Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Наследие"
методическая разработка (5, 6, 7 класс)
Программа "Наследие" знакомит обучающихся с культурой Родного края, изучает особенности орнаментального искусства Бурятии и России в целом. Расширяет кругозор знаний при изучении флоры и фауны Бурятии, развивает художественно - эстетический вкус.
Программу рекомендуется включать в учебный процесс по предмету "Технология" в изучении раздела "Декоративно-прикладное творчество" как национально-региональный компонент.
Общеобразовательная программа состоит из 50 страниц, учебник состоит из 54 страниц и методические рекомендации состоят из 132 страниц. Общее количество составляет 236 страниц. Полный комплект на загружается на данный сайт. Более подробно можно посмотреть здесь https://youtu.be/4Hd6gOTmSvE
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nasledie.docx | 89.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики»
МАОУ Сотниковская средняя общеобразовательная школа
Врио министра образования и науки Республики Бурятия
__________ В.А. Поздняков
«_____»________2022г.
Ректор ГАУ ДПО РБ
«Бурятский республиканский
институт образовательной политики
____________ В.Ц. Цыренов
«_______»___________2022г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Наследие»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 4 года
Составители:
Оскорбина Н.П.,
учитель технологии
МАОУ «Сотниковская СОШ»,
зам. председателя РОО
«Ассоциации педагогов - исследователей»
Улан - Удэ
2022 год
Пояснительная записка
Программа «Наследие» включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения Программы, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывается через модули. Приведён перечень универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование которых может быть достигнуто средствами программы «Наследие» с учётом возрастных особенностей обучающихся начальных классов. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных УУД (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных УУД (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Начальная школа – это фундамент образования, и от успешности этого периода зависит судьба человека, дальнейший выбор профессиональной деятельности. Именно на данном этапе образования есть уникальная возможность раскрыть в ребенке глубокий, внутренний потенциал и этому активно способствует программа «Наследие».
Актуальность программы. В настоящее время новые образовательные стандарты нацелены на формирование у детей умения учиться, стать успешным и талантливым. В связи с тем, что в начальной школе у первоклассников возникают серьезные проблемы формирования навыков письма, одной из причин является слабо развитая моторика. Решение данной проблемы активно реализуется через творческую деятельность детей в рамках программы «Наследие» при изучении техники бумагокручения.
Программа знакомит обучающихся с культурой Родного края, изучает особенности орнаментального искусства Бурятии и России в целом. Расширяет кругозор знаний при изучении флоры и фауны Бурятии, развивает художественно - эстетический вкус.
Социальным партнером школы является Национальный музей Республики Бурятия: Художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Национальный музей имени М.Н. Хангалова, музей природы Бурятии. Это обеспечивает социокультурное пространство для решения задач гражданско – патриотического воспитания школьников.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что основным принципом её реализации служит обучение в процессе практической деятельности, необходимой для овладения техникой бумагокручения и создание благоприятных условий для творческой самореализации личности.
«Наследие» - это объединение обучающихся разного возраста, которое является самой эффективной формой художественно – эстетической деятельности, в рамках программы декоративно-прикладного профиля совершенствуются способности в технике квиллинг. В частности, каждый участник программы получает возможность самореализоваться в декоративно – прикладном творчестве.
Работа программы «Наследие» организуется и ведется в соответствии с действующим законодательством:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287);
- «Конвенция о правах ребенка» (принята 20 ноября 1989 года, резолюцией 44/25);
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р);
- Закон Республики Бурятия от 134 декабря 2013 года № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4. 3172-14 Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- Приказ МОиН РБ №693 от 09.04. 2013г. «Об утверждении стандарта качества предоставления государственной услуги «Предоставление дополнительного образования детей в республиканских государственных учреждениях дополнительного образования детей»»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Минобрнауки от 18 ноября 2015 года №09-3242.;
- «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10. 1992 № 3612-1) (ред. От 30.04. 2021).
Программа на 4 года обучения рассчитана на 18 часов в один год: занятия 1 раз в две недели на урочных и внеурочных занятиях по технологии в начальной школе при изучении национально – регионального компонента.
Цель: формирование базовых знаний в области декоративно – прикладного искусства, возрождение национальных традиций, развитие познавательной и творческой активности участников программы при изучении техники квиллинг.
