Экологическое воспитание школьников через внеклассную работу с применением исследовательской деятельности
статья по экологии на тему

В настоящее время с изменением экологической ситуации на Земле и утратой ценностей у подрастающего поколения, я считаю, стоит остро вопрос экологического и патриотического воспитания учащихся в школах и учреждениях дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание школьников через внеклассную работу с применением исследовательской деятельности        

     В настоящее время с изменением экологической ситуации на Земле и утратой ценностей у подрастающего поколения, я считаю, стоит остро вопрос экологического и патриотического воспитания учащихся в школах и учреждениях дополнительного образования.   От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его

ждет вымирание. Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных отношением человека к природе.

   Одной из самых эффективных форм работы по экологическому воспитанию считаю – внеурочную деятельность. На уроках время работы ограничено временными рамками, а во внеурочное время работу можно выполнить любого объема.  Я являюсь руководителем  экологического кружка «Тропа леопарда», на котором учащиеся планомерно изучают вопросы экологии, выполняют практические задания, обучаются навыкам изучения и сохранения среды обитания. Программа кружка составлена мною с учетом   реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением  Кабинета Министров РК от 3 февраля 1997 года за №137. И  закона Приморского края

от 11.04.2008 N 250-КЗ.

        Наша школа находится недалеко от ООПТ «Борисовское плато», местообитание дальневосточного леопарда. Дальневосточных леопардов осталось на Земле катастрофически мало, всего 35-40 особей. Сохранить леопарда можно только вместе, для этого необходимо вести разъяснительную работу среди населения о браконьерстве, лесных пожарах. Лучше всего, когда дети сами обучаются культуре и обучают своих родителей, родственников, знакомых. Все это стало необходимостью разработать программу кружка, который имеет соответствующее название «Тропа леопарда».  Планирование работы кружка составляю ежегодно, с учетом потребностей членов кружка, их возрастными особенностями и планом МОУ по экологическому воспитанию.

       Мы активно работаем с Амурским филиалом Всемирного фонда дикой природы, с Дальневосточным морским заповедником. Члены кружка ведут пропаганду экологической направленности среди учащихся, в результате ученики нашей школы стали самыми активными участниками акций «Зеленый палец» и «Часа Земли», собирали подписи для послания президенту о создании охраняемой территории «Земля леопарда» и по прекращению вырубки кедра.      

     Экологическое образование это сложный педагогический процесс, которой должен быть спланированным, непрерывным, обязательно руководимый, при этих условиях можно добиться ожидаемых результатов. Занятия должны проходить в интересной, развивающей форме, в доброжелательной обстановке, тогда дети с удовольствием посещают занятия и получают необходимые знания и навыки.  Для развития интереса учащихся в области экологии в своей деятельности активно применяю проектно-исследовательскую деятельность.    

                                                                             Где господствует дух науки,

                                                                              там творится великое

                                                                              малыми средствами. 

                                                                                                      (Н.И.  Пирогов)

        Модернизация российского образования, введение новых (второго поколения) стандартов образования, приоритетными направлениями определила формирование предметных и надпредметных компетенций, ведущими из которых являются – исследовательские, коммуникативные, ИКТ компетенции.

Становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

В связи с обозначенными противоречиями между вызовами современного информационного общества, ориентированного на личность, готовую к постоянному саморазвитию и способного к решению практических задач,  и современной системы образования, находящейся в процессе модернизации.  

Цель: выявить, как влияет развитие исследовательских навыков на формирование ключевых компетенций – исследовательских, информационных и коммуникативных.

задачи:

  1. Определить критерии и методы оценки развития ключевых компетенций;
  2. Организовать обучение учащихся исследовательским навыкам на уроках и во внеурочное время;
  3. Исследовать уровень развития исследовательских, информационных и коммуникативных компетенций учащихся;
  4. Осуществить мониторинг развития ключевых компетенций.

Этапы исследования:

1 этап

Предварительный

2010-2011 учебный год

  1. Диагностирование уровня сформированности компетенций учащихся;
  2. Изучение педагогических и нормативных источников по проблеме

2 этап

Внедренческий

2011-2012; 2009-2010 уч годы

  1. Изучение и внедрение технологии исследования на уроках и во внеурочное время
  2. Промежуточный мониторинг и коррекция

3 этап

Аналитический

2014-2015

учебный год

  1. Создание архива методических разработок
  2. Формирование системы
  3. Обобщение результатов

Формы учебного исследования и исследовательской деятельности на уроках  могут быть самые разные – исследование, проект, игра, семинар, т.д.

