Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "
элективный курс по истории (11 класс)

Болонева Надежда Филипповна

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной  культуры "

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Селенгинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена на методическом объединении

Руководитель ШМО

_____________/____________________________/

Протокол №______от «_____»____________2019

Утверждаю:

Директор МБОУ «Селенгинская СОШ»

                 ____________/С.С.Шалькова /

Приказ №____от «_____»_________2019

Одобрена Методическим Советом школы:

Председатель МС школы

               ___________/________________ /

Протокол №______от «_____»____________2019

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО                                            ИСТОРИИ

(наименование дисциплины)

НАЗВАНИЕ  КУРСА       ИСТОРИЯ  КУЛЬТУРЫ  РОССИИ

   

КЛАСС    11

УЧЕБНЫЙ ГОД  2019-2020

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ  34

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ      БОЛОНЕВА НАДЕЖДА ФИЛИППОВНА

УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ, «ПОЧЕТНЫЙ РАБОТНИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»,  СТАЖ 32 ГОДА

(ФИО, уч. степень, звание, должность, стаж педагогической работы)

с. Солонцы

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе   элективного курса

 ИСТОРИЯ  КУЛЬТУРЫ РОССИИ

11   класс

Рабочая общеобразовательная  модифицированная    программа  элективного курса

«История культуры России»  для учащихся 11 класса составлена на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645).
  • авторской программы Загладина Н.В., Козленко С.И. «Отечественная культура  XX – начала XXI века: искусство и художественная жизнь, наука, образование и спорт», вошедших в сборник программ министерства образования РФ.  «История отечественной культуры-XX век»  предназначена для учащихся 11 класса  проявляющих интерес к истории отечественной культуры
  • Официальной демоверсии ЕГЭ 2020г. по Истории Отечества ФИПИ;

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  

  • Загладин Н.В., Семененко И.С. «Отечественная культура XX – начала XXI века». – Москва, «Русское слово» -2006г М., 2006
  • Деревянко А.П, Шабельникова Н.А. «История России» учебное пособие, издание 2,  Москва, «Проспект», 2006г.
  • Лубченков Ю.Н. «Города России», Москва «Белый город», 2001г.
  • Петров В.П., Петрова Е.В.  «Хрестоматия  и культура семейских Забайкалья», Улан-Удэ, «Бэлиг»,2005г.

Интернет-ресурсы

  • files.school-collection.edu.ru
  • Биография.Ру – Биографии исторических личностей
  • http://www.biografia.ru
  • Герои страны: Патриотический интернет – проект
  • http://www.warheroes.ru
  • Исторический факультет Московского государственного университета
  • http://hist.msu.ru/
  • Всемирная история в лицах
  • http://rulers.narod.ru
  • Всеобщая история искусств
  • http://artyx.ru/
  • ХРОНОС – Всемирная история в Интернете    http://www.hrono.ru

Место учебного предмета в учебном плане на 2019 – 2020 учебный год

Программа изучения курса рассчитана на 34 часа  при учебной нагрузке 1  час в неделю. Программа адресована для учащихся 11 класса МБОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа».

Курс «История культуры России» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Значимость, роль и место данного курса определяются необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и выбору профессиональной деятельности.

Используемый учебник: Загладин Н.В., Семененко И.С. Отечественная культура XX – начала XXI века. – Москва. «Русское слово», 2006г

Данная программа адресована учащимся 11 класса МБОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа», Тарбагатайского района, Республики Бурятия.

Цель элективного   курса: 

 приобщить учащихся к колоссальному богатству отечественной культуры XX – начала XXI века, помочь осмыслить ее место и роль в контексте мирового культурного развития, сформировать у учащихся гражданскую позицию, способствовать формированию у старшеклассников понимания личной ответственности за судьбу страны и будущее своей культуры.

