«Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии, с применением проектной деятельности»
статья по технологии (8 класс)

Поздеева Наталья Борисовна
 
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызывали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Помарская общеобразовательная школа» Волжского муниципального района РМЭ

Заочные республиканские экологические чтения

«Земля, на которой я счастлив»

Номинация

Обобщение и распространение опыта работы по экологическому образованию в учебной, воспитательной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

«Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии,  с применением проектной деятельности»

Подготовила: учитель технологии МОУ Помарская СОШ,

Поздеева Наталья Борисовна

с. Помары, 2022

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызывали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования.

 Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

  • углубить и расширить экологические знания; привить начальные экологические навыки и умения поведенческие, познавательные, преобразовательные;
  • развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности;
  • сформировать (воспитать) чувство бережного отношения к природе.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на: а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

К массовым формам относятся работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные кампании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работа на пришкольном участке.

К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные формы предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, лепка, рисование.

Были определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в воспитательном процессе. На подготовительном этапе учитель изучает сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школьником и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям (субъективные связи). Разрабатываются индивидуализированные и групповые привлекательные для учащихся способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определяются трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносятся самими учащимися. Учитель старается глубже связать их с зоной ближайшего развития индивидуальных склонностей и способностей. Одновременно с изучением предметных связей компонентов с природой учитель устанавливает их распространенность, степень общности отношений и другие предпосылки коллективистского самоопределения школьников, их способности соотносить личные воздействия на природу с ее влиянием на развитие чувственно-эмоциональной, волевой, интеллектуальной активности.

Необходимо усиление экологического воспитания школьников. Усиление экологического воспитания – важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:

  1. Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.
  2. Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.
  3. Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.

Основная цель экологического образования – формирование экологического сознания на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя  и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы.

Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.

Экологическое образование имеет межпредметный характер, главную роль тут играют технические и естественнонаучные дисциплины: технология, физика, биология, экономика, география. При изучении этих предметов имеются огромные возможности для формирования экологического сознания. Такая возможность есть практически на каждом уроке и ее необходимо использовать.

Для их реализации в образовательной области «Технология» сложились благоприятные условия. Последнее объясняется, прежде всего, тем, что цели и задачи трудового и экологического образования тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Цель экологического образования заключается еще и в формировании ответственного отношения к природе, которое должно стать важнейшим элементом в системе социальных отношений будущего образования – преодолеть потребительский подход к природе, воздействуя на все аспекты сознания: научный, художественный, нравственный и правовой. Задачей же школьного курса технологии является прежде всего формирование диалектико-материалистических взглядов на природу и взаимодействие общества и природы; овладение учащимися знаниями и умениями для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, оценки природной и хозяйственной обстановки в своей местности, воспитание норм и правил поведения в природе.

В целом школьный курс технологии помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа – основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.


Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценке состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках технологии и чтения, в формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

В курсе технологии уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой – одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

Не так это легко – научить учащегося замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными родниками. Очистить родник от мусора – дело рук каждого. Если экскурсия проходит в местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела. Перед экскурсией на природу учитель помогает детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст возможность в процессе работы обмениваться знаниями.

Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей учащихся.

Рассмотрим возрастные особенности отношения к природе детей, подростков и юношей в период школьной жизни

Младшие подростки (9-11 лет). Необходимость заботы о зеленых насаждениях мотивируют тем, что растения «всех радуют», «они нам нравятся», «украшают город», «делают нашу жизнь красивой» и т.д. В их высказываниях редко звучит чисто рационалистический подход («из деревьев делают карандаши и линейки»). В этом возрасте дети часто осуждают свои действия во время игр, наносящие вред природе: «ломали ветки, когда играли». Дети мечтают о хороших делах на пользу природе, проявляют готовность «вырастить что-то своими руками», больше собрать макулатуры, «чтоб не губить лес», предполагают, чтобы каждый человек посадил 5-6 деревьев, и «тогда наша Земля будет прекрасной».

Старшие подростки (12-15 лет) глубже осознают общественную значимость экологических проблем. Они осуждают всякое зло, жестокость, жадность по отношению к природе. Бережное отношение к природе они тесно связывают с борьбой за мир, за предотвращение войны как самого большого зла для людей и природы.

У школьников этого возраста, особенно у девочек, ярко выражено нравственно-эмоциональное отношение к природе: «природа – самое прекрасное», «это самое необходимое, нужное человеку», «от природы зависит настроение человека», «прелесть природы нельзя губить».

В этом возрасте усиливаются патриотические мотивы: «Родина – это прежде всего родная природа», «мой вклад в охрану природы будет помощью Родине». Забота о природе родного края у старших подростков проявляется в конкретных делах. Они нередко выступают с инициативой вычистить речку или пруд, озеленить двор.

Вместе с тем именно в этом возрасте чаще всего встречаются «разрушительные действия». Подростки еще слабо представляют себе последствия воздействия человека на природу, нередко не предвидят, к чему может привести поступок, совершенный из любопытства или озорства. Поистине противоречивый возраст! Это создает определенные трудности в развитии и укреплении экологической культуры подростков. В то же время их активность и стремление к деятельности служат основой для овладения научными знаниями, формирования практических умений и навыков природоохранительного характера.

Большинство школьников раннего юношеского возраста (16-17 лет), как правил, придают большое значение общественно полезным делам по улучшению окружающей среды, принимают в них участие, высказывают твердое убеждение в том, что охрана природы – задача каждого гражданина. Молодежь видит вред не только от прямого ущерба, который может нанести человек природе, но и от равнодушного к ней отношения.

Важно, что в сознании юношей научный и рациональный подход к природе сливается с нравственно-этическим. Старшим школьникам подчеркивают необходимость «не только брать у природы, но и отдавать ей, не губя и не разрушая ее». Некоторые из них мечтают «не через сто лет, а именно сейчас превратить нашу Землю в цветущий сад».  

Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

        Для решения прикладных задач по охране природной и окружающей среды используются разнообразные методы количественной информации как в природных экосистемах, так и в случаях влияния на них хозяйственной деятельности человека. Сегодня весьма эффективными являются методы, предполагающие применение самолетов и искусственных спутников Земли, оснащенных аппаратурой, которая позволяет проводить активное зондирование изучаемых объектов. Использование СВЧ – радиометрической информации требует разработки различных методов сортировки, классификации и тематической обработки информации, для чего в настоящее время широко используются компьютеры.

Сегодня экологическое образование становится стратегическим направлением развития средней общеобразовательной школы. Цели его для всех ступеней школы включают:

  • для начальной школы: формирование основных представлений о взаимосвязях человека с природой и ценностных установок по отношению к явлениям (процессам),  происходящих в биосфере;
  • для базовой (основной) школы: формирование экологической культуры, здорового образа жизни, приобретение навыков экологически целесообразной деятельности на базе понимания целостности человека, его единства со всеми формами жизни на Земле; понимание системной, природной структуры окружающей среды и опасности того, что биосфера может утратить свои жизнепригодные качества;
  • для полной средней школы: формирование нравственной и экологической ответственности как черты личности на основе понимания сущности жизни и экологических проблем локального, регионального, глобального уровней, создание условий перехода к устойчивому развитию личности.

Несомненно, что экологические знания и умения, приобретаемые школьниками, нуждаются в закреплении в процессе экологической практики, которая должна быть включена в учебно-воспитательный процесс школы в рамках реализации программ мониторинга.

С учетом сказанного учитель технологии может предложить разработать варианты вторичного использования изделий из поливинилхлорида (на уроках учебного проектирования).

                Учащимся могут быть предложены следующие темы проектов:

  • «Городская река» (учащиеся исследуют химический состав воды в водоеме, определяют гидрофизические показатели водоема, состояние берегов, береговой и водной флоры и фауны, степень рекреационной нагрузки на береговую зону и после этого предлагают варианты по созданию в районе реки благоустроенной зоны отдыха для жителей населенного пункта).
  • «Нитраты в продуктах питания» (исследование наличия нитратов в овощах, фруктах, соках и выработка рекомендаций по предотвращению отравлений людей нитратами).
  • «Исследование загрязнения атмосферного воздуха» (проведение исследований по выявлению вредных примесей в атмосфере с помощью метода биоиндикации, пыли из воздуха и кислотности осадков (дождя или снега). Исследования рекомендуется проводить около автомобильной дороги или вблизи предприятия);
  • «Исследование загрязнения почвы, воды, растений ионами тяжелых металлов» (проведение химических анализов и исследование методом биоиндикации);
  • «Бытовые отходы» (исследования количественного и качественного состава отходов – дома и в школе, предложение вариантов их вторичного использования) .
  • «Городская свалка» (проведение исследований местонахождения свалки, ее состояния и влияния на окружающую среду и людей, определение состава отходов и возможности их обезвреживания).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Культивирование нового сознания по отношению к природе – процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и другими условиями жизни общества. В обстановке ухудшения экологической ситуации в стране, снижения жизненного уровня, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потребительской психологии, ограниченно сиюминутной выгодой без долгосрочного прогноза, в атмосфере равнодушия и попустительства, безнаказанности за экологические правонарушения, формирование нового понимания человеком, особенно молодым, своих обязанностей перед природой непросто. И все-таки общеобразовательная школа призвана уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Таким образом, экологическое воспитание – важнейшая задача школы в настоящее время.         

        Анализ состояния проблемы в теории и практике позволяет выдвинуть гипотезу: процесс экологического воспитания учащихся подросткового возраста на уроках технологии будет осуществляться более успешно, если:

  1. в программах и учебниках соответствующих дисциплин четко и конкретно вычленяются экологические проблемы;
  2. усилены экологические элементы взаимосвязи предметов технического цикла;
  3. вопросы экологии будут рассматриваться во взаимосвязи, будет обеспечиваться их практическая направленность;
  4. будет осуществляться поэтапное воспитание учащихся посредством включения их в разнообразные формы учебной и внеурочной экологической деятельности;
  5. в процессе экологического воспитания будут учитываться как возрастные особенности подростков, так и особенности экологических проблем региона.

Таким образом, содержание школьного курса технических дисциплин способствует экологическому образованию школьников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.


 ЛИТЕРАТУРА

  1. Баландин Р.Н., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988, с. 38, 97.
  2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс. М.: Просвещение, 1995, с. 154, 155.
  3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998, с. 44, 80.
  4. Морозов Г.И., Новиков Р.А. Глобальная экологическая проблема. – М.: Мысль, 1988, с. 106.
  5. Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991, с. 16.
  6. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 1992, с. 25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание школьников на уроках технологии

Экологически чистые продукты играют важную роль в  рационе питания человека, особенно школьника. Рациональное питание - основа здорового растущего организма ребёнка. На уроках технологии, при изу...

Экологическое воспитание учащихся на уроках и во время внеурочной деятельности

"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушен...

Экологическое воспитание школьников через внеклассную работу с применением исследовательской деятельности

В настоящее время с изменением экологической ситуации на Земле и утратой ценностей у подрастающего поколения, я считаю, стоит остро вопрос экологического и патриотического воспитания учащихся в школах...

Экологическое воспитание учащихся на уроках технологии.

Презентация к мастер-классу "Экологическое воспитание учащихся на уроках технологии"...

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...

Программа "Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности"

Приводится аннотация к  программе "Экологическое  воспитание  учащихся  на уроках  химии и во внеурочной  деятельности"...