Умелые ручки
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Костюк Дмитрий Николаевич
рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki_2019.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 1

664078, г. Иркутск, м-н Зеленый, д.46; тел./факс: 37-16-24, e-mail: irkschool31@rambler.ru

РАССМОТРЕНО:

Методическим советом

МБОУ г. Иркутска СОШ № 31

Протокол № _____

«         »                                 2023    г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ г. Иркутска СОШ №31

А.М.Корочкина

Приказ № _____

 «         »                                 2023   г.

   

Дополнительная общеразвивающая программа

«Умелые ручки»

направленности

Адресат программы: 11-15 лет          

                                                                       Срок реализации: 3 года

                                                                        Разработчик программы:

                                                             Костюк Д.Н., учитель высшей категории

Иркутск, 2023 год

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования “Умелые ручки” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Нормативно-правовой и документальной основой разработки Программы дополнительного образования “Умелые ручки” являются:

- Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-РФ.

- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы,» http://pedsovet.su/publ/13-1-0-2861

- Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-Р)

- Письмо Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Постановление Главного государственного санитарного врача российской федерации от 4 июля 2014 года N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

Направленность программы

     Программа внеурочной деятельности «Умелые руки» рассчитана для обучения мальчиков 5 -9 классы.

У учащихся, занимающиеся дополнительно, появиться возможность развивать и закреплять знания, умения и навыки по обработке материалов, полученные на уроках технологии, повышать качество технологического образования.

Занятия позволяют существенно влиять на эстетическое и технологическое воспитание учащихся. Учащимся будут созданы условия для освоения формирования и развития профессиональных приёмов обработки древесины, практических занятий, знакомства с физическими и декоративными свойствами наиболее распространенных древесных пород, разными видами народных художественных промыслов.

Формы организации учебного процесса учащихся на 80 % составлены из практических работ, они направленные на усвоение, закрепление знаний, умений, навыков ребят в ходе деятельности. Преобладание практических форм обучение, развитие, воспитание учащихся повышает интерес, побуждает их к решению творческих задач.

Достижение целей и задач во внеурочной деятельности учащихся обеспечивается проведение взаимосвязанных теоретических, практических и самостоятельных занятий под непосредственным руководством учителя. На первом этапе практические и самостоятельные работы выполнять учащимся индивидуально, но с учетом их подготовленности. Далее задания усложняются, появляется групповой метод обучения с разделением функций, с учетом способностей и склонностей учащихся. Работа должна завершаться созданием готового объекта. По завершении проектов необходимо предусмотреть выставку работ.

Актуальность программы

Во все времена человечество реализовало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В третьем тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает всё большее значение. Технический прогресс – бесспорный в материальном плане сопровождается снижением духовности. В культуре появились новые взгляды. Дети оторваны от истоков декоративно – прикладного творчества. Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций своего народа и других народов.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый учащийся является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с фанерой для свободного творчества помогает учащимся познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Программа предусматривает организацию деятельности преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Отсюда формы организации учебного процесса: теоретическая часть; практическая часть; элементы воспитательной беседы.

Человек всегда стремился украсить своё жилище и окружающие его предметы домашнего обихода резьбой. При отделке строений широко применялось ажурное выпиливание из тонких досок и фанеры. Дома с сохранившейся ещё с прошлого века ажурной резьбой можно встретить во многих городах нашей страны.

С появлением фанеры её стали применять для изготовления более мелких предметов домашнего обихода, украшая их орнаментами и узорами, выполненными при помощи лобзика.

Народным мастерам всегда было присуще чувство меры, поэтому ажурной пропильной резьбой украшались лишь отдельные части здания. В наше время пропильная резьба применяется для украшения дачных домиков, беседок, теневых навесов, теремков на детских площадках.

Выпиливанием занимаются как дети, так и взрослые. Ажурное выпиливание вырабатывает усидчивость, умение пользоваться инструментом, твердость руки и верность глаза, приучает к художественному творчеству. Изготовление поделок при помощи выпиливания не очень сложно и не требует специального помещения и большого числа инструментов. Для начала достаточно иметь хорошо освещённый стол, лобзик с пилками, напильник и острый нож для зачистки и подгонки деталей.

Существуют многочисленные производства и промыслы, профессионально занимающиеся изготовлением ажурной резной продукции. Вместе с тем множество людей увлекаются выпиливанием на правах любительского самодельного творчества. Делается это, как правило, в свободное о служебных делах и домашних забот время – в период активного отдыха.

Любимое занятие приносит людям огромную радость. Если кто – то ещё не имеет какого – либо конкретного увлечения, предлагаю заняться выпиливанием из фанеры. Технику такого выпиливания нетрудно освоить. Надо только, проявить интерес, старание, терпение, а также немного фантазии.

В данной программе я ставлю цель описать весь свой накопленный опыт производства изделий, выполненных ажурным выпиливанием. Речь пойдёт о любительском занятии выпиливанием, об изготовлении красивых предметов, полезных для дома.

