Программа кружка "Креативное рукоделие"
рабочая программа по технологии (6 класс) по теме

Чехобалова Елена Анатольевна

Программа дополнительного образования  представлена короткими блоками по рукоделию и  расчитана на развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов в разных видах рукоделия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 

        

ПРОГРАММА

 кружка

 «Креативное      рукоделие»

для учащихся  5-9 классов

Срок реализации: 2 года

     

 Руководитель кружка

учитель технологии

высшей категории

Чехобалова Елена

Анатольевна

Г. Нижний Новгород

2012-2013 уч. год


1. Пояснительная записка.

2.1. Обоснование  необходимости  разработки  и  внедрения  программы в образовательный процесс.

  •  Актуальность программы. Программа «Креативное рукоделие» направлена на  трудовое и эстетическое воспитание подростков, обучение различным видам рукоделия, учитывает  интересы и возрастные особенности  девочек, способствует развитию творческого самовыражения через создание индивидуальных изделий   и формированию нестандартного, проектного  мышления.   Блоки программы можно поменять местами; для закрепления полученных знаний,  умений и навыков можно использовать разные изделия – поэтому программа является мобильной и учитывает интересы учащихся.
  •  Практическая значимость.     На базе полученных знаний, умений и навыков  учащиеся смогут проектировать и изготавливать нужную им одежду и предметы, украшающие интерьер дома.
  •   Связь с существующими программами. В многолетней практике мной использовались примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов и культуры быта  (украшения из кожи;  изделия, связанные спицами и крючком; меховая игрушка;  вышивка и др). В современных условиях, когда на уроках технологии девочки осваивают проектный метод,  а количество часов в  «Базисном учебном плане» уменьшается, мною выбран иной подход, объединивший разные виды рукоделия для создания модных изделий с учетом индивидуальных потребностей детей.
  •   Вид программы: авторская, экспериментальная.
  •   Новизна:  программа направлена на развитие у ребенка новых художественных образов и соединение их с жизненной ситуацией, экономному использованию различных  материалов, практическому использованию разных технологий.
  •   Направленность: программа  направлена не только на  развитие умений и навыков учащихся в различных видах деятельности, но и на развитие умений мыслить нестандартно, творчески, объединять разные виды рукоделия, видеть конечный результат, делать выводы,  завершать начатую работу.

2.2.  Цели и задачи.

 Цель: научить девочек различным видам рукоделий и умелому применению их  на практике для создания модных, современных изделий различного назначения (одежды  и украшений для себя  и друзей, подарков, сувениров, предметов интерьера).  

Задачи:

  • обучающие:  развивать познавательный  интерес учащихся к различным видам рукоделия;  формировать знания, умения, навыки шитья, вязания, плетения; развивать творческие способности и применять их  при изготовлении  и оформлении одежды; формировать эстетический вкус.
  • воспитательные:  воспитывать трудолюбие, ответственность, умение доводить начатое дело до конца, уважать труд других людей, чувство товарищества, взаимопомощи.
  • развивающие:  создать условия, побуждающие учащихся  к самоанализу, самооценке, саморазвитию.Научить сравнивать, анализировать, делать выводы, исправлять    ошибки. Развивать мотивации личности к познанию и творчеству, способствовать  интеллектуальному  и духовному развитию личности ребенка

     2.3.  Отличительные особенности программы.

Программа направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Чтобы дети не утомлялись и видели конечный результат, программа построена по принципу от простого к сложному. Кроме постоянного состава участников, в работе могут принимать участие девочки, желающие освоить тот или иной вид рукоделия или  изготовить отдельно взятое изделие. Программа учитывает интересы большинства учащихся, основывается на знаниях предмета  «Технология»,  позволяет глубже изучить его, лучше освоить проектный метод изготовления изделий. Программа имеет практическую направленность на изготовление и оформление одежды различными способами и их сочетанием, воспитание эстетического вкуса, учет индивидуальных особенностей детей.

     2.4.  Особенности возрастной группы детей.

