«Использование арт-технологии для развития творческого потенциала личности на уроках искусства»
консультация по изобразительному искусству (изо) на тему
Мне на месте не сидится. Мне – бежится! Мне – кричится!
Мне играется, рисуется, лазается и танцуется!
Вертится, ногами дрыгается, ползается и подпрыгивается!
Мне кривляется, дурачится, улыбается и плачется!
Ёрзается и поётся, падается и встаётся!
Лично и со всеми к небу хочется взлететь!
Не сидится мне на месте… А чего на нём сидеть?!
(Р,Рождественский «Алёшкины мысли» )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_art-pedagogike.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Хакасия
ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и подготовки работников образования»
Кафедра образовательных технологий
Сценарий мастер-класса
Тема
«Использование арт-технологии для развития
творческого потенциала личности на уроках искусства»
Выполнила: Шерман Марина Викторовна,
учитель изобразительного
искусства, школа№25.
Абакан 2016
Мне на месте не сидится. Мне – бежится! Мне – кричится!
Мне играется, рисуется, лазается и танцуется!
Вертится, ногами дрыгается, ползается и подпрыгивается!
Мне кривляется, дурачится, улыбается и плачется!
Ёрзается и поётся, падается и встаётся!
Лично и со всеми к небу хочется взлететь!
Не сидится мне на месте… А чего на нём сидеть?!
(Р,Рождественский «Алёшкины мысли» )
Презентация педагогического опыта
Как вы думаете, коллеги, какую психологическую потребность ребёнка нам раскрывает автор стихотворения? Да, потребность в самовыражении, самоутверждении, эмоциональном насыщении, свободе, т.е. потребность быть творческой личностью.
В процессе творческого самовыражения на свет появляется нечто новое, в котором совершенно особым образом сочетаются внешний мир и мир внутренний, раскрывается индивидуальность и неповторимость личности. С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины своей души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира – мира противоречий, стрессов и переживаний. Именно эти вопросы помогает решать применение арт-технологии в процессе образования и воспитания.
У детей наблюдаются самые различные причины агрессии и стресса: проблемы в семье, детские страхи, обиды, перегрузки, резкий переход из условий детского сада в школьные условия. Термин «арт-терапия» дословно означает «лечение искусством». А в педагогике – это воздействие пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. С помощью различных игровых приёмов арт-технологии снимается напряжение и происходит творческое самовыражение ребёнка на основе своего мировоззрения, своих проблем, желаний, устремлений. В этом и есть терапевтический эффект.
Таким образом, арт-технология – это совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности.
Арт-педагогика имеет свои компоненты методики:
- Создание позитивной эмоциональной атмосферы и свободного проявления эмоций;
- Равноличностное общение, основанное на взаимном уважении;
- Диалоговая система общения, сведение к минимуму механистического воспроизведения материала;
- Работа со всеми информационными каналами ребёнка – аудио, кинестетическим, визуальным;
- Максимально возможный уход оценивания и критики результатов творческого труда;
- Активизация образно-ассоциативного (правополушарного) мышления.
Характеристика работы учителя
На своих уроках я реализую арт-технологию через ряд приёмов с использованием средств разной художественной выразительности. Например, «живая иллюстрация»: на уроке в 3 классе по теме «Твоя посуда» дети (группами) показывали предметы сервиза. Один мальчик показал чайник, другой – сахарницу, а три девочки присели, округлив руку – получились кружки. Движением тела можно выразить любой процесс в жизни человека и природы. Поэтому такие двигательные мини-зарисовки я использую на уроках чаще всего. (слайды с работами учащихся: «Заколдованный лес», «Море в определённом настроении», «Танец голубых стрекоз», «Образ сказочного героя в скульптуре», «Дом для героя сказки», «Несчастное дерево»).