     Задачи курса:

  • дать комплекс знаний об культуре России XX – начала XXI века;   
  • помочь учащимся выработать историческое мышление;                                                                  
  • освоить гуманитарную культуру, научить быть открытыми опыту других народов, цивилизаций.    
  • раскрыть истоки и основные этапы исторического развития отечественной художественной культуры;
  • выявить в многогранном историческом наследии  культуры  России наиболее значимые явления и обобщить их;
  • познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставившими наиболее значительный след в истории искусства и  российской  художественной культуры;
  • проанализировать шедевры русского искусства (литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и т.д.) с позиций эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов;
  • формировать у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.

   

 Особенности рабочей программы

   Данный элективный курс ««История культуры России»  предназначен для углубления отдельных разделов основного курса, входящих в обязательную программу по истории России. Он позволит привести изучение истории в соответствии с интересами и профессиональными намерениями в отношении продолжения своего образования. Проанализировав   выбор выпускников для    поступления в  высшие и средние учебные заведения  Республики Бурятия и соседних областей, я пришла к выводу, что  в городах: Улан-Удэ, Иркутске, Чите    много учебных заведений предлагающих специальности связанные с культурой и искусством. Данный элективный курс поможет в выборе таких специальностей, как историк, искусствовед, экскурсовод, культуролог, дизайнер и др.

Для учащихся 11 класса  элективный курс ««История культуры России» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Элективный курс имеет своё содержание и специфику в ряду исторических дисциплин.

История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных её сфер – истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой и взаимодействии всех её областей. Исследования культуры по отдельным отраслям являются важнейшим материалом изучения историко-культурного процесса в целом. При рассмотрении научно-технической, нравственно-идейной, художественной сферы деятельности человека для историка важно выявить и показать социальные аспекты истории культуры, роль народа, деятельность интеллигенции в этом процессе.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников.

Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX - начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач

Формы оценки и контроля знаний: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах и конференциях, реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.

В результате изучения истории выпускник должен

    знать/понимать

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной.

Содержание  тем элективного курса (34 часа)

Тема 1 (Введение). Отечественная культура в XX — начале XXI в. (2 ч)

Многообразие культурного наследия, оставленного прошлыми поколениями. Важнейшие составляющие культурной жизни. Мир художественной культуры. Роль творческой интеллигенции в духовной жизни страны. Культура и политика, их взаимосвязь. Участие государства в культурном строительстве. Актуальность изучения курса.

Тема 2. Духовная жизнь накануне падения Российской империи (4 ч)

Художественные искания российской интеллигенции на рубеже XIX - XX вв. Серебряный век русской культуры. Переосмысление значения и роли искусства. Поиски новых форм и путей отображения действительности. Направления в искусстве в начале XX в.

Расцвет театрального искусства. Русская опера и балет. Выдающиеся композиторы. Рождение российской эстрады и ее знаменитые исполнительницы.

Рост интереса к народному творчеству. Обращение к русским национальным традициям в архитектуре. Возрождение традиций кустарного производства. Характеристика стилей в русском зодчестве и декоративно-прикладном искусстве.

Российская художественная культура начала XX в.: коллекционеры и меценаты.

Образование и просвещение в Российской империи. Основные формы образования. Система культурно-просветительских учреждений. Развитие книгоиздательства.

Роль научных и научно-практических обществ. Выдающиеся ученые. Рост престижа научных знаний. Научные школы.

Развитие спорта в Российской империи. Первые спортивные общества. Достижения спортсменов.

Тема 3. Культура России в годы революции и в послереволюционное десятилетие

 (4 ч)

Творческая интеллигенция и революционные события 1917 г. Новая общественная роль искусства. Поиски новых форм художественного самовыражения.

Складывание новой городской среды. Конструктивизм. Выдающиеся архитекторы-конструктивисты.

Разнообразие литературно-художественных группировок и плюрализм в искусстве. Начало процесса постепенного установления контроля правящей партии над духовной жизнью общества.

Возникновение отечественной киноиндустрии. Советская власть и новая роль кинематографа. Театр и эксперименты в театральном искусстве.

Известные деятели русского зарубежья. Религиозные философы и поиск новой «русской идеи» в постсоветской России.

Партия большевиков и задачи в области образования и науки. Идейно-воспитательная работа в массах. Создание молодежных союзов.

