Технологическая карта урока
материал по технологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема занятия: «Древесина – природный конструкционный материал».
Класс: 5класс.
Тип занятия: комбинированный
Формы работы:
Цель занятия: Познакомить учащихся с природными конструкционными материалами, видами древесины и ее строением; формировать умение применять полученные знания; развивать трудолюбие, аккуратность в работе.
Структура занятия
1.Мотивационный этап (5минут)
2.Целеполагание (5минут)
3.Планирование деятельности (5 минут)
4.Практическая работа (30 минут)
5.Подведение итогов (30минут)
6.Рефлесия (5минут)
Инструменты и оборудование:
- Учебник «Технология» 5 класс;
- Карточки с заданиями (каждому ребенку);
- Ватман для практической работы;
- Комплекты образцов древесины различных пород .
Методы обучения:
словесные, наглядные, практические, репродуктивные
Формы работы:
самостоятельная, групповая
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты обучения.
Личностные | Предметные | Метапредметные |
формирование уважительного отношения к труду, таких качеств личности, как целеустремлённость, взаимопонимание, бережное отношение к природным ресурсам и понимание важности сохранения экологической безопасности. | Развивать у учащихся умения по определению вида ,сроения древесины. | познавательные УУД: дети учились самостоятельно формулировать тему и задачи урока после обсуждения в группах; находить оптимальные средства и материалы по изготовлению наглядного пособия. регулятивные УУД: ребята учились работать по плану, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы. Коммуникативные УУД: формировались при работе в группах: это умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и аргументировать свою точку зрения. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приемы УУД |
| Приветствие учеников. Проверка явки учащихся. Вступление. Сегодня предлагаю провести урок в виде игры «Лаборатория исследования древесины». Вы,ребята, играете роль ученых-исследователей. Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир. Кроме того, лес имеет большое значение для хозяйства страны. Вырастить лес – непростое дело. Сначала сеют семена, потом высаживают крохотные саженцы, ухаживают за ними. Дерево растет среднем 90-120 лет, прежде чем его можно срубить и получить древесину для изготовления изделий. Знаете ли вы, что - береза среднего размера имеет 35...40 тысяч листьев общей площадью 100...150 квадратных метров - cосна занимает около 15% всех лесов России, ель – 12%. - самая распространенная хвойная порода российских лесов – лиственница. Она занимает 40% всей площади наших лесов. | Дети включаются в урок. Слушают внимательно. | Коммуникативные: умение слушать. Регулятивные: регулирование своих действий, прогнозирование деятельности. |
| Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепостные сооружения, орудия труда и многое другое. И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины. Назовите их. Итак, тема исследования : «Древесина – природный конструкционный материал», Записать на доске. | Мебель, музыкальные инструменты, игрушки и т.д. Записывают тему урока в тетрадь Формулируют с помощью учителя цели на урок. | Личностные:осознание своих возможностей Регулятивные: регулирование своих действий Познавательные:умение формулировать цели и задачи. |
| А сейчас давайте составим план наших исследований:
2.Практическая работа (изготовление плакатов) 3.Отчет о проведенных исследованиях. План урока записать на доске. |
| Коммуникативные:организованность Познавательные: умение анализировать этапы урока Регулятивные: контроль своей деятельности. |
4.1 Актуализация знаний
4.3 Закрепление Практическая работа | После выполнения организуется взаимопроверка, оптимальным являться будет отчет каждой группы После отчета плакаты сдаются учителю. Беседа с детьми Существуют деревья имеющие листву, их называют? И деревья имеющие хвою, их называют? Назовите древесные породы которые относятся к лиственным? Хвойным? Из каких частей состоит дерево? Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части А сейчас давайте назовем «положительные качества древесины» и «отрицательные качества древесины» Отчет 1группы: Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую - вершинную. Поверхность ствола (рис. 8) покрыта корой (7). Кора - "одежда" для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой (6) - проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца (4). Что по ним можно узнать? Рыхлый и мягкий центр дерева - сердцевина (1). От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи (2). Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева, камбий (5) - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. "Камбий" - от латинского "обмен" (питательными веществами). Отчет 2 группы: Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола (рис. 9). Разрез (1), проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез (2), проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез (3) проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние. Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам: текстуре, запаху, твердости, цвету. Отчет 3 группы: Текстурой древесины называют рисунок на ее поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон. Ценные породы древесины строгают на тонкие листы (шпон), которые наклеивают на изделия. Физкультминутка А сейчас закрепим знания, для этого вам нужно решить тест (Приложение 3). Ребята, изучите описание пород деревьев в учебнике. Раздаю комплекты образцов древесины различных пород, 1 комплект на группу. Внимательно рассмотрите образцы и определите породы древесины записывая признаки в карточку (Приложение 4). Если остается время то можно предложить ученикам интересные сведения о различных породах деревьев (Приложение 5). |
Ребята выполняют задание Лиственными Хвойные береза, осина, дуб, ольха, липа и др. сосна, ель, кедр, пихта и др. Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои Записывают в тетрадь Легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом. Горючесть, коробление при высушивании, подвержена гниению. Учащиеся слушают и рассматривают рис. 8 Строение древесины. (в учебнике) Можно определить возраст дерева. Записывают в тетрадь основные разрезы ствола:
Работают в группах Выполняют практическую работу | Личностные:развитие ответственности за свою деятельность. |
5.Подведение итогов урока 5.1 Рефлексия | Ребята, какие знания вы сегодня получили? Достигли ли мы целей урока? Проверим. Как называется природный конструкционный материал, получаемый из стволов деревьев при распиливании их на части? Назовите виды деревьев? Ребята посмотрите пожалуйста на доску, там нарисована гора, оцените, пожалуйста себя сегодня на уроке от подножия к вершине: Вершина горы Урок понравился, весь материал мне понятен Подножие горы Урок не понравился и я ничего не понял | Выступление каждой подгруппы Древесина Лиственные, хвойные Оценивают свою работу, рисуют человечка в каком-либо месте горы | Личностные: умение провести самооценку Регулятивные:построение деятельности Познавательные:умение сформулировать последовательность действий, выявлять допущенные ошибки и найти способ их утранения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...