Следующий приём, который как бы вытекает из предыдущего – театрализация. Это ролевые игры, диалоги заданных характеров, роли по образцу и театрализованные этюды с элементами импровизации. Их я применяю для формирования системы ценностей учеников на основе эмпатии, сотрудничества, сотворчества, они позволяют «прожить» тему урока с помощью эмоционального участия. (слайды: «Охота – рисунки пещерного человека», «Театральные маски», «Свадебное полотенце», «Сóроки», «Колядки», «Купальские забавы», «Радогощь – праздник урожая»).
Ещё один метод арт-терапии – работа с ассоциациями, образами, аналогиями. Для этого я использую ментальный экран учащихся. Чтобы «включить» его у детей, достаточно сказать: «Давайте закроем глаза и представим…». Надо ли перенести объект из сказки или самому попасть в волшебный мир, или оказаться «внутри» какого-то предмета или явления, соотнести себя с его сущностью – воображение ребёнка подскажет нужный образ. (слайды: «Цветок из волшебного сада», «Дом для моей семьи в будущем», «Сказочная роща», «Лес гномов на закате», «Страна облаков», «Зоопарк фантастических животных», «Сад деревьев Красоты»).
Следующий похожий приём: «Закончи сказку в рисунке». Этот метод позволяет мне использовать сказочную форму для интеграции личности. Он помогает ребёнку понять главные жизненные ценности, но ненавязчиво, без давления и нравоучений. Ученик обязательно проецирует на сказку свой опыт и сам же этот опыт достраивает. Терапевтический эффект – психологическая защищённость ребёнка. (слайды: «Волшебные зонтики твоих снов», «Зимний сказочный лес», «Дворец волшебной Феи Природы», «Город Мастеров и город Злых Духов», «Волна и Огонь», «Птица Радости»).
И ещё один приём арт-педагогики – изображение явления или предмета виде знака, символа. Здесь очень важным я считаю обязательную постановку эмоционально-отношенческих задач (добро-зло, радость-грусть, счастливый-несчастный, слабый-сильный). Я развиваю способность целенаправленного формирования образа. Каждый знак, его цвет, узор, форма, должны иметь эмоциональную окрашенность, нести оценочное суждение ребёнка. (слайды: «Украшение зеркала для доброй или злой Царевны», «Щит богатыря-защитника или воина-разрушителя», «Корабли пиратов и мирных купцов», «Грим для роли доброго или злого Волшебника»).
Обобщение опыта работы по развитию эмоциональной сферы школьников при формировании навственно-эстетической позиции личности было представлено мною на конкурс педагогических достижений, где моя работа была оценена как лучшая в номинации «Воспитание» (2006 г.). В ней я подробно описала методы, принципы и результаты использования Педагогики творчества на уроках изобразительного искусства. Дополнив своё обобщение опыта результатами примения арт-педагогики, я отправила работу в Москву, на Всероссийский конкурс «Педагогические инновации – 2009», где была удостоена медали Яноша Корчака.
Я считаю, что применение методов арт-технологии – это будущее системы образования и воспитания, т.к. её приёмы одинаково успешно работают при изучении любой школьной дисциплины. И, уж конечно, трудно переоценить значение арт-педагогики в работе над здоровьесбережением учащихся. Использование арт-технологических приёмов позволяет детям сосредоточиться, снять напряжение, адаптироваться в социуме, поднять самооценку и более полно реализовать возможности личностного развития.
Имитационная игра
Сейчас я предлагаю вашему вниманию фрагмент урока для 2 класса по теме «Выражение настроения при изображении природы». Я, как учитель, наглядно продемонстрирую некоторые приёмы арт-педагогики, а вы, как ученики, сможете испытать их на себе.
