Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Власова Светлана Анатольевна

С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благоприятные условия для творческого самовыражения ребенка. В процессе творческого вдохновения на свет появляется нечто новое, в котором совершенно особым образом раскрывается индивидуальность и неповторимость личности. Именно эти вопросы я решаю на своих уроках изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_master-klassa.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ «№25» г. Абакана

Сценарий мастер-класса

Тема

«Развитие творческого потенциала личности

на уроках искусства»

Выполнила: Власова Светлана Анатольевна,

               учитель изобразительного искусства

2014г.

Презентация педагогического опыта

С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благоприятные условия для творческого самовыражения ребенка. В процессе творческого вдохновения на свет появляется нечто новое, в котором совершенно особым образом раскрывается индивидуальность и неповторимость личности. Именно эти вопросы я решаю на своих уроках изобразительного искусства.

       Я работаю по программе Б.М.Неменского, которая предоставляет простор для педагогического творчества учителя и реализует следующие принципы и методы развивающего обучения:

- метод широких ассоциаций (использование литературного слова, репродукций картин художников и фотографий природы, театральные этюды);

- метод выбора в системе ограничений (свобода выбора творческой идеи во время практического задания);

-принципы освоения вживания, переживания и художественного уподобления (чувствам героев сказки).

         Ещё я использую методы театральной педагогики, например, работа с «ментальным экраном» учащихся.  Чтобы его «включить», достаточно сказать: «Давайте закроем глаза и представим…». Надо ли ученику в своем творческом воображении                                                  попасть в волшебный мир, или оказаться «внутри» какого-то волшебного явления – фантазия ребёнка подскажет нужный образ. Этот метод позволяет мне использовать сказочную форму для интеграции личности. Он помогает ребёнку понять главные жизненные ценности, но ненавязчиво, без давления и нравоучений. Ученик обязательно проецирует на сказку свой опыт, что помогает ему почувствовать себя психологически защищённым.

Таким образом, на уроке выполняется главное требование к занятию по искусству: единство восприятия и созидания, мысли и чувства.

Итак, можно выделить основные компоненты методики, способствующие развитию творческого потенциала личности ребенка:

•        Создание позитивной эмоциональной атмосферы для свободного проявления эмоций;

•        Равноличностное общение, основанное на взаимном уважении;

•        Диалоговая система общения, сведение к минимуму механистического воспроизведения материала;

•        Работа со всеми информационными каналами ребёнка – аудио, кинестетическим, визуальным;

•        Максимально возможный уход от критики результатов творческого труда;

•        Активизация образно-ассоциативного (правополушарного) мышления.

 Все это позволяет детям быстрее сосредоточиться, снять эмоциональное напряжение, адаптироваться в социуме, поднять самооценку и более полно реализовать творческие возможности личностного развития.

Я предлагаю вашему вниманию фрагмент урока для 2 класса по теме «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета» (в рамках темы четверти «Как говорит искусство»). Практическая работа – сказочное изображение на тему сказки «Волна и Огонь». На данном уроке реализуются три главных задачи:

- воспитательная (приобщение к нравственно-эстетическим  ценностям общечеловеческой культуры);

- развивающая (развитие творческих способностей и воображения учащихся);  

- обучающая (запоминание теплых и холодных цветов, их способность усиливать звучание друг друга в рисунке).

Имитационная игра

Сейчас я, как учитель, наглядно продемонстрирую некоторые педагогические приёмы, а вы, как ученики, сможете испытать их на себе.

Добрый день, ребята, присаживаетесь. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесную страну – страну Цвета и Света… Давайте закроем глаза и представим себе это прекрасное место: там постоянно изменяется цвет неба, травы, воды, воздуха… Природа сверкает разными цветами, словно огромная волшебная  радуга…

Откройте глаза, мы снова оказались в классе. Давайте вспомним, какие цвета бывают в природе летом и ранней теплой осенью? (Беру мел, записываю в первый столбик)  

красный                                                                                     синий

желтый                                                                                      белый

оранжевый                                                                                голубой

зеленый                                                                                     бирюзовый

бордовый                                                                                   фиолетовый

коричневый                                                                               серый

Скажите, ребята, а какие цвета бывают в природе холодной зимой? (записываю во второй столбик).

Теперь давайте сравним два столбика и посмотрим, одинаково ли эти две группы цветов воздействуют на человека ? Своим выражением лица вы мне показываете, какое настроение вызывает у вас цвет (показываю несколько кружков из цветной бумаги и прямо на них рисую маркером маску-настроение).

Получается, что первая группа цветов вызывает у нас радость и бодрость, а вторая – задумчивость и грусть. Вот так и в природе: летом все оживает, радуется, жизнь кипит, а зимой – замирает, засыпает, жизнь словно замедляется. Поэтому первую группу цветов называют «ТЕПЛЫЕ», а вторую группу цветов – «ХОЛОДНЫЕ».

 (На мультимедиа – фотографии природы) Холодные цвета мы встречаем не только зимой. Это и поздний вечер, и морская волна, и грозовое небо. То же самое мы можем сказать и о теплых цветах: это и яркие цветы, и осенняя листва, и ночной костер.

Скажите, ребята, а будут ли яркими и выразительными картины, написанные только холодными или только теплыми цветами? Наверное, не очень…(на мультимедиа – репродукции картин художников в стиле «фэнтези»)  Поэтому художники стараются в своих картинах использовать и теплые, и холодные цвета, создавая  гармонию.

          Мы не случайно сейчас остановились на картинах, изображающих фантазию художников. Вы сегодня тоже будете рисовать волшебную сказку…(читаю сказку).

         В своей работе вы будете использовать и теплые, и холодные цвета, которые вам подскажет ваше воображение. Ну и, конечно, не забывайте, что все мы учимся у природы, она – лучший художник (на мультимедиа остаются фотографии природы).

        

Рефлексия

Дорогие коллеги, я сейчас каждому дам три полоски разного цвета, на которых вы напишите свои отзывы о нашей сегодняшней работе:

На красной – какие ожидания были у вас от мастер-класса;

На жёлтой – с каким настроением вы сегодня сюда пришли;

На зелёной – ваши взгляды на результат (оправдались ли ожидания, изменилось ли настроение и  в какую сторону, каковы впечатления от мастер-класса). Спасибо за внимание и интересную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Развитие творческой личности на уроках искусства.

Роль уроков изобразительного искусства в развитии творческой личности ребенка....

«Использование арт-технологии для развития творческого потенциала личности на уроках искусства»

Мне на месте не сидится. Мне – бежится! Мне – кричится!Мне играется, рисуется, лазается и танцуется!Вертится, ногами дрыгается, ползается и подпрыгивается!Мне кривляется, дурачится, улыбается и плачет...

«Развитие творческого потенциала личности на уроках искусства»

С помощью искусства ребёнок, в первую очередь, познаёт самого себя, глубины собственной души и, конечно, стремится к познанию окружающего мира. Творчеству нельзя научить, можно только создать благопри...

Презентация для учителей технологии, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья: "Развитие творческого потенциала на уроках технологии у обучающихся с ОВЗ".

Цель данной публикации - поделиться творческими идеями обучающихся с ОВЗ на уроках технологии в 5-7 классах. Данные идеи были реализованы учащимися в виде творческих проектов....

Развитие творческого потенциала на уроках трудового обучения

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким д...