Программа факультативного курса «Обработка кожи»
учебно-методическое пособие по технологии (6, 7, 8 класс)

Ольга Александровна Захарова

Программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение  Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями

опорно-двигательного аппарата № 20  г. Иркутска»

Рассмотрено                                                          Согласованно                                                                     Утверждено                                                                                          на  заседании  МО                                       заместитель  директора по ВР                                       директор  школы __________С.С. Городниченко                  ____________  А.В. Берегова                                 ________ М.Г. Любина

от «____» _________2019 г  

ПРОГРАММА

Факультативного курса внеурочных занятий

«Обработка кожи»

6-8 классы

Составитель: учитель технологии

                                                                Захарова Ольга Александровна        

            Пояснительная записка

             Программа «Обработка кожи» предусматривает освоение технологических приёмов работы с кожей, учащимся предлагаются задания, направленные на создание изделий, композиций, функциональных элементов из кожи.

             Задачи программы: познакомить учащихся с новыми ремесленными технологиями, использование которых расширяет их возможности в  устройстве своего быта, индивидуальной трудовой деятельности, разумном проведении досуга.

             Организация обучения обработке кожи требует оснащения мастерской материалом для выполнения изделий, предусмотренных программой. Таким материалом могут быть остатки кожи обувного, кожгалантерейного производства, бывшие  в употреблении кожаные изделия.

             Программа построена таким образом, что для выполнения работ не требуется особого оборудования: прессов, вытяжных шкафов. Проклейка швов осуществляется при помощи клея ПВА, использование которого допустимо в школьной мастерской.

             При обучении обработке кожи серьёзное внимание следует уделять качеству выполняемых учащимися операций, так как брак в изделиях из кожи трудно исправить. Для формирования навыка качественной работы нужно проводить тренировочные работы на бумаге, ткани.

             Так как изделия, предусмотренные программой, могут иметь несколько вариантов исполнения, учитель должен побуждать учащихся к активному выбору конструкции и отделки, отражая свои размышления в обсуждениях, свободных высказываниях. Вариативность работ позволяет осуществлять дифференцированный подход к ученикам с учётом их индивидуальных возможностей и способностей.

             Обработка кожи - творческий вид труда. Изучение этого профиля является благоприятной почвой для развития воображения, художественного вкуса, самостоятельности учащихся. При знакомстве с декоративно-прикладным искусством осуществляется творческое развитие личности.

             Выполнение практических работ развивает конструктивный праксис, коррегирует умственные недостатки, улучшает мелкую и общую моторику, что особенно актуально для учащихся с детским церебральным параличом.

             Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Совместная работа развивает навыки взаимоконтроля и взаимопомощи. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает у учащихся интерес к работе и приносит удовлетворение от результатов труда, побуждает к последующей деятельности.

             Занятия выбираются учителем в соответствии с материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся.

        В программном материале по швейному делу отведено недостаточное количество учебных часов для углублённого ознакомления учащихся, страдающих детским церебральным параличом, с различными видами ручного труда необходимого для их успешной адаптации.

        В связи с этим учащиеся на факультативе «Обработка кожи» приобретают новые трудовые умения по моделированию и технологии изготовления изделий. Занятия по обработке кожи  позволят приобрести школьникам практический опыт для дальнейшего самообеспечения, дадут возможность зарабатывать своим трудом.

        Программа факультативного курса предусматривает начальную подготовку по художественной обработке кожи. Цель обучения технологии изготовления изделий из кожи конкретизируется в основных задачах:

  1. Ознакомить учащихся с ассортиментом изделий из кожи, разновидностями кожи, способами её обработки.
  2. Формировать доступные школьникам технические и технологические знания и приёмы работы с кожей, умение применять знания в новых ситуациях.
  3. Научить читать и выполнять несложные работы по описанию в журналах и книгах по рукоделию, самостоятельно пользоваться учебными материалами.
  4. Развивать у учащихся общетрудовые умения и прививать специальные навыки по выбранному профилю, умение пользоваться специальным инструментом.
  5. Развивать творческую инициативу и эстетический вкус.
  6. Воспитывать у учащихся положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной деятельности качества личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности.
  7. Корригировать умственные и физические недостатки детей с детским церебральным параличом.

Основная коррекционная цель факультативных занятий  направлена на развитие мелкой и общей моторики, что является актуальным для детей с данной патологией развития.

