Технологическая карта открытого урока "Кулинарное путешествие"
план-конспект занятия по технологии (5 класс)

Басалаева Вера Владимировна

Технологическая карта смежного урока географии и технологии "Кулинарное путешествие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта открытого занятия

Тема: Кулинарное путешествие

Цель: Стимулирование интереса учащихся к предметам «География» и «Технология» на основе ознакомления их с интересными фактами и открытиями культурных растений, в эпоху Великих географических открытий, которые сегодня используются в рационе нашего питания.

Задачи:

- Развивать умение работать в группе

- Развивать умение пользоваться и работать картой

- Расширить представление о культурных растениях, привезенных в нашу страну

- развивать познавательный интерес к предметам, коммуникативные навыки, пополнить словарный запас, умение оценить свою деятельность

- воспитывать общий уровень культуры, стремление выполнять работу качественно.

Используемые образовательные технологии (элементы технологий, методы,

приемы): приемы ФО, игровой метод, командная работа, здоровьесберегающие технологии.

Планируемые результаты:

-формирование у учащихся основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни

- формирование интереса к предметам «География» и «Технология»

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: 

-понимать выделенные учителем ориентиры действия при выполнении задания;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-умение понимать выделенные учителем ориентиры для ответов на вопросы;

- понимать выделенных учителем ориентиров действия в сотрудничестве с учителем;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-преобразовывать практическую задачу в познавательную

Коммуникативные:

- умение использовать речевые средства для озвучивания ответа на вопрос;

-умение строить монологическое высказывание;

-умение работать в группе

Методическое и дидактическое обеспечение: компьютер, телевизор, контурные карты, раздаточный материал

Технологическая карта занятия

Организационный момент

Д.Е. Здравствуйте ребята, гости. Мы рады приветствовать вас, сегодня на нашем необычном уроке.

 В.В. Сегодня мы для вас подготовили увлекательное кулинарное путешествие по разным странам. Но прежде чем мы начнем наше путешествие, нам очень интересно с каким настроением вы пришли к нам.  

Возьмите пожалуйста стикер который соответствует вашему настроению и приклейте его к доске, в конце урока мы посмотрим, как изменилось ваше настроение.

Д.Е. Итак, мы начинаем!

Известный писатель Бернард Шоу как – то сказал: «Нет любви более искренней, чем любовь к еде».

В.В. «Судьба нации зависит от того, как они питаются».  Написал в своей книге французский писатель и исследователь Жан Антельм Брилья-Саварен. Может быть, в этих словах и имеется преувеличение, но от того, чем и как мы питаемся, зависит наше здоровье. Особенности питания разных народов, несомненно, зависит от образа жизни этого народа, географического положения, климата и др. факторов.

Д.Е. Только путешествуя по другим странам, можно почувствовать

настоящий вкус жизни.

А сегодня собравшиеся в этом кабинете все любят вкусно и сытно покушать?

Наверно в мире нет человека, который отказался бы от вкусной и полезной

еды.

В.В. А вы знали, что многие продукты, которые прочно вошли в рацион нашего питания были привезены к нам из других стран. И происходило это в эпоху Великих географических открытий

Д.Е.: Эпоха Великих географических открытий подарила Европейцам не

только новые земли, но и открыла новые вкусы. Из Нового света на наш

континент попали такие продукты как:

Кукуруза, картофель, Сладкий картофель (батат), Помидор, Сладкий и

горький перец, Душистый перец, Какао, Ваниль, Бобы, Кабачок, Тыква,

Подсолнечник и др. Что изменило не только вкусовые предпочтения европейцев, но и способы приготовления.

В.В. Кухня – не место для скуки и однообразия. Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие по странам мира и узнаем от куда прибыли в наш регион эти продукты.

Давайте начнем!

Д.Е. Первый конкурс: вопрос ответ. Мы будем зачитывать интересные факты о привезенных в наш регион продуктах, вам нужно отгадать о каком культурном растении идет речь. Вопрос разделен на три части, от сложного к простому, кто отвечает на первую часть вопроса получает 3 балла, на вторую 2 балла, ну и на третью 1 балл.

 Поехали?!