В кружке могут заниматься девочки 5-9 классов. Курс обучения планируется на 2 года, с расчетом на самостоятельную работу детей. Комплектование групп  проводится с учетом возрастных особенностей: по программе 1-го года могут заниматься учащиеся 5-6 классов,  по программе 2-го года могут заниматься учащиеся 7-9классов. Желательно, чтобы  по программе 2-го года обучения занимались учащиеся, прошедшие 1 ступень

     2.5.  Режим занятий. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана  на  2 года занятий по 68 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.

     2.6.  Формы занятий.

Традиционно занятия проводятся в форме практических работ с углубленным изучением  теоретического материала, демонстрацией лучших изделий. Кроме этого проводятся беседы, викторины, презентации.

     2.7.  Прогнозируемые результаты. Формы подведения итогов.

Подведение итогов организуется в виде выставки лучших работ, демонстрации моделей, защиты проектов. Участники кружка могут принимать участие в олимпиадах, НОУ,  конкурсах, демонстрациях моделей.

2.  Учебно-тематический план.

Тема

Общее

кол-во

часов

В том числе

Теорети-ческих

Практи-ческих

1-й год  обучения.

Вводное занятие.

Материалы для рукоделия.

Сувенир «Кукла из пряжи».

Шнуры плетеные.

Основные приемы вязания крючком

Закладка, украшенная кисточкой.

Ободок, расшитый бисером.

Прихватка с аппликацией «Цветок»

Подставка под горячее из ткани, обвязанная крючком.

Сувенир «Курочка» (ткань, крючок).

Основы работы с тканью.

Ручная вышивка.

Обложка для кулинарной книги с вышивкой.

Пляжный комплект.

Основные приемы вязания спицами.

Чехол для сотового телефона с бусинами.

Сумка комбинированная.

2

2

2

2

6

4

4

4

2

4

2

4

4

12

6

4

4

2

2

2

2

1

4

2

2

2

4

4

4

4

2

4

3

4

8

4

4

4

                                                   итого

68

15

53

2-й год обучения.

Изготовление  одежды из ткани и пряжи.

Работа с периодическими  и компьютерными журналами мод.

Юбка (брюки) усложненного фасона (складки, кокетки, карманы).

Вязаный жилет (топ), с модной отделкой.

Шарф и шапка,связанные на спицах, с отделкой «Вязаный мех».

Украшения из бисера (серьги, кулон, браслет).

4

4

20

18

16

6

2

2

5

4

3

2

2

2

15

14

13

4

                               итого

68

18

50

3. Содержание программы.

1-й год обучения

Вводное занятие. История развития рукоделий. Знакомство с программой  и правилами поведения в кружке. Режим работы. Знакомство с изделиями, выполненными в кружке. Оборудование кабинета. Организационные вопросы. Правила техники безопасности.

Материалы для рукоделия. Применение различных видов пряжи и ткани. Основные свойства материалов. Правила подбор инструментов и принадлежностей в  зависимости от выбранных материалов. Основы цветоведения.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Исследование образцов тканей и пряжи, их основных свойств, возможных пластических и цветовых сочетаний. Выбор инструментов и принадлежностей.

Сувенир «Кукла из пряжи». Рекомендации по выбору материалов, декоративной отделке  и технологии выполнения сувенира. Просмотр готовых сувениров, оценка качества работы.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Выполнение сувенира: составление плана работы, определение размеров и пропорций,  цветового решения, складывание, разрезание и завязывание нитей.

Шнуры плетеные.Определение цветового сочетания и длины нитей. Порядок переплетения 3, 4, 5 нитей. Оформление концов. Назначение шнуров. Просмотр готовых шнуров, оценка качества работы.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Определение длины нитей. Выбор цветовых сочетаний. Выполнение образцов крученого, 3-, 4-, 5-ниточного шнуров. Оформление концов шнура.

