«Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благоприятные условия для творческого самовыражения ребенка. В процессе творческого вдохновения на свет появляется нечто новое, в котором совершенно особым образом раскрывается индивидуальность и неповторимость личности. Именно эти вопросы я решаю на своих уроках изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_master-klassa.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ «№25» г. Абакана
Сценарий мастер-класса
Тема
«Развитие творческого потенциала личности
на уроках искусства»
Выполнила: Власова Светлана Анатольевна,
учитель изобразительного искусства
2014г.
Презентация педагогического опыта
С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благоприятные условия для творческого самовыражения ребенка. В процессе творческого вдохновения на свет появляется нечто новое, в котором совершенно особым образом раскрывается индивидуальность и неповторимость личности. Именно эти вопросы я решаю на своих уроках изобразительного искусства.
Я работаю по программе Б.М.Неменского, которая предоставляет простор для педагогического творчества учителя и реализует следующие принципы и методы развивающего обучения:
- метод широких ассоциаций (использование литературного слова, репродукций картин художников и фотографий природы, театральные этюды);
- метод выбора в системе ограничений (свобода выбора творческой идеи во время практического задания);
-принципы освоения вживания, переживания и художественного уподобления (чувствам героев сказки).
Ещё я использую методы театральной педагогики, например, работа с «ментальным экраном» учащихся. Чтобы его «включить», достаточно сказать: «Давайте закроем глаза и представим…». Надо ли ученику в своем творческом воображении попасть в волшебный мир, или оказаться «внутри» какого-то волшебного явления – фантазия ребёнка подскажет нужный образ. Этот метод позволяет мне использовать сказочную форму для интеграции личности. Он помогает ребёнку понять главные жизненные ценности, но ненавязчиво, без давления и нравоучений. Ученик обязательно проецирует на сказку свой опыт, что помогает ему почувствовать себя психологически защищённым.
Таким образом, на уроке выполняется главное требование к занятию по искусству: единство восприятия и созидания, мысли и чувства.
Итак, можно выделить основные компоненты методики, способствующие развитию творческого потенциала личности ребенка:
• Создание позитивной эмоциональной атмосферы для свободного проявления эмоций;
• Равноличностное общение, основанное на взаимном уважении;
• Диалоговая система общения, сведение к минимуму механистического воспроизведения материала;
• Работа со всеми информационными каналами ребёнка – аудио, кинестетическим, визуальным;
• Максимально возможный уход от критики результатов творческого труда;
• Активизация образно-ассоциативного (правополушарного) мышления.
Все это позволяет детям быстрее сосредоточиться, снять эмоциональное напряжение, адаптироваться в социуме, поднять самооценку и более полно реализовать творческие возможности личностного развития.
Я предлагаю вашему вниманию фрагмент урока для 2 класса по теме «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета» (в рамках темы четверти «Как говорит искусство»). Практическая работа – сказочное изображение на тему сказки «Волна и Огонь». На данном уроке реализуются три главных задачи:
- воспитательная (приобщение к нравственно-эстетическим ценностям общечеловеческой культуры);
- развивающая (развитие творческих способностей и воображения учащихся);
- обучающая (запоминание теплых и холодных цветов, их способность усиливать звучание друг друга в рисунке).
Имитационная игра
Сейчас я, как учитель, наглядно продемонстрирую некоторые педагогические приёмы, а вы, как ученики, сможете испытать их на себе.
Добрый день, ребята, присаживаетесь. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесную страну – страну Цвета и Света… Давайте закроем глаза и представим себе это прекрасное место: там постоянно изменяется цвет неба, травы, воды, воздуха… Природа сверкает разными цветами, словно огромная волшебная радуга…
Откройте глаза, мы снова оказались в классе. Давайте вспомним, какие цвета бывают в природе летом и ранней теплой осенью? (Беру мел, записываю в первый столбик)
красный синий
желтый белый
оранжевый голубой
зеленый бирюзовый
бордовый фиолетовый
коричневый серый
Скажите, ребята, а какие цвета бывают в природе холодной зимой? (записываю во второй столбик).
Теперь давайте сравним два столбика и посмотрим, одинаково ли эти две группы цветов воздействуют на человека ? Своим выражением лица вы мне показываете, какое настроение вызывает у вас цвет (показываю несколько кружков из цветной бумаги и прямо на них рисую маркером маску-настроение).
Получается, что первая группа цветов вызывает у нас радость и бодрость, а вторая – задумчивость и грусть. Вот так и в природе: летом все оживает, радуется, жизнь кипит, а зимой – замирает, засыпает, жизнь словно замедляется. Поэтому первую группу цветов называют «ТЕПЛЫЕ», а вторую группу цветов – «ХОЛОДНЫЕ».
(На мультимедиа – фотографии природы) Холодные цвета мы встречаем не только зимой. Это и поздний вечер, и морская волна, и грозовое небо. То же самое мы можем сказать и о теплых цветах: это и яркие цветы, и осенняя листва, и ночной костер.
Скажите, ребята, а будут ли яркими и выразительными картины, написанные только холодными или только теплыми цветами? Наверное, не очень…(на мультимедиа – репродукции картин художников в стиле «фэнтези») Поэтому художники стараются в своих картинах использовать и теплые, и холодные цвета, создавая гармонию.
Мы не случайно сейчас остановились на картинах, изображающих фантазию художников. Вы сегодня тоже будете рисовать волшебную сказку…(читаю сказку).
В своей работе вы будете использовать и теплые, и холодные цвета, которые вам подскажет ваше воображение. Ну и, конечно, не забывайте, что все мы учимся у природы, она – лучший художник (на мультимедиа остаются фотографии природы).
Рефлексия
Дорогие коллеги, я сейчас каждому дам три полоски разного цвета, на которых вы напишите свои отзывы о нашей сегодняшней работе:
На красной – какие ожидания были у вас от мастер-класса;
На жёлтой – с каким настроением вы сегодня сюда пришли;
На зелёной – ваши взгляды на результат (оправдались ли ожидания, изменилось ли настроение и в какую сторону, каковы впечатления от мастер-класса). Спасибо за внимание и интересную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...
«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...
Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства
С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благопри...
Развитие творческой личности на уроках искусства.
Роль уроков изобразительного искусства в развитии творческой личности ребенка....
«Использование арт-технологии для развития творческого потенциала личности на уроках искусства»
Мне на месте не сидится. Мне – бежится! Мне – кричится!Мне играется, рисуется, лазается и танцуется!Вертится, ногами дрыгается, ползается и подпрыгивается!Мне кривляется, дурачится, улыбается и плачет...
«Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства»
С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благопри...
Презентация для учителей технологии, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья: "Развитие творческого потенциала на уроках технологии у обучающихся с ОВЗ".
Цель данной публикации - поделиться творческими идеями обучающихся с ОВЗ на уроках технологии в 5-7 классах. Данные идеи были реализованы учащимися в виде творческих проектов....