимости декоративного искусства в жизни человека, эстетическое восприятие предметов и непосредственно творческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса внеурочной деятельности "Рукоделие" | 39.48 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Рукоделие»
(общекультурное направление)
для учащихся 6- 8-х классов
- Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Рукоделие»
Данная программа способствует формированию у учащихся следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий в процессе творческой деятельности в декоративно- прикладном искусстве.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты :
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Рукоделие»:
ученик научится
понимать основные технологические определения;
назначение и технологические свойства материалов;
назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
находить и устранять допущенные дефекты.
Ученик получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
получать технико-технологические сведения из разнообразных источников информации;
производить ремонт и изготовление изделий из различных материалов;
создавать изделия или получать продукт с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
контролировать качество выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
обеспечивать безопасность труда;
оценивать затраты, необходимые для создания продукта труда.
Программа формирования УУД
Личностные
- Разрабатывает со сверстниками правила и нормы поведения применительно к различным ситуациям и руководствуется ими.
- Сотрудничает со сверстниками и взрослыми любых национальностей, этнических групп, вероисповеданий.
- Стремится к самовыражению самореализации и социальному признанию среди сверстников в разных сферах деятельности .
- Оценивает поступки свои и окружающих людей на основе моральных норм. Придерживается в поведении моральных норм и ценностей.
- Оценивает свои действия и действия сверстников на основе правил безопасного поведения и норм здорового образа жизни. Придерживается в различных ситуациях правил безопасного поведения и норм здорового образа жизни.
Регулятивные
- Формулирует частные цели по усвоению готовых знаний самостоятельно.
- Соотносит цель и задачи, корректирует задачи в соответствии с целями (совместно со сверстниками).
- Выбирает из предложенных вариант достижения цели. Составляет план достижения цели, решения проблемы, включая преодоление своих образовательных дефицитов.
- Выделяет альтернативные способы достижения цели и выбирает наиболее эффективный способ.
- Определяет критерии оценки планируемых результатов (под руководством учителя).
- Осуществляет отбор инструментов для самоконтроля своей деятельности.
- Оценивает результат своей деятельности в соответствии с заданными или определённым совместно со сверстниками критериями и целью.
- Осуществляет рефлексию деятельности: определяет причины успешности и неуспешности в деятельности, сопоставляя цель, деятельность и результат. Находит способы выхода из ситуации неуспеха (с помощью учителя).
- Корректирует действие после его завершения на основе оценки предложенных условий и требований.
- Фиксирует и анализирует динамику собственных образовательных результатов.
Познавательные
- Выделяет существенные и несущественные признаки объектов, проводит сравнение, сериацию, классификацию по заданным или самостоятельно выбранным критериям. Устанавливает аналогии.
- Обобщает факты и явления, формулирует определения к понятиям с помощью учителя.
- Устанавливает причинно - следственные связи и зависимости (отношения, закономерности) в изучаемом круге явлений.
- Строит рассуждения, связывая простые суждения об объектах об объекте, опираясь на причинно - следственные связи, зависимости, отношения, закономерности ( в сотрудничестве со сверстниками).
- Читает, самостоятельно создаёт и преобразует схемы и таблицы. Самостоятельно создаёт материальные модели. Переводит информацию из одной формы в другую: графическую, символическую, схематическую, текстовую (в сотрудничестве со сверстниками).
Коммуникативные
- Определяет цели и план взаимодействия, распределяет функции участников, создаёт правила взаимодействия (совместно со сверстниками).
- Придерживается ролей в совместной деятельности. Занимает позицию руководителя в учебном взаимодействии.
- Задаёт собеседнику вопросы на понимание его действий и выяснение необходимых сведений, необходимые для организации совместной деятельности. Выделяет цели, поступки участников общения, различает предположение, доказательство, факты и адекватно реагирует.
- Сравнивает разные точки зрения, соотносит мысли, чувства, желания участников взаимодействия.
- Обосновывает и отстаивает свою точку зрения. Даёт оценки действиям, мнениям, исходя из разных оснований.
- Проигрывает разные конфликтные ситуации, ситуации столкновения интересов, находя пути решения.
- Использует речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности, отображения своих чувств и мыслей.