Структура и содержание программы  

            Основу программы составляет содержание трудового обучения  в специальных (коррекционных) школах VIII вида по разделу «Обработка кожи» в 6-8 классах. Программа рассчитана для факультативного курса «Обработка кожи» в 6-8 классах (1учебный час в неделю) для учащихся, страдающих детским церебральным параличом и другими физическими недостатками. Темы занятий определялись в соответствии с материальным обеспечением нашего интерната и возможностями учащихся. Для изготовления предложены простейшие изделия из кожи, выполненные вручную.

            В 6-м классе учащиеся получают элементарные знания по технике работы с кожей, выполнение разметки, раскрой кожаных деталей, осваивают технологические приёмы и приобретают навыки выполнения простых изделий из кожи (аппликация, брелоки, банты-заколки, браслеты, рамки для фотографий). На основе выполнения простых изделий в 6-м классе у учащихся отрабатывается четкость движения рук, дети учатся читать текстовую запись, у них развивается умение анализировать графическую схему, эскиз.

          В трудовом процессе следует уделять внимание  развитию умения анализа образца изделия, включая и эстетический анализ, что позволяет приступить к изготовлению изделия с ярким, развёрнутым представлением о нём. Следовательно, объяснения следует сопровождать показом наглядного материала: образцов изделий, эскизов.

          Начиная с 6-го класса, учащиеся заводят постоянную тетрадь для записей технологии изготовления изделий, а также альбом для готовых образцов и эскизов (этот материал пригодится девочкам для дальнейшей самостоятельной жизни). Знакомятся учащиеся и с основами материаловедения, учатся подготавливать кожу к работе.

          В 7-м классе продолжается изучение технологии обработки кожи уже с применением перфорации и оплётки, на этом этапе большое внимание уделяется правильности, точности и аккуратности при разметке материала и самостоятельности выполнения всех этапов работы. У учащихся повышается уровень развития двигательных трудовых навыков.

           Для повышения общественной значимости труда, необходимо ставить практически значимые цели выполнения трудового заказа, например: изготовление очёчников и закладок для книг для малышей интерната. Такое обучение делает занятия серьёзными, практически необходимыми. У детей воспитывается привычка к качественной работе, усидчивость, аккуратность, ответственность.

        В 8-м классе знания детей расширяются, углубляются. Следуя программе, учащиеся последовательно, по степени возрастающей трудности, продолжают осваивать технику изготовления изделий из кожи с применением формования и драпировки, технологию художественного оформления изделий. К числу наиболее ответственных тем следует отнести построение чертежей с учётов расчёта на драпировку. На этом этапе обучения большое внимание уделяется формированию самостоятельности при выполнении трудовых занятий, повышению требований к качеству изделий. В основном темы программы предлагают изготовление конкретных изделий, имеющих полезное значение (кошельки, сумки, украшения, панно, и др.). В процессе выполнения этих изделий происходит изучение новых технологических приёмов, закрепление освоенных прежде.

          На факультативных занятиях осуществляется коррекционно-воспитательная работа. В процессе обучения у детей развивается восприятие, пространственное мышление, тренируется память. Занятия с кожей способствуют физическому развитию детей, совершенствуют мелкую моторику движений, повышают работоспособность. Важную роль в обучении играет эстетическое воспитание, ученицы получают возможность самовыражения, что благоприятно сказывается на развитии личности, способствует их социальной адаптации.

             По окончании факультативного курса «Обработка кожи» учащиеся должны знать: ассортимент изделий из кожи; виды кожи, свойства и требования к качеству кожи; необходимые инструменты и материалы для работы; правила безопасной работы режущими инструментами; правила раскроя изделия; способы соединения деталей из кожи; требования к качеству готового изделия.

             Должны уметь: рационально организовывать рабочее место; подбирать и подготавливать кожу для выбранного изделия; правильно пользоваться инструментами и приспособлениями для работы с кожей; ориентироваться в задании с опорой на образец изделия и технологическую карту. Учащиеся должны самостоятельно выполнять простейшие изделия из кожи с применением перфорации и оплётки, формирования и драпировки; анализировать качество выполненной работы в соответствии с требованиями к качеству готового изделия.

6 класс (35 ч)

Первая четверть (9 ч)

            Вводное занятие

             Знакомство с ассортиментом изделий из кожи: галантерея, обувь, одежда. Краткие исторические сведения. Демонстрация изделий учащихся старших классов. План работы на год.

АППЛИКАЦИЯ

             Виды работ. Аппликация из кожи на картоне. Композиция на ткани. Панно.

             Технические сведения. Материалы для работы. Простейшие сведения о получении кожи, её свойствах, видах. Общие сведения об уходе за кожей. Клеи, используемые при работе с кожей. Организация рабочего места и правила безопасной работы с клеем.

             Инструменты для ручных работ. Сапожный нож, молоток, маленький деревянный пенёк, пробойники, ножницы.

