Урок технологии в 7 классе
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Мосейкина Татьяна Владимировна

Тема урока: Рыба и морепродукты. Признаки доброкачественности рыбы. Шрифт на консервных банках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_kl.docx475.63 КБ

Предварительный просмотр:

План урока № ___

Предмет Технология Учитель Мосейкина Т.В.

Класс ______7______ Дата _____________

Раздел Технология приготовления пищи

Тема урока Рыба и морепродукты. Признаки доброкачественности рыбы. Шрифт на консервных банках.

Практическая работа №1 Первичная обработка рыбы.

Тип урока: комбинированный

Оснащение урока: Карточки-задания для проверки пройденного материала, плакаты, приспособления для чистки рыбы, свежая рыба, оборудование кухни.

Материал для учащихся: Мини-конспект «Признаки доброкачественности рыбы. Первичная обработка рыбы», инструкционная карта «Приготовление котлет из консервированной рыбы»

  1. Цель урока: Способствовать формированию представления о пищевой ценности рыбы и морепродуктов, их роли в питании человека.
  2. Развивать умения и навыки по определению доброкачественности рыбы, первичной обработке рыбы, выбору консервы. Умение работать в группе.

Воспитывать культуру питания и бережное отношение к продуктам.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с видами промысловых рыб, пищевой ценностью рыбы и морепродуктов, значением их в питании человека.
  2. Научить выбирать доброкачественную рыбу по признакам.
  3. Научить приемам первичной и тепловой обработки рыбы.
  4. Познакомить с принципами чтения этикеток на рыбных консервах.
  5. Отрабатывать навыки бригадной работы.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • заполнение учителем классного журнала;
  • проверка готовности к уроку;
  • сообщение темы и цели занятия

  1. Повторение пройденного материала.

Выполнить задание по теме «Сервировка стола» 6 вариантов (Приложение №1).

Работа по карточкам.

  1. Изучение нового материала. Объяснение с обсуждением.

Пищевая ценность рыбы и морепродуктов.

Рыба занимает важное место в питании человека. Подсчитано, что в среднем каждый человек съедает ее в течение всей жизни до 4 тонн, что вдвое больше мяса. Рыбные блюда очень полезны. Они содержат много йода, фосфора, калия, магния, богаты жирами и белками. В рыбе содержатся витамины А и Д, которые особенно необходимы детям. Их недостаток может привести к развитию рахита, ухудшению зрения, понижению сопротивляемости организма болезням.

По питательности и вкусовым качествам рыба не уступает мясу, а по усвояемости превосходит его. Вкус рыбы, ее кулинарные качества в основном зависят от количества содержащегося в ней жира (0,2 -30%). Так самыми вкусными считаются осетровые, лососевые виды рыб, угорь, палтус, скумбрия, некоторые виды сельди, в которых содержится более 8% жира.

В водах СНГ обитает более 1 тысячи рыб. Многие из них являются промысловыми, т.е. их добывают организованным порядком и продают в магазинах.

К речной рыбе относятся – щука, ерш, пескарь, налим, лещ, карп, сом.

К морским – треска, камбала, зубатка, ставрида, сельдь, хек, салака.

Записать в тетради: Рыба занимает важное место в питании человека. Мясо рыбы содержит много йода, фосфора, калия, магния, витамины А и Д, богато жирами и белками.

Понятие морепродукты используют в пищевой промышленности для обозначения всех съедобных обитателей мирового океана. Хотя рыба и относится к морскими жителями, этот продукт выделяют в отдельную группу и не причисляют к морепродуктам.

Виды морепродуктов. Существует достаточное количество видом морепродуктов. (Приложение №2). Рассказать о видах морепродуктов и показать иллюстрации (слайды).

Записать в тетради: Виды морепродуктов: водоросли, кальмар, каракатица, краб, креветка, лангуст, омар, мидии, морская капуста, морские гребешки, трепанг, устрицы.

Состав морепродуктов. Химический состав морепродуктов, как и полезные свойства, зависят исключительно от разновидности обитателей морей и океанов. К примеру, мясо креветок обогащено такими полезными минералами как кальций, магний, сера, железо и фосфор. Мясо кальмаров или осьминогов отличается большим содержанием витаминов группы С, а так же В. Как правило, в составе морепродуктов присутствует большинство витаминов, а так же других полезных соединений природного происхождения, которые считаются незаменимыми для человеческого организма.

