Развитие творческого потенциала личности на уроках истории
статья по теме
Предварительный просмотр:
Введение
Актуальность темы:
Одна из задач, записанных в новых образовательных стандартах,
- «формировать личность, способную быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать и использовать разнообразную информацию…» [1]
Одним словом, на современном этапе развития общества возникла потребность в творчески развитой личности. В связи с высоким темпом развития науки и техники, появлением новых информационных технологий резко возрастают требования к продуктивному мышлению человека. Необходимо, чтобы каждый человек, а особенно выпускник школы, владел элементами творческой деятельности, т.е. умел мыслить глубоко, самостоятельно ориентировался в сложных ситуациях, принимал нестандартные решения и т.д.
Одним из способов достижения этой цели является формирование творческого мышления учащихся в процессе учебной деятельности.
Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества. Указанное понимание сущности исторического образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании истории.
В процессе обучения учащихся истории учитель не только передает информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и много работает над тем, чтобы выработать у учащихся умения осмысливать и применять исторические знания, аналитически и критически оценивать исторические события, анализировать новые источники, аргументировать свою позицию. Решение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятельности, без приобретения опыта ведения диалога и дискуссии. Поэтому арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону новых форм преподнесения материала. Процесс развития творческих способностей на уроках истории должен быть непрерывным, проводиться не от случая к случаю, а систематически.
Цель:
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории с помощью проблемных заданий.
В связи с целью своей работы я ставлю перед собой следующие задачи для развития творческих способностей обучающихся на уроках истории:
Задачи:
1. Способствовать формированию творческого мышления обучающихся.
2. Формировать способность создавать и решать проблемные задания.
3. Содействовать сотрудничеству и сотворчеству ученика и учителя.
4. Использовать в дальнейшей работе педагогические технологии, способствующие творческому развитию учащихся на уроках истории.
Сроки реализации: учебная четверть
Ресурсы: дидактические сборники, карты, ИКТ.
Критерии оценивания:
- Выбор проблемного задания обучающимися
- Создание обучающимися проблемных ситуаций
- Выбор дополнительного задания
Карта наблюдения
Фамилия, Имя. | Выбор проблемного задания | Создание обучающимися проблемных ситуаций | Выбор дополнительного задания |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. | |||
11. | |||
12. | |||
13. | |||
14. | |||
15. | |||
16. | |||
17. | |||
18. | |||
19. | |||
20. | |||
21. |
Ожидаемый результат: Творческая, общественно - активная личность способная решать проблемные задания и находить оригинальные решения.
I Глава. Формирование творческих способностей на уроках истории с помощью проблемных заданий.
1.1. Формирование творческого мышления.
Творчество – это новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.
Творческое мышление - психический процесс, направленный на открытие нового знания или оригинального способа действия, на разрешения творческой задачи или проблемы. [2]
Развитие творческих способностей позволяет воспитывать инициативную, думающую, способную на творческий подход в любом деле личность.
Во-вторых, позволяет учащимся осмысливать события и явления на основе исторического анализа.
В-третьих, помогает воспитывать современное историческое сознание, развивать самостоятельное, персонифицированное мышление.
В-четвертых, развитие творческих способностей ведет к формированию интеллектуальной, гармонически развитой личности. Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. В традиционном же обучении в основном используют задачи конвергентного типа: условия таких задач предполагают существование лишь одного верного ответа, который может быть вычислен путем строгих логических рассуждений на основе использования усвоенных правил, алгоритмов, законов.
Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Все выдающиеся педагоги обращали внимание на проблему взаимосвязи обучения детей и их умственного и нравственного развития. В отечественной и зарубежной педагогике разработаны различные теории обучения, затрагивающие проблему творческого развития школьников. Так, Я.Л. Пономарев и А.З. Рахимов являются авторами теории творческого развития учащихся, М.И. Махмутов и Л.М. Матюшкин разработали теорию проблемного обучения, где творчеству отводится значительное место в общей системе обучения. Большой вклад в педагогику внес Л.В. Занков, разработавший теорию развивающего обучения.
Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Зачастую скрытый потенциал креативности делает человека талантом в какой-то сфере деятельности. Креативность необходима человеку для развития профессиональной компетентности, работоспособности; образованности; коммуникабельности (способность к сотрудничеству, взаимодействию), и в какой-то степени даже нравственности. Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их мыслительной активности.
