Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха
статья

Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 27»

«Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха»

                                                              Воспитатель: Балабанова Т.В.  

                                             

Пятигорск 2019

Слайд № 1                          

 «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха»

Выбранная профессия может считаться успешной в том случае, если

человек увлечен ею, если она соответствует его возможностям и

способностям, и если данная профессия востребована в обществе.

Слайд № 2

Профессиональный выбор – это одна из самых важных и сложных проблем выпускников школы. На этот выбор влияет множество обстоятельств, в основном, внешние обстоятельства, такие как

мнение близких,

престижность профессии,

доход этой профессии др.

Под влиянием этих обстоятельств, при выборе профессии не учитываются интересы и способности человека. Недостаточность информации о профессиях, о требованиях к различным профессиям, об учреждениях образования, в которых можно получить выбранную профессию и многое другое все это влияет на процесс профессионального самоопределения.

Слайд №3

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования РФ содержит портрет выпускника основной школы, где, наряду с другими характеристиками, указано следующее требование: выпускник основной школы должен ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

 Целью профориентации является

1. выработка у школьников сознательного отношения к профессиональному выбору и труду, адекватно оценивая свои способности и возможности.

2.Осознание школьником общественной значимости труда.

Слайд № 4

Первым  этапом  моей работы было анкетирование учащихся.  Использовала опросник профессиональных способностей  «Тест «Выбор профессии».  Это  позволило определить наиболее подходящие типы  профессий каждому ученику. С заданием справились. Только Сорокин Андрей не понял , что от него требуют.

Слайд №5

Учитывая физические особенности наших выпускников, мы познакомились с  Приказом Минтруда России от 04.08.2014 №515 "Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности".

При стойких умеренных нарушениях слуха свойственных при заболевании классифицируемом как стойкое понижение слуха любой этиологии (Н80, Н90.6, Н90.7, Н90.8) при определенной направленности личности рекомендуется выбирать следующие профессии (должности):

Человек - техника:

1.        Кондитер        

2.        Слесарь по ремонту автомобилей        

3.        Столяр        

4.        Часовщик по ремонту механических часов        

и др.        

Человек – 3наковая система:

1.        Бухгалтер

2.        Инженер-конструктор        

3.        Инженер-программист        

4.        Инженер-проектировщик        

5.        Счетовод        

6.        Экономист        

и др.        

Человек – Художественный образ:

1.        Вышивальщица        

2.        Закройщик        

3.        Косметик        

4.        Обойщик мебели        

5.        Портной        

6.        Фотограф        

и др.        

Человек – Природа:

1.        Садовод        

2.        Цветовод        

и др.

Это лишь некоторые профессии, подходящие людям с ограниченными возможностями. Однако практически в любой сфере можно найти вакансии, которые теоретически можно занять вне зависимости от физических ограничений. Главное – быть профессионалом или быть готовым учиться, а также найти адекватного работодателя и трудовой коллектив. Возможно, это удастся не с первого раза, но если прикладывать усилия, то  обязательно получится  результат.

Слайд №6

Каждая профессия имеет свои особенности. Получить полное представление о профессии позволяет профессиограмма.  Цель  которой  – создать целостное представление об особенностях данного вида труда. По заинтересовавшим профессиям создан ряд презентаций и оформлен раздаточный материал. Если учащийся будет знать характеристику профессии и все требования, которые к ней предъявляются, ее востребованность, а также  заведение, где ее можно получить, то это будет первый шаг к успешной профессиональной деятельности.

Слайд №7

Интерес вызвало посещение такого мероприятия, как Краевой конкурс профессионального мастерства среди людей с ограниченными возможностями здоровья в рамках международного движения «Абилимпикс», который проходил в Ессентукском  центре реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд № 8-12

 Ребята познакомились с конкурсантами и их работой. В этом учебном центре наши выпускники могут получить достойную профессию.

Слайд №13

На общешкольной линейке «Пятигорск - город славных традиций и больших возможностей» дети познакомились с возможностями получения образования и трудоустройства в городе. В системе среднего профессионального образования - 13 учреждений .  Подготовка ведется по 27 специальностям . Одним из важнейших секторов потребительского рынка курортного города является общественное питание. Приоритетные специальности:

- повар

- кондитер

- шашлычник

Освоить эти специальности и получить достойную работу нашим выпускникам по силам.