Калорийность морепродуктов находится в прямой зависимости от вида и химического состава даров моря. К примеру, мидии содержат в своем химическом составе 3 грамма жира, креветки и кальмары содержат и того меньшее количество. Можно сказать, что все морепродукты отнесены к диетическим и низкокалорийным продуктам питания. Средний показатель калорийности морепродуктов не превышает показателя в 85 Ккал на 100 грамм продукта. Если сопоставить всю информацию о жителях морских глубин, то можно увидеть явную пользу морепродуктов для здоровья и хорошего самочувствия человека.

Виды рыбного сырья и морепродуктов.

Рыба, подвергнутая охлаждению до 0°, называется охлажденной, она обладает практически теми же качествами, что и живая.

Охлажденную до - 6º, - 8º рыбу считают мороженой. Хранить ее на холоде можно длительное время. Это очень удобно, как в домашних условиях, так и на предприятиях общественного питания.

Соленая рыба бывает слабосоленой, среднесоленой и крепкосоленой в зависимости от содержания в ней соли 6 -10%, 10 – 14%, 14 и более %.

Вяленой называется рыба, которую слегка просаливают, а потом высушивают при температуре 20 -25 градусов, в естественных условиях (вобла, тарань, теша, балык).

Сушеная рыба - обезвоженная ( высушенная) в естественных или искусственных условиях, предварительно подсоленная. Перед приготовлением блюд ее обычно вымачивают.

Копченая рыба – продукт, готовый к употреблению.

Записать в тетради: Виды рыбного сырья. В торговую сеть рыба поступает: живая, охлажденная, мороженная, соленая, вяленная, сушеная, копченая, консервированная.

  1. Подготовка к практической работе.

Каждая хозяйка при покупке рыбы должна знать признаки свежей рыбы и уметь выбирать качественные продукты. Мы тоже перед началом практической работы по первичной обработке рыбы, познакомимся с признаками доброкачественности рыбы на примере свежего карася.

Признаки доброкачественности рыбы.

Доброкачественность рыбы можно определить по запаху и внешнему виду.

Свежая охлажденная рыба имеет плотную консистенцию, жабры ярко – красные, глаза прозрачные, чешуя плотно прилегает. При нажатии пальцем ямка либо не образуется, либо быстро восстанавливается. Свежая рыба в воде сразу тонет.

Несвежая рыба имеет неприятный гнилостный запах. У недоброкачественной рыбы мутные и впалые глаза, потемневшие жабры. Чешуя легко отстает от кожи, вздутое брюшко, дряблая ткань.

Чтобы проверить доброкачественность замороженной рыбы, разогревают в кипятке нож и проткнув им рыбу, быстро вынимают и нюхают лезвие. С этой же целью копченую и соленую рыбу протыкают деревянной шпилькой и нюхают.

  1. Практическая работа «Первичная обработка рыбы».

Выполняется в виде инструктажа учителя, с отработкой приемов учащимися. Учащиеся одевают спецодежду.

Вводный инструктаж учителя:

Рыба, особенно речная, как правило, имеет верхний защитный слой – чешую. Поэтому перед приготовлением необходимо провести первичную обработку. Учиться чистить рыбу мы будем на примере карася, самой распространенной у нас рыбы.

Внимание! Разделывая рыбу надо быть очень осторожным из-за острых плавников и костей, которые при неумелом обращении с рыбой могут поранить руку.

Первичная обработка рыбы заключается в размораживании мороженной или вымачивании соленой, разделке ее.

Замороженную рыбу размораживают в воде комнатной температуры или на воздухе, тщательно моют, освобождая от слизи, которая легче смывается, если рыбу предварительно натереть солью.

Разделка включает:

  • Очистку рыбы от чешуи специальными рыбочистками или ножом.

! Приспособления для чистки рыбы: нож, скребок, терка, рыбочистка.

Демонстрация приспособлений и приемов их использования.

