Программа кружка "Мастерица (креативное рукоделие)
рабочая программа по технологии
Рабочая программа кружка «Мастерица (креативное творчество) - художественной направленности. В процессе изучения различных современных видов декоративно – прикладного искусства обучающиеся приобщаются к человеческой культуре, взаимодействуют с окружающим миром при помощи существующих способов, познают и изменяют его, создают новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Мастерица (креативное рукоделие" | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
СОГЛАСОВАНА с зам. директора ОУ ___ С.В. Афанасьева «_____» ___________ | ПРИНЯТА решением педсовета Протокол от «___» _______г. №____ | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ «Обоянская СОШ №1» _____ И. Н. Абрамова |
Приказ от «____» ________
№____
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
Рабочая программа кружка
«Мастерица (креативное творчество)»
Возраст детей: 11 - 15 лет
Срок освоения: 1 год
Составила: учитель технологии
Афанасьева Светлана Венидиктовна
2020 - 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Актуальность данной программы
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования гуманитарно - эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.
Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности в конкретных образах.
Рабочая программа кружка «Мастерица (креативное творчество) - художественной направленности. В процессе изучения различных современных видов декоративно – прикладного искусства обучающиеся приобщаются к человеческой культуре, взаимодействуют с окружающим миром при помощи существующих способов, познают и изменяют его, создают новое. Данная программа направлена на художественно-эстетическое воспитание, социализацию, формирование саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности обучающегося, выявление творческого потенциала, создание условий для формирования и развития способностей к активной, самостоятельной творческой деятельности.
Программа составлена в соответствии с документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Миобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.2.2821-10 с учетом изменений, указанных в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 « О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательной школе»
2. Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитание культуры восприятия, развитие навыков деятельности, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников детского дома.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профессионально-ориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Содержание данной программы, которое включает в себя изучение лоскутного шитья, фоамирана, изготовление игрушек из фетра помимо художественно - эстетического развития направлено на формирование технологических знаний и умений обучающихся, таких как: знание правил выполнения эскизов, чертежей, схем; умение использовать различные средства и формы отображения объектов; умение использовать компьютер и информационно-коммуникационные технологии в процессе работы; владение компонентами исследовательской и проектной деятельности и др. В частности, данная программа позволяет развивать у обучающихся умения применять знания из других предметных областей. При изучении истории декоративно-прикладного искусства обучающиеся применяют знания по истории, мировой художественной культуры, географии. При изготовлении изделий знания из изобразительного искусства, физики, химии, технологии и других.
3. Педагогическая целесообразность программы
Одно из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами.
Занятие детей декоративно - прикладным творчеством тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. Знакомясь с декоративно – прикладным творчеством, работами народных мастеров, дети приобщаются к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
В основе программы кружка «Мастерица» лежит идея использования потенциала декоративно – прикладного творчества, народной мудрости, позволяющей развивать личность ребенка.
Отличительной особенностью программы является синтез программ дополнительного образования и современных образовательных технологий, она дает возможность каждому воспитаннику попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
4. Цели и задачи программы
Цель: развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через обучение специальным навыкам работы с разными материалами;
способствовать успешной социализации обучающихся в современном обществе
Задачи:
- создание условия художественно-эстетического воспитания средствами традиционной народной и мировой культуры;
- воспитание эмоционального благополучия ребенка через увлечение его прикладными видами искусства;
- овладение техниками изготовления предметов декоративно - прикладного искусства, технологией обработки различных материалов.
- способствовать овладению знаниями истории и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка.
- Принципы реализации программы
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
- принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
- принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
- принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
- принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
- принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, мастер - классы, презентации, интернет ресурсы.
- принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Программа состоит из четырех модулей:
1 модуль «Лоскуток за лоскутком»
2 модуль «Фантазии из фоамирана»
3 модуль «Чудеса из фетра»
4 модуль «Дизайн интерьера»
Объём учебной нагрузки в неделю составляет 1 час. Количество учебных часов в год: 34. Возраст обучающихся 11 – 15 лет. Подбор изготавливаемых изделий техника и технология выполнения могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.