Выпиливание из фанеры лобзиком даёт неограниченные возможности для творчества, а наблюдательность и фантазия позволяет найти интересные темы для исполнения.

Педагогическая целесообразность заключается в следующем:

- занятия по выпиливанию позволяют влиять на трудовое воспитание, рационально использовать свободное время детей;

- опыт работы и общения в разновозрастном коллективе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств;

- дети получают возможность реализовать продукт своей деятельности, оценить его востребованность в социуме.

Это могут быть подарки для друзей и близких, предметы интерьера в доме, сделанные своими руками и многое другое.

Нельзя сказать определенно, что на занятиях закладываются основы будущей профессии детей (хотя и это возможно), но точно можно говорить о том, что многие черты характера, воспитанные в процессе этих занятий, помогут в дальнейшем в любой трудовой деятельности.

Содержание занятий по данной программе позволяет осуществлять индивидуальный подход. При обучении детей реализуется один из принципов дидактики: от простого к сложному, от сложного к самостоятельной творческой работе.

Отличительные особенности

Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в том, что она многопрофильна. От задуманной идеи, до последнего штриха, обучающийся выполняет все операции самостоятельно, под руководством педагога.  Начиная с черновой обработки древесины, до раскраски.

Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию, и после первых начальных упражнений смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен.

В реализации программы участвуют обучающиеся коррекционной школы VIII вида в возрасте 11-14 лет.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для обучающихся среднего, так и старшего звена.

Адресат программы

В кружок «Умелые ручки» принимаются учащиеся в возрасте 11-17 лет в начале учебного года. При наличии организационно-педагогических условий возможен добор учащихся в группу в течение учебного года.

Срок освоения программы: 1 года обучения.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 год; 2 раза в неделю по 2 часа, перерыв 10 минут.

Цели и задачи программы

Целью данной программы – сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты. Подготовка обучающихся к самостоятельному выполнению, после окончания школы, несложных работ на предприятиях, в быту. 

Обучение предполагает решение следующих задач:

- развитие познавательных способностей в процессе мыслительной и трудовой деятельности;

- организация своей деятельности в коллективе;

- коррекция психических процессов (памяти, мышления, восприятия);

- воспитание положительного отношения к труду;

- обучение стандартным и нестандартным приемам труда;

- привитие любви к родному краю, природе;

- изучение истории народного искусства.

Комплекс основных характеристик программы

Объём программы: 111 часов подготовки.

Содержание программы

Выпиливание

Организация рабочего места, охрана труда, инструменты необходимые для работы, настройка инструмента. Способы нанесения рисунка на материал. Сущность выпиливания. Технология выполнения выпиливания лобзиком простых деталей из ДСП, фанеры.

Практические работы

Подготовка поверхности изделия под выпиливание. Нанесения рисунка на поверхность детали. Выпиливание наружных деталей не сложной формы.

Перечень изделий

Силуэты животных, геометрических фигур, игрушек, макеты предметов домашнего быта, разделочные доски.

Выжигание

Организация рабочего места, охрана труда, инструменты необходимые для работы, настройка инструмента. Сущность выжигания. технология выжигания.

Практические работы

Подготовка поверхности изделия под выжигание. Нанесения рисунка на поверхность, выжигание на ДВП, фанере. Контроль качества.

Перечень изделий

Силуэты животных; оформление поделок, изготовление в теме «Выпиливание», картины и т. п.

Творческие проекты по разделам.

Реклама, определение себестоимости изделий. Изготовление экспонатов по разделам программы с учетом подготовленности учащихся.

Планируемые результат

К концу учебной программы учащиеся

должны знать:

- материалы и инструменты, необходимые для работы;

- способы скрепления деталей;

- виды отделки деталей из древесины;

- правила художественного оформления деталей;

должны уметь:

- выпиливать по чертежам издания с учетом их

- индивидуальных особенностей;

- скреплять детали разными способами;

- художественно оформить свое творчество выжиганием,

росписью, фанеровкой, мозаикой, лаком.

- проводить экономические расчёты;

- установить «цену изделия» с учётом спроса и предложения.

Личностными результатами освоения, учащимися являются:

- проявление познавательных интересов и активности в данной области;

- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

- планирование образовательной и профессиональной карьеры;

- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения курса являются:

- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

- виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения, учащимися курса являются:

- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

- владение кодами и методами чтения, и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

Комплекс организационно-педагогических условий

Учебно-тематический план кружка «Умелые ручки»

Первый год обучения.

Содержание занятий

Количество часов

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Теория

Практика

Всего

Выпиливание

8

40

48

Творческий проект по каждому разделу

2

13

15

Выжигание

10

30

40

Творческий проект по каждому разделу

2

16

33

Защита творческого проекта.

Всего часов

121

Второй год обучения.

Содержание занятий

Количество часов

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Теория

Практика

Всего

Выпиливание

8

92

100

Творческий проект по каждому разделу

4

40

44

Защита творческого проекта.