Основные приемы вязания крючком. Правильное положение рук,

демонстрация приемов работы, условные обозначения элементов  вязки, запись и правила чтения схем. Способы вывязывания элементов.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Выполнение упражнений, вывязывание различных узоров по схемам. Изучение фактуры вязаного полотна.

Закладка,  украшенная кисточкой. Выбор рисунка вязки. Расчет длины и ширины закладки, Способы оформления края (обвязывание, вышивание узкой лентой, сутажом), конца. Изготовление кисточки, помпона.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Изготовление  и оформление закладки с кисточкой (помпоном)

Ободок, расшитый бисером. Выбор рисунка вязки, обмер головы, расчет длины и ширины ободка. Способы оформления изделия бисером, выбор  цветовой гаммы и рисунка вышивки.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.    Вывязывание и вышивание ободка бисером по выбранной схеме.

Прихватка с аппликацией  «Цветок». Правила вязание круга, квадрата: прибавление столбиков, переход в другой ряд. Способы соединения аппликации с изделием (пришивание, привязывание)

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Вывязывание квадрата прихватки и круглой аппликации-цветка по кругу. Соединение аппликации с прихваткой выбранным способом.

Подставка под горячее из ткани, обвязанная крючком.Выбор  цветовой гаммы, материалов. Разработка формы и размера подставки. Выкраивание деталей, обвязывание, соединение частей крючком.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Изготовление выкройки, выкраивание частей, обвязывание и соединение частей, оформление края.

Сувенир «Курочка»  (ткань, крючок).Выполнение эскиза.Разработка выкроек и отделки (крыльев, хвоста, гребня, глаз). Пришивание пайеток.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Выкраивание и обвязывание деталей, соединение частей между собой, выполнение отделки крючком и пайетками.

Основы работы с тканью.Подготовка ткани к раскрою. Определение долевой нити, лицевой стороны. Расчет расхода ткани. Правила и порядок раскроя.  Раскладка выкроек на ткани. Припуски на швы.  Как экономить ткань.

Ручная вышивка.Рисунки для вышивки. Швы для вышивки: крест, полукрест, стебельчатый, тамбурный. Увеличение, уменьшение рисунка. Перевод рисунка на ткань.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Выполнение пробных строчек. Подготовка ткани, выбор рисунков, выполнение узоров вышивки.

Обложка для кулинарной книги с вышивкой. Эскиз обложки (выбор местоположения вышивки).  Обмер книги, разработка выкройки, выбор материалов, способов обработки.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Изготовление выкройки. Выбор и вышивание тематического рисунка. Раскрой обложки, соединение вышивки с обложкой, изготовление обложки.

Пляжный комплект.Разработка и обсуждение эскизов (особенности

 фигуры, пропорции, силуэт, композиция, цвет), выбор ткани, отделок. Расчет расхода ткани. Снятие мерок.  Конструирование и моделирование топа, юбки, шляпки. Выбор экономичной раскладки выкроек на ткани. Технологическая последовательность и способы обработки изделий. Демонстрация готовых изделий.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.  Зарисовка эскиза. Определение нормы расхода ткани. Снятие мерок, построение основы, моделирование и изготовление выкроек пляжного комплекта. Раскрой и изготовление комплекта. Выполнение отделки.  Окончательная  ВТО  изделий. Оценка готовых комплектов.

Основные приемы вязания спицами.Правильное положение рук. Демонстрация приемов работы. Условные обозначения элементов вязания, запись и правила чтения схем. Способы вывязывания элементов.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Выполнение упражнений, вывязывание образцов с чередованием лицевых и изнаночных петель.

Чехол для сотового телефона с бусинами. Выбор рисунка вязки, определение  длины и ширины вязаного полотна, расчет количества петель. Приемы плетения шнура в технике макраме с бусинами. Порядок украшения и сборки чехла.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Обмер телефона. Выбор вязки, расчет количества петель, изготовление вязаного полотна. Плетение шнура в технике макраме с бусинами. Сборка и оформления чехла.