- Выбирает объем высказывания, определяет границы темы. При изложении собственных мыслей придерживается определённого плана, подготовленного совместно со сверстниками
- Строит высказывание в соответствии с нормами русского языка, включая подбор выразительных средств.
Программа "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом"
Работа с информацией
- Определяет главную тему, общую цель и назначение текста, структурирует текст. Формулирует тезис, выражающий общий смысл текста (совместно со сверстниками).
- Извлекает из текста с ясно выраженной структурой информацию, данную в явном и в неявном виде.
- Извлекает из текста, структурно и логические связи которого не очевидны, информацию, представленную в неявном виде.
Оценка текста
- Составляет письменные аннотации, отзывы о тексте, рецензии.
- Критически оценивает, аргументируя, форму и содержание текста.
Программа "Формирование ИКТ- компетентности"
Обращение с устройствами ИКТ
- Использует сканер для воспроизведения графической информации.
- Выбирает компьютерные инструменты для эффективной презентации учебной информации.
Фиксация изображений и звуков
- Использует результаты проведённой фиксации изображений и звуков в ходе презентации проекта.
- Вставляет готовые фотографии в систему слайдов.
Создание письменных сообщений
- Вводит текст десятипальцевым методом печати.
- Выбирает сканируемый объект, его параметры и характеристики.
- Вставляет диаграммы , таблицы, блок-схемы в текстовый документ в соответствии с его содержанием.
Создание графических объектов
- Вставляет готовые видеофрагменты и звук в систему слайдов, использует приёмы настройки различных видов анимации в слайдах.
- Создаёт анимированные карты
- Создаёт несложные модели в виртуальной среде.
Коммуникация и социальное взаимодействие
- Использует аудио- и видеоматериалы при вступлении перед аудиторией.
Поиск и организация хранения информации
- Создаёт систему папок для тематической информации различных видов, пополняет их в процессе учебной деятельности.
- Содержание курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии со следующими нормативными документами
Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 31.12.2015г.)
Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (ред. от 31.12.2015г.)
Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 31.12.2015г.)
Практическая значимость программы направлена на развитие творческих способностей обучающихся, художественного и пространственного мышления; формирование у обучающихся основ эстетической культуры, познавательного интереса к различным видам декоративно- прикладного искусства и художественно творческой деятельности;
эмоциональной отзывчивости средствами декоративно - прикладного искусства; развитие умений видеть и ценить красоту в окружающем мире; владение практическим навыкам художественно-творческой деятельности в различных областях декоративно- прикладного искусства, с различными инструментами и материалами, понимание связи художественно-образных задач с идеей и замыслами; расширение кругозора; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Обучающиеся осознают связь между разными видами изобразительного искусства, значимость декоративно прикладного искусства, знакомятся с творческим наследием народов мира и известных художников в нетрадиционных для них видах деятельности.
Содержание программы предусматривает осознание значимости декоративного искусства в жизни человека, эстетическое восприятие предметов и непосредственно творческую деятельность.
Цель программы:
раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке, посредством овладения новыми для них видами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
формировать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству , художественно - творческой активности , представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре. Осуществлять знакомство с традиционной декоративно – прикладной культурой России и культурой различных народов мира;
знакомить детей с многообразием видов, техник и приемов декоративно прикладного искусства , закреплять приобретенные умения и навыки , показывать детям широту их возможного применения;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, интерес к декоративно-прикладному искусству.
Данной программой предусмотрены следующие основные виды занятий: работа в мультимедийных программах при выполнении схем и расчетов, лекция, беседа, деловая игра, практические занятия, экскурсия.
Программа внеурочной деятельности ориентирована на учащихся 6-8 классов.
Срок реализации программы «Рукоделие» - 1 год , 2 учебных часа 2 раза в неделю, что составляет - 126 учебных часов в год с учетом особенностей календаря.
Такая разная вышивка (4 часа). Виды вышивок. Счетные, по свободному контуру, прорезные, мережки. Редкие и малораспространенные виды вышивок. Особенности вышивки различных народов мира. Организация рабочего места. Техника безопасности при выполнении вышивки. Материалы и инструменты.
Практические работы.
Подбор материалов для выполнения вышивки. Подготовка рабочего места. Выполнение образцов вышивки.