Всего часов

144

Третий год обучения.

Содержание занятий

Количество часов

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

1

1

Выпиливание лобзиком простых фигур.

8

11

19

Виды соединений деталей

3

5

8

Изготовление сложных изделий.

8

26

34

Изготовление объёмных изделий.

11

30

46

поделок для школьной выставки

Всего часов

108

Календарный учебный график

Первый год обучения.

Количество часов по месяцам

Всего

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

121

Второй год обучения.

Количество часов по месяцам

Всего

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

144

Третий год обучения.

Количество часов по месяцам

Всего

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

108

Оценочные материалы

Критериями оценки следует считать успешное выполнение проектной работы, по условиям которой ребенок должен изготовить творческую поделку из выбранных им материалов.

Методические материалы

Необходимым условием работы по программе является то, что педагог становится советчиком, помощником, другом для ребенка. Педагог развивает личность через общение и воспитывает здоровую веру в свои силы. Все занятия проходят в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания и предполагает широкий простор для творчества ребенка. Необходимо участие детей в различных выставках: собственных ДДТ, районных и областных, что дает детям дополнительный стимул совершенствовать техническое мастерство. Также проводится практико-исследовательская работа, с целью углубленного изучения выбранного вида искусства, приобретение и расширение знаний, умений и навыков при работе с изготавливаемым изделием. На вводном занятии целесообразно использовать с детьми беседу, которая сопровождается методическими пособиями, дидактическими материалами (таблицы, инструкционные карты, викторины, кроссворды). Демонстрация основных приемов при выжигании, выпиливании. В разделах по выжиганию и выпиливанию успешнее использовать различные методы: беседа, объяснение, показ приемов работы, рассказ, поощрение.

Условия реализации программы

Место осуществления образовательной деятельности: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №31.

    Из дидактического материала необходимо иметь образцы выполняемых изделий, фотоматериалы и литературу по темам занятия. Для работы по настоящей программе требуется хорошо оснащенный кабинет, оборудованный учебными столами с электрической розеткой и удобными стульями. Необходимые инструменты и приспособления для работы: лобзик, плоскогубцы, шило, молоток, напильник, струбцина, надфили, выжигатель, верстачная дощечка, щетка для уборки пыли, столярная ножовка, кнопки, казеиновый клей, бесцветный лак, морилка, электродрелью, настольным электролобзиком и маятниковым электрическим лобзиком. Необходимые материалы: фанера, доски, наждачная бумага, копировальная бумага.

Список использованной литературы

1. Атаулова О.В. Система комплексного методического обеспечения образовательной области «Технология» - Брянск: Изд-во БГПУИМХ, 2012г.

2. Ариарский С. Сто удивительных поделок. Москва «детская литература», 2011г.

3. Дидактические материалы к учебным курсам, изучаемым на ФППКОНО. Научн. Ред. Шамова Т.И.- М., 2012г.

4. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по технологии /Авт. –сост. О.В. Атаулова. -Ульяновск. УИПКПРО, 2004г.

5. Методические рекомендации по разработке нетиповых (авторских)программ факультативов, спецкурсов к образовательной области «Технология» /авт.-сост. О.В. Атаулова-Ульяновск УИПКПРО, 2012 г.

6.Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /Сост. Н.К.Беспятова, - 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2013г.

7. Ю. Яшнов. Учебное пособие для тех, кто хочет научиться и любит. 2012г.

8. Сайт www.chudo-lobzik.ru

9. Работа на сайтах Интернета

10. Дерево в архитектуре и скульптуре славян. – М.: Сов. худож.,1987г.

11. Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию Москва «Экология» 2011г.

12. В.В. Попов. Выпиливание лобзиком. Изделия и графика. Москва. Народное творчество 2009.

13.Л.А. Костина. Выпиливание лобзиком. Москва. Народное творчество. 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка Умелые ручки

 Программа кружка "Умелые ручки" рассчитана на детей в возрасте от 7 лет  Срок реализации программы 1 год. На занятиях кружка  учащиеся занимаются изготовлением...

Кружок "Умелые ручки"

Примерная разработка внеурочной деятельности (кружка) для девочек 5,6 классов....

Программа мастерской по декоративно-прикладному творчеству "Умелые ручки".

Программа разработана для детей с особыми образовательными потребностями для 8 класса. Программа работы кружка включает различные направления. План работы расчитан для детей 15-16 лет....

Рабочая программа кружка «Умелые ручки".

Здесь вы сможете найти примернре планирование кружка "Умелые ручки " для учеников 1-4 классов....

Программа для кружка "Умелые ручки"

Календарно- тематическое планирование...

Программа "Умелые ручки"

Направленность программы:  прикладное творчество.Новизна и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, творческой и нравственно здоровой личности, р...

Программа кружка "Умелые ручки"

Программа кружка "Умелые ручки" для учащихся первого класса. Пояснительная записка, тематическое планирование, цели и задачи....