- Ожидаемые результаты реализации программы
В процессе обучения технологии обучающиеся:
Обучающиеся должны знать:
- правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами, клеем, красками;
- понятия дизайн, аксессуары, колорит, цветовые сочетания, флористика;
- историю лоскутного шитья, фоамирана, фетра;
- техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», свободную технику по спирали;
- технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
- материалы и инструменты, применяемые в лоскутном шитье, в работе с фоамираном и фетром;
- технологию изготовления цветов и игрушек;
- требования к качеству готовых изделий.
Обучающиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья, фоамирана, фетра;
-составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», в свободной технике по спирали;
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-делать аппликацию;
-выполнять ручные и машинные швы, необходимых для пошива, приёмы влажно - тепловой обработки;
- владеть навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности, навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продуктов труда, выбора, моделирования, конструирования;
- изготавливать цветы из фоамирана, игрушки из фетра.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – наблюдение за деятельностью учащегося в процессе занятий;
- промежуточный – выставки, занятия-зачеты;
- итоговый – открытые занятия, выставки, ярмарки, проведение мастер-классов.
Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.
В программе предусмотрено выполнение школьниками проектных работ. Соответствующее направление по учебному плану дается в конце учебного года. При организации проектной деятельности акцентирую их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 модуль «Лоскуток за лоскутком» - 10 часов
Вводное занятие. Правила ТБ. Организация рабочего места.
Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции. Сочетание цветов. Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.
Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной». Различия между способами закрепления нитей и их использование в процессе выполнения игрушек.
История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. Традиционное лоскутное шитьё в России. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление.
Объекты труда: зарисовка лоскутного блока в различных цветовых сочетаниях.
Изготовление изделия в технике «квадрат». Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий. Объекты труда: лоскутная прихватка, салфетка. Техника «Полоска». Изготовление изделия в технике «полоска».
Бесшовный пэчворк. Зарисовка эскиза. Подбор и раскрой лоскутков. Технология изготовления панно. Выполнение панно по выбору. Оформление панно.
2 модуль «Фантазии из фоамирана» - 10 часов
История возникновения фоамирана. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами. Знакомство с лучшими работами. Знакомство с материалами и инструментами. Фоамиран тонированный, фактурный, картон цветной. Основные их свойства и качества.
Практическая работа: выполнение простых элементов из фоамирана.
Техника выполнения изделий из фоамирана.
Основные элементы фоамирана - плотная катушка, ажурные элементы.
Изготовление листьев.
Практическая работа: выполнение листьев из листа фоамирана
Цветочные композиции. Выполнение эскиза.
Композиция «Осенний вальс». Анализ композиции: выявление необходимых заготовок. Композиция «Розовый букет»
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Розовый букет». Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Композиция «Мастерская цветоделия». Изготовление цветочной композиции.
3 модуль «Чудеса из фетра» - 10 часов
История использования фетра и войлока. Краткие сведения из истории пошива игрушек с древних времен до сегодняшних дней. Виды фетра и их получение. Свойства фетра. Способы обработки различных поверхностей фетра.
Способы обработки и сборки деталей из фетра. Ручные швы для шитья.
Выбор и изготовление простейших изделий из фетра.
Подбор и подготовка ткани по цвету, размеру. Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами. Увеличение и уменьшение выкроек. Цветовое решение игрушек. Отдельные технологические процессы изготовления игрушек. Правила подготовки перевода деталей на ткань, подготовка материалов и инструментов. Правила техники кроя. Правила выполнения ручных швов и правила набивки деталей игрушек наполнителем.
Творческие индивидуальные работы на различные темы.