Задачи:
обучающие
- Формировать умение пользоваться инструментами и материалами, знать правила техники безопасности;
- Обучать основным понятиям и базовым формам в технике квиллинг;
- Создавать композиции из форм, выполненных в технике квиллинг;
- Расширять словарный запас и кругозор с помощью тематических курсов и мастер – классов;
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
- Формировать навыки самоконтроля при аккуратном и качественном создании деталей и модулей, следовать устным инструкциям;
- Способствовать приобщению детей и молодежи к изучению культуры и истории России.
Развивающие
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию по декоративно-прикладному творчеству детей;
- Совершенствовать внимание, память, пространственное воображение;
- Организовать коллективную работу детей для адаптации к образовательному и творческому процессу в школе и дома;
- формировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
Воспитательные
- Воспитывать художественный вкус, способность видеть и чувствовать гармонию в творчестве;
- Развивать в подрастающем поколении ценностное отношение к культурно-историческому наследию Родного края;
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Формировать коммуникативные способности, стремление к самовыражению через творчество;
- Совершенствовать аккуратность и бережное отношение к инструментам и материалам;
Отличительные особенности программы
Программа художественно – эстетической направленности способствует формированию ценностных ориентаций и духовно - нравственных качеств личности обучающихся. Изучение Программы предполагается на основе интеграции учебных предметов, как изобразительное искусство, окружающий мир, бурятский язык, художественный труд, природоведение, история, ОРКСЭ, это способствует формированию мотивации к творческой деятельности в жизни.
Новизна программы «Наследие» отличается в использовании техники квиллинг с применением национально – регионального компонента. В частности, изучение строения и особенностей бурятских орнаментов и узоров, создание элементов и модулей для формирования картин в форме сувенирной продукции, талисманов и тематических открыток.
При разработке Программы учитывались психолого – педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для учащихся. Программа носит вариативный характер, что позволяет изменить некоторые темы с учетом педагогической ситуации.
Программа «Наследие» - это использование инновационной техники, которая дополнена элементами свободного творчества, создание новых модулей на основе авторского мышления обучающихся.
Организационно – педагогические условия
Программа рассчитана на учащихся 7-11 лет.
Срок реализации – 4 года.
Общее количество часов – 18 часов на один год.
Периодичность проведения занятий – 1 раз в две недели.
Норма наполнения группы – 20 – 30 человек.
Теоретические знания подкрепляются экскурсиями в театры и музеи Республики Бурятия, мастер – классами и тематическими курсами. Обязательно участие детей в выставках декоративно – прикладного творчества, конкурсах различного уровня, научно – практических конференций, фестивалях по декоративно – прикладному искусству.
Формы занятий
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
- Групповая (каждая группа выполняет определенной задание);
- Индивидуальная (каждый участник выполняет свою работу);
- Коллективная (при выполнении коллективных картин, учащиеся работают все вместе, над общей композицией);
Формы проведения занятий:
- Теоретические занятия (беседы, рассказы, правила техники безопасности);
- Практические занятия (выполнение работ по инструкционным картам, схемам);
- Экскурсии (Национальный музей имени М.Н.Хангалова, Художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Этнографический музей народов Забайкалья);
Формы реализации программы:
- Выставки творческих работ (школьный, районный, региональный уровень);
- Мастер – классы (для детей и родителей, учителей - предметников, студентов);
- Конкурсы и фестивали по декоративно – прикладному творчеству;
- Научно – практические конференции (региональные, всероссийские, международные уровни).
Содержание работы программы «Наследие» определяется задачами художественно – эстетического воспитания, деятельность учащихся направлена на развитие творческого потенциала, а также на углубление и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. По результатам выполнения Программы, защиты и презентации творческой работы, участник получает сертификат о прохождении курсов «Культурное наследие народов Бурятии».
Информационно-коммуникативные технологии
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация.
Виды информации.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные УУД:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую); анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их устройстве.
Работа с информацией:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем). Регулятивные УУД:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника, принимать участие в коллективном построении простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым и более сложным видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «НАСЛЕДИЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
В результате изучения программы «Наследие» у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Познавательные УУД:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;
сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия;
делать обобщения декоративно-художественного характера по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; выполнять действия моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно - прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные УУД:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»
К концу обучения в начальной школе обучающийся научится:
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
применять правила безопасной работы с инструментами и материалами, аккуратной работы с клеем; действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами технологии изготовления изделия.
определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для техники квиллинг (линейка, карандаш, ножницы, инструмент для квиллинга), использовать их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, дыроколы и пр.) и способы их обработки (сгибание, скручивание, формирование и пр.); выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: скручивание деталей, формирование деталей, сборка изделия;
выполнять скручивание деталей инструментом или пальцами, по шаблону, на глаз, от руки; формирование деталей разными способами, вырезания и др.; сборку изделий с помощью клея и др.;
оформлять изделия в художественную композицию;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал»,
«инструмент», «приспособление», «конструирование», «композиция»; выполнять задания с опорой на готовый план;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя); анализировать конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения; способы изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, клей и др.), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и др.);
называть ручные инструменты (ножницы, линейка) и приспособления (шаблон и др.), безопасно хранить и работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: скручивание, формирование, сборка;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: аккуратно выполнять скручивание деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров); точно резать ножницами по линиям разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, формированием по образцу и пр.; собирать изделия с помощью клея и др.; эстетично и аккуратно выполнять детали, конструкцию, общую композицию.
использовать для сушки плоских изделий пленку, дыроколы;
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из бумажных материалов по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера.
Учебно – тематический план 1 года обучения
№ | Наименование разделов, модулей | Общее кол-во часов | Количество часов теории | Количество часов практических работ |
1 | Основы организации творческой работы в технике бумагопластика | 6 | 3 | 3 |
2 | Создание индивидуальной картины в технике квиллинг «Дерево Счастья» | 6 | 1 | 5 |
3 | Создание коллективной картины в технике квиллинг «Мандала Счастья» | 6 | 2 | 4 |
Итого | 18 | 6 | 12 |
Содержание программы 1 года обучения
Раздел 1. Основы организации творческой работы в технике бумагопластика (6 часов).
Тема 1.1. Знакомство с инструментами и материалами. Организация рабочего места. (1 ч.).
Знать: Основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг.
Уметь: Практические навыки художественной обработки бумаги в технике «квиллинг».
Тема 1.2. Знакомство с правилами техники безопасности (1 ч.).
Знать: Правильные условия практической работы в технике квиллинг.
Уметь: Научится пользоваться простейшими орудиями труда: крутилка, зубочистка, пинцет, инструмент для тиснения.
Тема 1.3. Понятие о работе с бумагой в различной технике. Базовые основы техники. (1 ч.).
Знать: Представление об истории возникновения квиллинга.
Уметь: Создавать простые сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.
Тема 1.4. Создание сувенира «С днем Отца» в технике «квиллинг на пальчиках» (1 ч.).
Знать: Значение праздника в жизни человека. День отца будет праздноваться ежегодно, в третье воскресенье октября.
Уметь: Выполнять технику «квиллинг на пальчиках» с помощью бумажных полос, размер 1 см.
Тема 1.5. Создание открытки «С днем Матери» в технике «бумагопластика» (1 ч.).
Знать: Историческое значение праздника. День матери в России – ежегодный праздник, который отмечается в последнее воскресенье ноября.
Уметь: Работать с крепированной цветной бумагой и клеем в технике бумагоплатика.
Тема 1.6. Создание игрушки «Новый год» в технике «квиллинг» (1 ч.).
Знать: Квиллинг, также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Приемы работы с инструментами и полосками, размер 3 мм.
Уметь: владеть инструментом и создавать простые модули.
Раздел 2. Создание индивидуальной картины в технике квиллинг «Дерево Счастья» (6 часов).
Тема 2.1. Основные формы квиллинга. Технология создания спиралек. (1 ч.).
Знать: названия основных форм квиллинга: спирали, капли, глазки, листики. Спираль – базовая форма, на её основе делают другие модули.
Уметь: Готовые спиральки придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями: листик, капля.
Тема 2.2. Технология создания модуля «глаз». (1 ч.).
Знать: Способы накрутки бумажных полос.
Уметь: «Глаз» – сделайте свободную спираль, затем одновременно зажмите по обеим сторонам, стараясь сохранять симметричность.
Тема 2.3. Технология создания модуля «капля». (1 ч.).
Знать: Способы накрутки бумажных полос, формирование модуля
Уметь: Пальцами правой руки зажимаем спираль и придаем необходимую форму «капля»
Тема 2.4. Технология создания из деталей несложного цветка. (1 ч.).