Развитие спорта. Точки зрения на роль физкультурного движения. Установка на развитие массового спорта. Физкультурные состязания. Создание материально-технической базы спортивного движения.

Тема 4. Духовная жизнь СССР в 1930-е гг. (3 ч)

Упрочение партийного контроля над сферой культуры. Сущность художественного метода - социалистического реализма. Герои новой литературы, живописных и скульптурных работ.

Оптимистический пафос кинематографа. Выдающиеся художники, актеры и режиссеры 30-х гг. XX в.  Культурно-массовая работа среди населения. Новые формы организации досуга.

Особенности архитектуры предвоенного десятилетия. Неоклассический стиль. Символы эпохи индустриализации.

Музыкальный театр. Мастера исполнительского искусства.  Творческая интеллигенция и ее сложные отношения с властью. Репрессии 1930-х гг. Дискуссии в литературной среде. Известные детские писатели и поэты.  Культурная революция: ее задачи и особенности проведения. Достижения в области науки. Выдающиеся деятели советской науки.

Физкультурное движение. Развитие военизированных видов спорта. Создание добровольных спортивных обществ (ДСО).

Тема 5. Искусство в годы Великой Отечественной войны (4 ч)

Идеологическая и моральная подготовка советского народа к войне с фашизмом. Восстановление курса истории в школе. «Краткий курс истории ВКП(б)». Обоснование преемственности Российской империи и СССР в противостоянии внешним врагам, в строительстве многонационального государства. Возрождение интереса к традициям русской культуры и героическому прошлому. Вклад советских деятелей искусства в создание новых художественных образов.

Рост престижа Красной армии. Популярность военно-спортивных мероприятий. Осоавиахим.

Творческая интеллигенция - фронту. Создание художественных символов народного сопротивления захватчикам. Искусство плаката. Роль военной журналистики. Основные темы искусства. Отражение патриотического духа военных лет в литературе, музыке, театре и кино. Песенное творчество. Деятельность артистических бригад.

Русская православная церковь в годы войны. Восстановление патриаршества.

Советская военная наука. Лозунг «Все для фронта, все для победы!». Разработка и создание новых образцов вооружений. Достижения отечественной медицины.

Спорт и война. Физкультурные организации и подготовка кадров для фронта.

Тема 6. Искусство и наука в первые послевоенные десятилетия (4 ч)

Начало «холодной войны» и ужесточение контроля партийно-государственного аппарата над жизнью общества. Искусство и идеология. Кампания борьбы с «низкопоклонством перед Западом» и «безродным космополитизмом», ее последствия. Преследования деятелей культуры.

Подвиг народа в Великой Отечественной войне - центральная тема художественного творчества, ее воплощение в искусстве.

«Оттепель» в культурной жизни. Переосмысление трагического наследия сталинизма. Литературное творчество. Писатели-фантасты. Поэты-шестидесятники. Споры «физиков» и «лириков». Появление альтернативных (неподцензурных) форм творчества.

Отражение жизни современников в театре и киноискусстве. Масштабная экранизация выдающихся произведений отечественной литературы.

Музыка. Расцвет классического исполнительского искусства. Выдающиеся артисты оперы и балета.

Духовные искания 1960-х гг. Волна интереса к Церкви и религиозной культуре. Обращение к традиционным ценностям и национальным истокам в искусстве. Ужесточение цензуры. Зарождение диссидентского движения.

Зарождение «другого искусства». Поиск новых средств самовыражения.

Научная мысль в послевоенные годы. Военно-технические и космические исследования. Ученые-ядерщики. Успехи отечественной науки и образования.

Спортивная жизнь. Участие советских спортсменов в международном спортивном движении. Развитие детско-юношеского спорта.

Тема 7. Искусство, наука, образование и спорт в 1970-1980-е гг. (4 ч)

Государственная власть и культура. Литературное творчество - центр общественной дискуссии. Детская книга и особенности ее тематики. Общественно-политическая литература и ее назначение. Подъем библиотечного дела. Научно-политическая литература. Кружки детского творчества. Поддержка государством различных форм культурной жизни.