             Умения. Выбор объекта работы. Ориентировка в задании с опорой на образец изделия и технологическую карту. Текущий контроль в соответствии с требованию к качеству.

             Практические работы. Подготовка эскиза аппликации в альбом. Подбор кожи по цвету и качеству. Заготовка шаблонов. Разметка деталей на коже и на картоне с учётом разворота симметричных деталей. Выполнение аппликации на картоне при помощи клея.

Упражнения. Наклеивание кусочков кожи на картон. Удаление излишков клея.

Вторая четверть (7 ч)

             Вводное занятие 

РАСКРОЙ ПЛОСКОГО ОДНОДЕТАЛЬНОГО ИЗДЕЛИЯ ПО ЛЕКАЛУ

             Изделия. Брелок для ключей с отделкой аппликацией или отделочными стежками. Браслет.

             Технические сведения. Подбор участков кожи, однородных по качеству и окрасу. Экономный раскрой. Подбор игл с учётом толщины кожи и вида работы.

             Умения. Ориентировка в задании по образцу изделия и лекалу. Планирование работы. Выполнение задания с опорой на инструкционную карту. Контроль качества пооперационный и итоговый.

            Практические работы. Подбор участка кожи для раскроя. Разметка детали по лекалу. Раскрой детали брелка. Выбор отделки. Заготовка деталей аппликации. Закрепление деталей клеем или строчками обмёточных стежков. Складывание детали брелка. Фиксирование клеем. Разметка места прокола иглой. Соединение срезов брелка строчкой косых стежков.

             Упражнения. Разметка мест прокола иглой и выполнение строчек косых и петельных стежков на образцах.

Третья четверть (10 ч)

             Вводное занятие

ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЁМА В ОДНОДЕТАЛЬНОМ ИЗДЕЛИИ ПУТЁМ ДРАПИРОВКИ

              Изделия. Бант-заколка. Рамка для фотографии и др.

             Технические сведения. Свойства и требования к качеству кожи при драпировках. Инструменты для отделки обрезных краёв. Детали изделия.

             Умения. Анализ образца. Обсуждение плана работы в групповой беседе с опорой на образец изделия, детали кроя и лекало. Выяснение требований к качеству. Текущий и итоговый контроль.

             Практические работы. Подбор кожи для основной детали и перетяжки. Размещение лекала. Раскрой детали. Обработка обрезных краёв основной детали. Заготовка перетяжки. Определение середины основной детали. Выполнение банта. Крепление к заколке.

Четвёртая четверть (9 ч)

             Вводное занятие.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ

        Изделия. Брелоки, браслеты с различной отделкой, банты-заколки.

        Умения. Ориентировка в задании по образцу готового изделия и заготовки. Рассказ о предстоящей работе. Отчёт о выполняемых операциях в процессе работы. Анализ качества выполненной работы в соответствии с требованиями к качеству готового изделия.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И АНАЛИЗ ЕЁ КАЧЕСТВА

             Выполнение изделия по готовой заготовке.

Результаты обучения

К концу VI класса учащиеся должны знать: ассортимент изделий из кожи; виды кожи, свойства и требования к качеству кожи; необходимые инструменты и материалы для работы; правила безопасной работы режущими инструментами; правила раскроя изделия;  требования к качеству готового изделия.

        Должны уметь: рационально организовывать рабочее место;

подбирать и подготавливать кожу для выбранного изделия; правильно пользоваться инструментами и приспособлениями для работы с кожей; ориентироваться в задании с опорой на образец изделия и технологическую карту; отчитываться о выполняемых операциях в процессе работы; анализировать качество выполненной работы; составлять план изготовления однодетальных изделий.

7 класс (35 ч)

Первая четверть (9 ч)

Вводное занятие.

ПРДЁРЖКА КОЖАННОЙ ТЕСЬМЫ

        Изделия. Закладка для книг. Ремень. Отделка: простейшие продёржки.

        Технические сведения. Свойства кожаной тесьмы и требования к её качеству. Виды продёржек: одинарные, орнаментальные, одноцветные и многоцветные, в сочетании с перевивом.

        Практические работы. Раскрой детали изделия по лекалу. Выбор рисунка продёржки. Составление эскиза. Разметка отверстий для продёржки тесьмы. Прорезание отверстий (с помощью учителя). Выполнение отделки продёржкой. Окончательная отделка изделий (образование бахромы на верхнем и нижнем срезах).

        Упражнения. Выполнение образцов продёржек на бумаге полосками тесьмы из ткани.

        

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И АНАЛИЗ ЕЁ КАЧЕСТВА

Закладка для книг или браслет с отделкой (продёржка из 3-х ремешков).

