"Профессиональное и личностное самоопределение детей с нарушениями слуха"
статья по теме

Профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей с нарушениями слуха. Многие неслышащие подростки получают профессиональное образование в специальных учреждениях. Но по данным московского ВОГ 90% из них не работают по специальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на методическом объединении воспитателей

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

 ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Воспитатель:

Смирнова Надежда Николаевна

Профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей с нарушениями слуха. В тоже время она сложна и многогранна и включает в себя много аспектов.

В сурдопедагогике долгие годы разрабатываются вопросы профессионального образования  людей с проблемами слуха. Многие неслышащие подростки получают профессиональное образование в специальных учреждениях. Но по данным московского ВОГ 90% из них не работают по специальности.

Важным для них являются вопросы поиска работы. Сложности в общении, недостаток социального опыта обуславливают дефицит информации по трудоустройству.

В процессе изучения трудностей социализации детей с нарушениями слуха были выделены основные способности, позволяющие ребенку преодолеть эти трудности. Одной из таких  способностей является способность к личностному и профессиональному самоопределению, которая позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой, сохраняя собственные границы. Что же понимается под самоопределением, каково содержание данного понятия?

Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего. При этом происходит также выбор видов социальной деятельности и личностно-приемлемых вариантов участия в ней.

Социальное самоопределение зависит от двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в  реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного отношения к деятельности.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия, что предполагает представление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношения с окружающими. При этом важно: осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития; осознанность каждым ребенком своего «Я»; наличие четких и ясных перспектив в той деятельности, в которую ребенок включается.

Способность к личностному и профессиональному самоопределению формируется, с одной стороны, стихийно, под влияние социальных условий и социальной среды, в которой осуществляется жизнедеятельность ребенка. А с другой стороны, в процессе специально ориентированной деятельности, в которую включается ребенок с нарушением слуха.

Выделяют две формы социального самоопределения: личностное и профессиональное.

Личностное самоопределение – это определение себя относительно выработанных в обществе критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев. При личностном самоопределении человек решает для себя, каким он хочет быть, делает сознательный выбор форм и способов поведения.

Профессиональное самоопределение – это осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями. Чем раньше ребенок начинает осознавать мир профессий и искать свое место в нем, тем более высок результат профессионального самоопределения.

Личностное и профессиональное самоопределение взаимосвязаны. Выбор профессиональной деятельности во многом зависит от того, как человек оценивает отношения людей определенной профессиональной группы, а выбор своей роли в системе профессиональных отношений с людьми часто связывается человеком с представлениями о своей будущей профессии.

Для слабослышащего ребенка профессиональное самоопределение можно рассматривать как средство для личностного самоопределения. Через выбор профессии он определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Для профессионального самоопределения детей с нарушениями слуха большими возможностями располагает трудовая деятельность: труд по самообслуживанию, благоустройство детского учреждения, а также производительный труд. Сегодня во многих интернатных учреждениях создаются производственные объединения, мастерские, подсобные хозяйства, где воспитанники не только приобретают элементарные трудовые умения и навыки, необходимые для жизни,  но осознают свои профессиональные возможности, склонности. Профессиональный выбор детей с нарушениями слуха ограничен социальными условиями, а также возможностями и особенностями самих воспитанников, поэтому важно организовать допрофессиональную и профессиональную подготовку детей, используя собственную базу, а также ближайших предприятий и учреждений.

Расширению поля профессионального и личностного самоопределения помогает целенаправленная работа педагогического коллектива в данном направлении, которую можно организовать не только в ходе учебно-воспитательного процесса и организации допрофессиональной подготовки, но и через реализацию различных программ профессионального самоопределения воспитанников.

Эффективность педагогической работы по развитию способности к профессиональному и личностному самоопределению зависит от взаимодействия, согласованности действий воспитателей, классных руководителей, психолога и социального педагога. Важно объединить усилия в решении главных задач по воспитанию детей.

Главная задача группы специалистов – изучить и развить у детей способность к профессиональному и личностному самоопределению, подготовить их к самостоятельной жизни в условиях социальной действительности.

Необходимо обеспечить целостность и единство подходов в деятельности педагогов по формированию у детей способности к самоопределению. С этой целью важно выработать и реализовать общие принципы, требования к организации работы.

Принцип субъективности. Ребенок -  активный субъект организуемой работы. Данный принцип требует обеспечить условия для самовыражения, самоутверждения ребенка, проявления форм самокоррекции, оказания помощи другим участникам процесса, привлечения воспитанника в качестве организатора дел, игр, занятий.

Принцип вариативности. В зависимости от складывающейся ситуации, уровня развития способности к самоопределению, имеющихся условий и вероятных последствий используются те или иные формы, методы и средства работы, меняются роли, позиции ребенка.

Принцип создания информационного поля. Чем больше информации будет у воспитанников о мире профессий, о жизненных проблемах и путях их решения, тем больше вариантов выбора им представится, тем осознаннее будут их действия.

Принцип защищенности. Наличие четких профессиональных и личных планов, способности их реализовать формирует у человека чувство социальной защищенности. Воспитанник должен хорошо представлять себя в своей самостоятельной жизни, поэтому он привлекается как можно раньше к индивидуальному целеполаганию и планированию. Специалисты помогают подростку определить реальные личные и профессиональные перспективы и составить программу собственных действий по достижению намеченного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

МОДУЛИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Мероприятия, направленные на формирование социального развития детей, имеющих нарушения слуха....

Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация детей с нарушениями слуха

Профориентационная работа с учащимися с нарушениями слуха...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Раковой Татьяны Владимировны, учителя физической культуры ГБОУ Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Раковой Татьяны Владимировны, учителя физической культуры ГБОУ Республики Хакасия «Шко...

Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха

Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников....

Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха

Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников...

Трудовое обучение и профессиональное самоопределение обучающихся с нарушением слуха

Трудовое обучение и профессиональное самоопределение обучающихся с нарушением слуха...