  • Разрезание брюшка от подхвостового плавника до головы.
  • Удаление внутренностей. Очень важно удалить черную пленку, выстилающую брюшную полость, если ее не убрать появляется горечь в готовом блюде, а у некоторых видов морских рыб она ядовита (например, рыба усач, рыба маринка.)
  • Удаление головы, плавников, хвоста – это делается ножом, а плавники, если они не очень крупные можно срезать ножницами. Голова, хвост, плавники не выбрасываются, из них готовится рыбный бульон.
  • Потрошеную рыбу тщательно промывают холодной проточной водой.
  • Рыбу пластуют при помощи ножа.
  • Рыбу разделывают на полуфабрикаты.

Формирование новых умений:

Выполнение учащимися практической работы по разделке рыбы.

Учитель выполняет проверку организованности начала работы учащихся; проверку организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления); соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

По окончании практической работы учащиеся убирают рабочие места и посуду. Очищенную рыбу замораживают.

  1. Подготовка к практической работе «Приготовление котлет из консервированной рыбы».

Запись продуктов для приготовления блюда с указанием цен.Котлеты из рыбных консервов.

КОТЛЕТЫ ИЗ КОНСЕРВОВ

Продукты:

Рыбные консервы в масле -1 шт,

Картофель отваренный -2 шт,

Луковица – 1 шт,

Рис отваренный - 1 стакан

Мука -1 столовая ложка,

Растительное масло для жарки – 50 гр;

Панировочные сухари – 3 столовых ложки,

Зелень петрушки.

Соль, перец - по вкусу.

Как выбирать и хранить консервы? Несколько рекомендаций и наблюдений.

Рыбные консервы с пометкой «в масле» лучше переносят «тёплое» хранение вне холодильника и реже портятся. Существуют нормы в пищевой промышленности, маркируемые ТУ и ГОСТ. Гостовские нормы более жёсткие, качество таких консервов выше, ингредиенты лучше. При покупке консервов обращайте внимание на внешний вид банок. Не покупайте мятые, битые или царапанные банки – они могут разгерметизироваться и впустить воздух, а значит - очень быстро испортиться. Кроме того, уже испорченные консервы будут выпускать воздух через образовавшееся повреждение и не позволят установить развитие ботулизма в банке. Наконец, последнее «классическое» предупреждение. Ни в коем случае не ешьте содержимое вздувшихся консервных банок – вздутие сигнализирует о том, что в банке поселился смертельно опасный вирус ботулизма (Приложение №3).

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учащиеся по очереди высказываю свое мнение об уроке одним предложением.

Приложение №2

Виды морепродуктов.Водоросли

Водоросли

Самые распространённые и многочисленные живые существа на Земле. Живут водоросли повсюду: в воде, причем, в любой (пресной, солёной, кислой и щелочной), на суше (поверхность почвы, деревья, дома), в недрах земли, в глубинах почвы и известняке, в местах с горячей температурой и во льдах. Водоросли могут жить как самостоятельно, так и в виде паразитов, внедряясь в растения и животных.

Кальмар

Отряд десятиногих головоногих моллюсков. Обычно имеют размеры 0,25—0,5 м, но гигантские кальмары рода Architeuthis могут достигать 20 метров (считая щупальца) и являются самыми крупными беспозвоночными. В супермаркетах часто встречается промышленный кальмар весом до 800грамм. Съедобная часть кальмара - это мантия под которой сктываются все его жизненные органы, голова и щупальца.КаракатицаКальмар

Каракатица

Это представительница класса головоногих моллюсков. Ее часто называют «морским хамелеоном», так как она может менять свой окрас в тон окружающей среды. Окраска каракатицы неоднородна: щупальца зеленоватого цвета, плавники с фиолетовым оттенком, спинная часть буроватая и полосами и пятнами, а более светлое – брюшко. Каракатица встречается в субтропических и тропических морях, в основном в мелководных водоемах.

КрабКраб

Короткохвостые раки (Brachyura), подотряд беспозвоночных животных отряда десятиногих ракообразных. Голова маленькая; глаза стебельчатые. Головогрудь широкая, ширина грудного щита от 2 до 20 см, у японского глубоководного краба (Macrocheirakaempferi) до 60 см. Первая пара ходильных ног снабжена клешнями. Брюшко краба короткое, подогнуто под головогрудь; брюшные конечности у самцов (2 пары) преобразованы в копулятивный аппарат, у самок (4 пары) служат для вынашивания икры. Обитают крабы в морях, в пресных водоёмах и на суше. Все крабы, кроме пресноводных, размножаются в море.Креветка

Креветка

Ракообразные из отряда десятиногих (Decapoda). Широко распространены креветки по морям всего мира, многие виды освоили пресные воды. Размер взрослых особей креветок разных представителей варьирует от 2 до 30 см. В морях Дальнего Востока России фауна креветок насчитывает более 100 видов. Многие представители этой группы — объекты промышленного лова.