(Звучит тихая музыка К.Дебюсси «Лунная дорожка»)
Добрый день, ребята, присаживаетесь. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесную страну – страну Настроений… Давайте закроем глаза и представим себе это прекрасное место: смена настроения человека или природы там постоянно изменяет цвет неба, травы, воды, воздуха… Природа сверкает разными цветами, словно огромная волшебная радуга…
(Выключаю музыку)
- Откройте глаза, мы снова оказались в классе. Давайте вспомним, какое настроение бывает у человека? (Составление кластера к слову «человек», в виде солнышка с лучами)
- Скажите, ребята, а какое состояние, настроение бывает у природы? (Составление кластера к слову «природа»)
ЧЕЛОВЕК: ПРИРОДА:
Весёлое солнечное
Грустное хмурое
Задумчивое ясное
Тревожное буйное
Удивлённое шумное
Печальное грозное
Беспокойное спокойное
Сердитое радостное
Теперь давайте сравним два рисунка и посмотрим, есть ли совпадения настроений человека и природы? Получается, что природа, как и человек, живая; она тоже может радоваться и грустить, сердиться и тревожиться. Художники, которые всегда учатся у природы, внимательно наблюдают за её настроением, чтобы потом это выразить в своих картинах. (Открываю доску с 3 картинами, изображающими море)
Скажите, ребята, настроение у моря в этих картинах одинаковое или разное? (разное)
На первой картине море изображено в каком состоянии? (спокойном, тихом, задумчивом)
На второй картине как изменилось у моря настроение? (оно печальное, тревожное, грустное, хмурое)
А что вы можете сказать о море на третьей картине? (здесь шторм, буря, море грозное, буйное, сердитое, страшное)
Ребята, а как вы догадались, что на картинах у моря разное настроение?
Правильно, на первой картине краски светлые, ясные, нет волн, облака в воде купаются. На второй картине краски тёмные, серые, на воде тревожная рябь, на берегу – острые скалы, как зубы дракона. На третьей – огромные страшные волны словно хотят проглотить лодку с рыбаками, много тёмного цвета, грозовое небо.
Вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем рисовать море. Но не простое, а… море из фантастической страны настроений.
Мы с вами настоящие волшебники и уже давно умеем превращаться во что захотим. Давайте сейчас каждый представит, что он – море… Какое вы море: тихое или бурное, спокойное или весёлое – это решаете сами. Если на вашем море есть большие волны или маленькие волночки – можно показать их руками, головой, движением тела. Итак, тихонько встали, закрыли глаза и… превратились в море со своим настроением (этюд 2-3 минуты).
Открыли глаза… В какой волшебной стране я только что побывала! Спасибо вам большое, ребята, садитесь.
А теперь, давайте попробуем нарисовать море, в которое вы только что превращались (в конце урока дети выходят на выставку группами, согласно настроению моря на их рисунке).
Моделирование
Спасибо, коллеги, что помогли мне проиграть этот фрагмент урока. А теперь вам самим предстоит спроектировать модель урока с применением приёмов арт-педагогики. Я советую вам разделиться на три группы и предлагаю тему: «Эскиз грима для исполнения роли доброго или злого Волшебника» (3 класс, 3 четверть).
После завершения работы в группах, обсуждение трёх авторских моделей уроков.
Рефлексия
Дорогие коллеги, я сейчас каждому дам три полоски разного цвета, на которых вы напишите свои отзывы о нашей сегодняшней работе:
На красной – какие ожидания были у вас от мастер-класса;
На жёлтой – с каким настроением вы сегодня сюда пришли;
На зелёной – ваши взгляды на результат (оправдались ли ожидания, изменилось ли настроение и в какую сторону, каковы впечатления от мастер-класса).
Спасибо за внимание и за интересную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала личности на уроках истории
Развитие творческих способностей...
Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства
С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благопри...
Применение ТРИЗ для развития творческого потенциала личности на уроках математики
В последнее время с высокими темпами адаптируется применение ТРИЗ (теории решения изобретательных задач Г.С. Альтшулера) в образовании, которое получила название ТРИЗ- педагогики.Включение в образоват...
«Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства»
С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благопри...
Доклад на тему: «Развитие духовно-нравственного и творческого потенциала личности на уроках музыки».
В современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности....
«Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства»
С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благопри...
Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии
На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...