Национальная политика и национальная культура. Становление телевидения как особой формы творческой деятельности. Популярность жанров социально-политической направленности. Юмор и сатира в советском обществе. Расцвет циркового искусства. Комедия - популярный жанр кинематографа. Детский театр, игровое и мультипликационное кино.

Рост критических настроений в среде творческой интеллигенции. «Самиздат». Деятельность художников «неофициального искусства». Московский концептуализм. Использование новых художественных средств для выражения мироощущений автора.

Театр - барометр общественных настроений. Выдающиеся режиссеры и артисты.

Музыкальное творчество. Новый музыкальный авангард и его представители. Советская эстрада. Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА). Массовая молодежная культура.

Образование. Дискуссия о путях развития школьного образования в условиях научно-технического прогресса.

Достижения в области гуманитарных исследований. Военно-технические разработки советских ученых. Успехи в медицине. Высокий престиж научного и преподавательского труда. Нарастание проблем, связанных с внедрением новых технологий.

Массовость советского спорта. Различные формы спортивных состязаний, Выдающиеся достижения советских спортсменов на Олимпийских играх.

Тема 8. Духовная жизнь России на рубеже XX-XXI вв. (4 ч)

Перестройка и перемены в духовной жизни. Новая роль средств массовой информации (СМИ). Известные журналисты и публицисты.

Развитие массовой культуры и ее особенности. Характерные черты российской повседневной жизни 1990-х гг. Особенности молодежной культуры.

Новые явления в культурной сфере. Использование новейших технологий. Интерактивные проекты. Формирование индустрии досуга.

Постмодернизм и литературно-художественный процесс. Новые направления в художественном творчестве.

Российское искусство и глобальное информационное пространство. Масштабные выставки западного и отечественного искусства.

Особенности развития театра и кино в постперестроечное время. Проблема поиска новых героев, эксперименты в киноискусстве. Массовое и коммерческое кино.

Рост интереса к российскому культурному наследию. Динамичное развитие книгоиздания. Возрождение религиозной жизни. Реставрация и воссоздание религиозных храмов и исторических памятников. Различные формы интерпретации наследия прошлого.

Архитектурное творчество и городская среда. Основные направления современной архитектуры.

Наука и образование: проблемы, новые процессы и тенденции развития.

Спорт в Российской Федерации. Трудности отечественного спорта и постепенное их преодоление. Победы российских спортсменов.

Тема 9 (заключение). Российская культура на пути в XXI в. (2 ч)

История отечественной культуры - уникальный цивилизационный опыт. Этапы культурного развития нашей страны.

От жесткого идеологического диктата в культурной жизни к творческому многообразию. Искусство XXI в. и новые формы осмысления реальности.

Интеллектуальный капитал и его роль в современном обществе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название разделов и тем

всего

1

Тема I. Тема I. Отечественная культура в XIX - начале XX в .

2 часа

2

Тема II.  Духовная жизнь накануне падения Российской империи

5 часов

3

Тема III. Культура России в годы революции и в послереволюционное десятилетие

4 часа

4

Тема IV  Духовная жизнь СССР в 1930-е гг

4 часа

5

Тема IV  Искусство в годы Великой Отечественной войны  

5 часов

6

ТемаV. Искусство и наука в первые послевоенные десятилетия

4 часа

7

Тема VI. Искусство, наука, образование и спорт в 1970-1980-е гг  

4 часа

8

Тема VIII. Духовная жизнь России на рубеже XX-XXI вв.  

4 часа

9

Тема IX. Российская культура на пути в XXI в.  

2 часа

Итого

34 часа

по ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ РОССИИ - 11 класс


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

для   элективного курса

ИСТОРИЯ  КУЛЬТУРЫ РОССИИ  - ХХ век

11  класс

Дата по плану

Дата по факту

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Тема I. Отечественная культура в XIX - начале XX в - 2 часа

1

Отечественная культура в XIX - начале XX вв.

