Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
статья по географии на тему
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над методической темой (выступление на семинаре)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
(отчет о работе над методической темой)
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
Работа над темой (в такой формулировке) ведется с 2013 года. Ну а сам выбор темы был обусловлен окружающей нас действительностью. Как гласит известное выражение: «Мы не унаследовали Землю своих отцов, мы взяли ее в долг у наших детей!». Уже в 1992 году в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по защите окружающей среды, также известной, как первый Саммит Земли, ее участники свою тревогу за будущее планеты выразили в двух словах - «биосфера в опасности!». От природной катастрофы человечество отделяло каких-то 30-40 лет. В связи с этим нынешний XXI век был объявлен «столетием окружающей среды». А это значит, что экологический диктат все больше будет определять и экономику, и образование, и культуру. Важность и актуальность данного вопроса понимается и поднимается на самом высоком уровне. Так, например, буквально в конце 2015 года в Париже прошла международная конференция по климату, итогом которой стали крайне важные договоренности и Соглашения.
Наша страна также активно включилась в международную деятельность по защите окружающей среды. И неслучайно, 2017 год уже объявлен годом экологии в России.
Новое время требует нового человека – не просто исполнителя, а исследователя. А проблема экологического образования подрастающего поколения становится одной из главных задач школы. В условиях внедрения ФГОС механизмом перехода к новой модели экологического образования и воспитания выступает системно-деятельностная (в отличие от «знаниевой») парадигма образования. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде.
Приоритетным является компетентностный подход.
Школа была и остаётся главным источником по «выращиванию» экологически образованной личности. Экологическая компетентность базируется на знаниях, навыках, опыте, приобретенных в школе. А школьная география – это единственный предмет, который изучает экологические проблемы на трех уровнях (глобальном, региональном, локальном). Экологизация школьного курса географии дает возможность учителю показать причинно-следственные связи в системе «человек-природа-производство-окружающая среда», которая является ядром формирования экологической компетенции. В процессе этого формирования учащиеся переходят из одного уровня в другой, что дает возможность построить обучение с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. (Уровни формирования экологической компетентности представлены в таблице на экране).
Существует множество способов формирования экологической компетентности. Наибольшая же эффективность экологического образования в школе может быть обеспечена за счет включения в процессы обучения таких форм и методов, которые ставят школьников в положение исследователей и первооткрывателей. В этой связи, особой перспективностью выделяется метод проектов.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся.
Данный метод нацелен на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Он позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Личностная ориентация достигается в нём, во-первых, за счет «продуктивной природы» проектировочной деятельности, выраженной в субъективной новизне «продукта», получаемого в результате ее выполнения. Во-вторых, метод проектов обеспечивает постановку проектанта в субъективную позицию в обучении, в авторскую позицию, что и лежит в основе развития компетентности.
Сейчас я хотела бы немного проиллюстрировать непосредственно наш опыт.
Как правило наша школьная проектная работа связана с более крупными городскими и международными проектами. На слайде представлены наши постоянные партнеры.
В заключении я бы хотела показать один из наших «продуктов». Это видеоролик, который является своеобразным отчетом по проекту, посвященному Балтийскому морю. Наш проект выиграл в номинации «Лучший социальный проект» в российско-финском проекте Водоканала. А непосредственно ролик победил в номинации «Лучший фильм о Финском заливе» в детской программе международного фестивале «Зеленый взгляд – 2015», который прошел в ноябре месяце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование...
Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"
Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...
Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе
Сегодня обучение должно иметь системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...
Методический семинар: «Формирование экологической культуры обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Каждый должен понять, что только в гармонии с природой возможно да...
Статья «Как организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Использование проектно-исследовательской технологии обучения носит развивающий, деятельностный характер. Анализ работы в данном направлении позволил сделать вывод, что приобщение учащихся к иссл...
Способы формирования навыков у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения
В данном выступлении раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию навыков школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самооп...