Вторая четверть (7 ч)

Вводное занятие

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОДЁРЖЕК ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЪЁМА В ОДНОДЕТАЛЬНОМ ИЗДЕЛИИ

        Изделия. Мешочек-кошелёк. Ваза-мешочек.

        Технические изделия. Определение сорта кожи, необходимого для выполнения изделия. Назначение язычков. Расстояние от края до отверстия (1,5 – 3см). Расстояние между отверстиями для продёржки тесьмы (1,5 – 3см). Влияние расстояния между отверстиями на внешний вид изделия. Количество отверстий. Ширина и толщина ремешков для продёржки. Виды закрепок концов ремешков (узелки, пуговиц).

        Умения. Анализ образца. Составление плана работы с опорой на образец изделий и крой. Определение требований к качеству.

Отчёт о проделанной работе и оценка её качества.

        Практические работы. Подбор кожи. Раскрой детали по лекалу. Вырубка зубчатого края. Разметка мест отверстий. Продёржка ремешков. Выполнение закрепок на концах ремешков.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И АНАЛИЗ ЕЁ КАЧЕСТВА

Ваза-мешочек или ремень с применением продёржки.

Третья четверть (10 ч)

Вводное занятие

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЛЁТОК ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ СРЕЗОВ ДВУХДЕТАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ

        Изделие. Очёчник (ключница, кошелёк).

Технические сведения. Назначение изделия. Виды очёчников. Форма деталей, их количество. Название срезов. Способы соединения срезов в изделиях из кожи. Оплётка. Варианты оплётки. Получение кожаной тесьмы. Приёмы пробивки отверстий в парных деталях.

Умения. Определение необходимых материалов и инструментов по образцу изделия. Планирование с опорой на технологическую карту. Использование полученных ранее навыков и умений в новых условиях. Контроль промежуточных операций и итоговый с опорой на требования к качеству.

Практические работы. Построение чертежа детали очёчника. Заготовка шаблона. Раскрой деталей очёчника. Выбор отделки. Выполнение эскиза отделки в альбоме (аппликация, вышивка).

Отделка детали очёчника. Пробивание отверстий для оплётки (с помощью и под контролем учителя). Соединение срезов очёчника клеем. Оплётка срезов. Закрепление тесьмы в начале и конце оплётки.

Упражнения. Пробивание отверстий в парных деталях. Выполнение оплётки на образце.

Четвёртая четверть (9ч)

Вводное занятие

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ

        Изделия. Различные однодетальные и двухдетальные изделия, изученные ранее.

        Умения. Выбор кожи в зависимости от вида и назначения изделия. Подбор лекала. Раскрой детали изделия. Выбор вида отделки. Составление эскиза. Заготовка деталей отделки. Отделка детали изделия. Выполнение изделия с опорой на инструкционную карту. Оценка качества готового изделия.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И АНАЛИЗ ЕЁ КАЧЕСТВА

        Изделия с применением перфорации и оплётки (очёчник, ключница, стакан).

Результаты обучения

         К концу VII класса учащиеся должны знать: свойства кожаной тесьмы и требования к её качеству; способы соединения срезов в изделиях из кожи; виды продёржек, перфорации и оплётки; необходимые инструменты для работы, а также приёмы пробивки отверстий в парных деталях. Учащиеся должны знать правила безопасной работы режущими инструментами; правила разметки отверстий; требования к качеству готового изделия.

           Должны уметь: раскраивать детали по лекалу; выполнять отделку продёржкой ремешков; подбирать и подготавливать кожу для выбранного изделия; правильно пользоваться инструментами и приспособлениями для пробивания отверстий, а также самостоятельно выбирать кожу в зависимости от вида и назначения изделия, вид отделки. Учащиеся должны уметь использовать полученные ранее навыки и умения в новых условиях; составлять план пошива двухдетальных изделий.

8 класс (35 ч)

Первая четверть (9 ч)

Вводное занятие

ФОРМОВАНИЕ КОЖИ ПРИ ТЕРМООБРАБОТКЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРАПИРОВОК НА КЛЕЕВОЙ ОСНОВЕ.

        Изделия. Пояс, брошь, браслет, обруч для волос и т.п.

        Технические сведения. Понятие о бижутерии. Изделия. Назначение. Материалы, применяемые для изготовления бижутерии. Стили одежды. Стилевые и цветовые сочетания. Основные мотивы: геометрические, растительные и тематические. Простейшие сведения об окраске и тонировке кожи. Операции, выполняемые при изготовлении бижутерии: отделка кроя, обтяжка основы, объёмная аппликация, термообработка. Характеристика кожи, применяемая для обтяжки и драпировки. Правила безопасной работы с нагревательными приборами.