Знать: Приемы изготовления цветов, способ сборки
Уметь: Самостоятельно формировать простой цветок
Тема 2.5. Технология создания модуля «сердце». (1 ч.).
Знать: Технологию сборки элемента «сердце»
Уметь: Аккуратно и красиво собрать деталь
Тема 2.6. Сборка картины из готовых элементов. (1 ч.).
Знать: Технологию сборки композиции
Уметь: Формировать композицию по образцу
Раздел 3. Создание коллективной картины в технике квиллинг «Мандала Счастья» (6 часов)
Тема 3.1. Знакомство с понятием мандала, общее значение и форма. (1 ч.).
Знать: Мандала – это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель Вселенной.
Уметь: Создавать элементы и модули по форме мандалы и закреплять на основе работы
Тема 3.2. Знакомство с орнаментом «Улзы», общая характеристика. (1 ч.).
Знать: «Улзы» («плетенка») - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел.
Уметь: Понимать, помимо зрительного, эмоционального воздействия, что орнамент имеет глубокое символическое значение.
Тема 3.3. Технология создания листьев, строение. (1 ч.).
Знать: Процесс создания простейших листьев
Уметь: Работать по схеме создания листьев
Тема 3.4. Технология создания цветка из 6 лепестков. (1 ч.).
Знать: Технологическую карту создания цветка
Уметь: Выполнять цветок с различными вариантами исполнения
Тема 3.5. Технология создания цветка из 10 лепестков. (1 ч.).
Знать: Процесс создания из мелких элементов большой детали для композиции
Уметь: Развивать способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, глазомер.
Тема 3.6. Приёмы мозаичного квиллинга. (1 ч.).
Знать: Технику выполнения цветных элементов в форме «таблетка» - туго скрученная спираль.
Уметь: Заполнять полотно мозаикой базовыми элементами квиллинга.
Учебно – тематический план 2 года обучения
№ | Наименование разделов, модулей | Общее кол-во часов | Количество часов теории | Количество часов практических работ |
1 | Цветоведение. Подарки и сувениры. | 6 | 2 | 4 |
2 | Создание индивидуальной картины в технике квиллинг «Полевые цветы России». | 6 | 2 | 4 |
3 | Создание коллективной картины «Цвети, моя Бурятия». | 6 | 2 | 4 |
Итого | 18 | 6 | 12 |
Содержание программы 2 года обучения
Раздел 1. Цветоведение. Подарки и сувениры. (6 часов).
Тема 1.1. Вводное занятие. Основы композиции (1ч.).
Знать: Понятие о цвете. Цветовой круг. Значение цвета в произведении. Подбор цвета для конкретного изделия. Цветовые сочетания. Основные и составные цвета, палитра тёплых и холодных цветов, совместимость цветов, эмоциональная характеристика цвета.
Уметь: Наблюдение выразительных особенностей формы и цвета предмета. Смешивание цветов. Составление палитры тёплых и холодных цветов.
Тема 1.2. Знакомство с объемным квиллингом (1ч.).
Знать: Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил техники безопасности. Объемный квиллинг.
Уметь: Создавать детали для объемного квиллинга, в 2 и 3 яруса. Формировать простые композиции: открытки, сувениры, талисманы, магниты.
Тема 1.3. Технология изготовления поздравительной открытки «Осень золотая» (1ч.).
Знать: Применять цветовое решение для будущей работы
Уметь: Создавать композицию в технике «объемный квиллинг»
Тема 1.4.Технология изготовления подарка «День матери» в технике квиллинг 3D (1ч.).
Знать: Способы создания техники «квиллинг 3 D»: объемные, интерактивные элементы в работе.
Уметь: Создавать и оформлять готовую работу по образцу
Тема 1.5. Технология создания сувенира «Новогодняя сказка» (1ч.).
Знать: Общую сборку композиции по схеме
Уметь: Читать схему и создавать элементы
Тема 1.6. Технология создания открытки «С 23 февраля!» (1ч.).
Знать: Историческое значение праздника. Тематику, виды квиллинга
Уметь: Создавать и оформлять готовую работу самостоятельно
Раздел 2. Создание индивидуальной картины в технике квиллинг «Полевые цветы России» (6 часов).
Тема 2.1 Технология создания объемного цветка из модуля «капля» (1ч.).