Сумка комбинированная.Способы соединения различных материалов и техник рукоделия. Зарисовка эскиза. Детальная проработка выкройки. Выбор  материалов, застежки, отделки.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я. Творческая работа по разработке, изготовлению и оформлению изделия.

2-й год обучения.

Изготовление одежды из ткани и пряжи.Изучение  свойств материалов (продолжение). Повторение основных понятий (швов, элементов вязания крючком и спицами). Правила подготовки материалов к раскрою и вязанию.  Организационные вопросы. Правила техники безопасности.

Работа с периодическими и компьютерными журналами мод.

Просмотр новых журналов мод, изучение новых направлений моды. Особенности и порядок работы с компьютерными  журналами мод. Учет

особенностей фигуры при выборе моделей. Снятие мерок.  Правила

зарисовки фигуры. Работа с готовой выкройкой.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Зарисовка эскизов понравившихся моделей. Снятие мерок.  Работа с готовой выкройкой. Корректировка выкроек.

Юбка (брюки) усложненного фасона. Рекомендации по выбору ткани, отделочных материалов, фурнитуры. Определение нормы расхода ткани на изделие.  Конструирование, моделирование индивидуальных изделий.  Раскладка выкроек на ткани.   Последовательность и приемы технологической обработки. Оценка качества, демонстрация готовых  изделий.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я. Построение чертежа, моделирование изделий, изготовление и корректировка выкроек, подготовка ткани к раскрою, раскрой индивидуальных изделий. Технология изготовления юбки (брюк).    Поузловая обработка  складок,  кокеток, рельефов, карманов, застежки,  верхнего края поясом  или обтачкой,  низа изделия.  Окончательная   ВТО изделия.

Вязаный жилет (топ) с модной отделкой. Особенности конструирования трикотажных изделий. Новые элементы вязания спицами и крючком, условные обозначения, демонстрация приемов выполнения. Раппорт узора. Вывязывание трикотажных полотен по выкройке.  Сборка  изделия и оформление  края.   Выбор, проработка и выполнение отделки в соответствии с направлениями моды (элементы проектирования).

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Снятие мерок, изготовление выкройки. Вывязывание образцов новых узоров. Выбор узора. Расчет петель по образцу. Вывязывание деталей, сборка изделия, оформление края, ВТО, выполнение отделки.

Шарф и шапка, связанные на спицах, с отделкой «Вязаный мех».

Подбор пряжи и узора. Расчет петель. Технология мехового вязания, изготовление меховой нити, подбор дополнительной пряжи, выбор вязки.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Изготовление меховой нити, выполнение отделки «Вязаный мех», изготовление шапки и шарфа.

Украшения из бисера.История бисера.  Материалы и инструменты. Низание сеток , низание крестиками.Составление схем.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Изготовление украшений из бисера  по  схемам:  фенечек,   кулонов, подвесок, сережек,  браслетов.

4.   Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия.

дата

1-йгод обучения.

  1.

Вводное  занятие.

  2.

Материалы для рукоделия.

  3.

Сувенир «Кукла из пряжи».

  4.

Шнуры плетеные.

  5.

Крючок. Столбики без накида.

  6.

Крючок. Столбики с накидом.

  7.

Крючок. Образцы вязки. Чтение схем.

  8.

Закладка. Вязание полотна по схеме.

  9.  

Изготовление кисточки.  Оформление  закладки.

10.

Ободок. Вязание полотна по схеме.

11.

Ободок.  Вышивание бисером по схеме.

12.

Прихватка.  Плотное вязание   по кругу.

13.

Прихватка.  Ажурное вязание по кругу.

14.

Подставка под горячее, обвязанная крючком.

15.

Сувенир «Курочка». Изготовление деталей.

16.

Сувенир «Курочка». Соединение частей. Отделка.

17.

Основы работы с тканью.

18.

Ручная вышивка. Перевод рисунка. Образцы швов.

19.

Выполнение вышивки.

20.

Обложка для книги. Выбор материалов, раскрой.

21.

Изготовление обложки с вышивкой.

22.

Пляжный комплект.  Выбор модели, материалов.

23.

Конструирование, моделирование частей комплекта.

24.

Раскрой изделий пляжного комплекта.

25.

Изготовление  юбки.

26.

Изготовление топа.

27.

Изготовление шляпки.

28.

Основы вязания спицами. Лицевые, изнаночные петли.

29.

Образец вязки «Шахматка».

30.

Образцы резинок.

31.

Чехол для сотового телефона. Вывязывание полотна.

32.

Плетение шнура с бусинами. Оформление чехла.

33

Разработка модели сумки. Изготовление частей.

34.

Соединение частей, оформление изделия.

Тема занятия

Дата

2-йгод обучения.

  1.  

Изучение свойств материалов  и швов (продолжение).

  2.

Повторение элементов вязания спицами и крючком

  3.

Журналы мод. Работа с готовой выкройкой.

  4.

Работа с компьютерной выкройкой

  5.

Конструирование,  моделирование, корректировка выкроек.

  6.

Раскрой юбки (брюк).

  7.

Подготовка  юбки (брюк) к примерке.

  8.

Проведение примерки.  Подгонка изделий по фигуре.

  9.

Обработка карманов.

10.

Обработка кокеток, рельефов.

11.

Сборка юбки (брюк).

12.

Обработка застежки.

13.

Обработка верхнего края юбки (брюк).

14.

Обработка низа изделий. ВТО.

15.

Образцы плотной вязки крючком.

16.

Образцы ажурной вязки крючком.

17.

Выбор вязки, расчет конструкции.

18.

Вывязывание деталей жилета.

19.

Вывязывание  деталей жилета.

20.

Вывязывание деталей жилета.

21.

Сборка изделий.

22.

Оформление краев  жилета.

23.

Выбор и изготовление модной отделки.

24.

Образцы объемной вязки на спицах (с накидами).

25.

Образцы ажурной вязки на спицах (с накидами).

26.

Образцы вязки с косами, жгутами.

27.

Выбор вязки. Расчет  петель для  шарфа и шапки.

28.

Изготовление шарфа и шапки.

29.

Изготовление шарфа и шапки.

30.

Раскрой меховой нити.

31.

Изготовление отделки «Вязаный мех».

32.

Низание крестиками.  Браслеты-«фенечки».

33.

Низание сеток. Ажурный браслет, серьги.

34.

Кулон из бисера «Вишня».

5.  Методическое обеспечение программы.

   Занятия в кружке  «Креативного рукоделия» способствуют трудовому, эстетическому воспитанию школьников, расширению кругозора, умению  творчески применить полученные знания, умения, навыки при изготовлении изделий, профессиональной ориентации на профессии швейного, трикотажного производства и декоративно- прикладного искусства. Занятия в кружке способствуют развитию навыков конструирования, моделирования, изготовления, оформления одежды, приобретенных   на  уроках  технологии.       Учащиеся узнают о возникновении, развитии  и применении различных видов рукоделия, материалов, технологий, в том числе компьютерных,  знакомятся с направлениями современной моды, изучают законы композиции и цветового сочетания. На занятиях девочки используют проектный метод и выполняют изделия повышенной сложности, каждая работа оригинальна и требует индивидуального подхода и учета материальных и творческих возможностей ребенка со стороны руководителя кружка. Девочки учатся работать с журналами мод, корректировать  готовые  выкройки, экономно расходовать материалы. Двухчасовые занятия не утомляют учащихся, но предполагают индивидуальные домашние задания.

   Занятия традиционно проходят в следующем порядке:  организационный  момент, повторение пройденного материала, изложение новой темы, практическая работа (индивидуальные консультации), выводы, самооценка и взаимооценка, демонстрация лучших работ.

    Занятия проводятся в кабинете, оборудованном индивидуальными столами для работы, классной  доской, Электрическими швейными машинами, оверлоком, плоскошовной швейной машиной, гладильными досками с утюгами, примерочной кабиной с зеркалами. В кабинете имеются необходимые инструменты и приспособления  для  практических работ:  ножницы, иглы, крючки, спицы, булавки, линейки.