За время работы по исследовательской деятельности учащихся, столкнулась с проблемой -  первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Первый шаг в этом деле, как и во многих

других, – самый трудный, подобрать интересную (с точки зрения учащихся, а не педагога) и полезную тему исследования.

В течение четырех  лет работы интерес к исследовательским работам у учащихся растет. Улучшилось качество исследовательских работ учащихся.  

                                 

                                Уровень владения творческой деятельностью

Кол-во учащихся, участвующих в конкурсах, олимпиадах, конференциях

2011-2012

2012-2013

2013-2014

37

58

69

Количество призовых мест

34

36

42

 

Выводы: За время работы над проектом или исследовательской работой у детей вырабатываются коммуникативные, исследовательские, информационные компетенции, что очень важно для сельских детей. Учащиеся приобретают уверенность в себе, в своих силах, возможностях. Приобретают коммуникативные, компьютерные, исследовательские умения.  У детей проявляется интерес к самостоятельной деятельности, к школьному предмету по которому проводится исследование. С каждой последующей работой учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, умения ставить цели и задачи и анализировать свою работу.

       Кроме того в нашей школе больше года работает экологический патруль «ЭКОшколяры», задачей которого является:

1.Вести разъяснительную работу среди населения по охране природы, пожарной безопасности в лесу, о значении охраны редких и исчезающих видов растений и животных.

2.Учится самим и обучать других учащихся бережному отношению к окружающей среде, помнить о последствиях бездумного и варварского отношения к среде обитания и ее обитателям.                                                                                                                                                     3.Помогать в реализации программ по охране редких и исчезающих видов Амурскому филиалу Всемирного фонда дикой природы, заповеднику «Кедровая Падь» с которым  сотрудничаем.

     За время работы экологического патруля учащиеся провели внеклассные мероприятия для школьников своей школы:

«Экологический светофор», устный журнал «Лес горит. Кто виноват?»; игра для начальной школы «Где живет барсучок» и др.

       В течение 3 лет (еще до образования экопатруля), в школе стало традицией проводить праздник «Новый год с леопардом», на котором сообщаем новости о леопардах, проводим викторины, игры, показываем миниспектакли. Ребятам очень нравиться наше мероприятие.

      Учащиеся выступали на общешкольном родительском собрании с темами «Хотим чтобы он жил» о дальневосточном леопарде. «Лесные пожары» с показом презентаций, которые ученики сами подготовили специально для родителей.

      В пожароопасный сезон выпустили плакаты о пожарах и развесили на магазинах в населенных пунктах, а также листовки-памятки о пожарах и раздали жителям села. Возможно вы знаете о новом модном увлечении молодежи – флешмоб. Весной членами нашего кружка был разработан сценарий флешмоба и проведен для учащихся школы. Сценарий флешмоба – призыв охранять редких животных края.

      В следующем году планирую, чтобы занятие для учащихся проводили двое учащихся 9 класса, которые являются самыми активными и два года, в летний период  в экологическом лагере на острове Попова обучались работе экологического патруля.    

       У нас в районе издается   экологическая газета «Эко - news», Издается под эгидой общественного экологического движения  Надеждинского района   «Защитники и хранители» при поддержке Союза предпринимателей

«Южноприморский» и Глобал Грингрант Фонда. Газету выпускают школьники трех школ района и наша школа,  в том числе.

Мы выпустили 2 номера из 4.  

По результатам  районного конкурса «Лучшая школа года» в номинации «Экология и туризм», наша школа стала победителем в 2010 и  2011 гг. В 2012 г., 2014 г – обладатели «Гран-при» в данной номинации.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии

Тема опыт  « Экологическое воспитание школьников через организацию  проектной  деятельности на уроках химии и биологии»...

Формирование исследовательской позиции школьника через внеклассную работу по изучению творчества поэтов-земляков.

Работа с наследием своего края - необходимая работа и для учителя, и для учеников. Хочется рассказать об одном направлении в этой работе....

"Я-Патриот программа патриотического воспитания школьников через систему работы классного руководителя

Программа направлена на формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциалов подростка и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогическ...

Формы и методы экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником духовного существования человека. В процессе освоения природы обязат...

Экологическое воспитание школьников через предмет " Иностранный язык"

Экологическое образование школьников через предмет «Иностранный язык» может идти по линии дополнения традиционных тем информацией экологического содержания. Отсюда вытекает необходимость ф...

«Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии, с применением проектной деятельности»

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызывали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически инф...