"Мастер-класс, как современная форма методической работы педагога дополнительного образования "
методическая разработка по теме
С целью обобщения и распространения педагогического опыта предлагаю познакомиться с программой по самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
demidova_e.s._iz_opyta_raboty._programma_samoobrazovaniya.docx | 38.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа самообразования
«Мастер-класс, как современная форма методической работы педагога дополнительного образования»
Автор: Демидова Елена Станиславовна, педагог дополнительного образования, 1-й квалификационной категории, педагогический стаж 20 лет. Руководитель творческого объединения «Аленький цветочек» (лепка из глины) с 1995 года. Место работы: МОУ ДОД Подростковый центр, п. Пильна, Пильнинский район, Нижегородской области.
Основой повышения профессиональной квалификации, средством активизации познавательно-практической деятельности современного педагога дополнительного образования является работа по его самообразованию. Предлагаю вашему вниманию свою программу самообразования, возможно, она поможет моим коллегам не только пополнить копилку их знаний, но и подскажет направление поиска эффективных, приоритетных для них приемов работы с учащимися и их родителями, коллегами, общественностью, как это удалось мне.
Пояснительная записка
Среди различных видов изобразительной деятельности дети разных возрастов и образовательных потребностей особо выделяют лепку из глины и отдают ей предпочтение, как наиболее любимой и занимательной. Возможность создания своими руками игрушек, реализация своих личностных качеств и демонстрация своих способностей вызывает большой интерес, как у детей, так и заинтересованных лиц (родителей, учителей, воспитателей, общественности).
Отечественными педагогами-классиками Л.С.Выготским, Н.И.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Н.Б.Халезовой, В.С.Мухиной, Г.Г.Григорьевой, было доказано, что приобщение детей к художественной культуре средствами изобразительного творчества таит в себе широкие возможности. Чем чаще ребенок занимается лепкой, тем активнее у него развиваются общие и художественные способности.
Занятия лепкой, являются важным фактором формирования творческой личности, фактором познания и преобразования окружающего мира. Считается, что лучшим материалом для обучения является – «живая», природная, экологически чистая глина, обладающая высокохудожественными свойствами.
На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм обучения и распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс, что и легло в основу создания данной программы.
Цель: активизация познавательно-практической деятельности педагога; распространение личного педагогического опыта.
Задачи:
- расширить границы художественного образовательного пространства;
- раскрыть образовательный, коррекционно-развивающий потенциал занятий лепкой, как источника развития важнейших качеств личности – инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения;
- обогащать социальный опыт и умение взаимодействовать в специально организованной деятельности.
Принципы организации и проведения мастер-класса:
Принцип «Я знаю, как это делать. Я научу вас» Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «Мастер-ученик» являются необходимыми. Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому ученику – вот характерные черты мастер-класса.
Принцип эстетизации. Большее внимание особенно в детском возрасте, следует уделять формированию потребности заниматься рукотворчеством, создавать красивые поделки; дарить радость окружающим; создавать вокруг красивое пространство. Впоследствии, став взрослым, они всегда будут стремиться к красоте. Создание красивого, диктуется поисками радости, а без этого человек не может существовать.
Принцип событийного подхода к развитию творчества. Мастер-класс – это «активное социальное взаимодействие мастера и учеников в сфере их совместного бытия (со-бытия). Результатом является духовное взаимообогащение, взаиморазвитие мастера и ученика» (И.А. Павловская). Мастер-класс – это заранее спланированное событие, вызывающее яркое эмоциональное отношение к происходящему, это встреча, надолго остающаяся в памяти. Событийный подход, являясь неотъемлемой органической частью воспитательного процесса, позволяет оказывать влияние на становление и развитие личности.
Принцип учета возрастных особенностей. Выбор темы, методов и приемов, средств обучения должны быть адекватны возрастным возможностям участников мастер-класса и собственно объекту изучения.
Предполагаемый результат:
- изучение передового опыта в области декоративно-прикладного творчества;
- совершенствование педагогического мастерства;
- повышение общего культурного уровня;
- формирование коллектива единомышленников;
- демонстрация собственного опыта обучения и воспитания на учрежденческом, районном, региональном уровнях;
- формирование у участников мастер-класса основ художественной культуры, умения находить выразительные средства для воплощения образов в лепке из глины;
- обогащение социального опыта, умения доброжелательно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности с Мастером.
