Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
статья по географии на тему

Осколкова Ирина Викторовна

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над методической темой (выступление на семинаре)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

(отчет о работе над методической темой)

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Работа над темой (в такой формулировке)  ведется с 2013 года. Ну а сам выбор темы был обусловлен окружающей нас действительностью.  Как гласит известное выражение: «Мы не унаследовали Землю своих отцов, мы взяли ее в долг у наших детей!».  Уже в 1992 году в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по защите окружающей среды, также известной, как первый Саммит Земли, ее участники свою тревогу за будущее планеты выразили в двух словах  - «биосфера в опасности!».  От природной катастрофы человечество отделяло каких-то 30-40 лет.  В связи с этим нынешний  XXI век был объявлен «столетием окружающей среды».  А это значит, что экологический диктат все больше будет определять и экономику, и образование, и культуру.  Важность и актуальность данного вопроса понимается и поднимается на самом высоком уровне. Так, например, буквально в конце 2015 года в Париже  прошла международная конференция по климату, итогом которой стали крайне важные договоренности и  Соглашения.

Наша страна также активно включилась в международную деятельность по защите окружающей среды. И неслучайно, 2017 год уже объявлен годом экологии в России.

Новое время требует нового человека – не просто исполнителя, а исследователя.  А проблема экологического образования подрастающего поколения становится одной из главных задач школы.  В условиях внедрения ФГОС механизмом перехода к новой модели экологического образования и воспитания выступает системно-деятельностная (в отличие от «знаниевой») парадигма образования. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде.

Приоритетным является компетентностный подход.  

Школа была и остаётся главным источником по «выращиванию» экологически образованной личности.  Экологическая компетентность базируется на знаниях, навыках, опыте, приобретенных в школе.  А школьная география – это единственный предмет, который изучает экологические проблемы на трех уровнях (глобальном, региональном, локальном).  Экологизация  школьного курса географии дает возможность учителю показать причинно-следственные связи в системе «человек-природа-производство-окружающая среда», которая является ядром формирования экологической компетенции. В процессе  этого формирования учащиеся переходят из одного уровня в другой, что дает возможность построить обучение с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. (Уровни формирования экологической компетентности представлены в таблице на экране).

Существует множество способов формирования экологической компетентности.  Наибольшая же эффективность экологического образования в школе может быть обеспечена за счет включения в процессы обучения таких форм и методов, которые ставят школьников в положение исследователей и первооткрывателей. В этой связи, особой перспективностью выделяется  метод проектов.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся.

Данный метод нацелен на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Он позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Личностная ориентация достигается в нём, во-первых, за счет «продуктивной природы» проектировочной деятельности, выраженной в субъективной новизне «продукта», получаемого в результате ее выполнения. Во-вторых, метод проектов обеспечивает постановку проектанта в субъективную позицию в обучении, в авторскую позицию, что и лежит в основе развития компетентности.

Сейчас я хотела бы немного проиллюстрировать непосредственно наш опыт.

Как правило наша школьная проектная работа связана с более крупными городскими и международными проектами. На слайде представлены наши постоянные партнеры.

      В заключении я бы хотела показать один из наших «продуктов». Это видеоролик, который является своеобразным отчетом по проекту, посвященному Балтийскому морю.  Наш проект выиграл в номинации «Лучший социальный проект» в российско-финском проекте Водоканала. А непосредственно ролик победил в номинации «Лучший фильм о Финском заливе» в детской программе международного фестивале «Зеленый взгляд – 2015», который прошел в ноябре месяце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...

Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе

Сегодня обучение должно иметь   системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...

Методический семинар: «Формирование экологической культуры обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб.  Каждый должен понять, что только в гармонии с природой возможно да...

Статья «Как организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Использование проектно-исследовательской технологии обучения носит развивающий, деятельностный характер. Анализ работы в данном направлении позволил сделать вывод, что приобщение учащихся к иссл...

Способы формирования навыков у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данном выступлении раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию навыков школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самооп...