Викторина

(Картофель)

В.В.- Этот корнеплод родом из Южной Америки, оказался в Европе при помощи испанских

моряков в 1565 году (3 балла);

- Этот корнеплод прошел очень долгий путь перед тем, как очутиться на столе у

европейского человека. В самом начале к нему отнеслись как к декоративному растению,

место которому в саду, позднее в ход пошли зеленые ягоды, из которых делали варенье, и

только после проб и ошибок было определено, насколько вкусными могут быть ее клубни

(2 балла).

- Главная героиня фильма «Девчата» умела готовить из этого корнеплода следующие

блюда: жареная, отварная, пюре, фри, пай, оладьи, рулет, запеканка, тушеный с

черносливом, тушеный с лавровым листом и с перцем, молодой отварной с укропом,

шаники. (1 балл)

(Томат)

Д.Е.- эта культура родом также с Южной Америки. В диком виде по сей день можно отыскать

ее на Филиппинских и Канарских островах, а также в Перу (3 балла);

- До начала 19 века плоды этого культурного растения не употребляли в пищу, а в

Америке они вообще был под запретом, потому что считались ядовитым (2 балла);

- не прекращаются споры о том, чем же считать эти плоды – овощами, фруктами или

ягодами. Ботаники говорят, что – это ягода, Россия и США уверены, что это овощ, так как

его едят на обед, а не в виде десерта, а Евросоюз стоит на том, что – это фрукт; В Росси

его добавляют в салаты, супы, вторые блюда, а также консервируют. (1 балл)

(Морковь)

В.В.- Родиной этого корнеплода называют Афганистан. Там произрастали его дикие сорта,

которые были ярко-фиолетовыми, иногда белыми и оранжевыми (3 балла)

- Этот корнеплод влияет на цвет кожи. Данным свойством пользуются работники многих

крупных зоопарков для того, чтобы сохранить красивый цвет перьев фламинго (2 балла).

- Из этого яркого корнеплода можно приготовить суп, торт, запеканку или просто выжать

сок (1 балл).

(Чеснок)

Д.Е.- люди употребляли этот овощ в пищу еще со времен Древнего Египта. Об этом говорят

рисунки и надписи на пирамиде Хеопса: его употребляли в пищу строившие пирамиду

люди. С древних времен его выращивали также и в Китае. Среди китайских иероглифов

есть знак, которым обозначают этот овощ и который считается одним из древнейших (3

балла).

- Древние греки тоже выращивали эту культуру, однако не употребляли его в пищу

слишком часто, потому что его аромат они считали очень неприятным, и считалось, что

якобы он оскорблял чувства их божеств (2 балла).

- чрезмерное употребление этого овоща опасно для здоровья. А вот употребление этого

овоща в маленьком количестве считается не только полезным, но и лечебным. Доктора

советуют употреблять в пищу 1-2 зубчика в день. (1 балл).

(Лук)

В.В.- по сей родина этого овоща доподлинно неизвестна, но большинство исследователей

полагают, что это Юго-Западная Азия;- в Америке он очутился с помощью экспедиции

Колумба (3 балла);

- С самых древних времен этот овощ был в почете у египтян, они его очень любили.

Древние греки считали его священным, а плод они считали символом устройства мира (2

балла).

- в средние века, когда вовсю по миру гуляли рыцари с крестовыми походами, этот овощ

входил в их рацион регулярно. Он пользовался тогда такой бешеной популярностью, что

за 8 луковиц можно было «выкупить» пленного (1 балл);

(Фасоль)

Д.Е.- Впервые о ней заговорили еще в древнекитайских летописях, которые датируются 2800

годом до нашей эры. Тогда люди рис варили с плодами этого культурного растения, как

это сегодня делают корейцы, японцы, индийцы и филиппинцы (3 балла)

- Американские индейцы тоже с древности растили эту культуру и употребляли ее в

пищу. После того, как Америка была открыта, она перекочевала на стол к европейцам.

Помимо прочего, Америка подарила Европе также декоративные сорта этой культуры,

которые также употребляли в пищу. Сегодня это декоративное растение можно найти во

многих садах, потому что оно очень красиво цветет и вьется (2 балла).

