Статья "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МАСТЕР-КЛАСС - СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ"
статья по технологии
На примере интеграции учебных дисциплин «Биология» и «Технология» рассмотрена методика проведения мастер-классов на базе общеобразовательной школы для предметных занятий и внеурочных мероприятий для детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 679.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Есина Татьяна Владимировна
Угринович Татьяна Леонидовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №17
г. Иркутск
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МАСТЕР-КЛАСС - СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Аннотация: На примере интеграции учебных дисциплин «Биология» и «Технология» рассмотрена методика проведения мастер-классов на базе общеобразовательной школы для предметных занятий и внеурочных мероприятий для детей и взрослых.
Ключевые слова: мастер-класс, интеграция, практико-ориентированное обучение, творческая деятельность, бинарное обучение, интерактивная форма обучения.
С 2013 года администрацией города Иркутска и департаментом образования реализуется творческо–методическая инициатива «Неформальные каникулы». Она являются частью общегородского проекта «Иркутск – обучающийся город», который направлен на привлечение горожан к новым формам образования.
Вузы, научно-исследовательские институты, образовательные учреждения, различные экологические и краеведческие организации, библиотеки, музеи, театры, дома творчества принимают участие в этом проекте. Они включают в программу «Неформальных каникул» мастер-классы, спортивные тренировки, квесты, семинары, лекции и консультации не только для детей и молодежи, но и для взрослого населения, не ограничивая возраст участников.
Наша образовательная организация вот уже несколько лет участвует в этом проекте, приглашая всех желающих на свои мероприятия. Одной из наиболее интересных форм проведения таких мероприятий является интегрированный мастер-класс, в ходе, которого одновременно работают в паре два учителя-предметника.
Мастер-класс - это интерактивная форма обучения и обмена опытом, совершенствования практического мастерства. В ходе мастер-класса педагоги демонстрирует свою креативность и профессионализм, делятся своими методическими изюминками, выступают в роли и партнеров и консультантов.
Мастер-класс – это практико-ориентированная форма организации образовательного процесса. Она позволяет организовать учебную работу в форме практической активной творческой деятельности под контролем педагогов. В ходе мастер-класса поощряется диалог, общение, взаимопомощь, активное слушание, состязательные элементы.
Интеграция в проведении мастер-классов позволяет устанавливать устойчивые связи между учебными дисциплинами, способствует развитию системного мировоззрения, прививает любовь к прекрасному, призывает беречь природу.
Нами были проведены яркие и запоминающие мастер-классы. Один из них «Приглашаем в Микополис». В ходе проведения мастер-класса, его участники совершили путешествие в грибное царство, познакомились с основными признаками и классификацией грибов, рассмотрели с помощью микроскопа мицелий плесневых грибов, узнали в каких отраслях промышленности активно используется плесень, научились распознавать съедобные и ядовитые грибы, затем смастерили модели разных представителей «Микополиса», применив технику работы с бумагой - квиллинг. В результате кропотливой и творческой коллективной работы появилась оформленная грибная полянка.
Рисунок 1 – Фотографии мастер-класса «Приглашаем в Микополис»
Следующее бинарное мероприятие было посвящено изучению чешуекрылых насекомых – бабочек, оно назвалось «Тайны и секреты, бабочек кокеток». Для проведения мастер-класса также использовали оптические приборы, чтобы наши исследователи смогли убедиться в том, что крыло бабочки имеет сложное архитектурное строение и покрыто тончайшими и хрупкими чешуйками. В ходе проведенного лабораторного исследования участники мастер-класса выяснили особенности строения насекомых на примере бабочек, узнали особенности жизнедеятельности, познакомились с основными циклами развития, значением их в природе. Для закрепления полученных знаний было предложено создать подвижные модели бабочек, занесённых в Красную книгу Иркутской области.
Рисунок 2 – Фотографии мастер-класса «Тайны и секреты, бабочек кокеток»
Еще один интегрированный мастер-класс назывался «Ловись, рыбка! Большая и маленькая».
Разновозрастные участники с удовольствием обобщили знания по разделу зоологии «Класс рыбы», а затем выполнили практическую работу и заполнили импровизированный аквариум макетами костных и хрящевых рыб, выполненных в технике оригами.
Рисунок 3 – Фотографии мастер-класса «Ловись, рыбка! Большая и маленькая»
Нами замечено, что популярность мастер-классов возрастает стремительными темпами, думаем, главная причина заключена в сочетание увлеченности и пользы. Мастер-класс даёт возможность подарить и ребенку и взрослому самые яркие и положительные эмоции и при этом, это возможность получить какой-то новый опыт в жизни, приобрести новые навыки.
Проведенные нами интегрированные мастер-классы позволяют не только передавать и обмениваться опытом, но и дают возможность посредством активной деятельности участников, широкой наглядности, образности, быстрой смены учебной деятельности, тесного взаимодействия с участниками, получать немедленный результат.
Такая форма обучения и воспитания является жизненной необходимостью для педагога, который не стоит на месте, ищет новые для себя формы и методы работы.
Использованная литература
- Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества / сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 277с. - ISBN: 978-5-7057-3450-4
- Русских Г. А. Мастер-класс - технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. 2002, № 1. - С. 38.
- Формы профессионального обучения педагогов : мастер-классы, технологические приемы / авт.-сост. Т. В. Хуртова. - Волгоград: Учитель. 2008. - 206, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (В помощь администрации школы).; ISBN 978-5-7057-1485-8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-600531-1425132378.jpg)
«Мастер-класс как современная форма методической работы»
На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/04/picture-647283-1441314619.jpg)
"Мастер-класс, как современная форма методической работы педагога дополнительного образования "
С целью обобщения и распространения педагогического опыта предлагаю познакомиться с программой по самообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/27/picture-713842-1640589818.jpg)
Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.
Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-818407-1474375385.jpg)
Мастер-класс в рамках Декады дополнительного образования 18.05.2012 г.
Цель мастер-класса по теме: "Изготовление элементов модели одежды из нетрадиционных материалов" - развитие творческой инициативы ребенка, мотивации к занятиям посредством освоения приемов изготовления...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/23/picture-612166-1427120301.jpg)
Мастер-класс, как современная форма передачи опыта в условиях реализации ФГОС
Данная разработка поможет правильно подготовиться учителю к мастер-классу...
Мастер - класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"
Данный материал раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования...
Мастер класс "Применение современных технологий обучения и воспитания детей в дополнительном образовании"
Мастер-класс«Применение современных технологий обучения и воспитания детей в дополнительном образовании»...