План индивидуальной работы на 2013-2016гг
Этапы | Содержание работы | Форма представления результатов | Сроки |
Первый год работы над темой | |||
1.Диагностико-прогностический | 1.Анализ и постановка проблемы. 2.Изучение материала по проблеме. 3.Определение цели и задач программы. 4.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 5.Прогнозирование результатов. | 1. Консультация с методистом ИДК, заместителем директора ПЦ по методической работе. 2. Выступление на РМО заместителей директоров по воспитательной работе. 3.Индивидуальные консультации с педагогами-организаторами, классными руководителями, методистами ДОУ, общественными организаторами. 4. Работа с интернет-ресурсами. 5. Работа с методической, научно-публицистической литературой. | Август-октябрь 2013 года В течение года |
2.Практический. Подготовительный
| 1.Внедрение передового практического опыта. 2.Формирование методического комплекса. | 1.Организация и проведение мастер-класса для педагогов подросткового центра. 2. Мастер-классы для учащихся школ поселка и района. 3. Мастер – классы в рамках: -Всероссийской Акция «Добровольцы детям» (для педагогов и воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Родник»); - Дня поселка; -Международной православной выставки «Широкая масленица» (г.Нижний Новгород). 4. Мастер-класс в рамках зонального конкурса «Вожатый года». | Ноябрь 2014г. 1-2 раза в четверть;кани-кулы. В течение года по запросу |
Второй год работы над темой | |||
3.Практический. Основной | 1.Внедрение передового практического опыта. 2.Формирование методического комплекса 3.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4.Корректировка работы. | 1.Выступление на заседаниях педагогического совета Подросткового центра, ОУ района. 2. Индивидуальные консультации. 3. Мастер-классы для учащихся и воспитанников ОУ поселка и района. 4. Мастер-классы для педагогов ОУ поселка и района. 5. Мастер-классы в рамках праздников и мероприятий на районном, региональном, всероссийском уровнях. 6. Мастер-класс для учащихся Воскресной школы. | Октябрь–декабрь 2014г. В течение года. 1-2 раза в четверть;кани-кулы Март 2015г. В течение года по запросу Один раз в месяц |
Третий год работы над темой | |||
4.Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы по теме. 3.Представление материалов (методические разработки, презентации, реклама). | 1.Выступление на заседании РМО заместителей директоров, на заседании педагогического совета ПЦ. 2.Участие в областном конкурсе методических разработок. | Август– сентябрь 2015г. Февраль-март 2016г. |
В ходе дельнейшей педагогической деятельности | |||
5.Внедренческий | 1.Использование опыта в дальнейшей работе. 2.Распространение опыта. Творческое сотрудничество с педагогическим сообществом района, области. | 1. Мастер-классы для учащихся, воспитанников и педагогов ОУ поселка, района. 2. Выступление на педагогическом совете ПЦ. Демонстрация презентации «Мастер-класс как современная форма методической работы» 3. Участие в областном проекте по развитию туризма «Православные маршруты Пильнинского района». | В течение года по плану. В течение года по плану. В течение года по запросу. |
Механизм оценки реализации программы
Основной формой отслеживания и оценивания результатов программы является самоанализ педагога по годам работы над темой. Исследовать уровень мастерства предоставляется возможным по участию педагога в областных конкурсах методических разработок, Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».
Рекомендации по методическому обеспечению мастер-класса
- Тема, дата и время проведения мастер-класса согласовывается организаторами заранее.
- Мастер готовит глину по количеству учеников, раздает её перед началом мастер-класса.
- Наличие плана и конспекта мастер-класса.
- Наличие компьютерной презентации (по необходимости, только если она органично входит в идею мастер-класса).
- Методы и приемы обучения:
- Собеседование.
- Демонстрация слайдов.
- Обследование.
- Демонстрация приемов лепки, воздухообразующих движений.
- Совместные действия Мастера и ученика.
- Анализ продуктов и процесса детского творчества.
- Методы педагогической поддержки.
8. Основной формой подведения итогов мастер-класса является анализ «продукта» и процесса обучения, организация выставки.
9. Для закрепления полученных навыков, обучения другим способам лепки можно провести серию мастер-классов.
Список используемой литературы
- Демидова, Е. С. Образовательная программа дополнительного образования детей «Аленький цветочек» / Сост. Е. С. Демидова. – Пильна, 2007. – 66 с.
- Павловская И.А. Событийный подход к развитию творчества школьников / И.А.Павловская // Воспитание школьников. – 2012. - №9 – С.51-55.
- Русских, Г. А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности / Г. А. Русских // Методист. – 2002. – № 1 – С. 38–40с.
- Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. – М.: Школа - пресс, 2000. – 512 с.
- Федотов Г. Послушная глина / Г. Федотов. – М.: «АСТ-РЕСС», 1997. – 140 с.
- Ширшина Н.А. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС / Н.А. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013. 277с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: «Современные образовательные технологии, применяемые в дополнительном образовании»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования«Центр технического творчества» Мастер-класс по теме:&la...
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях р
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению...
Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по об...
Окружное методическое объединение педагогов дополнительного образования детей художественной и технической направленности мастер-класс паперкрафт «Ёлочная игрушка»
Добрый день коллеги!Меня зовут Щербакова Юлия Дмитриевна. Я педагог дополнительного образования и представляю сегодня Структурное подразделение дополнительного образования детей Центр детского творчес...
Методическая разработка «Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий
Методическая разработка«Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий...
Методическая работа педагога дополнительного образования
Приказы, распоряжения. Размещенный материал.Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, изданий для р...
Методическая разработка «Форма самоанализа занятия в работе педагога дополнительного образования»
В методической разработке рассмотрены методики самоанализа занятия педагога дополнительного образования, вопросники и схемы самоанализа учебного занятия, приведен один из вариантов формы сам...