Инструменты и материалы для создания творческих работ. Декорирование творческой работы. Бусины. Ленты. Безопасность при работе. Цветовое решение художественной работы
Изготовление объемной игрушки. Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Игрушка по выбору. Самостоятельное выполнение объемной игрушки. Подведение итогов. Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки – различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой фетра и пошив, заготовка и укрепление каркаса, набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Декоративное панно из фетра. Выполнение эскиза. Подбор материалов. Изготовление панно.
4 модуль «Дизайн интерьера» - 4 часа
Стили и направления в искусстве оформления интерьера от Египта до Средневековья. История стилей оформления интерьера от Средневековья до Ампира. Романский, Готический стили. Эпоха Возрождения (Ренесанс). Барокко. Роккоко. Классицизм. Ампир.
Практические работы:
-изучение стилей по репродукциям картин, журналам
-самостоятельная работа с ресурсами интернета по подбору аксессуаров к заданному стилю
Детская комната, основные требования к планировке, освещению, цветовому решению. Возрастные группы детей. Необходимая мебель для каждой группы. Многофункциональность мебели. Многоярусные комплексы.
Обзор и характеристики графических программ. Назначение, свойства, возможности графических программ: Photoshop, ArchiCAD, 3DMax, CorelDraw, SweetHome 3D.
Работа на компьютере в графических программах. Назначение, свойства, возможности графических программ. Построение объемных предметов. Наложение текстур, фактур. Работа с освещением. Построение интерьера в графических программах.
Элементы декоративно – прикладного творчества в интерьере. Правила оформления интерьера.
Календарно – тематическое планирование занятий
№ п\п | Наименование раздела, темы занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 модуль «Лоскуток за лоскутком» - 10 часов | |||||
Вводное занятие. Правила ТБ. Организация рабочего места. Основы цветоведения. | 1 | ||||
Основы композиции и цветоведения | 1 | ||||
Ручные швы и их выполнение. | 1 | ||||
История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. | 1 | ||||
Изготовление изделия в технике «квадрат». | 1 | ||||
Бесшовный пэчворк. Технология изготовления панно. | 1 | ||||
Выполнение панно по выбору в технике «бесшовный пэчворк». | 1 | ||||
Выполнение панно по выбору. | 1 | ||||
Выполнение панно по выбору. | 1 | ||||
Оформление панно. Выставка работ. | 1 | ||||
2 модуль «Фантазии из фоамирана» - 10 часов | |||||
История возникновения фоамирана. Материалы и инструменты. Виды фоамирана. | 1 | ||||
Основные элементы фоамирана. | 1 | ||||
Листья | 1 | ||||
Цветочные композиции. Выполнение эскиза. | 1 | ||||
Композиция «Осенний вальс» | 1 | ||||
Композиция «Розовый букет» | 1 | ||||
Изготовление цветочной композиции. | 1 | ||||
Изготовление цветочной композиции. | 1 | ||||
Изготовление цветочной композиции. | 1 | ||||
Оформление готового изделия. | 1 | ||||
3 модуль «Чудеса из фетра» - 10 часов | |||||
История использования фетра и войлока. Поделки из фетра. | 1 | ||||
Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами | 1 | ||||
Декорирование творческой работы. | 1 | ||||
Изготовление объемной игрушки. | 1 | ||||
Изготовление объемной игрушки. | 1 | ||||
Изготовление объемной игрушки. | 1 | ||||
Декоративное панно из фетра | 1 | ||||
Изготовление панно | 1 | ||||
Изготовление панно | 1 | ||||
Оформление готового изделия. | 1 | ||||
4 модуль «Дизайн интерьера» - 4 часа | |||||
Стили и направления в искусстве оформления интерьера | 1 | ||||
Детская комната, основные требования к планировке | 1 | ||||
Обзор и характеристики графических программ | 1 | ||||
Элементы декоративно – прикладного творчества в интерьере | 1 | ||||
Итого: 34 часа |
Методическое обеспечение программы
Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:
- Словесный метод - используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
- Самостоятельная творческая работа - развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
- Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
- Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
- Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.