В своей работе я буду использовать
Приемы и методы:
- проблемные, - творческая проектная
- поисковые, деятельность
- проектные, - создание проблемной ситуации,
- развивающие, - выполнение развивающих заданий,
- исследовательские. - воображаемое путешествие.
формы работы:
-Групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек.
- Коллективная форма
-Индивидуальная форма.
История древнего мира 5 класс
Раздел I. Жизнь первобытных людей
Программа развития творческих способностей:
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо так организовать работу учащихся, чтобы в процессе выполнения заданий шло не только усвоение материала, но и развивались творческие способности учащихся, накапливался опыт их практического применения.
Для формирования творческих способностей обучающихся на уроках истории в 5 классе необходимо использовать задания проблемного характера, которые способствуют развитию творческого мышления.
Заключение
Таким образом, необходимо, чтобы каждый человек, а особенно выпускник школы, владел элементами творческой деятельности, т.е. умел мыслить глубоко, самостоятельно ориентировался в сложных ситуациях, принимал нестандартные решения и т.д.
Одним из способов достижения этой цели является формирование творческого мышления учащихся в процессе изучения предмета истории через решения проблемных заданий, которые способствуют развитию творческого потенциала обучающегося.
Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества. Указанное понимание сущности исторического образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании истории.
Процесс развития творческих способностей на уроках истории должен быть непрерывным, проводиться не от случая к случаю, а систематически.
Список используемой литературы
1. О.И. Бахтина Формирование умений на уроках.- Преподавание истории в школе. 1985. № 3.
2. В. В. Давыдов Проблемы развивающего обучения - М.: 1998г.
3. Л.С. Выготский Воображение и творчество в детском творчестве – М.: «Просвещение», 1991г.
4. И. Лернер Познавательные задачи в обучении истории. - М.: Просвещение, 1968г.
5.А.М. Кондаков стандарты второго поколения – М.: Просвещение 2010г. 6. Г.К. Селевко Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование, 1999г.
Интернет-ресурсы:
- Critical Thinking - http://www.criticalthinking.org/ (Университетское КМ)
- Библиотека PsyFactor - http://www.psyfactor.org/lybr7.htm
- Перемена: Программа развития критического мышления через чтение и письмо - http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
Введение
Актуальность темы:
Одна из задач, записанных в новых образовательных стандартах,
- «формировать личность, способную быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать и использовать разнообразную информацию…» [3]
Одним словом, на современном этапе развития общества возникла потребность в творчески развитой личности. В связи с высоким темпом развития науки и техники, появлением новых информационных технологий резко возрастают требования к продуктивному мышлению человека. Необходимо, чтобы каждый человек, а особенно выпускник школы, владел элементами творческой деятельности, т.е. умел мыслить глубоко, самостоятельно ориентировался в сложных ситуациях, принимал нестандартные решения и т.д.
Одним из способов достижения этой цели является формирование творческого мышления учащихся в процессе учебной деятельности.
Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества. Указанное понимание сущности исторического образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании истории.
В процессе обучения учащихся истории учитель не только передает информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и много работает над тем, чтобы выработать у учащихся умения осмысливать и применять исторические знания, аналитически и критически оценивать исторические события, анализировать новые источники, аргументировать свою позицию. Решение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятельности, без приобретения опыта ведения диалога и дискуссии. Поэтому арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону новых форм преподнесения материала. Процесс развития творческих способностей на уроках истории должен быть непрерывным, проводиться не от случая к случаю, а систематически.
Цель:
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории с помощью проблемных заданий.
В связи с целью своей работы я ставлю перед собой следующие задачи для развития творческих способностей обучающихся на уроках истории:
Задачи:
1. Способствовать формированию творческого мышления обучающихся.
2. Формировать способность создавать и решать проблемные задания.
3. Содействовать сотрудничеству и сотворчеству ученика и учителя.
4. Использовать в дальнейшей работе педагогические технологии, способствующие творческому развитию учащихся на уроках истории.
Сроки реализации: учебная четверть
Ресурсы: дидактические сборники, карты, ИКТ.
