Трудовое обучение и профессиональное самоопределение обучающихся с нарушением слуха
проект по технологии

Шангин Геннадий Владимирович

Трудовое обучение и профессиональное самоопределение обучающихся с нарушением слуха

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Трудовое обучение и профессиональное самоопределение обучающихся с нарушением слуха»

Шангин Г.В.

    У каждого учителя стоит основная задача - выпустить ученика, соответствующего  требованиям планируемых результатов  по предмету, а в итоге готового к дальнейшему осознанному продолжению обучения для получения профессии, и поэтому необходима системная работа.

 Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить со многими профессиями, выявить и проявить интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но и в процессе создания конкретных объектов труда приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, а значит развивают профессиональные интересы и способности.

    Учитывая, что каждая профессия требует от человека не только определённых общих и специальных умений и знаний, но и конкретных способностей, и личностных качеств, черт характера, можно назвать три основных составляющих содержания профессионального самоопределения:

  • самопознание (оценивание своих возможностей, способностей, особенностей характера и т.д.);
  • самооценивание (сравнение результатов самопознания с теми требованиями, которые предъявляет избираемая профессия к человеку);
  • саморазвитие (развитие в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения избранной профессиональной деятельности и той социальной роли, к которой готовит себя молодой человек).

    Инструментом помощи решения проблем профориентации, в рамках образовательной области «Технология», являются те занятия, которые интегрированы в эту область. Их цель заключается в помощи формирования готовности к личному и профессиональному самоопределению.

 Что же мы, как учителя трудового обучения имеем возможность ежедневно делать?  Как было сказано выше, мы можем выявить и проявить интерес к профессиям через содержание уроков, содержание объектов труда на этих уроках.

Именно этот тезис является основой уроков. Ни с чем не сравнить возникающие у ученика, чувства гордости и радости от того, что он сделал своими руками. Именно поэтому стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес к выбору  профессии.

    При проектировании практической части своих занятий стараюсь учитывать и тип темперамента, оценивать уровень памяти, пространственных представлений, внимания и мышления, что позволяет правильнее работать в направлении профориентации в рамках своей образовательной области.

По моему мнению, именно успешность создания эмоционального фона уроков может помочь решению основных составляющих содержания профессионального самоопределения:

  • в части самопознания;
  • в части самооценивания ;
  • в части саморазвития.

где результатом будет уверенность ученика в том, что я это могу сделать.

 Далее на фото представлены работы бывших наших учеников и видно, что работа не прошла «даром»

 Конечно в рамках курса трудовой подготовки невозможно обойтись только правильным подбором объектов работ и правильной мотивацией, необходимо использовать такие формы деятельности, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность обучающихся в овладении знаниями и особенно трудовыми умениями.

    На уроках используются различные активные методы: 


 
деловая игра; 
  тренинг; 
  дискуссия (ее элементы);

проектная деятельность; 
     

Школьники знакомятся с отраслями общественного производства, классификацией профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям, и условиям труда.

    Особого внимания заслуживают занятия работы с профессиограммами - это описаний профессий, на  которых  учащиеся знакомятся  со спецификой труда в данной отрасли. Эти мероприятия начинаются  уже с 5 класса.

Использование на этих уроках методов формирования практических умений выбора профессии, создание ситуаций, эмоционально окрашенных, опирающихся на жизненный опыт школьников, в глазах школьников делает занятия практически   более значимыми и интересными.

   

Важным элементом профориентационной работы является подготовка и участие в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». 

Еще одним важным элементом профессионального самоопределения выпускников является открытый в этом учебном году класс по профилю «Рабочий по комплексному ремонту и обслуживанию зданий в рамках национального проекта «Доступная среда». Считаем и надеемся новое направление даст обучающимся большую картину об их возможностях профопределения и трудоустройства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Трудовое обучение и профессиональное самоопределение обучающихся с нарушением слуха» . Шангин Геннадий Владимирович КОУ НШООВЗ №1

Слайд 2

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ САМОПОЗНАНИЕ (оценивание своих возможностей, способностей, особенностей характера и т.д.) САМООЦЕНИЕВАНИЕ (сравнение результатов самопознания с теми требованиями, которые предъявляет избираемая профессия к человеку) САМОРАЗВИТИЕ (развитие в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения избранной профессиональной деятельности и той социальной роли, к которой готовит себя молодой человек)

Слайд 3

Реализованные проекты обучающихся

Слайд 4

Реализованные проекты обучающихся

Слайд 5

Реализованные проекты обучающихся

Слайд 6

Реализованные проекты обучающихся

Слайд 7

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ САМОПОЗНАНИЕ (оценивание своих возможностей, способностей, особенностей характера и т.д.) САМООЦЕНИЕВАНИЕ (сравнение результатов самопознания с теми требованиями, которые предъявляет избираемая профессия к человеку) САМОРАЗВИТИЕ (развитие в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения избранной профессиональной деятельности и той социальной роли, к которой готовит себя молодой человек)

Слайд 8

Проекты выпускников, работающих по профилю

Слайд 9

Проекты выпускников, работающих по профилю

Слайд 10

Проекты выпускников, работающих по профилю

Слайд 11

Проекты выпускников, работающих по профилю

Слайд 12

Проекты выпускников, работающих столярами

Слайд 13

Инструменты решения профориентационных задач: Проектная деятельность, исследование Деловая игра; Тренинг; Дискуссия (ее элементы);

Слайд 14

Проект миниснегохода

Слайд 15

Проект миниснегохода

Слайд 16

«Абилимпикс»

Слайд 17

Кабинет «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Трудовое обучение. Технический труд» для обучающихся 5 классов с нарушением слуха

ГКОУ "Горбатовская школа- интернат I вида"  Программа «Трудовое обучение. Технический труд»для обучающихся 5 классов с нарушением слуха ...

"Профессиональное и личностное самоопределение детей с нарушениями слуха"

Профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей с нарушениями слуха. Многие неслышащие подростки получают профессиональное образование в специальных учрежден...

Формирование социокультурной компетентности обучающихся с нарушением слуха, направленное на профессиональное самоопределение

Необходимость формирования социокультурной компетентности  обучающихся с нарушением слуха обусловлена трудностями осознания и оценки своих возможностей, что осложняет профессиональное самоопредел...

Профессиональное самоопределение обучающихся с нарушением интеллекта.

В докладе раскрывается опыт работы по профессиональному самоопределению обучающихся с нарушением интеллекта....

Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха

Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников....

Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха

Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников...

Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...