1час

2

Культура и политика, их взаимосвязь

1 час

Тема II. Духовная жизнь накануне падения Российской империи - 5 час

3

Серебряный век русской культуры.

1 час

4

Расцвет театрального искусства:  опера и балет.

1 час

5

Выдающиеся композиторы

1 час

Выдающиеся ученые. Нобелевские лауреаты. Научные школы.

1 час

6

Коллекционеры и меценаты русского искусства начала XXвека.

1 час

7

Развитие спорта в Российской империи

1 час

Тема III. Культура России в годы революции и в послереволюционное десятилетие - 4 часа

8

Новая общественная роль искусства. Ликбезы

1 час

9

Конструктивизм. Выдающиеся архитекторы

1 час

10

Возникновение отечественной киноиндустрии

1 час

11

Развитие спорта. Физкультурные состязания

1 час

Тема IV.  Духовная жизнь СССР в 1930-е гг - 4 часа

12

Социалистический  реализм в искусстве.

1 час

13

Выдающиеся художники, актеры и режиссеры 30-х гг. XX в.

1 час

14

Научные достижения. Выдающиеся деятели советской науки.

1 час

15

Известные детские писатели и поэты.

1 час

Тема V Искусство в годы Великой Отечественной войны  - 5 часов

16

Советские деятели  искусства и   новые художественные образы.

1час

17

Патриотизм военных лет в литературе, музыке, театре и кино.

1 час

18

Советская военная наука. Новые образцы вооружений

1 час

19

Спорт и война

 1 час

20

Песенное творчество. Деятельность артистических бригад.

1 час

ТемаVI. Искусство и наука в первые послевоенные десятилетия -4 часа

21

Искусство и идеология. Космополитизм

1час

22

«Оттепель» в культурной жизни.

1час

23

Писатели-фантасты. Поэты-шестидесятники

1час

24

Музыка, опера, балет.

1час

Тема VII. Искусство, наука, образование и спорт в 1970-1980-е гг   - 4  часа

25

Государственная власть и культура. « Самиздат»

1 час

26

Музыкальное творчество.ВИА

1 час

27

Театр и кино. Выдающиеся режиссеры и артисты

1 час

28

Олимпиада в Москве. Советский спорт

Тема VIII. Духовная жизнь России на рубеже XX-XXI вв.   - 4 часа

29

Перестройка и перемены в духовной жизни.

1 час

30

Развитие массовой культуры и ее особенности

1 час

31

Театр и кино в постперестроечное время

1 час

32

Спорт в Российской Федерации

1 час

ТемаIX.  Российская культура на пути в XXI в.  - 3 часа

33

Творческое  многообразие.

1 час

34

Искусство XXI в. и новые формы. Спорт  в современной России

1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса "История России в лицах"

Элективный курс "История России в лицах X-XVIII вв." для 10 класса, расчитан на 35 часов в год.Курс освещает исторические персоналии российской истории и их роль в исторической судьбе нашей страны....

Рабочая программа элективного курса "История земли Иркутской"

Данный элективный курс познакомит с историческим развитием родного края....

Рабочая программа элективного курса "История в деталях" 10 -11 класс

Рабочая программа  элективного курса предназначена для учащихся ОУ 10 класса в целях углубленного изучения важнейших вопросов истории России, «белых пятен» малоизученных страниц. Основой да...

Рабочая программа элективного курса «ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ОРУЖИЯ» для 10 КЛАССА

- Формирование нравственных ценностей через искусственное конструирование в подростковом коллективе микросреды, ориентированной на ценностные приоритеты традиционного  общества и кадетских корпус...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»

Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической куль­туры школьников на культурно-исторических традициях отечественной си­стемы физической культуры и олимпийского спорта.Задачи курса:рас...

Рабочая программа элективного курса «История Британии» для 9 классов

Программа элективного курса «История Британии» для 9 класса составлена на основе федерального компонента для 8-11 классов государственного стандарта среднего общего образования на профильн...

Рабочая программа элективного курса История государства и права России

Рабочая программа включает календарно-тематическое планирование элективного курса по праву "История государства и права России"....