Критерии оценивания:
- Выбор проблемного задания обучающимися
- Создание обучающимися проблемных ситуаций
- Выбор дополнительного задания
Карта наблюдения
Фамилия, Имя. | Выбор проблемного задания | Создание обучающимися проблемных ситуаций | Выбор дополнительного задания |
Формирование творческих способностей на уроках истории с помощью проблемных заданий.
1.1. Формирование творческого мышления.
Творчество – это новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.
Творческое мышление - психический процесс, направленный на открытие нового знания или оригинального способа действия, на разрешения творческой задачи или проблемы. [4]
Развитие творческих способностей позволяет воспитывать инициативную, думающую, способную на творческий подход в любом деле личность.
Во-вторых, позволяет учащимся осмысливать события и явления на основе исторического анализа.
В-третьих, помогает воспитывать современное историческое сознание, развивать самостоятельное, персонифицированное мышление.
В-четвертых, развитие творческих способностей ведет к формированию интеллектуальной, гармонически развитой личности. Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. В традиционном же обучении в основном используют задачи конвергентного типа: условия таких задач предполагают существование лишь одного верного ответа, который может быть вычислен путем строгих логических рассуждений на основе использования усвоенных правил, алгоритмов, законов.
Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Все выдающиеся педагоги обращали внимание на проблему взаимосвязи обучения детей и их умственного и нравственного развития. В отечественной и зарубежной педагогике разработаны различные теории обучения, затрагивающие проблему творческого развития школьников. Так, Я.Л. Пономарев и А.З. Рахимов являются авторами теории творческого развития учащихся, М.И. Махмутов и Л.М. Матюшкин разработали теорию проблемного обучения, где творчеству отводится значительное место в общей системе обучения. Большой вклад в педагогику внес Л.В. Занков, разработавший теорию развивающего обучения.
Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Зачастую скрытый потенциал креативности делает человека талантом в какой-то сфере деятельности. Креативность необходима человеку для развития профессиональной компетентности, работоспособности; образованности; коммуникабельности (способность к сотрудничеству, взаимодействию), и в какой-то степени даже нравственности. Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их мыслительной активности.
В своей работе я буду использовать
Приемы и методы:
- проблемные, - творческая проектная
- поисковые, деятельность
- проектные, - создание проблемной ситуации,
- развивающие, - выполнение развивающих заданий,
- исследовательские. - воображаемое путешествие.
формы работы:
-Групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек.
- Коллективная форма
-Индивидуальная форма.
История древнего мира 5 класс
Раздел I. Жизнь первобытных людей
Программа развития творческих способностей:
Тема урока | Прием формирования | |||||||||||||||||||||||||
1.Древнейшие люди | Обучающиеся решают творческие задачи: Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидца охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев……» | С помощью решения творческих задач формируется творческое мышление. | ||||||||||||||||||||||||
2. Возникновение искусства и религиозных верований. | Обучающиеся в форме дискуссии приходят различным точкам зрения. Демонстрируется видео, изображающее шаманский обряд исцеления. Детям задаётся вопрос: Представьте что мы этнографы, оказавшиеся на древнем шаманском обряде. Что здесь происходит? ( Приводят различные точки зрения). Хотели бы вы жить в эту эпоху? Почему? | В результате представления и воображения развивается творческая фантазия. | ||||||||||||||||||||||||
3. Возникновение земледелия и скотоводства | Мозговой штурм: Вопросы: - Когда появилось земледелие? -Как появилось земледелие? - Чем убирали урожай? - На чем растирали зерна - Чем очищали участок для посева? Сообщение на тему: «Как возникло скотоводство»? | В результате мозгового штурма происходит выявление творческого потенциала у обучающихся. | ||||||||||||||||||||||||
4. Итоговое повторение | Решение обучающимися головоломки. По горизонтали: 1) Существа, порожденные фантазией первобытного человека, которые превращаются в деревни и камни. 2) Близкие и дальние родственники. 3) Занятие женщин. По вертикали: Коллектив родственников.