Знать: Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”, “изогнутый глаз”, “ заячье ухо”, “полумесяц”, “сердце”,” и т.д.
Уметь: Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
Тема 2.2.Закрепление материала. Технология создания бутона (1ч.).
Знать: Изучение способов конструирования модели из заготовок.
Уметь: Изготовление основы. Заготовка декора.
Тема 2.3. Закрепление материала. Технология создания листьев. (1ч.).
Знать: Наблюдение выразительных особенностей формы и цвета листьев
Уметь: Смешивание цветов. Составление палитры тёплых и холодных цветов.
Тема 2.4. Технология создания насекомых или птиц (1ч.).
Знать: Основные базовые формы модулей, деталей: треугольник, полумесяц, капля.
Уметь: создавать плоскостные или объемные детали, на выбор
Тема 2.5. Технология создания композиции (1ч.).
Знать: Составление композиции на плоскости.
Уметь: Оформление композиции, внешний вид
Тема 2.6.Презентация. Выставка работ (1ч.).
Знать: Критерии оформления работ
Уметь: Анализировать готовую продукцию
Раздел 3. Создание коллективной картины «Цвети, моя Бурятия» (6 часов).
Тема 3.1.Выбор темы будущей картины. Флора Бурятии. (1ч.).
Знать: Виды цветов, произрастающих на территории Бурятии, их названия
Уметь: Создавать детали, передающие образ и форму цветов и листьев
Тема 3.2. Знакомство с техникой «бихайв» (ажурный квиллинг) (1ч.).
Знать: Бихайв - быстрое заполнение произвольной площади или объема однообразными ажурными завитками, полученными при помощи инструмента на длинной полоске, с имитацией мозаичного эффекта.
Уметь: Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Применение формы в композициях.
Тема 3.3. Формы листовых пластинок различных растений (1ч.).
Знать: Основные формы листовой пластинки округлый, эллиптический, ланцетный, продолговатый, линейный.
Уметь: Создавать в технике квиллинг листья по форме оригинала.
Тема 3.4. Названия и технология выполнения цветов (1ч.).
Знать: Схему выполнение цветов из пяти - десяти лепестков в технике.
Уметь: Выполнять аккуратно и красиво каждую деталь, владеть последовательностью крепления на основу.
Тема 3.5. Выбор техники исполнения, степень сложности (1ч.).
Знать: Простейшие приемы изготовления цветов.
Уметь: Изготовление простых, несложных цветов.
Тема 3.6. Создание композиции творческой работы (1ч.).
Знать: Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления.
Уметь: Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
Учебно – тематический план 3 года обучения
№ | Наименование разделов, модулей | Общее кол-во часов | Количество часов теории | Количество часов практических работ |
1 | Создание индивидуальной картины в технике квиллинг «Цветы Байкала» | 6 | 1 | 5 |
1.2 | Цветы Байкала | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Декоративное оформление работы | 2 | - | 2 |
2 | Создание коллективной картины «Мандала Гармонии» | 6 | 2 | 4 |
2.1 | Традиционные бурятские орнаменты, смысл и значение | 2 | 1 | 1 |
3 | Мастер – классы по теме «Семейные праздники» | 6 | 3 | 3 |
3.1 | Экскурсии в музеи Республики Бурятия: Национальный музей имени М.Н. Хангалова, Этнографический музей народов Забайкалья, Художественный музей имени Ц.С. Сампилова | 3 | 1 | 2 |
Итого | 18 | 6 | 12 |
Содержание программы 3 года обучения
Раздел 1. Создание индивидуальной картины в технике квиллинг «Цветы Байкала» (6 часов).
Тема 1.1. Флора Байкала, ее особенности. (1ч.).
Знать: К самым знаменитым цветам Байкала относятся: родиола розовая, толокнянка, солодка, бадан, боровая матка, анис, брусника, ромашка, щитовник, орляк, байкальский эндемик.
Уметь: Определять по внешнему виду название цветов: строение, цвет, размер.
Тема.1.2 Цветы Байкала (2 ч.).
Знать: Познакомить с основными базовыми формами. Базовые формы: плотные, чашеобразные, конические, кольцевые витки, трубки, усики. Создание фигурок птиц данным приёмом.
Уметь: С помощью техники бумагокручения создавать модули и детали по образцу: капля, полумесяц, листик, кант для сложных деталей.
Тема 1.3. Декоративное оформление работы (2 ч.).