Вышивка лентами (8 часов)
Основные швы. Особенности закрепления ленты при вышивке. Выбор лент по ширине, толщине и особенности работы с ними. Основы цветоведения. Цветовой круг. Композиционное построение узоров. Перевод рисунка на ткань. Оформление работы. Уход за картинами, вышитыми лентами.
Практические работы.
Выполнение образцов швов. Выполнение эскиза. Изготовление картины по эскизу.
Вышивки счетными швами(16 часов) Виды счетных вышивок. Особенности счетных вышивок. Разновидности канвы. Материалы для вышивки. Мережки. Счетные вышивки русского севера, наборы, счетная гладь. Вышивка Гольбейна. Особенности отделки вышивки в зависимости от материала.
Практические работы.
Подбор материала и инструментов для счетной вышивки. Выполнение образцов швов вышивки русского севера( счетная гладь, роспись, набор). Выполнение образцов черной вышивки. Разработка схемы для вышивки Гольбейна. Выполнение мережки.
Использование вторичных материалов в рукоделии. 16 часов
Изготовление изделий из вторичных материалов. Разумное потребление и экология. Особенности подготовки материала для работы. Выполнение эскиза и чертежа изделия. Косметичка , сумка или клатч из джинсы. Техника «синель».
Конструирование, сборка и оформление объемного изделия формы.
Практические работы.
Эскиз проектируемого изделия. Построение чертежа проектируемого изделия. Вшивание замка- молнии. Изготовление изделия из джинсы. Выполнение образца изделия в технике «синель».
Обработка текстильных материалов. 54 часа
Аппликация и лоскутная пластика
Знакомство с различными видами декоративно- прикладного искусства нашего региона. Сведения из истории создания изделий из лоскута и аппликации. Возможности лоскутной пластики и аппликации. Материалы для лоскутной пластики, их подготовка к работе. Инструменты, приспособления , шаблоны для раскроя. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Способы украшения. Выполнение объемных цветов и листьев. Изготовление изделия в технике лоскутной пластики. Стежка. Влажно- тепловая обработка.
Мягкая игрушка
Текстильная кукла. Виды. Народная кукла- оберег.
Практические работы
Перевод выкройки из журналов или интернета. Чтение выкройки. Создание образа. Эскиз. Изготовление выкройки. Изготовление мягкой игрушки. Выполнение швейного изделия в технике лоскутной пластики. Выполнение аппликации на ткани.
Вязание 12 часов
Особенности вязания крючком. Чтение схем. Виды столбиков.
Практические работы
Изготовление поделок - сувениров, мягкой игрушки, салфеток. Вязание образцов крючком.
Батик 8 часов
Виды батика. Холодный, горячий, свободная роспись. Материалы и инструменты. Резервирующий состав. Эффекты. Выполнение росписи. Перевод рисунка на ткань.
Практические работы.
Перенос рисунка на ткань. Обводка контура. Выполнение батика.
Плетение.8 часов
Сведения из истории, знакомство с возможностями техники. Виды плетения. Джут, сутаж. Материалы и приспособления. Приемы узлов и узоров. Крепление нитей на основе. Технология выполнения основных узлов. Определение длины нити. Плетение изделия.
Практическая работа
Изготовление изделия( сувенир, брелок, закладка) .