Ответы: 1) оборотни. 2) сородичи 3) прядение По вертикали: род. Историческая арифметика. Раскройте скобки, упростите выражение, объясните значение полученных слов: 1) (С + ОБ) ∙ ОРО + (ДИЧИ + ТНИ) = 2) (Д + Р) ∙ УБИ + (НА + ЛО) = 3) (М + ПРОК) ∙ ОЛ + (ИТВА + КА) = 4) (ДУБ + ОБЩ) ∙ НА = Ответы: 1)сородичи, оборотни 2) дубина, рубило 3) молитва, проколка 4)дубина, община Криптограмма. Вместо цифр вставьте буквы и объясните значение полученных слов: Д У 1 2 3 4; О 1 Щ 2 3 4. Ответы: 1-Б; 2-И; 3-Н; 4-А. - Создание самими обучающимися теста по пройденному материалу. - Сочинить рассказ на тему: «Один день из жизни древнейшего человека». | Благодаря решению творческих исторических задач происходит формирование криативного мышления. | ||||||||||||||||||||||||
5. Государство на берегах Нила | Дайте определение понятиям:1. Государство 2. Налог 3. Папирус 4. Фараон 5. Храм 6. Пирамида 7. Сфинкс 8. Мумия 9. Иероглифы 10. Бронза Соотнесите. Амон-Ра Бог подземного царства Тот Бог пустыни и песчаных бурь Апоп Бог солнца Сет Бог мудрости Анубис Бог тьмы Почему Египтяне носили одежду белого цвета? Пофантазируйте: если были Вы дизайнером, какую одежду придумали для жителей Египта? | Формирование творческого нестандартного решения. | ||||||||||||||||||||||||
6. Военные походы фараонов. | Составьте таблицу: жизнь Египетских жителей: 1.Фараон 2.Вельможи 3. Писцы 4.Земледельцы 5. Рабы Зарисуйте быт каждого сословия. | Развитие творческого воображения. | ||||||||||||||||||||||||
7. Религия древних египтян. | Создание проекта обучающимися «Презентации» боги древнего Египта» | Формирование творческой способности фантазировать с использованием интерактивных технологий. | ||||||||||||||||||||||||
8. Письменность и знания древних египтян | Создание совместно с обучающимися древнего алфавита и сравнение его с Египетским. | Совместная работа в группе позволяет раскрыть творческий потенциал обучающихся. | ||||||||||||||||||||||||
9. Повторение | Создание схемы фишбоун (рыбной кости) В центр ставиться проблема и пути ее решения: « Почему в Египте не все жители были свободными» | Формирование критического криативного мышления личности. |
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо так организовать работу учащихся, чтобы в процессе выполнения заданий шло не только усвоение материала, но и развивались творческие способности учащихся, накапливался опыт их практического применения.
Для формирования творческих способностей обучающихся на уроках истории в 5 классе необходимо использовать задания проблемного характера, которые способствуют развитию творческого мышления.
Заключение
Таким образом, необходимо, чтобы каждый человек, а особенно выпускник школы, владел элементами творческой деятельности, т.е. умел мыслить глубоко, самостоятельно ориентировался в сложных ситуациях, принимал нестандартные решения и т.д.
Одним из способов достижения этой цели является формирование творческого мышления учащихся в процессе изучения предмета истории через решения проблемных заданий, которые способствуют развитию творческого потенциала обучающегося.
Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества. Указанное понимание сущности исторического образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании истории.
Процесс развития творческих способностей на уроках истории должен быть непрерывным, проводиться не от случая к случаю, а систематически
[1] А.М. Кондаков стандарты второго поколения – М.: Просвещение 2010г, стр 5.
[2] Л.С. Выготский Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991г. стр 35.
[4] Л.С. Выготский Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991г. стр 35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История развития Робототехники на уроках истории. Статья
В статье рассказывается об истории развития Робототехники от фантастических идей философов Древней Греции до претворение в жизнь в современном мире....
Развитие УУД на уроках истории
Учитель истории МБОУ«Топкановская ООШ» Яцкина Г.В....
Развитие УУД на уроках истории.
В данной статье идет речь об изменениях в преподавании истории в связи с требованиями ФГОС второго поколения. Сегодня педагоги вынуждены отказаться от традиционных технологий и перейти на систем...
«Развитие речи на уроках истории и обществознания»
Проблема развития речи учащихся сегодня чрезвычайно актуальна. Уровень речевого развития значительного числа школьников явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невыразительн...
Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень»....
Статья "Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории"
Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории...
Выступление на конкурсе «Учитель года -2013» Тема методического объединения: «Духовно – нравственное развитие личности на уроках истории»
Тема методического объединения: «Духовно – нравственное развитие личности на уроках истории»...