Мастер-класс, как современная форма передачи опыта в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал на тему
Данная разработка поможет правильно подготовиться учителю к мастер-классу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №29
имени М.Т. Калашникова»
Мастер – класс,
как современная форма передачи опыта в условиях реализации ФГОС.
Герасимова Надежда Владимировна,
учитель физической культуры,
высшая квалификационная категория
г. Севастополь
Согласно Концепции постоянного образования и самообразования педагога новой формации, разработанной Министерством образования и науки РФ, предполагает, что в современной школе должен работать учитель новой образца – профессионал, исследователь, творец. Это возможно только в условиях постоянного саморазвития, самосовершенствования, повышения своего педагогического мастерства.
Среди многообразия методических форм данного процесса большую популярность приобретают мастер – классы. Основной целью которых является обмен педагогическим мастерством со своими коллегами. То есть мастер – класс – это передача действующей технологии.
Основной принцип мастер-класса – я знаю, как это делать, и я научу вас. В научной литературе масса определений мастер-класса. И все они в той или иной степени определяют саму сущность данного процесса. Приведу некоторые из них.
Мастер-класс - оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности.
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
Мастер-класс - это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Технология подготовки и проведения мастер-класса.
Цель – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором:
- Приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика;
- Формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно- экспериментальной работы.
Задачи мастер-класса:
- передача учителем-мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
В ходе мастер-класса участники:
- изучают разработки по теме мастер-класса;
- участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
На мой взгляд одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является мастер-класс. Очень часто в педагогических кругах под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога. Выше я приводила несколько определений данного понятия, задачи мастер-класса и обобщая всю эту информацию, можно выделить наиболее важные особенности мастер-класса:
- Новый подход к процессу обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
- Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
- Создание условий для включения всех в активную деятельность;
- Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывания различной ситуации;
- Приемы, раскрывающие творческий потенциал как мастера, так и участников мастер-класса;
- Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
- Предоставление возможности каждому участнику выразить своё отношение к предлагаемому методическому материалу;
- Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
При подготовке мастер-класса надо обратить внимание, что в ходе проведения его главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то метод, технология, методика или приём. Позитивным результатом мастер-класса можно будет считать только тот результат, который будет выражать овладение участниками новых творческих способов решения педагогической проблемы, формирование мотивации к саморазвитию, самообучению, самосовершенствованию.
Модель проведения мастер-класса
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
Подготовительный. Постановка целей и задач. | Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия | Включаются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Основной. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. | Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приёмов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих приёмов с комментариями. | Выполняют задания в соответствии обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
Заключительный. Афиширование-представление выполненных работ. Анализ ситуации по критериям: - овладение общими способами деятельности; - развитие способности к рефлексии; - развитие коммуникативной культуры Заключительное слово. | Организует обмен мнениями присутствующих, даёт оценку происходящему. | Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе. |
Алгоритм технологии мастер-класса
- Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
- Кратко характеризует основные идеи технологии;
- Описывает достижения в работе;
- Доказывает результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
- Определяет проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
- Представление системы учебных занятий:
- Описывает систему учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
- Определяет основные приёмы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
- Проведение имитационной игры:
- Учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрирую приёмы эффективной работы с учащимися;
- Слушатели одновременно играют две роли: учащиеся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
- Моделирование:
- Учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
- Мастер выполняет работу консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
- Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.
- Рефлексия:
- Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной деятельности является модель занятия, которую разработал «учитель-ученик» под руководством учителя-мастера с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Таким образом, учитель-мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение учителя-мастера проектировать успешную деятельность школьников, создаёт условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
Таблица анализа мастер-класса.
Оценивание:
0 – не реализовано
1 – была попытка реализовать
2 – реализовано
3 – удачная находка
4 – вызывает желание сделать также.
Критерии | Кол-во баллов | Примечание |
Актуальность темы | ||
Точная формулировка цели | ||
Конкретность в постановке задач | ||
Хорошо продуманное содержание | ||
Оформление | ||
Умение владеть вниманием аудитории | ||
Максимальное вовлечение участников | ||
Уровень педагогического мастерства | ||
Доступность показанного приёма | ||
Творчество | ||
Выполнение поставленных задач | ||
Рефлексивная деятельность | ||
Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов) | ||
Итого |
__________________________________________________________________
Примерная программа мастер-класса
Ф.И.О. ______________________________________________________
Тема: _______________________________________________________
Цель проведения: _____________________________________________
Ожидаемый результат: ________________________________________
№ п/п | Содержание деятельности | Результат (работа со слушателями) |
1 | ||
2 | ||
3 |
___________________________
Используемая литература:
Н.А. Ширшина, «Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС.» - Волгоград: Учитель, 2014 – 277с.
Ярулов А.Р. «Формирование культуры познавательной компетенции школьников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...
Мастер-класс на тему «Возможности использования интерактивных комплексов в условиях реализации ФГОС НОО»
Вашему вниманию предлагаются некоторые приемы использования интерактивной доски в условиях реализации ФГОС НОО. Представленные материалы, выполненны в программе Activ Inspire и предназначены для учите...
Мастер-класс « Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС».
Материал выступления на областном семинаре по теме: " Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС"....
Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС
Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...
Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.
Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС....
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...