ЛангустЛангуст

Это морской обитатель с довольно странными повадками, которые не мешают всем желающим лакомиться его вкусным и очень нежным мясом. Вылавливают его в промышленных масштабах.

Лобстер (омар)

Относится к семейству крупных морских десятиногих ракообразных. У лобстера крепкий панцирь и десять ножек, две из которых выросли в клешни. Хотя сегодня они считаются едой гурманов, в XIX веке лобстеров использовали как наживку для рыбы и даже как удобрения полей. У нмх плотное, насыщенное мясо под панцирем, в хвостах и ногах. Также съедобны печень и икра лобстера.Лобстер (омар)

Мидия

Относится к семейству морских двустворчатых моллюсков. В более узком понимании, мидиями называют только типовой род семейства - Mytilus. Представители этой группы обитают по всему Мировому океану. Некоторые (роды Mytilus, Perna, Crenomytilus) являются важными объектами промысла, наряду с представителями другого семейства двустворчатых моллюсков - устрицами. Раковины у мидий симметричные и могут очень плотно смыкаться.Мидия


Морская капуста

Съедобная водоросль, относящаяся к классу бурых морских водорослей. С древних времен человечество потребляет морские водоросли в качестве простого, легко добываемого продукта питания, содержащего значительное количество витаминов и минеральных веществ. Раньше морская капуста в основном потреблялась жителями прибрежных районов. В наше время знания о целебных свойствах морской капусты, сделала ее очень популярной в разных уголках нашей планеты, удаленных от морей и океанов.Морская капуста

Морские гребешкиМорские гребешки

Относятся к семейству двустворчатых морских моллюсков. Гребешки способны перемещаться в толще воды благодаря созданию реактивной тяги частым хлопаньем створок. Эти моллюски обитают во всех океанах. Раковина гребешков неравностворчатая с ушками – крупными площадками сзади и спереди от вершины. Их размер может быть разным, например, японские очень крупные, а галисийские и шотландские достигают средних размеров. Красные чилийские гребешки очень вкусные и ценятся в Западном полушарии, хоть они и мелкие.

УстрицаУстрица

Съедобный двустворчатый морской моллюск, многие виды которого пригодны в пищу. Обитают главным образом в тропических морях. Знатоки считают устриц самым большим деликатесом вообще. Устрицы предпочитают морскую воду с низким содержанием соли, поэтому обитают лишь в приливно-отливной зоне близ устья рек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии, 5 класс Технология изготовления швейного изделия (фартука). Подготовка ткани к раскрою. Требования к раскрою.

Опубликовано "Когда работаешь творчески... Сборник уроков учителей Москвы и Смоленска: Учебно-методическое пособие. - Москва-Смоленск: ГОУ ДПОС "Смоленский областной институт усовершенствования учител...

Урок технологии 6 класс (девочки) «Стилевые и цветовые решения в интерьере» (2 урока -80 минут).

Тип урока – изучение новых знаний. Согласно программе И.А. Сасовой проводится в рамках раздела «Проектирование интерьера и оформление детской комнаты или детского уголка».Учащиеся должны  и...

Урок технологии 8 класс Тема урока"Технология установки врезного замка"

Цель урока: Ознакомить детей с приёмами , способами и инструментами , необходимыми для установки врезного замка...

Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс

Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс.Изготовление поделок из бросового материала....

урок технологии 8 класс Технология построения семейного бюджета.

    Тема урока:  Технология построения семейного бюджета.Цель:   Создать условия формирования умений планировать расходы финансов в семье. Содействовать формирован...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...

"Ты сам мастер - технология проектирования" урок технологии 5 класс

Блок уроков: Творческий проект (5 класс).Тип урока: урок открытия нового знания.Межпредметные связи: ИКТ, ИЗО, технология.Ресурсы урока: презентация; творческие проекты учащихся прошлых лет; таблица ...