- Смотр творческих достижений - используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
Необходимые условия реализации программы
Для организации успешной работы имеется оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение.
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, имеются инструкции по технике безопасности.
Технические средства обучения.
- Ноутбук
- Проектор
- Лазерный принтер
- Фотоаппарат
- Экран
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий
- Фоамиран разной цветовой гаммы.
- Шпажки.
- Пинцеты.
- Цветной картон.
- Ножницы.
- Термоклей.
- Рамки для оформления работ.
- Карандаши.
- Ластик.
- Бумага для эскизов, калька.
- Тейплента
- Фольга
- Утюг
- Швейная машина
- Ткань
Дидактические материалы:
- Наглядные пособия, изготовленные педагогом.
- Работы педагога.
- Работы обучающихся.
- Фотографии с различных выставок.
-Инструкции по технике безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Воробьёва О.С. Цветы из фоамирана М.: «Феникс», 2015г.
- Зайцева А. «Дизайн своими руками» / М.: «АСТ - ПРЕСС» 2006 г.
- Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1.М.: «Юный художник», 2011.
- Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 2010г.
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 2014.
- Сокольникова Н.М. Основы живописи. -Обнинск: «Титул», 2010.
- Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: «Титул», 2015.
- Яцюк О. «Компьютерные технологии в дизайне»/ СПб. : издательство «БХВ-ПЕТЕРБУРГ» 2002г.
- «Декор Вашего Дома» Д.Вуд издательство «РОСМЕН» 2001г.(255стр.)
Для обучающихся:
1. Букина С. Букин М. Фоамиран. Шаг вперед. - «Феникс», Ростов-на-
Дону: 2011.
2. Букина С.Букин М. Фоамиран: волшебство бумажных завитков. -
«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011.
3. Волосова Е.Е. Букеты в винтаж- «Феникс», 2015.
4. Волосова Е.Е. Букеты в стиле шебби-шик - «Феникс», 2015.
5. Герасимова Е.Е Брошь-букеты: красота в деталях - «Феникс»,2015.
6. Грушина О.С. Занимательные поделки из фоамирна-«Феникс»,2015.
7.Журнал «Чудесные мгновения Лоскутное шитьё» № 5-6, 2008 г.
8.Журнал «Чудесные мгновения Лоскутное шитьё» № 7-8, 2008 г.
9.Журнал «Чудесные мгновения Лоскутное шитьё» № 9-10, 2008 г.
10.Ляхновская Н.О. Куклы из фоамирана «Формат-М», 2015.
11.Чербанова Л.М. Волшебные цветы «АСТ»,2016.
12.Чербанова Л.М. Цветы из фоамирна «АСТ»,2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Креативное рукоделие"
Программа дополнительного образования представлена короткими блоками по рукоделию и расчитана на развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов в разных видах рукоделия....
Программа дополнительного образования "Креативное рукоделие"
Программа дополнительного образования "Креативное рукоделие" для учащихся 5-7 классов....
Рецензия на программу дополнительного образования "Креативное рукоделие"
Программа по дополнительному образованию "Креативное рукоделие"на 2018-2019 учебный год прошла рецензию....
Индивидуальный образовательный маршрут к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Креативное рукоделие» для одаренных детей
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренных учащихся, направлен на личностное развитие, самосовершенствование и самореализацию учащегося. ИОМ составлен с учетом уровн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Креативное рукоделие» (базовый уровень)
Данная программа включает в себя различные разделы рукоделия и направлена на формирование ключевых и специальных компетенций учащихся посредством декоративно-прикладного искусства....
Календарные учебные графики к программе к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе"Креативное рукоделие" (базовый уровень)
Календарный учебный график является составной частью образовательной программы, включает комплекс основных характеристик образования и определяет количество учебных часов по программе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Креативное рукоделие»
Программа разработана в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образовани...