   Учащиеся могут воспользоваться дополнительной литературой по разным видам рукоделия.

 Перед выполнением практических работ проводится инструктаж по технике безопасности, а в дальнейшем постоянно напоминается о безопасных приемах работы.

 На занятиях используются наглядные пособия

   Для 1-го года обучения – альбомы с образцами тканей и пряжи, альбомы с образцами вязки крючком и спицами, вышивки, поузловой обработки швейных изделий, чертежи основы юбок, топа, головных уборов, методические пособия для моделирования, вязания, плетения. Изделия - образцы, выполненные кружковцами.

Для 2-го года обучения – альбомы с образцами тканей и пряжи, альбомы с образцами вязок спицами и крючком, журналы мод, компьютерные диски, образцы прорезных карманов, поузловой обработки, вязаных и шитых изделий, методические пособия по конструированию, моделированию,  технологии изготовления швейных и трикотажных изделий.

6.  Список литературы.

1.  «Технология. Обслуживающий труд»  М.И. Скопцова    Ростов-на-Дону  «Феникс» 1997г.

2.   «Бисер, Основы художественного ремесла» Москва  М. ЛяукинаАст-пресс 1998г.

3.   «Бисероплетение» Е.И. Сколотнева  «Золотой век» 1999г.

4.   «Практическая книга по моделированию женской одежды»  Москва, Легпромбытиздат. 1992г.

5.   «Рукоделие»  Т.И. Еременко, Москва 1998г.

6.   «Самоучитель по вязанию крючком»  Т. Чижик, М Чижик,  Ростов-на-Дону, Проф-Пресс,  2005г.

  7.   «Вязание узоров крючком»  В. С. Кришталова,  Москва,  Русская книга

  8.   «Вязание аксессуаров в комплектах» Ростов-на-Дону, Феникс, 2005г.

  9.   Бурда   «Альбом по рукоделию», Внешсигма, Москва, 2000г.

10.   «Загадка стиля. Как стать элегантной», Д. Пузер,  Внешсигма, 1997г.

11.   Бурда   «Шитье – мое хобби», Внешсигма

12.   М. Мюллер и сын  «Платья и блузки. Конструирование» Москва 2007г.

13. «Вяжем для всей семьи» Москва, 2006г.

14   «Вязаные модели на все времена года», Москва, Эксмо, 2004г.

15.  «Вяжем модные вещи» Москва, Милена, 2005г.

16.  « Вязание. Модно и просто» 2005г.

17.   «Презентация внешности»,  Сестры Сорины, Москва 2001г.

!8   Журналы разных лет (2000-2008г.):  «Бурда», «Диана», «Маленькая Диана», «Лена», «Модный журнал», «Дуплет» «Анна»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Этнографическое рукоделие. Русский народный костюм.

Авторская программа «Этнографическое рукоделие. Русский народный костюм.» позволяет сформировать у учащихся знания о традиционной одежде русского народа, её своеобразии. Предлагаемая прогр...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Венок рукоделия»

На протяжении всей истории человечества декоративно – прикладное  творчество было неотъемлемой частью национальной культуры, оно  сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на форм...

образовательная программа по рукоделию "фантазия"

       Программа творческого объединения «Фантазия» содержит в себе многие разделы, а именно: вышивка крестом, техника «Декупаж», сухое и мокрое валяние, бисеропл...

Программа кружка "Рукоделие" (5-8 класс)

Программа кружка "Рукоделие" (5-8 класс)...

Авторская программа кружка "Рукоделие"

Программа включает два основных раздела: создание изделий из поделочных материалов, создание изделий из текстильных материалов.В программе определины конкретные изделия, выполнение которых связано не ...

Календарные учебные графики к программе к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе"Креативное рукоделие" (базовый уровень)

Календарный учебный график является составной частью образовательной программы, включает комплекс основных характеристик образования и определяет количество учебных часов по программе....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...