Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера Сахалина».
календарно-тематическое планирование по технологии (8 класс)

Татьяна Емельяновна Заярная

     Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера  Сахалина» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 8 класса и рассчитана на 17 учебных часов. Её содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства  коренных народов севера  Сахалина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название: Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера  Сахалина».

ФИО автор: Заярная Татьяна Емельяновна.

Наименование образовательного учреждения: МАОУ СОШ «Синтез» пгт. Шахтерск.

Местонахождение образовательного учреждения:   Сахалинская область, Углегорский район, улица Мира 15А

Пояснительная записка

     Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера  Сахалина» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 8 класса и рассчитана на 17 учебных часов. Её содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства  коренных народов севера  Сахалина. Старинная  мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою старину, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребёнка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребёнок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от него собственной».

 Цель курса: приобщение учащихся к традициям и культуре коренных народов севера  Сахалина.

Основные задачи курса:

  • способствовать развитию личностной культуры учащихся;
  • способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на традициях народов севера Сахалина;
  • расширить словарный запас учащихся;
  • помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.

Программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера  Сахалина» основана на единых подходах и принципах:

  • использование разнообразных форм организации занятий;
  • развивающий характер обучения;
  • обеспечение психологического комфорта ребёнка;
  • формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.

Обучение проводится в двух направлениях:

  1. Усвоение теоретических знаний;
  2. формирование практических навыков.

Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия происходит в форме бесед, лекций, экскурсий.

Практическая часть включает в себя навыки изготовления поделок и композиций, приготовлении пищи, изучение стихов и песен.

Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приёмов.

Предполагаемые результаты:

  • учащиеся приобретут знания по культуре коренных народов севера (нивхов)  Сахалина;
  • приобретут умения и навыки в процессе изготовления изделий;
  • повысят интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору, быту.
  • выявится интерес к художественно-прикладной деятельности, который способствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.

Личностными результатами изучения курса:

  понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;  осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи;

  освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

 Метапредметными результатами:

  способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

  владение умениями анализировать и обобщать факты, составлять простой план;  способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

 готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные результатами:

 овладение основами знаний о природе, историческом пути и культурном развитии дальневосточного сообщества народов с древнейших времен до наших дней;

  развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе полученных знаний;

 преемственность исторической памяти и исторического опыта поколений, воспитание патриотизма;

 овладение опытом содружества народов в современных условиях, образцов толерантного поведения и межкультурного взаимодействия.

Учебно-тематический план курса

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические

Практические

I.

I. Культура дома коренных народов севера Сахалина.

6

1.1. Места проживания. Быт и их основные занятия.

1

1.2. Жилище нивхов: летнее на сваях (ке-раф) и зимнее – барак (то-раф).

1

1.3. Изготовление зимнего жилища барака (то-раф) из бумаги  (творческая работа).

1

1.4.  Обогрев жилища - железная печь (творческая работа).

1

1.5.Обычаи и традиции.

1

1.6.Изготовление сувенира (творческая работа).

1

II.

 II. История народного костюма нивхов.

3

2.1. Одежда.

1

2.2. Обувь и головные уборы.

1

2.3. Значение вышивки на одежде.

1

III.

III. Творчество коренных народов севера  Сахалина.

5

3.1.Стихи, писатели.

1

3.2. Песни.

1

3.3. Сказки, былины, предания.

1

3.4. Приметы.

1

3.5. Игрушки.

1

IV.

IV. Кухня  коренных народов севера  Сахалина.

3

4.1.Из истории кухни.

1

4.2.Значение рыбы в питании.

1

4.3. Блюда из рыбы.

1

Итого:

17

6

11

Календарно-тематическое планирование курса.

№п/п

Наименование разделов и тем

 

Часы

Дата проведения

Внесение корректив

I. Культура дома коренных народов севера Сахалина.

6

1.

1.1. Места проживания. Быт и их основные занятия.

1

2

1.2. Жилище нивхов: летнее на сваях (ке-раф) и зимнее – барак (то-раф).

1

3

1.3. Изготовление зимнего жилища барака (то-раф) из бумаги  (творческая работа).

1

4

1.4.  Обогрев жилища - железная печь (творческая работа).

1

5

1.5.Обычаи и традиции.

1

6

1.6.Изготовление сувенира (творческая работа).

1

II. История костюма нивхов.

3

7

2.1. Одежда.

1

8

2.2. Обувь и головные уборы.

1

9

2.3. Значение вышивки на одежде.

1

III. Творчество коренных народов севера  Сахалина.

5

10

3.1.Стихи, писатели.

1

11

3.2. Песни.

1

12

3.3. Сказки, былины, предания.

1

13

3.4. Приметы.

1

14

3.5. Игрушки.

1

IV. Кухня  коренных народов севера  Сахалина.

3

15

4.1.Из истории кухни.

1

16

4.2.Значение рыбы в питании.

1

17

4.3. Блюда из рыбы.

1

Итого:

17

Список учебной литературы:

1.Мир нивхов. Аавторы статьи: И. Глушакова, Е. Ниткук ; фот. С. Ковинько ; редактор О. Клокова  Русский музей ; Сахалинский областной художественный музей. – Санкт-Петербург : PalaceEbitions, 2016. – 59, [1] с.

2.Национальные игры коренных малочисленных народов Севера Сахалина : практическое пособие / сост.: Н.В. Санги, Н.М. Савостин, С.Ю. Панкова, С.В. Курнаков ; Мин-во образования Сахалинской области ; ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области». – Южно-Сахалинск : Изд-во ИРОСО, 2016. – 52 с.

3.Черпакова, К.Я. Глубинные истоки. Современное искусство коренных народов Сахалина в собрании Сахалинского областного краеведческого музея / К.Я. Черпакова ; редкол.: Т.П. Роон, Е.А. Иконникова, Г.В. Матюшков [и др.] ; Мин-во культуры Сахалинской области ; ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей». – Южно-Сахалинск : Сахалинская областная типография, 2012. – 100 с..

4.Мультимедийные электронные издания 1. Жизнь лосося : мультимедийный сборник / Сахалинская областная общественная организация Клуб «Бумеранг». – Южно-Сахалинск, 2010. – 1 CD-ROM. – Загл. с этикетки диска

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»

Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической куль­туры школьников на культурно-исторических традициях отечественной си­стемы физической культуры и олимпийского спорта.Задачи курса:рас...

Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс

Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс...

Рабочая программа элективного курса "Зри в корень"

Повторение свойст арифметического квадратного корня...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Мировая художественная культура»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общ...

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной  культуры "...

«Традиции и культура коренных народов Севера»

Школа должна воспитывать национальное достоинство у ныне утратившего его подрастающего поколения. И только школа, основанная на традициях национальной культуры, в состоянии формировать в душах молодог...