 Слайд 14 -  15

На территории города Пятигорска зарегистрировано более 4627 предприятий и организаций различных отраслей экономики и социальной сферы. Особое место в легкой промышленности Пятигорска занимает обработка кожи и меха и пошив верхней меховой одежды. И опять востребованы различные специалисты из списка рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. Необходимо сделать правильный выбор, и успех гарантирован.

Слайд16  

К отраслям эффективной специализации относятся выпуск сопутствующих товаров (сувенирной продукции, продукции с символикой города и т.д.), и продукции народных промыслов.  Учитывая интересы и способности Человек – Художественный образ себя тоже можно реализовать.  В строительном бизнесе занято 363 предприятия ,и рабочие специальности очень востребованы на рынке труда.

Владея этой информацией, можно планировать свое будущее. Подобрать работу по склонностям и личным возможностям, получить образование и материально обеспечить свою жизнь.

Конечно, не все выпускники планируют работать в Пятигорске. Ребята информированы, что по месту жительства существуют Центры занятости населения , где можно получить полную информацию о вакансиях и получить помощь в трудоустройстве.

Слайд № 17 -18

При подготовке различных мероприятий связанных с профориентацией предшествует  большая предварительная подготовка. Детей необходимо познакомить с профессией и ее особенностями, предполагаемой зарплатой и условиями карьерного роста. Большую помощь в этой работе оказывает сеть Internet . Нашлось немало виртуальных кабинетов профориентации, где очень доступно и красочно рассказывается о самых разнообразных специальностях, можно познакомиться с секретами профессии. Вооружившись этими знаниями, учащиеся класса изготовили фуд букет «Лесная сказка» и заняли первое место в школьном конкурсе фуд стилистов.

А вот экскурсия в почтовое отделение связи не вызвало интереса у детей. Из чего можно сделать вывод: низкая заработная плата и малоквалифицированный труд  наших детей не интересует.

Используя все многообразие работы, мы формируем  потребность осознанного выбора будущей профессии.

Слайд №19

После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии.

Во втором полугодии планирую запустить схему личного профессионального плана

Главная цель  

Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться.  

Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы

Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста.

Пути и средства достижения цели

Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ, курсы).

Внешние сопротивления на пути достижения цели

Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей.

Внутренние условия достижения цели

Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе.

Запасные варианты и пути их достижения

Например: «Не пройду по конкурсу в техникум – попробую поступить на ту же специальность в ПТУ» и т.д.

Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

Слайд №20

Хочется отметить, что многие учащиеся класса определились с выбором профессии. Так Илиев Мурад хочет рисовать мультфильмы, Собирается работать в Америке и покорить Голливуд. Совместно с психологом ему разработан образовательный маршрут.

Света Кравец хочет стать визажистом.

Батаев Матвей пока позиционирует себя как «блогер». Но собирается связать свою профессию с компьютерными технологиями.

 Сорокин Андрей твердо решил продолжить образование в Ростове-на Дону. Хочет делать мебель.

Тотров Азамат пока не определился с выбором, но точно знает, что его работа должна приносить много денег.

А Михайлова Дина мечтает создать семью.

Хочется пожелать нашим детям определиться на жизненном пути. А нам оказать им всяческую поддержку и сопровождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"

Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ  с углубленным изу...

Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».

Цикл занятий по профориентации.Цель:Формирование  у детей стремления к осознанному выбору профессии.Задачи:содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;формирование актуально...

Условия психолого - педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников Гимназии «АРТ – ЭТЮД» в творческой сфере.

               Авторская статья о том. как в ,  в Гимназии «АРТ - ЭТЮД» найден путь эффективного социального взаимодействия подростка и взрослого в ...

Методическая разработка "ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении "

Положение о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении (далее – Конкурс) определяет цели...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников

Одним из видов психолого-педагогического сопровождения является профессиональная ориентация и самоопределение старшеклассников: предпрофильная подготовкка и профильное обучение...

Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха

Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников....