Самообразование
материал по технологии

Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся через проектную и исследовательскую деятельность"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования

«Развитие творческих способностей учащихся через проектную и исследовательскую деятельность»

Сроки реализации темы самообразования: 2019-2023 учебные года

Пояснительная записка

Данная тема особенно актуальна сейчас, в условиях введения ФГОС нового поколения, т.к. в основе ФГОС лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие творческой личности учащегося, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Осознание того, что стандарты активно завоёвывают свои позиции, требования модернизирующегося образования и потребность в постоянном профессиональном росте привели меня к решению использовать элементы деятельностного метода обучения младших школьников, что соответствовало теме моего самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся через проектную и исследовательскую деятельность в рамках ФГОС НОО»

Деятельный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель  лишь направляет эту деятельность  и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными.

Цель: освоить новые формы и методы работы развития творческих способностей, реализовывать деятельный подход в обучении, способствующий успешному обучению младших школьников, повысить уровень обученности учащихся и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, формировать желания и умения учиться, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи:

  1. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
  2. Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
  3. Использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД.
  4. Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
  5. Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.

Источники самообразования:

СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Условия реализации:

  • кабинет;
  • компьютер;
  • дидактический, наглядный материал (таблицы);
  • методическая литература.

Формы самообразования:

Индивидуальная:

- посещение уроков коллег;

- изучение научно – методической и учебной литературы;

- участие в работе методического объединения школы и города.

Групповая:

- участие в работе методического объединения школы и города;

- курсовая подготовка;

- изучение научно – методической и учебной литературы;

- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.

Планируемые результаты:

  • разработка рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС;
  • разработка и проведение уроков (в том числе, открытых) с использованием современных образовательных технологий; создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий;
  • разработка новых форм, приёмов обучения, доклады, выступления, публикации на школьном, муниципальном уровне;
  • умение оказать практическую помощь коллегам;
  • повышение качества преподавания предметов;
  • участие в семинарах, конкурсах различного уровня
  • й деятельности на заседаниях городского методического объединения, в сети Интернет;
  • создание личного сайта;
  • формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение степени самостоятельности обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
  • активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициатив учащихся - участие в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности.

Форма отчета по проделанной работе: письменный отчет.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Диагностический

  • Анализ профессиональных затруднений.
  • Определение цели и задач темы.
  • Составление плана работы по выбранной теме самообразования.
  • Курсы повышения квалификации.
  • Подписка на методическую литературу
  • Изучение методической, педагогической и психологической литературы.
  • Участие в конкурсе Педагог года в номинации «Педагогический дебют»

2019-2020

Прогностический

  • Изучение опыта работы педагога по выбранной теме.
  • Пополнять страничку своего сайта.
  • Участвовать в различных педагогических конкурсах, блиц – олимпиадах, онлайн-олимпиадах.
  • Выступление на заседании МО по теме самообразования.
  • Получение первой квалификационной категории

2020-2021

Практический

  • Открытые уроки на школьном уровне.
  • Самоанализ и самооценка своих уроков.
  • Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
  • Посещение уроков учителей школы.

2021-2022

Обобщающий

  • Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.
  • Выступление на заседании МО по теме самообразования.
  • Участие и результаты в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
  • Консультативная помощь учителям и учащимся.
  • Оформление результатов работы.

2022-2023

Литература по теме самообразования

1.Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.

2.Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2006 г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

4.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. –Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. –212с.

5.Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт. –2012. –No1 (Январь). –ART 1202. –URL: http://e-koncept.ru/2012/1202.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. –ISSN 2304-120

6. В.А.Сухомлинский «Процесс овладения знаниями и умственное развитие». Изб. пед. соч. – М.,: 1980, т.2., стр. 238-259.

7. И.С.Якиманская «Личностно-ориентированное обучение в современной школе». М.: 1996; изд. 2-е, 2012.

8. А.Адлер., Р. Ассаджиоли О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 2014. – стр. 15-105.

9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999.

10. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. М. Высшая школа, 2015

11. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С.Р. - М., 2010

12. Репин И.Е.. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...