Знать: Форму, цвет, размер каждого элемента в картине
Уметь: Формировать по образцу или схеме необходимые элементы и модули.
Тема 2.3. Художественное оформление композиции картины (1 ч.).
Знать: Приемы работы с основой и деталями, способы формирования композиции.
Уметь: Оформлять картину в багетную раму.
Раздел 2. Создание коллективной картины «Мандала Гармонии» (6 часов).
Тема 2.1 Традиционные бурятские орнаменты, смысл и значение (2ч.).
Знать: В национальной одежде бурят часто используются орнаменты: геометрические, зооморфные, растительные, природные, культовые. Инь-янь - символ двойственности мира обозначающий свободу и независимость. Меандр («алхан хээ») выражает идею вечного движения. Черепаха («шоу») - символ бессмертия и мудрости.
Уметь: Декоративная функция узора - узор как украшение применяется в картинах в технике квиллинг (петльчатый, ажурный, объемный и пр.).
Тема 2.2. Технология создания картины «Мандала Гармонии» (2ч.).
Знать:
Уметь:
Тема 2.3. Технология создания листьев, строение. (1 ч.).
Знать: Процесс создания сложных листьев, состоящих из модулей «капля» и «полумесяц», закрепленные на стебель.
Уметь: Работать по схеме создания листьев, выполнять работу аккуратно и качественно.
Тема 2.4. Технология создания цветка средней сложности. (2 ч.).
Знать: Технологическую карту создания цветка, процесс создания из мелких элементов, зафиксированных кантом.
Уметь: Выполнять цветок по схеме, развивать способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, глазомер.
Тема 2.5. Приёмы мозаичного квиллинга. (1 ч.).
Знать: Технику выполнения цветных элементов в форме «таблетка» - туго скрученная спираль. Фиксировать каждый модуль на основе цвета и размера деталей.
Уметь: Заполнять полотно мозаикой базовыми элементами квиллинга. Выполнять аккуратно и в соответствии с композицией.
Раздел 3. Мастер – классы по теме «Семейные праздники» (6 часов)
Тема 3.1.Экскурсии в музеи Республики Бурятия: Национальный музей имени М.Н. Хангалова, Этнографический музей народов Забайкалья, Художественный музей имени Ц.С. Сампилова (3 ч.).
Согласно разделу и теме, экскурсии по количеству часов, согласовываются руководителем Программы и классным руководителем класса.
Тема 3.2. сувениры в честь праздника «23 февраля!» (1 ч.).
Знать: Значение праздника в жизни человека
Уметь: Выполнять мастер – класс по схеме, читать и определять вид техники: бумагопластика, квиллинг.
Тема 3.3. подарки в честь праздника «8 марта!» (1 ч.).
Знать: Историческое значение праздника и его роль в жизни человека
Уметь: Создавать в технике квиллинг тематические сувениры, открытки, талисманы, подарки.
Тема 3.4. сувенир в честь праздника 9 мая «Значок Победы!» (1 ч.).
Знать: Историческое значение праздника. 9 мая в России ежегодно отмечается всенародный праздник – День Победы, проводимый в ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Уметь: по схеме определять вид творчества, размер элементов, формы, создавать единый комплекс работы.
Учебно – тематический план 4 года обучения
№ | Наименование разделов, модулей | Общее кол-во часов | Количество часов теории | Количество часов практических работ |
1 | Создание индивидуальной картины в технике квиллинг «Выпускник» | 6 | 1 | 5 |
1.2 | Технология создания большого, сложного объемного цветка | 4 | - | 4 |
2 | Создание коллективной картины «Птицы Сибири, Монголии и Дальнего Востока» | 6 | 2 | 4 |
2.1 | Технология создания картины «Экзаменационная работа» | 4 | - | 2 |
2.2 | Творческая выставка художественных работ выпускников | 2 | 1 | 1 |
3 | Мастер – классы по теме «Семейные традиции» , Республика Бурятия | 6 | 3 | 3 |
3.1 | Экскурсии в музеи Республики Бурятия: Национальный музей имени М.Н. Хангалова, Этнографический музей народов Забайкалья, Художественный музей имени Ц.С. Сампилова | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Научно – практические конференции, круглые столы, семинары, фестивали по декоративно – прикладному искусству | 3 | 1 | 2 |
Итого | 18 | 6 | 12 |
Содержание программы 4 года обучения
Раздел 1. Создание индивидуальной картины в технике квиллинг «Выпускник» (6 часов).
