Профессиональное самоопределение обучающихся с нарушением интеллекта.
материал
В докладе раскрывается опыт работы по профессиональному самоопределению обучающихся с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_samoopredelenie.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Опыт работы по организации внеурочной деятельности по профессиональному самоопределению в общеобразовательной организации обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)»
Опыт, представленный в работе, получен в инклюзивной школе МБОУ г.Иркутска СОШ №29.
Профессиональная ориентация является важнейшим этапом в процессе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Круг профессий и видов трудовой деятельности довольно узок, что значительно затрудняет осуществление профориентации.
Требуется комплексная работа специалистов образовательного учреждения по формированию сознательного отношения в выборе профессии обучающихся. Профессиональная ориентация начиналась в начальных классов, когда обучающиеся знакомились с профессиями, продолжилась на уроках профессионально- трудового обучения в 5-9 классах, на социально-бытовой ориентировке внеклассной работе.
Как мы ее организовывали?
Начиная с 5 класса, обучающиеся заполняли анкеты по выбору профессии, которые обрабатывались и на их результатах разрабатывался дальнейший план действий. Следует отметить, что именно в 5 классе следует объяснить детям и их родителям (законным представителям), что выбор учебных заведений достаточно узок. Следовательно, нужно сразу ознакомить родителей со списком образовательных учреждений Иркутской области, в которые могут поступить их дети.
В 8-9 классах, при финансовой поддержке родительского комитета, были организованы занятия с психологами из молодежного кадрового центра – это тренинги «Эффективное общение», «Мои интересы», «Выбор профессии» и т.д. На внеклассные занятия «Моя профессия» отводилось 4 часа в месяц (включая индивидуальны консультации с родителями). Что позволило посещать экскурсии на предприятия и создать гибкий график занятий, с учетом пожеланий родителей.
График занятий (одно занятие в неделю):
1 занятие проводилось в школе - ознакомление с профессией (просмотр видеоролика, ролевые игры, тренинги) / встречи с представителями профессии.
2 занятие – экскурсия на предприятие / в образовательное учреждение / проектная деятельность.
3 занятие – обсуждение +анкетирование, / обновление стенда по
/ воспитательная беседа.
4 занятие– индивидуальные консультации, по запросу родителей и обучающихся / работа над составлением резюме / занятие с психологом / социальным педагогом.
Такое (гибкое) построение занятий позволило в рамках ознакомления с одной профессией использовать разнообразные виды работ с возможностью замены при необходимости. И включения таких специалистов как социальный педагог и психолог. После подробного ознакомления с профессией, теоретического и практического, у обучающихся больше шансов на правильное самоопределение. Ведь, именно это даст обучающимся мотивацию для того, чтобы они посещали техникум, выполняли все требования программы и преподавателей.
Окунуться в профессию в первую очередь помогают систематические экскурсии. Опыт, проведенной мною работы, показал, что недостаточно один раз посетить предприятие, чтобы у обучающихся сформировались необходимые представления, нужно посетить его на протяжении нескольких лет. Желательно, чтобы дети в итоге сами могли выполнять практические действия, например, убирать катышки, принимать заказ и т.п. Необходимо Например, экскурсия на швейную фабрику г.Иркутска ВИД, экскурсия в химчистку – прачечную Снежинка.
В 8-9 кл обучающиеся посещали уроки профессионально – трудового обучения в школе в объеме 2х академических часов: девочки – швейное дело, мальчики – столярное дело. Остальные 6 часов обучающиеся занимались в техникуме речного и автомобильного транспорта №44. С этим техникумом у школы имеется договор о сотрудничестве для обучающихся по профессии повар.
День открытых дверей в техникуме речного и автомобильного транспорта. День открытых дверей в иркутском колледже экономики, сервиса и туризма Багратиона, 50. День открытых дверей в иркутском техникуме авиастроения и материалообработки. На выпускном в 9 классе дети получили свидетельства о допрофессиональной подготовки профессии повар. По итоговой аттестации присвоена квалификация Повар второго разряда. На данный момент в этом техникуме обучается 50 % от выпуска. 25 процентов обучается в иркутском техникуме авиастроения и материалообработки. ( по профессиям: столяр, слесарь). Следует отметить, что представители этого техникума охотно приезжали на родительские собрания, на занятия по внеурочной деятельности, проводили экскурсии для обучающихся, пригласили на день открытых дверей, также консультируют педагогов и родителей. 9% обучается в иркутском колледже экономики, сервиса и туризма ул.Багратиона, 50. 17% не смогли продолжить образование после школы (по семейным обстоятельствам и медицинским показаниям. Процент поступления 83.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Участие в Региональном конкурсе...
Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования
Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...
Профессиональная проба обучающихся с нарушением интеллекта (7-8 классы)
С целью адаптация подростка в социуме, его профессионального определения рекомендуется провести так называемую "профессиональную пробу" на базе специализированных мастерских. В данном случае...
Конспект урока по профессионально-трудовому обучению для обучающихся с нарушением интеллекта/
Конспект урока по профессионально-трудовому обучению для обучающихся с нарушением интеллекта 6 классеТема: «Угловое концевое соединение брусков открытым сквозным шипом УК-1»....
От диагностики к социализации и профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями семинар - практикум
Профессиональные пробы являются эффективной практической формой профессиональной ориентации, позволяющей учащимся с ОВЗ на практике осознать свои возможности, познакомиться с требованиями профессий, и...
Театр моды, как эффективный способ профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Расширение коррекционной развивающий среды для социализации, и профессионального самоопределения обучающихся с ментальными нарушениями...
Трудовое обучение и профессиональное самоопределение обучающихся с нарушением слуха
Трудовое обучение и профессиональное самоопределение обучающихся с нарушением слуха...