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия |
Такая разная вышивка (4 часа) | |||
1-2 | Виды вышивок. П.р. Подбор материалов для выполнения вышивки. | ||
3-4 | Техника безопасности при выполнении вышивки. П.р. Подготовка рабочего места. | ||
Вышивка лентами (8 часов) | |||
5-6 | Основные швы. Особенности закрепления ленты при вышивке. П.р. Выполнение образцов швов. | ||
7-8 | Композиционное построение узоров. П.р. Выполнение эскиза. | ||
9-10 | Перевод рисунка на ткань. Оформление работы. П.р. Изготовление картины по эскизу. | ||
11-12 | П.р. Изготовление картины по эскизу. Влажно- тепловая обработка. | ||
Вышивки счетными швами( 16 часов) | |||
13-14 | Виды счетных вышивок. Разновидности канвы. Материалы для вышивки. П.р. Подбор материала и инструментов для счетной вышивки. | ||
15-16 | Мережка. Особенности выполнения. | ||
17-18 | Выполнение мережки в столбик П.р. Выполнение мережки в столбик | ||
19-20 | Счетные вышивки Русского Севера ( наборы, счетная гладь). П.р. Выполнение образцов. | ||
21-22 | Вышивка Гольбейна. П.р. Выполнение образцов черной вышивки. | ||
23-24 | Вышивка Гольбейна. П.р. Разработка схемы для вышивки Гольбейна. | ||
25-26 | П.р. Выполнение вышивки. | ||
27-28 | Особенности отделки вышивки в зависимости от материала. П.р. Выполнение и отделка вышивки. | ||
Использование вторичных материалов в рукоделии. 16 часов | |||
29-30 | Изготовление изделий из вторичных материалов. Разумное потребление и экология. | ||
31-32 | Особенности подготовки материала для работы. Выполнение эскиза и чертежа изделия. | ||
33-34 | Техника «синель» Выполнение образца изделия в технике «синель». | ||
35-36 | Разработка конструкции проектируемого изделия Построение чертежа проектируемого изделия. | ||
37-38 | Технологическая карта выполнения изделия | ||
39-40 | Сборки изделия | ||
41-42 | Вшивание замка- молнии, застежки, декоративные элементы | ||
43-44 | Оформление и отделка проектируемого изделия. | ||
Обработка текстильных материалов. 54 часа | |||
45-46 | Работа с тканью (лоскутная пластика, аппликация) | ||
47-48 | Практическая работа. Изготовление шаблонов, раскрой. | ||
49-50 | Узоры на основе квадратов, треугольников. Практическая работа. | ||
51-52 | Изготовление шаблонов, раскрой. Сборка изделия. | ||
53-54 | Объемные виды лоскутной пластики. Отделка. | ||
55-56 | Практическая работа. Раскрой, сметывание. | ||
57-58 | Подбор материала. Раскрой шляпки – игольницы в технике лоскутной пластики. | ||
59-60 | Практическая работа. Изготовление шляпки – игольницы | ||
61-62 | Аппликация. Изготовление эскиза, подбор материала. | ||
63-64 | Практическая работа. Раскрой, наметывание деталей. | ||
65-66 | Выполнение аппликации | ||
67-68 | Практическая работа. Оформление вышивальными швами. | ||
69-70 | Стежка ручными и машинными швами. Особенности выполнения. | ||
71-72 | Выполнение объемных элементов в аппликации | ||
73-74 | Влажно- тепловая обработка и отделка готового изделия. | ||
75-76 | Текстильная кукла. Виды. | ||
77-78 | Народная кукла- оберег. Подбор материала | ||
79-80 | Практическая работа. Изготовление куклы- кубышки | ||
81-82 | Современная текстильная кукла. Перевод выкройки из журналов или интернета. | ||
83-84 | Создание образа. Выполнение эскиза. Подбор материала | ||
85-86 | Практическая работа. Раскрой куклы | ||
87-88 | Практическая работа. Изготовление куклы | ||
89-90 | Оформление текстильной куклы | ||
91-92 | Авторская игрушка. Анималистические образы | ||
93-94 | Разработка эскиза. Подбор материала | ||
95-96 | Выполнение чертежа выкройки | ||
97-98 | Практическая работа. Сборка изделия. | ||
Вязание 12 часов | |||
99-100 | Особенности вязания крючком. Материалы и инструменты | ||
101-102 | Чтение схем. Виды столбиков. | ||
103-104 | Практическая работа. Вывязывание образцов | ||
105-106 | Подбор схемы. Подбор материала. | ||
107-108 | Вывязывание изделия Практическая работа. | ||
109-110 | Практическая работа. Вязание изделия. Особенности влажно- тепловой обработки. | ||
Батик 8 часов | |||
111-112 | Виды батика. Практическая работа. Выполнение эскиза | ||
113-114 | Холодный батик. Практическая работа. Перенос рисунка на ткань | ||
115-116 | Резервирующий состав. Роспись, закрепление. Практическая работа. Обводка контура | ||
117-118 | Практическая работа. Выполнение батика. | ||
Плетение.8 часов | |||
119-120 | Сведения из истории, знакомство с возможностями техники. Виды плетения. | ||
121-122 | Джут, сутаж. Материалы и приспособления. Практическая работа. Приемы узлов и узоров. | ||
123-124 | Крепление нитей на основе. Технология выполнения основных узлов. | ||
125-126 | Определение длины нити. Практическая работа. Плетение изделия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш мир»7 класс...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...