Тема 1.1. технология создания зеленых листьев (1 ч.).
Знать: Схему создания и формирования сложных листьев.
Уметь: Производить сборку из модулей «лист» и «полумесяц» на стебель.
Тема 1.2. Технология создания большого, сложного объемного цветка (3 ч.).
Знать: Основные виды модулей, технику исполнения, цветовое решение элементов.
Уметь: Соединять детали вместе: листики, полумесяцы, обработанные кантом. Степень сложности: высокая.
Тема 1.3. Формирование художественной композиции (1 ч.).
Знать: процесс сборки композиции, последовательность.
Уметь: аккуратно и красиво оформить готовую картину.
Раздел 2. Создание коллективной картины «Птицы Сибири, Монголии и Дальнего Востока» (6 часов).
Тема 2.1. Технология создания картины «Экзаменационная работа» (4 ч.).
Знать: по мере знакомства с природными регионами к востоку от Урала, территория изучения расширена до масштабов всей Сибири и Дальнего Востока, а также соседней Монголии, разделяющей с Сибирью более 95% видов своей орнитофауны.
Уметь: создавать детали и элементы в технике квиллинг для формирования птиц и зверей.
Тема 2.2.Творческая выставка художественных работ выпускников (2 ч.).
Знать: Правила оформления работы на выставку
Уметь: Презентация и фотоотчет, экскурсия
Раздел 3. Мастер – классы по теме «Семейные традиции», Республика Бурятия
(6 часов)
Тема 3.1. Экскурсии в музеи Республики Бурятия: Национальный музей имени М.Н. Хангалова, Этнографический музей народов Забайкалья, Художественный музей имени Ц.С. Сампилова (3 ч.).
Согласно разделу и теме, экскурсии по количеству часов, согласовываются руководителем Программы и классным руководителем класса.
Тема 3.2. Региональные научно – практические конференции, круглые столы, семинары, фестивали по декоративно – прикладному искусству (3 ч.).
Программа «Наследие» ведет активную работу по сотрудничеству с ПИ БГУ, является инновационной площадкой Бурятии во время проведения Международной научно-практической конференции «Современное технологическое образование: проблемы и перспективы», посвященной академику РАО, доктору педагогических наук П.Р. Атутову , 2011 – 2026 гг., https://www.bsu.ru/news/6118/
Список литературы
- Быстрицкая А.И.. “Бумажная филигрань” 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008
- Богатова И.П. «Волшебный квиллинг», Москва издательство «Мартин», 2013
- С. К. Букина. «Квиллинг: мастерство бумажных завитков»— Россия: Феникс, 2010.
- Гибсон Р. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
- Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.Изд Мой мир 2008.
- Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент», изд. «Ниола-Пресс», Москва 2008г
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
- Чиотти Д.. “Оригинальные поделки из бумаги”. Изд.: Мир книги, 2008.
- Никологорская О.А. «Волшебные краски», Москва «АСТ-ПРЕСС»1997 г.
- Соколова Н.М. «Основы композиции», Обнинск «ТИТУЛ» 1996 г.
- Тундалёва В.В.. «Трехмерный квиллинг», Москва издательство «Вече», 2014
- Jane Jenkins. «Quilling: Techniques and Inspiration — Search Press», 2003.
- Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.: Эксмо,2009.
- Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008
- Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 – ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007
- Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
Интернет-ресурсы
1.http://community.livejournal.com/ru_quilling – квиллинг-сообщество в Ж.Ж
2.www.paperquillingart.com – сайт корейской квиллинг-мастерицы Клер Сан Шуа
3.http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества
4.http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»
5.http://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения.