Умения. Ориентировка в задании по образцу изделия и его рисунку. Выполнение операции по словесной инструкции учителя и с опорой на практический показ приёмов работы. Контроль правильности действий в соответствии с требованиями к качеству.

Практические работы. Выбор рисунка гарнитура. Составление эскиза в альбоме. Выполнение лекала пояса. Раскрой деталей пояса и подкладки. Отделка передней части пояса аппликацией-драпировкой на клею. Выполнение застёжки на крючок. Выбор кожи для браслета. Обтяжка основы (металлической, деревянной, картонной с использованием поролона). Выполнение отделочных элементов с применением термообработки и клея. Выполнение серёг, кулонов, брошей.

Упражнения. Покраска, тонировка кусочков кожи. Драпировка тонкой кожи на клею. Термообработка кусочков кожи.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА

Изготовление изделия по выбору.

Вторая четверть (7 ч)

 Вводное занятие

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМОВАНИЯ И ДРАПИРОВОК ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПАННО

Изделие. Панно.

Технические сведения. Характеристика кож по видам и породам животных, топографическим участкам, виду выделки.

Умения. Ориентировка в задании по эскизу и крою. Планирование работы по инструкционной карте. Устный отчет о предстоящей, текущей и завершённой работе. Выяснение требований к качеству, опора на них в процессе выполнения задания.

Практические работы. Подготовка эскиза аппликации в альбом. Подбор кожи по цвету и качеству. Заготовка шаблонов. Разметка деталей на коже и на картоне с учётом разворота симметричных деталей. Выполнение аппликации на картоне при помощи клея.

Третья  четверть (10 ч)

Вводное занятие

РЕМОНТ  ОДЕЖДЫ

Объект работы. Образцы наложения заплат из кожи, реставрация при помощи аппликаций, кожаных полос.

Технические сведения. Виды кожи, пригодные для ремонта одежды. Определение формы заготовок в зависимости от характера повреждений. Приёмы выполнения ремонта.

Практические работы. Подбор и раскрой кожи в зависимости от необходимого ремонта и вида одежды. Использование эскиза при комплексном ремонте изделия. Способы наложения заплат и обтачек из полосок кожи: ручной и машинный.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Изготовление изделия с отделкой.

Четвёртая  четверть (9 ч)

Вводное занятие

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ

        Изделия. Панно, пояса, броши, браслеты и другие изделия, изученные ранее.

        Умения. Выбор кожи в зависимости от вида и назначения изделия. Подбор лекала. Раскрой детали изделия. Выбор вида отделки. Составление эскиза. Заготовка деталей отделки. Отделка детали изделия. Выполнение изделия с опорой на инструкционную карту. Оценка качества готового изделия.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА  И  АНАЛИЗ  ЕЁ  КАЧЕСТВА

        1. Изделия с применением перфорации и оплётки.

2. Изделия с применением формования и драпировки.

Результаты обучения

           К концу VIII класса учащиеся должны знать: простейшие сведения об окраске и тонировке кожи; операции, применяемые при изготовлении бижутерии; правила безопасной работы с нагревательными приборами; характеристики кож по видам и породам животных, топографическим участкам, виду выделки; приёмы выполнения ремонта.

           Должны уметь: ориентироваться в задании образцу изделия и его эскизу; выполнять операции по словесной инструкции учителя и с опорой на практический показ приёмов работы; подбирать кожу по цвету и качеству. Учащиеся должны самостоятельно выполнять отделочные элементы с применением термообработки и клея; драпировать тонкую кожу на клею; контролировать правильность действий в соответствии с требованиями к качеству; планировать свою работу по инструкционной карте.

Литература

  1. Новые учебные программы. «Трудовое обучение в специальных (коррекционных школах) VIII вида». Под редакцией кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника  А.М. Щербаковой. Москва. «Издательство НЦ ЭНАС». 2001г.

  1. «Кожа. Практическое руководство». Академия мастерства. Автор Валентина Пушкина. Москва. «Эксмо». 2010г.

  1. «Домоводство». Москва. «Колос». 2010г. (2-е издание, исправленное).

  1. «Кожа: вторая жизнь вещей». Издательство «Учитель». Автор Т.Ф. Софьина. Волгоград. 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса

   Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

Программа факультативного курса "СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ С КРАТНОЙ С=С СВЯЗЬЮ В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ" 10 класс

Данная разработка представляет собой курс факультативных занятий «Методы конструирования кратной С=С связи: промышленные и лабораторные способы получения алкенов» для учащихся 10 классов о...