- В Росси с этой бобовой культурой готовят супы, даже добавляют в борщ, лобио, кладут в

салаты и готовят разнообразные гарниры (1 балл).

(Огурец)

В.В.- Родиной этого овоща считают Индию, где по сей день можно встретить его диких

братьев. В этой стране начали употреблять в пищу этот овощ как минимум за 3000 лет до

начала нашей эры (3 балла).

- С этой культурой были знакомы и в Древнем Египте, о чем говорят изображения этого

овоща на памятниках, а Древней Греции в гомеровские времена процветал город,

название которого переводилось как "город этого овоща" (Сикион) (2 балла).

- маленькие колючки нужны плодам для того, чтобы удалить с поверхности лишнюю

влагу. В Европе любят гладкие, а овощи с шипами называют русскими (1 балл)

(Красный перец)

Д.Е.- Этот чудесный овощ родом из тропической части Америки. Есть предположения, что

индейцы считали его священным растением, потому как в древних могилах были найдены

плоды этого овоща красного цвета. По сей день в тропиках Южной Америки растет этот

овощ в диком виде (3 балла).

- Колумб был первым из Европейцев, кто увидел этот овощ. Согласно сделанным в его

дневнике записям, это случилось на Гаити в январе 1493 года. Именно там он попробовал

обжигающего соуса из этого овоща (2 балла).

- чтобы еда с его добавлением не была очень острой, нужно просто удалить перегородки и

семена (1 балл).

(Капуста)

В.В.- Это очень древний овощ, который выращивают в странах Южной Европы и в регионе Средиземного моря уже около 4,5 тысяч лет (3 балла).

- в свежем виде в этом овоще содержится большое количество витамина С. 100 граммов

его подарят вам 61 процент от рекомендованной суточной нормы (2 балла).

- Этот овощ насчитывает более разновидностей, самыми популярными являются:

Савойская, пекинская, кольраби, белокочанная, краснокочанная и др. (1 балл).

(Свекла)

Д.Е.- Дикие сорта этого овоща по сей день можно встретить в Китае, Индии, на побережье

Черного, Каспийского и Средиземного морей, а также в Иране. (3 балла)

- разные виды этого корнеплода бывают многолетними, двулетними и однолетними (2

балла).

- в Древней Руси этот овощ использовали еще и в качестве косметического средства:

девушки и женщины с ее помощью румянили себе щеки (1 балл);

(Кабачок)

В.В.- Родина этого овоща – северная часть Мексики, в которой изначально ели только его

семена. В Европе он очутился лишь в 16 веке в компании с другими «новинками» из

Нового Света (3 балла)

- на рынках Европы часто продают цветы этого овоща, потому что они представляют

собой отдельное блюдо в очень разных странах. Цветы добавляют в салаты, запекают,

готовят с ними супы и жарят (2 балла).

- в России из него делают оладьи и даже икру (1 балл).

Д.Е.(Подсолнечник)

- Эта культура происходит из Северной Америки и была впервые выращена местными

племенами более 4500 лет назад. (3 балла)

- В Россию это растение было завезено из Голландии Петром I. Сначала оно

использовался как декоративный цветок. Уже к третьему десятилетию XIX века масло, из

семян этого растения, производилось в России в огромных объемах и с огромной выгодой

(2 балла).

- Русское название возникло изза способности соцветий всегда поворачиваться к солнцу.

(1 балл)

(Баклажан)

В.В.- В диком виде этот овощ произрастал на Среднем Востоке, в Южной Азии и Индии.

Именно там можно встретить его далёких предков, произрастающих в диком виде. (3

балла).

- При приготовлении этот овощ значительно уменьшаются в объеме, теряя влагу, поэтому

следует обязательно учитывать этот факт, если вы собираетесь приготовить блюдо из этих

овощей (2 балла).

- Они бывают самых разных цветов: белые, желтые, полосатые, фиолетовые и

практически черные, но есть цвет, названный в честь этого овоща (1 балл).

Д.Е. Мы не зря выбрали эти культурные растения, сейчас Вам нужно будет угадать какое блюдо мы спрятали под крышкой.