6.www.qillingshop.ru/master-class-01.htm
7.http://samodelki.org.uaЭнциклопедия самоделок - Код доступа
Квиллинг, бумагокручение - мастер классы, уроки, обучение, открытки, поделки, схемы
8.Детское творчество, поделки, стихи для детей – Код доступа http://luntiki.ru/blog/kwilling
9.Квиллинг - искусство бумагокручения/хобби // Мой компас2007-2010 , - Код доступа http://moikompas.ru/compas/quilling
10. Авторский блог https://stranamasterov.ru/user/21913
11. Сайт автора https://nsportal.ru/oskorbina-natalya
12. Волшебная сказка про квиллинг в Художественном музее Ц.С. Сампилова. Код доступа https://minkultrb.ru/news/news/5652-volshebnaya-skazka-pro-kvilling/
13. Легенда о квиллинге, автор Оскорбина Н.П. Код доступа https://stranamasterov.ru/node/332255?k=all&u=21913
14. Видео курсов по программе «Наследие» https://vk.com/club152831286
15. Организация и реализация образовательного проекта «Наследие» с применением национально – регионального компонента. Код доступа http://infed.ru/articles/587/
16. программа «Наследие», является инновационной площадкой Бурятии во время проведения Международной научно-практической конференции «Современное технологическое образование: проблемы и перспективы», посвященной академику РАО, доктору педагогических наук П.Р. Атутову , 2011 – 2026гг., Код доступа https://www.bsu.ru/news/6118/
17. Региональные мастер – классы по программе «Наследие» https://www.bsu.ru/news/14471/
Авторские курсы по общеобразовательной программе «Наследие», 1 класс
- «Счастье своими руками» https://ok.ru/video/600707893895
- «Дерево счастья» https://www.youtube.com/watch?v=trsCjspK_Zg&t=5s
- Фотоотчет https://stranamasterov.ru/node/1175543
Авторские курсы по общеобразовательной программе «Наследие», 2 класс
- 2 класс https://www.youtube.com/watch?v=1ovau9BmrQw
- Фотоотчет https://stranamasterov.ru/node/1176498
- Видео презентация «Сирень» https://www.youtube.com/shorts/-0M18pFt_qg
- Видео презентация «Флоксы» https://www.youtube.com/shorts/Ra-JN9VH6D8
- Курс «Весенняя лазурь» https://ok.ru/video/1733332241031
- Курс «Сиреневое вдохновение» https://ok.ru/video/1465003215495
Авторские курсы по общеобразовательной программе «Наследие», 3 класс
- «Кедровая лилия» https://www.youtube.com/watch?v=0k2rBkjDf0U
- Фотоотчет https://stranamasterov.ru/node/1191089
- Презентация курсов https://stranamasterov.ru/node/1174446
Авторские курсы по общеобразовательной программе «Наследие», 4 класс
- 4 класс https://www.youtube.com/shorts/f4_uxO1eTEM
- Фотоотчет, 2019 https://stranamasterov.ru/node/1191642
- Фотоотчет, 2020 https://stranamasterov.ru/node/1217750
- Фотоотчет, 2021 https://stranamasterov.ru/node/1217776
Тематические мастер – классы
- «С днем Матери!» https://vk.com/video-152831286_456239052
- «С Новым годом!» https://ok.ru/video/462751271559
- «В честь 23 февраля» https://ok.ru/video/854153038471
- «Открытка к 1 мая» https://ok.ru/video/1164068981383
- «Значок Победы» https://ok.ru/video/1465003215495
- «8 марта» в технике «свит - дизайн» https://ok.ru/video/913475439239
Сетевое взаимодействие общеобразовательной программы «Наследие»
- Национальный музей имени М.Н. Хангалова https://ok.ru/group/53366706077831/album/53497268076679
- Художественный музей имени Ц.С. Сампилова https://stranamasterov.ru/node/661535, https://minkultrb.ru/news/news/5652-volshebnaya-skazka-pro-kvilling/
- Этнографический музей народов Забайкалья https://stranamasterov.ru/node/1174372,
- ЦГБ имени И. Калашникова https://cbs-uu.ru/2017/09/20/volshebnyj-mir-kvillinga/
- Образовательный портал «НИКА» https://xn--80ajjine0d.xn--p1ai/konkurs/materials/mandala-garmoniya-kvilling
- Итоги года https://www.youtube.com/watch?v=7yrmAsy9_HY
- Региональная выставка «Вселенная Творчества» - 2018, в честь 10 - летия программы «Наследия» https://stranamasterov.ru/node/1174372
- «Сувениры и открытки» https://stranamasterov.ru/node/1174414
Мастер – классы по орнаментам и узорам
- «Алатырь» https://stranamasterov.ru/node/1231911?k=all&u=21913
- «Yлзы» https://stranamasterov.ru/node/1231694?k=all&u=21913
- «Мандала мудрости»
https://stranamasterov.ru/node/1230498?k=all&u=21913
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...