В.В. Конкурс 2 У вас на столе под крышкой находятся продукты, вам нужно внимательно их изучить и сказать какое блюдо мы загадали.  В состав загаданного блюда должны входить все ингредиенты которые у вас на тарелке. Вы можете приступать! Назовите какое блюдо вы будете готовить.

Борщ, винегрет, рагу, компот.

Молодцы!!!

А теперь, что бы немного размяться , давайте свами сделаем зарядку!

Физкультминутка

Молодцы, можете занять свои места!

Конкурс 3  

В.В. Вы отгадали какое блюдо вам нужно приготовить, но что бы его приготовить, вам предстоит совершить путешествие по разным странам и привезти необходимые продукты.

Д.Е.  В конверте у вас две карты. На одной карте показано где произрастали эти продукты и откуда их привезли в наш регион, на второй карте вам нужно показать путь вашего путешествия, подписать материки и океаны и сделать небольшое сообщение, о том какие страны вы посетили, чтобы приготовить это блюдо.

Можно приступать, на работу вам предоставляется 15 минут.

Подведение итогов

Д.Е.И так мы с вами совершили кругосветное путешествие собирая продукты для наших блюд. Давайте еще раз повторим, что же сегодня мы с вами готовили (борщ, рагу, винегрет, компот)

В.В. Кто догадался в какой прием пищи входят эти блюда? (обед)

Правильно!

Обед обязательно должен включать в себя суп, второе блюдо, салат и компот.

Давайте послушаем стихотворение и ответим на вопрос какая должна быть еда?

Д.Е.Чтоб здоровье сохранить,

 Организм свой укрепить,

 Знает вся моя семья

 Должен быть режим у дня.

В.В.Чтобы в форме оставаться

Нужно правильно питаться

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты –

Вот полезная еда

Витаминами полна.

Д.Е.Завтрак и обед и ужин

Для здоровья очень нужен

Завтрак пропускать нельзя,
полезно,
Это даже малышам в садике известно!
Если завтрак пропустил,
Ты желудку навредил!
Не забудешь про обед,
Избежишь ты многих бед.
И не позабудь про ужин —
Ужин тоже  очень нужен.

В.В.Если правильно питаться

В жизни будет все меняться

Будешь весел и здоров

Избежишь ты докторов.

И так, какой должна быть еда?

Разнообразной, правильной, режимной. Молодцы! Как замечательно что вы все это знаете.

Д.Е.Теперь вы знаете, что те продукты, которые так прочно вошли в наш рацион питания были привезены к нам из разных стран и континентов, они расширили наш рацион питания и увеличили количество кулинарных рецептов нашего региона.

В.В. Древний ученый, отец медицины Гиппократ, сказал: «Ты есть то, что ты ешь», и эта фраза не утратила актуальности до сих пор, а с появлением фаст фуда, искусственных добавок и заменителей, даже еще больше подходит для нашего времени. И если мы сами не позаботимся о нашем здоровье, ни кто этого не сделает за нас.

А более подробно о пользе и вреде разных продуктов мы с вами поговорим на уроках технологии в разделе кулинария.

Надеемся, что этот урок был для вас не только увлекательным но и познавательным.

Д.Е. Предлагаем вам заполнить небольшие анкеты и как мы говорили в начале урока, нам интересно как поменялось ваше настроение. Для этого когда вы будете уходить возьмите стикер соответствующего цвета и приклейте на доску.

Всем большое спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеклассного занятия "Путешествие в страну Лингвиния"

Данный материал можно использовать как повторение раздела "Лексика"....

Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"

Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...

Технологическая карта открытого урока по истории "Путешествие в Древнюю Грецию"

Урок "Путешествие в Древнюю Грецию" 5 классПовторительно-обобщающий урок в форме игры....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессии. Самоанализ открытого классного часа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессииСамоанализ открытого классного часа...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого занятия физкультурно- спортивной направленности «Три кита здоровья» Во 2-й младшей группе по теме «Путешествие к игрушкам»

Цель данного занятия :формировать умения двигаться в соответствии с музыкой, формировать творческий потенциал, посредством выполнения под музыку танцевальных движений, образа, выразительности, система...